стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
24

Не пряником единым… Региональные продуктовые бренды прославят родной край

  • Фото: Евгения Новоженина // РИА Новости
  • Фото: Евгения Новоженина // РИА Новости

В нынешнее время глобальной торговли, товары с указанием места происхождения пользуются высоким доверием потребителей. Развитие региональных брендов на внутреннем и внешнем рынках дает толчок для эволюционирования экономики не только на уровне региона, но и на уровне страны.

Сегодня нет необходимости убеждать потребителей в изысканности вкуса французского сыра Рокфор, описывать изумительный аромат пармской ветчины или особенности употребления мексиканской текилы. Качество этих товаров, равно как и репутация производителей, остаются неизменно высокими. За эти бренды потребители во всем мире готовы переплачивать, зная, что они выбирают продукцию гарантированного качества.

У России также есть свои предметы гордости: вологодское масло, башкирский мед, кавказские воды, тульские пряники и многие другие продукты, ставшие региональными брендами, хорошо известными в мире. По данным АО «Российский экспортный центр», по итогам первого квартала 2017 года продовольствие стало одной из самых быстрорастущих статей российского экспорта — прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года превысил 18%. Николай Калмыков, директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС убежден, что «создание брендов региональных продуктов питания может стать одним из драйверов развития региональной экономики в России, как это происходит в Европе».

Наследие царской России

Дореволюционная аграрная Россия не единожды доказала остальным державам, что является страной с громадными возможностями, которые могут кормить полмира. Так, в начале XX века аграрии Сибири ворвались на мировой рынок с продуктом, ставшим одним из символов России за рубежом — сливочным маслом.

Другой пример — Иван-чай. Растение из семейства кипрейных за границей знали как русский чай. Страны Европы, где он пользовался огромным спросом, скупали чай десятками тысяч пудов. Были времена, когда иван-чай находился на втором месте среди продуктов, которые заготавливались для экспорта в страны Европы. Русский чай был популярен за рубежом не меньше, чем заморские шелка или дамасская сталь.

Еще одним всемирно известным продуктом из России стала белевская или «прохоровская» (по фамилии купца, который изобрел уникальный рецепт лакомства в г. Белев Тульской области) пастила. В 1890 году белевская пастила получила свой первый приз на выставке садоводства в Санкт-Петербурге. Вплоть до 1917 года пастила была постоянным участником Всемирных ярмарок-продаж в Париже. Оттуда она попала в Англию, Канаду, Бразилию, Египет и даже в Австралию. Эксперты уверяют, что неповторимый вкус и аромат белевской пастилы обеспечивался двумя компонентами: отборным кисло-сладким антоновским яблоком и свежестью диетического куриного яйца.

Радует, что большинство популярных в прошлом брендов, доставшихся в наследство современной России, сегодня переживают второе рождение и становятся визитными карточками регионов.

Театр начинается с вешалки, регион — с бренда

По мнению экспертов, возрождение брендов и их последующее активное развитие, является свидетельством стабильности экономической ситуации региона. Более того, известный бренд, да еще с историей, повышает инвестиционную привлекательность, а также создает положительный имидж региона не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Однако чаще всего путь на мировую арену бывает долгим и сложным. Чтобы сделать его для отечественных брендов менее тернистым, необходимо разработать комплекс мер. Эксперты уверены, что добиться положительного эффекта помимо постоянного совершенствования технологических процессов и строгого контроля качества продукции по признанным международным стандартам, позволит создание официального реестра таких продуктов и поддержка данной категории товаров на законодательном уровне.

Made in Russia звучит гордо

Первым шагом в этом направлении можно считать обсуждаемую в Минсельхозе РФ «легализацию» продиндустрии в Госпрограмме сельского хозяйства до 2020 года и создании при Минсельхозе Института развития региональных продуктов. В Минсельхозе отмечают, что в развитых странах товары с указанием места их происхождения, приносят производителям дополнительную доходность. А в России, считают эксперты, целесообразно создавать национальные зонтичные бренды и группировать их в нишевые товарные группы с национальной принадлежностью, например «русская рыба», «русское яблоко».

Немаловажное значение для продвижения брендов имеет и продуманная маркетинговая политика. Один из ее действенных механизмов, кстати, успешно опробованных в прошлых веках русскими купцами и предпринимателями, — организация и участие во всероссийских и международных выставках и ярмарках. И сегодня на таких форумах не обходят стороной вопросы, связанные с перспективами развития отечественной продукции с географическими индикатором происхождения.

«Развитие и поддержка продуктов с географическим индикатором позволит не только повысить маржинальность отрасли производства и продажи сельхозпродукции, но и внести вклад в развитие сельских территорий, сократить отток сельского населения, сохранить культуру и традиционные виды хозяйствования в отдельных регионах России, — заявил директор Департамента информационной политики и специальных проектов Минсельхоза России Дмитрий Краснов во время проведения выставки «Золотая осень-2017» в октябре текущего года.

Брендам — быть!

