стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
81

Президент ЗАО «ГСС» Андрей Калиновский: «Мы перешли на такт 10 дней»

Нынешний 50-й авиасалон в Ле-Бурже стал важной страницей в истории программы нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100. Во второй день работы выставки прошла торжественная церемония передачи первого самолета SSJ100 стартовому заказчику из Западного полушария - мексиканской авиакомпании Interjet. А накануне, 17 июня, было подписано соглашение об основных условиях сделки на поставку 20 самолетов российской лизинговой компании «Ильюшин Финанс Ко.», которая намерена передавать их в лизинг авиакомпаниям Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Постоянный автор журнала «Взлёт», специальный корреспондент ИТАР-ТАСС Алина Черноиванова встретилась в Ле-Бурже с президентом ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» Андреем Калиновским и попросила его рассказать о последних новостях компании и ожидаемых в ближайшее время новых поставках «суперджетов».

 

1 февраля 2013 г. Вы были назначены президентом ЗАО «ГСС». Как Вы оценили состояние компании на тот момент и какие цели поставили перед собой?

Сказать, что что-то принципиально изменилось с моим приходом в компанию, было бы неверно. Компания находится на очередном этапе развития, у нас по большей части закончился этап разработки самолета и его модификаций, всевозможных испытаний, и мы перешли в этап серийного конвейерного производства и поставки самолетов. Для этого потребовались изменения в компании: мы ориентируем ГСС на конвейерную сборку, на интересы конкретных заказчиков, чтобы обеспечить сроки выполнения контрактов, надлежащее качество поставляемой техники, а также, естественно, приемлемую себестоимость и привлекательную цену самолетов. Сегодня это становится приоритетной задачей ГСС. Переход из стадии опытно-конструкторских работ на этот этап требует реструктуризации, пересмотра бизнес-процессов, повышения эффективности.

На конец прошлого года долг ГСС составил 62,8 млрд руб. Как планируете сокращать долговую нагрузку?

Компания ГСС создана «с нуля». Если мы посмотрим на опыт Boeing и Airbus, то у них есть «продукты-доноры». У Boeing - это B737, прибыльный проект, который является «донором» инвестиций в новые разработки. У Airbus - это A320. Наша же компания таких «проектов-доноров» не имеет, так что на первом этапе развития компании убытки неизбежны. Мы инвестируем значительные средства в разработку самолета, его испытания, продвижение на рынок. До нашего прихода рынок был успешно поделен. Никто нас там, конечно, не ждал. И сам выход на рынок - это тоже определенные инвестиции. У нас есть утвержденный бизнес-план, который мы предоставили во все финансовые институты, кредитующие наш проект. Мы рассчитываем, что в 2014 г. компания выйдет на операционную прибыль. Сколько самолетов с начала года уже изготовила ГСС? На данный момент собрано 10 самолетов, включая опытные образцы*.

Каков такт производства (отрезок времени, по истечении которого из сборочного цеха выходит очередной новый самолет) в Комсомольском-на-Амуре филиале ГСС?

Мы сейчас перешли на такт 10 дней.

Какие инвестиции запланированы по проектам SSJ100LR и Sukhoi Business Jet?

Основные инвестиции в SSJ100LR уже завершены. Сейчас идет процесс сертификации, в июле должны его завершить. Сразу после получения дополнения к сертификату типа первый такой самолет будет передан авиакомпании «Газпромавиа». Всего «Газпромавиа» получит до конца этого года три самолета в версии LR. Что касается Sukhoi Business Jet, то мы планируем показать первый такой самолет на МАКС-2013.

SBJ на МАКС-2013 - это самолет, сделанный как «бизнес-джет» с нуля, или переделанный из ранее летавших?

С нуля. Сейчас заканчиваются его испытания в Комсомольске-на-Амуре. В конце июня его перегонят в Ульяновск на покраску, затем он перелетит в Жуковский на монтаж интерьера. Как раз к МАКСу мы хотим показать самолет с новым интерьером.

А кто делает дизайн интерьера?

