• Завершающим материалом по итогам развития электроэнергетики в 2018 году я решил сделать обзор по модернизации электростанций. Он получился не столько статистическим, сколько информационным — не о каждой модернизации говорят в новостях, часто это процесс плановый, рутинный. Поэтому, я лишь выбрал новости которые появлялись на нашем портале за 2018 год по теме модернизации, не для того что бы объять необъятное, а для того что бы лишь очертить картину. Что бы читатели моих обзоров понимали, что помимо строительства новых энергообъектов идет и тихая работа по модернизации старых. Эта работа не дает значительной прибавки энергомощности, но она необходима, так как повышает надежность и эффективность нашей энергетической системы.

    Всего же модернизация энергетического оборудования и перемаркировка добавили в 2018 году 294,8 МВт мощности.

    Всего, по данным нашего сайта, работы по модернизации проведены на 11 тепловых станциях, одной геотермальной, 5 АЭС и 16 ГЭС.

    Саратовская ГЭС

    •  © rushydro.ru

    На Саратовской ГЭС идет комплексная программа модернизации. Программа комплексной модернизации (ПКМ) Саратовской ГЭС включает в себя замену всех 24 гидротурбин, установленных на станции, в том числе 21 вертикальной турбины, которые являются крупнейшими по своим размерам в России. К настоящему времени завершена модернизация горизонтальных гидроагрегатов и восьми вертикальных, еще три находятся в процессе модернизации. В результате модернизации установленная мощность станции уже увеличилась с 1360 до 1403 МВт, а после завершения замены всех гидротурбин возрастет до 1505 МВт.

    •  © seanews.ru

    Топливно-энергетический комплекс России в 2018 г. показал устойчивую динамику не только в производстве, но и в экспорте. Собственно, именно экспортная компонента последние годы является ключевой для общей динамики отрасли. Прошедший год ознаменовался рекордами в 3 из 4 ключевых секторов: нефть, газ, уголь. Рассмотрим экспортные результаты крупнейшей отрасли российской экономики подробнее.

    •  © invest.tyumen-city.ru

    Нетопливный экспорт России в 2018 г. достиг абсолютного рекорда, составив 162,6 млрд долл. и увеличившись на 11,6%. Прежний рекорд равнялся 156,4 млрд долл. в 2012 г. Рекордных значений экспорта достиг целый ряд отраслей. Рассмотрим ситуацию подробнее.

    •  © Фото из открытых источников

    •  © Фото из открытых источников

    Продолжаем обзоры энергетики. Про традиционную энергетику я уже рассказал, а возобновляемую решил вынести в отдельный обзор. Я знаю, отношение к ней разное. Некоторые считают, что солнечная и ветряная энергия России вообще не нужны. Но мое мнение другое. Я считаю, что самая гибкая энергосистема та, в которой используются все виды электрогенерации, которые не конкурируют между собой, а дополняют друг друга. В условиях единой энергосистемы такой подход самый гибкий, надежный и экономически эффективный. Но, безусловно, нельзя делать ставку исключительно на конкретный вид энергогенерации, но этого в России и не происходит.

    Всего в 2018 году в России введено 328 МВт объектов возобновляемой энергетики по совокупной мощности. Для сравнения, в традиционной энергетике введено более 4.3 ГВт мощности в 13 раз больше.

  • В отсутсвие Севера (надеюсь, временное) предлагаю Вашему вниманию итоговый отчёт, посвящённый кораблям и катерам, пополнившим в 2018 году состав ВМФ и Береговой охраны ФСБ России, а также поставленным на экспорт.

    1. Фрегат «Адмирал Горшков» проекта 22350

    Построен ПАО Судостроительный завод «Северная верфь»

    Заводской № 921 — спущен 29.10.10 — подъём флага 26.07.2018

    •  © Фото из открытых источников

    •  © Фото из открытых источников

    Наш портал традиционно считает предприятия агропрома и пищевой промышленности отдельно от предприятий обрабатывающего сектора. И если последних в 2018 году открылось 216, то агропром этот показатель достаточно серьезно обошел — в 2018 году открылось 269 предприятий агропрома.

    •  © dnr-live.ru

    По предварительным данным ассоциации «Руссофт», в 2018 г. совокупный оборот российских софтверных компаний в рублевом эквиваленте перевалил за 1 триллион. Экспорт отечественного ПО в долларах превысил 10 млрд — рост по сравнению с предыдущим годом на 19%.

  • В предыдущей публикации я сделал обзор запущенных в 2018 году электростанций. А теперь посмотрим какие же еще электростанции строятся в России на данный момент. Всего я насчитал 16 крупных объектов мощностью свыше 100МВт. Среди них энергоблоки трех АЭС, одна плавучая АЭС (за сложность и инновационность идет в зачет), две ГЭС. Остальные электростанции тепловые.

