•  © ase-ec.ru

    На первом энергоблоке Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») успешно завершился один из важнейших и самый масштабный этап программы подготовки атомного объекта к вводу в эксплуатацию — горячая обкатка (ГО) реакторной установки (РУ).

    В ходе горячей обкатки, проходившей с 11 декабря 2019 года, специалисты выполнили 242 различных испытания, основная цель которых — подтверждение соответствия систем и оборудования ядерного острова проектным характеристикам при работе на номинальных параметрах, а также при разогреве и расхолаживании РУ перед энергетическим пуском энергоблока.

    На рабочих параметрах (при давлении в первом контуре — 160 кг/кв. см и температуре +2800С) проведена проверка работоспособности всех четырех главных циркуляционных насосов, продувка собственным паром главных паропроводов, проверена работоспособность систем управления и защиты реакторной установки и электропитания собственных нужд. Выполнены испытания главных предохранительных клапанов парогенераторов, компенсатора давления и многие другие операции.

    читать дальше

  •  © rosatom.ru

    11 декабря на первом энергоблоке Белорусской АЭС специалисты приступили к самому масштабному этапу пуско-наладочных работ перед началом физического пуска — горячей обкатке реакторной установки (РУ).

    Со слов вице-президента-директора проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталия Полянина, системы и оборудование, помещения, персонал, документация всех подразделений заказчика, а также специалисты наладочной организации «Атомтехэнерго» и генерального подрядчика полностью готовы к началу разогрева РУ до параметров «горячего» состояния в соответствии с требованиями технологического регламента безопасной эксплуатации энергоблока № 1 Белорусской АЭС и этапной программы препусковых наладочных работ. Соответствующее одобрение получено и от Госатомнадзора Республики Беларусь.

    В ходе горячей обкатки специалисты проверят работоспособность основного оборудования энергоблока на соответствие требованиям проектной документации, включая соответствие нормам безопасности при эксплуатации. «Мы вышли на финишную прямую программы подготовки энергоблока к сдаче в эксплуатацию, — отметил Виталий Полянин. — Следующий этап после завершения горячей обкатки, в соответствии с планом подготовки энергоблока к физическому пуску, — ревизия основного и вспомогательного оборудования первого и второго контуров энергоблока».

  •  © img4.eadaily.com

    На первом энергоблоке Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — АСЭ, инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») 01.09.2019 успешно выполнены гидравлические испытания систем и оборудования первого контура на плотность и прочность давлением 24,5 МПа.

    «Высокая готовность блока позволили нам выполнить „горячую“ гидравлику трубопроводов и оборудования первого контура на подэтапе А-1 „Испытание и опробование оборудования“ этапной программы предпусковых наладочных работ энергоблока № 1», — отметил вице-президент-директор проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталий Полянин, говоря о значимости события.

    «Испытания заняли немногим более суток и прошли практически на одном дыхании — несколько незначительных замечаний было устранено в процессе подъёма давления при выполнении работ по программе».

    В настоящее время специалисты приступили к выполнению испытаний систем безопасности на уплотнённый первый контур, также перенесённых с подэтапа А-3.1, после чего гидравлическим испытаниям на прочность и плотность подвергнутся трубопроводы и оборудования второго контура на давление 11,5 МПа, выполнить которые планируется в первой декаде сентября.

    •  © seogan.ru

    АО «СвердНИИхиммаш» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершило поставку комплекса оборудования для обращения с материалами и компонентами, не подлежащими дальнейшему использованию, для строящегося энергоблока № 1 Белорусской АЭС. Соответствующий контракт на разработку и изготовление оборудования был заключен в октябре 2017 года с АО ИК «АСЭ» на сумму более 66 млн рублей.

    читать дальше

    • https://neftegaz.ru/upload/iblock/31a/31a7e5ec7390b7a84fb5494c399f80e3.jpg
    • https://neftegaz.ru/upload/iblock/31a/31a7e5ec7390b7a84fb5494c399f80e3.jpg
    •  © neftegaz.ru

    На втором энергоблоке Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик — АСЭ, Инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») завершен один из самых трудоемких процессов - натяжение пучков системы преднапряжения защитной оболочки (СПЗО).