В данном случае, так как речь идет о внутреннем заказчике, дизайн разрабатывался одной из российских компаний. У вас будет возможность оценить дизайнерские способности российских компаний и сравнить, например, с итальянскими дизайнерами (речь идет о салоне SSJ100, разработанном по заказу мексиканской авиакомпанией Interjet итальянской группой Pininfarina. - прим. ред.).

По SBJ у Вас уже есть контракт на два самолета с опционом еще на два с компанией Comlux Aviatoin Group. Есть еще заказы от коммерческих структур?

Проект только стартовал. Интерес проявляют и коммерческие структуры, и государственные, и зарубежные партнеры. Но «бизнес-джет» - это не только интерьер. Это такой же серьезный проект, как LR. «Бизнес-джет» - это значительно увеличенная дальность, это дополнительные топливные баки, установка дополнительного трапа, масса функций, которая отличает его от «обычного» самолета. Ведь если взять «обычный» самолет и просто поставить в него мягкий салон, мы получим «псевдо-бизнес-джет».

Насколько увеличена дальность полета?

Сейчас наши технические службы прорабатывают вопросы, связанные и с двигателем, и с аэродинамикой. Когда мы ставим дополнительные баки, нужно переделывать всю топливную систему. Мы должны эти моменты согласовать с теми, кто поставляет комплектующие. Меняется математика, поэтому мы должны сделать новые управляющие программы для всего самолета. SBJ - серьезная программа, над которой мы продолжаем работать. Да, мы начинаем выходить на рынок, предлагая сейчас первый, упрощенный вариант «бизнес-джета». Когда проект будет реализован в полном объеме, мы пока просчитываем. Просчитываем и инвестиции, т.к.создание «бизнес-джета» - это значительные инвестиции.

Каков график обмена самолетов SSJ в парке «Аэрофлоте» - из версии light на версию full?

С «Аэрофлотом» согласован протокол по замене самолетов, и по графику до конца этого года мы заменим семь самолетов, три самолета остаются на следующий год. Один самолет версии full уже поставили, следующая поставка - в июле.

Какова судьба самолетов, которые Вы выводите из парка «Аэрофлота»?

Решаем этот вопрос. Вторичный рынок самолетов - не совсем профиль нашей компании, но если так получилось, то решаем и его. У нас есть заказчики на эти самолеты как внутри России, так и за рубежом. На части самолетов будут внедрены сервисные бюллетени. Но уверен, мы все эти самолеты продадим.

Насколько дешевле, чем новый SSJ, могут быть эти самолеты?

В каждом конкретном случае - своя цена. Многое зависит от остаточного ресурса блоков и компонентов, поставленных на самолет, от остаточного ресурса двигателей, от требований заказчика по компоновке салона. Да, цена будет ниже, чем у нового SSJ. Но все зависит от каждого конкретного самолета и требований к нему от заказчика.

Сколько планируется поставить самолетов в рамках консолидированного госзаказа?

Работа по формированию консолидированного госзаказа, в т.ч. на наши самолеты, ведется. Заинтересованность от госструктур на SSJ есть, но сказать, сколько, в какие годы и кому будут поставляться эти самолеты, пока не могу. Определенность появится, когда мы выйдем на контракты.

А первый госзаказчик, которому вы передадите самолет в этом году?

Мы пока не знаем. Все зависит от финансирования госзаказа. У нас есть несколько заказчиков, но кому из них будут выделены средства на SSJ в этом году, кто будет первым, пока трудно сказать.

Что с контрактом с индонезийской Kartika Airlines?

Компания в свое время сделала обеспечительный взнос в рамках исполнения контракта. Сейчас Kartika Airlines находится в процессе реструктуризации. Но контракт не отменен. Мы находимся в ожидании, когда компания подтвердит готовность к дальнейшей реализации контракта.

Когда на кастомизацию в Венецию, в компанию SuperJet International отправятся очередные самолеты для мексиканской Interjet?

До конца июня в Венецию будут отправлены два самолета**, а до конца года всего будет передано восемь Sukhoi Superjet 100.

В первый день авиасалона представители акционеров SJI с итальянской стороны довольно четко сказали, что недовольны финансовым состоянием компании и видят смысл в пересмотре партнерства. Вы в принципе довольны сотрудничеством с SJI?