    1. Нововоронежская АЭС-2

    •  © Фото из открытых источников

    На энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2 стартовал последний крупный этап пуско-наладочных работ перед физпуском — горячая обкатка реакторной установки.Она должна подтвердить работоспособность основного и вспомогательного оборудования и систем реакторной установки уже в проектных режимах на рабочих параметрах.

  • В 2018 году в России запустили 11 новых электростанций мощностью выше 100 МВт. Более мелкие электростанции не учитываем. Так же в обзоре не представлены объекты возобновляемой энергетики. Суммарная мощность введенных объектов составила более 4 ГВт! Среди новых электростанций два энергоблока АЭС. С них и начнем.

    1. Ростовская АЭС, 4-й энергоблок

    •  © energybase.ru

    14 апреля 2018 года в 09:41 в рамках этапа «Опытно-промышленная эксплуатация» (ОПЭ) реакторная установка энергоблока № 4 Ростовской АЭС (г. Волгодонск, филиал концерна «Росэнергоатом, входит в электроэнергетический дивизион «Росатома») выведена на 100% мощности.

    19 июня на энергоблоке № 4 Ростовской АЭС успешно завершились сдаточные испытания (комплексное опробование) перед приёмкой блока в промышленную эксплуатацию.

    Энергоблок ВВЭР-1000/320 мощностью 1000 МВт

    Строительство энергоблока обошлось примерно в 82 млрд рублей.

    •  © Фото из открытых источников

    Росстат опубликовал оперативные данные по объёмам промышленного производства в 2018 г. (http://www.gks.ru/bgd/free/B18_00/Main.htm) Они потом ещё будут уточняться: сначала в мае выйдет статсборник «Россия в цифрах», потом в конце года появится «Российский статистический ежегодник» — и обычно уточнение идёт в сторону небольшого увеличения (плюс 1-2 млн т / млрд куб. м и т. п.). Поэтому подведём производственные итоги ключевого для экономики России топливно-энергетического комплекса в 2018 г.

    •  © Фото из открытых источников

    В своей недавней публикации я подвел статистику по общему количеству производств. В 2018 году было реализовано 215 новых инвестиционных проектов связанных с производством промышленной продукции. Но часть из них это небольшие производства. Почему мы их считаем? На то есть две причины:

    1. Часто объемы инвестиций не разглашаются, и не всегда можно «на глазок» оценить стоимость проекта. Может сложится ситуация, когда крупные проекты будут приняты как мелкие или наоборот. Поэтому лучше считать все.

    2. Часто важные и нужные стране производства не требуют громадных вложений. Особенно это касается импортозамещения, когда казалось бы мелочь, какие-нибудь медицинские повязки или перчатки Россия полностью импортировала. И свое производство, пусть оно и не слишком большое, но стратегически важное. И такие проекты нельзя исключать из обзоров.

    Но все же, хочется подвести небольшой итог именно по крупным производствам.

    •  © portnews.ru

    Атомные ледоколы ФГУП «Атмофлот» в 2018 году осуществили проводку 331 судна общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн. Как сообщает пресс-служба Атомфлота, в сравнении с 2017 годом вместимость проведенных судов увеличилась на 5 млн тонн.

    Количество проводок при этом сократилось (2017 год — 493 судно), что связано с завершением активной фазы строительства в порту Сабетта и сокращением потока судов, перевозящих строительные грузы. Кроме того, с началом вывоза сжиженного природного газа (СПГ) из порта Сабетта танкерами-газовозами класса Yamalmax выросла валовая вместимость судов, проводимых ледоколами. Выручка предприятия по итогам 2018 года составила 6 806 млн руб. (в 2017 году — 6 622 млн руб.). Производительность труда выросла с 3 669 тыс. руб./чел. в 2017 году до 3 802 тыс. руб./чел в 2018 году.

    •  © news-r.ru

    Как я писал в свой предыдущей статье, по итогам 2018 года Росстат посчитал, что доходы россиян выросли лишь на 0.3%. Да, эти данные очень предварительные, и полной информацией Росстат будет обладать лишь к концу года. Но публикация Росстатом этой цифры уже вызвала вал упаднических настроений в СМИ, которые правда предпочитают использовать другую цифру: «-0.2%" к доходам, то есть с учетом компенсационной выплаты пенсионерам в прошлом году.

    Но как же так? Ведь судя по другим экономическим показателям, рост доходов россиян в 2018 году был куда как более значительным. По данным того же Росстата реальные зарплаты выросли на 6.8%, вырос авторынок, вырос рынок авиаперевозок, рынок ипотеки, выросли сбережения. Все говорит о том, что доходы выросли куда больше, чем на практически незаметные 0.3%. Конечно, никто не говорит, что россияне вдруг стали все богачами, что исчезла бедность и уровень благосостояния теперь не является проблемой России. Конечно, нет.

