стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
21

Имя Александра Матвеевича Кованько — в Золотой Книге

В Гатчинском Доме культуры 6 октября имя основоположника военного воздухоплавания России, генерал-лейтенанта Александра Матвеевича Кованько было внесено в «Золотую книгу Санкт-Петербурга». На торжественном мероприятии присутствовали прямые потомки Кованько — его внучка Елизавета Евгеньевна Сергеева, правнучка Мария Олеговна Аугустайтене и ее сын Александр.

 © gtn-pravda.ru

Благодаря Александру Матвеевичу началось изучение влияния воздушных полетов на организм человека. К этим работам он привлек военного врача Мунта. В результате полетов, выполненных в УВП, появились исследования о влиянии высоты подъема на состояние аэронавта, которые дали возможность судить о пригодности офицеров и нижних чинов к новому виду военной службы. Подобные работы в то время за границей еще не проводились. Большой заслугой Кованько явилась разработка и внедрение щелочного способа получения водорода, который в отличие от кислотного не требовал громоздкого обоза с оборудованием и был более удобен для использования в полевых условиях. Его научные изыскания получили международное признание. В 1900 году на парижской международной выставке он был удостоен высшей награды — Гран при «за совокупность изобретений и за пользу, принесенную воздухоплавательной науке». Через четыре года на всемирной выставке в американском Сан-Луи, А.М. Кованько также был отмечен наградой за сделанные изобретения.

После Русско-японской войны боевой опыт воздушников был обобщен, и по инициативе Александра Матвеевича началось формирование крепостных и полевых воздухоплавательных подразделений в армии и на флоте. В УВП под его руководством была создана группа для полетов на дирижаблях и сооружен эллинг. Офицеры группы построили в 1908 году первый русский дирижабль «Учебный» мягкого типа, объемом тысяча двести кубических метров, на котором успешно летали. По их проектам к 1913 году было построено несколько кораблей мягкой и полужесткой схем. Часть из них была передана воздухоплавательным ротам и в дальнейшем они использовались в первой мировой войне. К ним относятся «Альбатрос», «Голубь» и «Ястреб». Это были дирижабли малого и среднего объемов, от двух восьмисот до десяти тысяч кубических метров. Благодаря энергии и инициативе генерала Кованько появилась недалеко от Гатчины, в д. Сализи, база для подготовки пилотов дирижаблей и испытаний управляемых аэростатов. Она располагала двумя крупными эллингами. Во время войны Александр Матвеевич представил оригинальный проект жесткого дирижабля без подвесной гондолы. Его каркас — сварной, трубчатый. К нему прикреплены фермы наподобие небольших крыльев, на которые устанавливались четыре двигателя с дистанционным управлением. На проект была получена привилегия номер 25544 от 13 июня 1916 года.

Когда широкую известность получили успехи американцев, братьев Райт и французских конструкторов Луи Блерио, Габриеля Вуазена, Анри Фармана и других, 7-й отдел РТО, а также многие передовые россияне развернули широкую пропаганду в печати в пользу создания авиации. В том же году был учрежден Всероссийский аэроклуб, к совету которого были прикомандированы представители военного и морского министров, а также Генштаба. Среди первых сторонников развития авиации в России был и генерал Кованько.

Весной 1910 года генералу Кованько разрешили приступить к подготовке летчиков в Гатчине, По его указанию поручик Георгий Горшков подготовил на военном поле, этого живописного городка, аэродром. В конце мая туда доставили аэропланы. После их сборки и опробования воздухоплаватели Горшков и Руднев начали учиться летать. Им суждено было стать первыми офицерами-летчиками, подготовленными в России. В октябре того же года Горшков приступил к обучению летному делу воздухоплавателей. Вскоре был сформирован авиационный отдел ОВШ, во главе с подполковником Сергеем Ульяниным, одним из первых русских летчиков. Осенью следующего года в Гатчине состоялся первый выпуск военных летчиков. В него вошли: капитан Вегенер, штабс-капитаны Данилевский, Дацкевич, Карлов, Сахаров, поручики Бродович, Гавин, Модрах, Панкратьев, Соловьев, Фирсов.

Что не мог уже сделать Александр Матвеевич — это обучиться полетам на аэроплане, о чем очень сожалел. К этому времени ему исполнилось пятьдесят четыре года. Среди воспитанников Гатчины было много отменных летчиков, прославивших отечественную авиацию. Достаточно назвать имена основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова, первого полярного летчика Яна Нагурского, основоположника теории и практики воздушного боя Евграфа Крутеня, «аса асов» Александра Казакова. В своих докладах и статьях Александр Матвеевич убеждал, что России жизненно важен мощный военный воздушный флот. Кованько убеждал, что необходимо спешное его создание «в самой России, русскими руками из русских материалов…» А пока: «страшно подумать — двигатели выписываем из-за границы и все задумываемся, как бы переселить французов или немцев к нам, чтобы они работали у нас…». Если так будет продолжаться, то в случае объявления нам войны придется «попросить противника подождать воевать, пока самое нужное и самое главное нам подвезут из-за границы».

 © gtn-pravda.ru

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,