Да, довольны. Надо понимать, мы вышли на внешний рынок, идет серьезная борьба и, конечно, желание акционеров повысить эффективность бизнеса и перестроиться в соответствии с реалиями, с которыми мы столкнулись сегодня, объяснимо. Те компании, которые способны быстро перестроиться, как раз и становятся успешными. В данном случае акционеры, я считаю, абсолютно правильно задают вопросы. Наш первый опыт выхода на рынок показал, что нам необходимо повысить эффективность бизнеса. Акционеры решают, по какому пути пойти. Производственная кооперация с Finmeccanica у нас только увеличивается. В первый день авиасалона подписали контракт с одной из компаний группы Finmeccanica по светотехническому оборудованию для SSJ. Так что Finmeccanica все больше вовлекается в проект, в т.ч.по поставкам комплектующих.

В конце апреля российско-киргизская межправительственная комиссия поручила Минпромторгу и ГСС разработать возможную схему финансирования самолетов SSJ для киргизских авиакомпаний. Есть ли уже определенность по возможному объему заказа и его финансированию?

Работа идет. Мы направили все необходимые материалы киргизской стороне, и ждем их решения.

Завершена ли финализация контракта с авиакомпанией «Московия»?

В июне должны финализировать. Сейчас лизинговая компания ГТЛК обсуждает с «Московией» условия финансирования.

ГСС подавала в суд на «Армавиа»...

Один из двух самолетов SSJ100, поставленных «Армавиа», находится под обременением. Чтобы процессуально снять обременение и передать другому заказчику, нужно формальное решение суда. Такое решение будет принято в ближайшее время.

«Армавиа» остается должником ГСС?

Нет. Компания ничего не должна.

«ЮТэйр» запросила у ГСС самолеты в моноклассной компоновке без фиксированного бизнес-класса. Что это означает для ГСС?

103-местный самолет. Это новая спецификация. На сегодня могу сказать, что мы нашли техническое решение, согласовали внутренние графики реализации проекта, и он находится в стадии выполнения. Известны уже поставщики кресел. И независимо от того, что вопрос финансирования сделки находится в стадии согласования между ВЭБ, «ЮТэйр» и ГСС, мы уже реализуем этот проект. Первые поставки планируются во втором полугодии 2014 г.

Почему все производители авиатехники заявляют каталожные цены, по которым в реальности самолеты, кажется, никогда не продаются?

Стоимость продажи самолета складывается не только и не столько из цены самого самолета. Она подразумевает послепродажное обслуживание, поставку запчастей, обучение и т.д.. Из всех этих компонентов и складывается стоимость контракта. Поэтому, когда говорят, «мы продаем самолеты», надо понимать, что на самом деле мы продаем не только самолеты. Самолеты - это только часть большого контракта и большого бизнеса. Как правило, компании максимально стараются удовлетворить заказчика. Можно, например, предложить более низкую цену самолета, но более дорогое послепродажное обслуживание. Можно наоборот, продать самолеты дорого, но снизить эксплуатационные расходы. Поэтому каталожная стоимость самолета - это стоимость контракта в целом. Это цена, по которой производитель обеспечит заказчика полным набором всех услуг по контракту. А потом с каждым конкретным заказчиком начинается обсуждение технического обслуживания, послепродажной поддержки, поставки запчастей и прочего.

ГСС последний раз поднимала каталожную стоимость SSJ100 в начале 2012 г. В отчетности Объединенной авиастроительной корпорации по МСФО за 2012 г. говорится, что в 2018 г. необходимо провести очередное повышение...

Конечно, как у любого авиапроизводителя, у нас есть желание поднять цены, зарабатывать больше, получать прибыль. Но на самом деле сейчас мы достигли определенного этапа, выпускаем модификации проекта - 103-местный, LR, «бизнес-джет». Просто так прийти и сказать, что с 2018 г. берем и повышаем цены - это будет неправильно. Повышение цены связано в первую очередь с дальнейшим совершенствованием самолета. Мы разработали и согласовываем программу совершенствования SSJ100, которая в обозримом будущем - примерно через 5 лет - даст дополнительные преимущества тем, кто купит наш самолет. Преимущества с точки зрения расхода топлива, комфорта, уровня шума в салоне, функции системы бортовых развлечений, возможно, и некую новую, более современную модификацию двигателя. Вот под это уже можно говорить о повышении цен.

