В Балаклаве после реконструкции открылся музей-укрытие подлодок
Балаклавский подземный музейный комплекс открылся после реконструкции, выполненной военными строителями в рекордные сроки. В музее была обновлена экспозиция, появились новые экспонаты, мультимедийные экраны, подсветка и звуковые эффекты, отремонтированы помещения площадью 19 тысяч квадратных метров.
— Военные строители за два месяца превратили музей в новый современный арт-объект, — рассказал журналистам заместитель министра обороны России Тимур Иванов, посетивший сегодня музейный комплекс. — Мы действуем поэтапно. Первым проектом была Дорога памяти на территории главного храма Вооруженных сил России, а сейчас продолжение — этот музей, посвященный Черноморскому флоту и подводным лодкам. Здесь завершен первый этап, осенью приступим к реализации второго.
Замминистра сообщил, что в Балаклавский музей будут переданы новые экспонаты от Центрального военно-морского музея МО Российской Федерации и Черноморского флота, в том числе — подводная лодка проекта 633, которую можно будет осмотреть изнутри.
В результате реконструкции музей получил современные системы вентиляции и очистки воздуха, видеонаблюдение, помещения были защищены от сырости и влаги, стены очищены и покрыты специальной краской, а полы забетонированы.
Директор музея Юрий Тарариев сообщил, что Музей фортификационных сооружений, в состав которого входит Балаклавский подземный комплекс, был передан Управлению специальных проектов минобороны России. Это позволило провести такую масштабную реконструкцию в короткие сроки. Работы начались 19 февраля, а уже 9 мая музей принял первых посетителей. Строители работали в несколько смен, даже ночью. В результате бывший секретный военный объект был впервые приспособлен к работе в качестве современного музея и подготовлен к приему большого потока туристов. По словам директора, до реконструкции комплекс посещали около 250 тысяч человек в год.
— Если раньше мы рассказывали на словах, как все могло происходить во время ядерного удара, то сейчас человек может все это прочувствовать на себе, увидеть, как идет взрывная волна, услышать работу счетчика Гейгера, — говорит Тарариев. — Ядерный арсенал теперь представлен в истинном виде, можно проследить всю процедуру загрузки торпед на подводную лодку. Рядом выставлены модели кораблей — носителей ядерного оружия. Это первый авианесущий крейсер «Киев», атомный крейсер «Адмирал Нахимов», ракетный корабль на воздушной подушке «Бора», который и сегодня находится на вооружении флота.
Из новых экспонатов — гусеничный подводный аппарат МТК-200, напоминающий луноход. Это уникальная разработка советских конструкторов, предназначенная для поиска затонувших подлодок. В 1970-х годах в СССР было выпущено всего три таких аппарата. Также музею был передан настоящий спускаемый космический аппарат «Союз», который был в космосе. Долгое время он использовался на Черноморском флоте для тренировок космонавтов на случай приводнения.
Экскурсию завершает пантеон памяти, в котором под потолком развешаны белые бумажные кораблики, а навстречу зрителю плывут лица погибших моряков.
— Пантеон памяти появился по инициативе Тимура Иванова, — говорит Тарариев. — В нём представлены 3,5 тысячи портретов подводников, воевавших в годы Великой Отечественной войны.
О базе в Балаклавской бухте
Засекреченная подземная база ВМФ создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 кт, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов, в том числе объект 825 ГТС «гидротехническое сооружение» — укрытие для подводных лодок и экипажей 613-го и 633-го проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9 500 тонн.
В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой — арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов. Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно — в три смены. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка.
В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подлодок. Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.
©Видео с youtube.com/ https://www.youtube.com/embed/XD9w74wXcHU
https://sev.gov...fo/news/154736/
https://tass.ru...hestvo/11402477
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
18.05.2120:35:06
18.05.2123:24:10
18.05.2121:23:57
19.05.2102:40:47
18.05.2121:53:18
21.05.2119:00:10
19.05.2113:30:56
19.05.2121:55:12