    Но все же, все говорит о том, что 2018 год стал первым годом с начала кризиса, когда доходы граждан России выросли заметно и ощутимо. И вот я наткнулся на еще одно подтверждение этому.

    •   © Роман Ковригин/Сделано у нас

    •  © Роман Ковригин/Сделано у нас

    В 2018 году на заводе «Промлит» г. Чебоксары (входит в Концерн «Тракторные заводы») производство деталей для тележек грузовых вагонов выросло на 74,6% по сравнению с 2017 годом. Общее же производство литья выросло на 38%. Об этом порталу «Сделано у нас» сообщили в пресс-службе «Тракторных заводов»

    •  © chez.su

    Не очень хочется особенно философствовать по поводу предрекаемого краха экономике России, прогнозы которого особенно обострились в прошлом году. На самом деле, если с 2014 года подобный пессимизм был более или менее оправдан, по приине санкций и одновременного падения цен на нефть, то 2018 год наверное первый, когда тональность риторики сетевых всепропальщиков сильно разошлась с действительностью.

    •  © gazprom-neft.ru

    Год закончился, и пришла пора подводить итоги 2018 года по новым производствам. Заодно хочется сравнить итоги минувшего года с 2017 годом.

    Если вдруг кто-то не знает: наш сайт делает ежемесячные обзоры новых производств, которые можно найти по этой ссылке. На основе этих обзоров и подготовлен этот отчет.

    В обзоре я не только подсчитал общее количество производств, но и разбивку по отраслям, по источникам инвестиций, ну и, конечно, я подбил общую сумму инвестиций, хотя она и довольно приблизительна, ведь у многих проектов размеры инвестиций не сообщаются.

    •  © minenergo.gov.ru

    Минэнерго РФ: В 2018 г. в России добыто 431,7 млн тонн угля, что на 10,6% больше чем в 2017 году и на 1,4% больше чем в рекордном 1988 г.

    В 2018 г. добыто самое большое количество угля за всю историю РФ и РСФСР!

    Советский рекорд добытого угля состоялся в 1988 г. и составил 425,5 млн тонн.

    Стр. 31 Данные о советском рекорде по добыче угля в 1988 г.

    Поздравляю всех шахтеров- гордость России!

    •  © aviation21.ru

    2018 год был насыщен событиями в авиационной отрасли России. Выделить из череды новостей что-либо, как самое значимое, не получается, потому что многое из того, что происходило, может считаться событием года. Сюда можно отнести и первый полёт модернизированного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, и начало испытаний прототипа модернизированного ракетоносца Ту-160М2 и начало серийного производства истребителя пятого поколения Су-57.

    Не менее важные события происходили и в гражданской авиации страны. На лётные испытания был передан второй опытный самолёт МС-21, началось строительство первого самолёта Ил-96-400М (Ил-496), двигатель ПД-14 получил сертификат типа, на Суперджет 100 поступили новые заказы от иностранных первевозчиков и в тоже время, выявились серьёзные проблемы у силовой установки этого самолёта — двигателя SaM146.

    Но обо всём по-порядку.

  • В 2018 году поставки новой авиационной техники в Вооруженные Силы России снизились по сравнению с предыдущими годами, и в количественном отношении упали примерно до уровня 2013 года. Это связано с тем, что в настоящее время Министерство обороны России поддерживает фактически только три серийные закупочные программы в области боевой авиации (Су-30СМ, Су-34 и Су-35С), причем годовые темпы закупок по ним несколько снижаются. При этом Вооруженные силы России испытывают нехватку летного состава для эксплуатации наличной авиатехники.

    Всего, по известным данным, в 2018 году Вооруженные Силы России получили 36 боевых самолетов нового производства (14 Су-30СМ, 12 Су-34 и десять Су-35С) и 14 учебно-боевых самолетов Як-130.

    •  © ic.pics.livejournal.com

    Фронтовой бомбардировщик Су-34 (бортовой номер «11 красный»), построенный по гособоронзаказу на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова (филиале ПАО «Компания «Сухой») и поступивший в состав 2-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 21-й смешанной авиационной дивизии 14-й Смоленской Краснознаменной армии ВВС и ПВО Центрального военного округа, дислоцированного на аэродроме Шагол (Челябинск). Декабрь 2018 года (с)

    •  © www.aebrus.ru

    В 2018 году автомобильный рынок вырос на 12,8% или на 204 854 штуки проданных новых автомобилей по сравнению с 2017 годом. В 2018 году в январе — декабре было продано 1 800 591 автомобиль.