Головной самолет SSJ100/95B для мексиканской авиакомпании Interjet на авиасалоне в Ле-Бурже

Фото: Андрей Фомин


Комментарии «Взлёта»

* Имеются ввиду 10 самолетов SSJ100, сборка которых завершилась в течение января–июня 2013 г. Семь из них к моменту публикации интервью уже были облетаны. Это: опытный образец самолета SSJ100/95LR (№95032, февраль), первый самолет для «Аэрофлота» в комплектации full (№95025, февраль), третий и четвертый самолеты для Interjet (№95028, март, и №95036, июнь), второй и третий самолеты для Sky Aviation (№95027, апрель, и №95031, июнь), второй самолет для Lao Aviation (№95030, май). Еще три машины к середине июня прошли все этапы сборки, но к моменту проеведения авиасалона в Ле-Бурже в воздух пока не поднимались. Это: опытный образец SBJ (№95009), второй самолет комплектации full для «Аэрофлота» (№95029) и первый самолет SSJ100/95LR для «Газпром авиа» (№95033). Их облет ожидается в ближайшее время.

 

** Речь идет про третий самолет для Interjet (№95028), впервые поднявшийся в воздух 24 марта 2013 г., и четвертую машину для этого заказчика (№95036), взлетевшую уже в дни авиасалона в Ле-Бурже, 19 июня 2013 г.


Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 1
    RMDR RMDR
    21.06.1321:52:44
    Надеюсь 10 астрономических дней. Кто подскажет на заводе 5, 6 дневная рабочая неделя?
    • 1
      Нет аватара ArtDem
      22.06.1309:14:52
      Скорее всего официально 5-ти дневная (для инженерного состава) но при необходимости никто против работы в выходные возражать не станет. По крайней мере так на Иркутском авиазаводе, на Комсамольском скорее всего аналогично)
    • 1
      Bobcat Bobcat
      22.06.1309:39:46
      Пятидневка с 8.00 до 16.45, обед с 11.30 до 12.15. Выходные добровольно либо по производственной необходимости (добровольно-принудительно). Сверхурочные работы - то же самое. Работы сверх рабочего времени и кроме прямых обязанностей оплачиваются, выходные вдвойне. В Новосибирске так.

      ЗЫ А Калиновский неплохо так на повышение пошёл.
      Отредактировано: Bobcat~09:41 22.06.13
  • 6
    Evgeny46 Evgeny46
    21.06.1322:41:50
    не буду спешить радоваться. Вот увижу 3-4 стабильных месяца по три штуки подряд - тогда и порадуюсь. А то в начале года про 15дневный такт говорили
    • 0
      Нет аватара bars_16
      21.06.1322:52:17
      Три,возможно, будет уже в июне. Погосян в ле-Бурже сказал, что по 3 борта будут собирать со второй половины 2013г,если так,то 25-26 взлетят в этом году.Пусть даже чуть меньше,но это уже хорошие темпы роста...
      • 1
        Tezen44 Tezen44
        21.06.1323:50:08
        ...в один из последних дней, а следующий к середине июля... пока может быть 3 - 2 - 3
    • 0
      Нет аватара Krausse
      22.06.1308:29:29
      10-ти дневный такт мы ощутим только через 9 месяцев, когда самолеты, построенные по этому такту начнут сдавать.
      Хочется дождаться момента, когда наши самолеты можно будет купить как автомобиль в салоне: пришел, выбрал и через пару недель тебе его уже выкатывают новенький и блестящий    
  • 1
    Нет аватара darkman70
    21.06.1323:07:06
    Процесс идёт потихоньку.. И это радует.
  • 0
    Рустам Павлов Рустам Павлов
    21.06.1323:23:08
    Новость хорошая, радует, что темпы производства растут, приятно также, что есть экспортные контракты. Интересно почему со стороны наших партнеров по ТС заказов нет, ведь для Казахстана и Белорусии вариант отличный, поставить его на региональные перевозки и пускай летает
    • 1
      Нет аватара laerss
      22.06.1303:37:39
      Они уже затарились Эмбраерами
  • 0
    Нет аватара Molot1979
    22.06.1311:18:08
    Друг у меня работает простым работягой в Новосибирске, на НАПО им. Чкалова, как раз там, где г-н Калиновский директором был. Говорил о бывшем директоре много, но только матами. Зарплата была нищенская, народ уходил толпами, вдобавок г-н Калиновский занялся "сокращением издержек", пустив под нож многие штатные единицы и приговорив разом весь инструментальный цех. Есс-но, потом пришлось закупать инструмент втридорга, ведь он весь на заказ... В довершение всего установил себе зарплату в 2 млн в месяц. Это когда фрезеровщик получал 13. Потом, наконец, этого Калиновского убрали, новый директор, Смирнов, сам из отрасли, при нем задышалось легче. А Калиновский, как видим, не пропал. Пошел на повышение. Глядишь, и там новые порядки наведет, что все придется с нуля отстраивать. Ничему история людей не учит. При Союзе дураков убирали на повышение в Москву, а потом удивлялись, чего это СССР так скоропстижно рухнул? А дураки в высоких креслах задавили.
    • -7
      Нет аватара ak262
      22.06.1314:16:09
      2 Molot1979
      Друг у меня работает простым работягой в Новосибирске, на НАПО им.
      Чкалова