Согласно исследованию Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», Тульский пряник был назван самым узнаваемым брендом среди гастрономических брендов регионов. Среди прочих, на территории ЦФО были отмечены, тамбовский окорок, тверские пожарские котлеты, липецкая минеральная вода и медовуха из Владимирской области.

Фото: Андрей Варенков//Myslo.ru

«Тульская кондитерская фабрика «Ясная Поляна» продолжает дело, начатое еще в 1685 году — именно в этом году было найдено первое письменное упоминание о знаменитом прянике. С середины XIX века популярность тульского пряника была настолько велика, что о нем рассказывали сказки, а в старинных былинах упоминали о печатном прянике, которым богатыри заедали вина заморские. Тульские пряники имеют чудесное свойство долго не черстветь и сохранять свои вкусовые качества. В тесто для них добавляют самые разнообразные пряности: корицу, душистый перец, гвоздику, кардамон, мускатный орех, бадьян, имбирь, эфирное мятное масло, ароматические эссенции, а также орехи, изюм, цукаты, от того и имеют они такое название. Современные кондитеры сохранили древние традиции и заняли достойное место в сегменте кондитерских изделий, прежде всего благодаря высокому качеству. Сегодня продукция фабрики соответствует единому международному стандарту качества ISO 9000. С 01 июня 2017 года Тульский пряник включен в бортовое меню авиакомпании «Аэрофлот». Договор был подписан в присутствии губернатора Тульской области Алексея Дюмина. «Мы гордимся тем, что один из символов нашей области — тульский пряник — отныне будет представлен на рейсах Аэрофлота. Для региона партнерство с крупнейшей российской авиакомпанией — это объёмный и стабильный заказ на тульские кондитерские изделия и большой вклад в сохранение наших старинных традиций. Для нас важно, что тульская продукция будет известна не только в России, но и во всем мире», — подчеркнул губернатор. Кроме пряника, Тула также до сих пор обладает уже упомянутым старинным брендом международного масштаба «Белевская пастила».

Следующим брендом в рейтинге на территории ЦФО были названы тамбовский окорок и тамбовская картошка. Тамбовский окорок, ставший легендой в советские времена, можно смело называть «визитной карточкой» региона, который переживает второе рождение. В прошлом году на выставке «Золотая осень» в Москве тамбовскую экспозицию посетил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, пошутивший, что пришел сюда буквально на запах тамбовского окорока. Как рассказал Александр Жупиков, генеральный директор ООО «Жупиков» производителя деликатеса — «тамбовский окорок — это такой же бренд региона, как и тамбовская картошка, которой также славится наш край, и производить плохой продукт просто недопустимо».

Изображение: Литография-карикатура «Угощение Наполеона в России», худ. И.И.Теребнев

Еще один кулинарный рецепт прошедший сквозь века — это «Калужское тесто». В XVII—XIX вв.ека эта сладость из Калужской области пользовалась огромной популярностью. В карикатуре «Угощение Наполеона в России» художник Иван Иванович Теребенев (1780- 1815) изобразил Наполеона провалившимся в кадку, на которой надпись: «Калужское тесто». Солдат-гвардеец засовывает ему в рот коврижку с надписью: «Вязьма», ратник ополчения наливает горячий сбитень «вскипелось в московском пожарище», а казак кладёт в сбитень перец. С 2011 года этот бренд возрожден и доступен для всех желающих.

Список уникальных продуктов на территории Российской Федерации можно продолжать еще долго. Можно уверенно заявить одно — планомерное развитие региональных рынков, а особенно уникальных местных брендов, кроме всего прочего, повышает туристическую привлекательность регионов — гастрономические турне являются одним из самых любимых развлечений для туристов. А значит продуктовые бренды могут считаться основой для устойчивого развития экономики всей страны.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 1
    Clausson Clausson
    22.11.1718:41:09

    И тем не менее до сих пор нет главного.

    1) Нет защиты региональных товарных знаков - законодательно никто не запрещает делать тульские пряники, например в ЯНАО. «Вологодское масло» сделанное за пределами страны из пальм уже давно никого у нас не удивляет.

    2) Нет защиты рецептуры и качества. Что бы заслужить право назвать продукт «Пармской ветчиной» — производитель должен очень многое доказать комисси (которая при этом строга и придирчива). Причем начинается все с генетики животных, кормов и правил откорма… Исследуются абсолютно все параметры определяющие качество продукта.

  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    23.11.1704:50:09

    ну да! ГОСТ нужен!(или регламент) никто не мешает конкретному производителю в Туле написать и защитить ГОСТ ХХ.ХХХ «Тульский пряник», где будет прописана рецептура, режимы выпекания и т. д., а вот выпускать Тульский пряник по ГОСТу в Новосибирске уже никто запретить не может…не наш метод

    это мне напоминает историю с коньяком, все знают, что коньяк делают только во Франции, только в провинции Коньяк, но по всему миру делают напиток под названием коньяк, и никто не парится, что это сделано не в Коньяк…и пьют с удовольствием, например ваш покорный слуга это напиток очень даже любит, а как же: «шашлычок под коньячок вкусно очень»    

    Отредактировано: SergeySeverny~04:50 23.11.17
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,