•     Зеки так и не завершили Сахалинский тоннель, который должен был стать частью связывающей Японию и Россию железной дороги. Поэтому колбу с огнём Универсиады пришлось везти морем и, увы, шторм помешал паруснику «Седов» добраться до Владивостока.

    Почему стройку прекратили со смертью Сталина — неизвестно. Однако факт остаётся фактом: проект закрыли почти на шестьдесят лет. Сейчас идея получила второе рождение. В этом году будут проведены проектные работы, а через несколько лет, если всё пойдёт по плану, железная дорога свяжет Сахалин с континентом.

    Впрочем, в отличие от строек двадцатого века, основной упор в наши дни делается на гражданское строительство. Примерно раз в год в России проходит какое-нибудь мероприятие мирового уровня, к нему приурочивается строительство инфраструктуры и, под руководством Шувалова, который курирует у нас сейчас главные стройки страны, возводятся масштабные объекты.

    В 2012 году во Владивостоке к саммиту АТЭС построили два очень важных для города моста, университет и ещё несколько десятков объектов помельче. В 2013 году строители массово заканчивают строить Казань, в которой будет проведена Универсиада. В 2014 году Шувалов со своей командой будет принимать дороги и стадионы в Сочи… Спасибо нашим политикам, мероприятиями уровня олимпиад и чемпионатов мира мы плотно загружены как минимум до конца десятилетия.

    Есть мнение, будто всё это — мышиная возня по сравнению со временами СССР. Дескать, раньше были и Братская ГЭС и БАМ и много чего ещё — а сейчас одни только ларьки и курятники, безо всякого советского размаха… Что же, давайте посмотрим на великие стройки прошлого чуть пристальнее.



    Вот, допустим, «Магнитка», крупнейший в России металлургический комбинат. Утвердили его проект в 1928 году, в 1929 начали строить, а в 1934 году был запущен первый сортовой прокатный стан «500». Строили в ритме подвига, не останавливаясь на зиму, с нарушением всех возможных норм безопасности, рабочих обучали прямо в процессе строительства.

    читать дальше