      Да ладно, работяги всегда недовольны, как говаривал Рожественский "матроса куда не целуй - всё жопа". За что им платить-то, брюзжать только горазды, а как до дела дойдет - работать некому, хорошо хоть всегда шугануть можно бездельника благодаря нашему либеральному трудовому кодексу и нанять нормального исполнительного гастера, только это и держит в рамках. Недавно техник, обслуживающий всякую лабуду в офисе и рядом (кабели там под фальш-потолком протянуть, здесь привинтить, там подтянуть, ну вообще "старший куда пошлют") и по какому-то стечению бюрократических обстоятельств числящийся в моем поддепартменте взбрыкнул и начал просить в июне повышенной надбавки, ему видите ли за сидение на попе ровно денег мало. Шуганул наглеца в 24 часа, во-первых пенсионный возраст, во-вторых регулярные опоздания, взяли таджика - не нарадуемся, шуршит как элетровеник, за себя и за того парня, разве что вместо уборщицы корзинки не выносит и столы не вытирает. Так-то. Тоже, небось, жалуется на несправедливость и плозое начальство, а вот работать надо было.
      • 3
        Нет аватара bars_16
        22.06.1315:01:03
        За что им платить-то, брюзжать
        только горазды, а как до дела дойдет - работать некому


        Такую хрень мог написать только человек без мозгов...
        • -2
          Нет аватара ak262
          24.06.1311:09:33
          Такую хрень мог написать только человек без мозгов...

          "Такая хрень" - лейтмотив выступлений множества представителей крпуного бизнеса в стране. Они тоже без мозгов? "Если они такие глупые - то почему ж тогда такие богатые?"    
      • 2
        Нет аватара Molot1979
        22.06.1315:10:12
        Ну, мой-то на жопе ровно не сидит, работает на заводе уже три года, устраивался фрезеровщиком в инструментальный, сейчас, вроде, перевелся в другой цех. Что слышал от него лично последние три года - то и пересказал. Имею все основания верить этому непосредственному свидетелю, который вообще-то не просралополимерщик, а нормальный адекватный человек. Старого директора просто ненавидит, о новом отзывы сдержанно-благожелательные.
        • 0
          Нет аватара kavlad
          23.06.1313:27:39
          Три года не такой большой срок. Скорее всего он вам транслирует байки старожилов.
          • 0
            Нет аватара Molot1979
            24.06.1306:01:03
            Простите, а собственных впечатлений он за три года совсем не вынес? Байки могу транслировать я, как ни дня там не работавший. Но не человек, отпахавший три года и не собирающийся увольняться, кстати. Но в одном вы правы - все это относится к ПРОШЕДШЕМУ времени. Сейчас по его словам, ситуация стала намного лучше.
        • 0
          Нет аватара ak262
          24.06.1311:05:50
          Ну, мой-то на жопе ровно не сидит, работает на заводе уже три года,

          Ну ладно, будем считать, что ваш рабочий, и вообще абстрактный рабочий - разные материи. А то почитаешь форумы всяких НАПО - КНАППО - сплошняк негатив, все недовольны.
      • 0
        Нет аватара azurel
        22.06.1318:59:34
        А вы чем занимаетесь, тем что наглецов всяких шугаете, начальников тоже развелось пруд пруди от того и работать некому, но вместо того чтобы нормально все организовать, где люди будут работать с высокой мотивацией и получать за это хорошо, умеют только шугануть и нанять чуть-ли не рабов за копейки пользуясь тяжестью положения эмигрантов, да только не везде такое возможно, на серьезном производстве таджики не помогут.
        • 0
          Bobcat Bobcat
          22.06.1322:05:04
          на серьезном производстве таджики не помогут

          А в оборонку таджика и не возьмут. И слава Богу.
          вместо того чтобы нормально все организовать, где люди будут работать с высокой мотивацией и получать за это хорошо, умеют только шугануть

          Для рабочего хорошо - это сколько?
          • 0
            Нет аватара ak262
            24.06.1311:07:41
            А в оборонку таджика и не возьмут. И слава Богу.

            Если без допусков - почему не взять? Достаточно много низкоквалифицированных рабочих нужно и в оборонке. К тому же квалификация - джело наживное.
            Для рабочего хорошо - это сколько?

            А сколько рынок предложит. Где-то и 15 тыр - хорошо, а где-то и 50 - некузяво.
        • 0
          Нет аватара ak262
          24.06.1311:04:38
          вместо того чтобы нормально все организовать, где люди будут работать с высокой мотивацией и получать за это хорошо

          Мои люди (в основном) работают с нормлаьной мотивацией и получают столько, насколько наработали. Если работа может быть выполнена таджиком за 13 тыр, она должна выполняться таджиком за 13 тыр, а не отечественным "потомственным пролетарием", который будет понты кидать и требовать к себе особого отношения и 30 тыр/мес. Я хоть и государственные днеьги тасую в ФЗП, а не свои, но блюду хозяйскую копейку. Если работа высококвалифицированная - она будет выполняться за те деньги, которые за нее платит рынок. Все элементарно. Если работяги бухтят, что им мало платят, значит, скорее всего, столько онии стоят. Если недоволен - не 1940 год и не крепостное, ворота не закрыты.
    • 0
      Bobcat Bobcat
      22.06.1321:43:26
      Зарплата была нищенская

      Не знаю ни одного человека на Чекалде, который бы получал меньше 20.
      пустив под нож многие штатные единицы и приговорив разом весь инструментальный цех

      ПРИН завода до него грохнули. Это предшественников Калиновского стоит благодарить за дерьмовый инструмент.
      фрезеровщик получал 13

      Когда? Сейчас ученик получает от 7 до 10. Квалифицированный фрезеровщик получает нормально.
      НАПО им. Чкалова

      Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П. Чкалова».
      Отредактировано: Bobcat~22:07 22.06.13
      • 0
        Нет аватара Molot1979
        23.06.1308:38:32
        Это сейчас. А я говорил про то, что было)

        Тринашку он получал как раз при Калиновском, работая в том самом инструментальном цехе, потом зп стала расти, а сейчас он ушел на станки с ЧПУ, там нормально платят.

        Я знаю, но полный вариант уж очень длинный, назвал, как привык за 15 лет)
  • Комментарий удален
  • 2
    Евгений Фещенко
    22.06.1318:58:56
    По поводу операционной прибыли в 2014 г.

    Каждый из проектов бюджета НАПО им. В.П. Чкалова в период с 2008г. по 2012г., т.е. в то время когда генеральным директором являлся А.В.Калиновский, предусматривал выход на точку безубыточности, но в отчетах отражались все возрастающие убытки. В 2011г. - 1,8 млрд. руб. За 2012г. отчет не опубликован в связи с присоединением НАПО к ОАО "Компания "Сухой", тенденция же явно не изменилась.

    Наверняка, и на новом месте работы "эффективный" менеджер будет действовать по принципу "Завтра, завтра, только не сегодня...".

    Это наглость "на федеральном уровне" - полагать, что вокруг склеротики и кретины.
  • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,