    СПЗО является частью внутренней защитной оболочки здания реактора. Включает 126 пучков, в каждом из которых — 55 высокопрочных арматурных канатов, состоящих из семи проволок толщиной пять миллиметров.

    Работы по натяжению СПЗО выполнялись специалистами ООО «СТС» в 7 этапов. Каждый из 126 пучков натягивался с двух сторон при помощи специальных гидравлических домкратов с усилием более 1200 тонн. Работы по натяжению горизонтальных и вертикальных пучков велись одновременно в течение 51 дня.

    читать дальше

    •  © preview.ibb.co

    На энергоблоке № 1 Белорусской АЭС (генеральный подрядчик сооружения — АСЭ (Атомстройэкспорт), инжиниринговый дивизион Госкорпорации «Росатом») специалисты приступили к монтажу внутрикорпусных устройств. Монтаж оборудования выполняется в рамках этапа контрольной сборки реактора.

    «Контрольная сборка реактора — это регламентная операция в процессе сооружения любого атомного объекта. Цель данной операции — подтвердить соответствие оборудования реакторной установки проектным характеристикам. В общей сложности до момента загрузки топлива реактор собирается трижды, и это позволяет обеспечить безопасную работу реакторной установки в период эксплуатации», — отметил вице-президент АО ИК «АСЭ» — директор проекта по сооружению Белорусской АЭС Виталий Полянин.

    Первая контрольная сборка была проведена на заводе-изготовителе, вторая ведется в настоящее время. После этого будет проведена ревизия оборудования и реактор соберут третий раз.

    В ближайшее время в реактор будут установлены внутрикорпусная шахта, выгородка и блок защитных труб, после чего будет проведена проверка соответствия зазоров оборудования проектным значениям. Затем в реактор будут загружены 163 имитатора тепловыделяющих сборок.

    читать дальше

  • Начала работу пускорезервная котельная энергоблока № 1 Белорусской АЭС.

    •  © www.atominfo.ru

    В настоящее время все четыре паровых электродных котла, размещённых в здании пускорезервной котельной (ПРК), выведены на 20% проектной мощности.

    Это позволило начать выработку насыщенного пара для технологических нужд АЭС, в том числе и для подачи пара в отопительные системы помещений вспомогательных объектов пускового комплекса энергоблока № 1 Белорусской АЭС.

    По мере готовности отопительных систем к ПРК будут подключены все объекты энергоблока.

    «Начало работы ПРК позволяет обеспечить оптимальный температурный режим для бесперебойного ведения строительных, монтажных и пусконаладочных работ на всех объектах пускового комплекса первого энергоблока в зимний период», — подчеркнул вице-президент-директор проекта по сооружению Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталий Полянин, говоря о значимости события.

    На этапе сооружения атомных энергоблоков производимый ПРК пар используется при проведении важнейших пуско-наладочных операций: горячей обкатки реакторной установки и пробного набора вакуума в конденсаторе турбины.

    В период эксплуатации оборудование котельной задействовано в планово-предупредительных ремонтах, а также обеспечивает безопасную работу энергоблока в случае аварийного отключения.

    • На БелАЭС забетонировали купол первого энергоблока
    • На БелАЭС забетонировали купол первого энергоблока
    •  © belnovosti.by

    На первом блоке Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генеральный подрядчик сооружения — АСЭ, инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») специалисты завершили бетонирования купола наружной защитной оболочки (НЗО).

    «Бетонирование НЗО завершает этап строительно-монтажных работ на здании реактора и позволяет специалистам приступить к полномасштабным монтажным и пусконаладочным работам оборудования и систем реакторной установки», — отметил старший вице-президент по управлению российскими проектами АО ИК «АСЭ» Сергей Олонцев.

    В общей сложности в купольную часть здания реактора было уложено 1500 кубометров бетона, качество которого контролировалось на протяжении всего периода выполнения работ.

  • Бугульминский завод впервые выпустил оборудование для атомной промышленности: шесть Н-катионных фильтров для Белорусской АЭС общей массой 108 тонн. Маржинальность изготовления оборудования для атомной промышленности выше, чем для нефтегазового комплекса, отметил директор БМЗ Михаил Швецов.

    На предприятии изготовлены также 18 секций аппаратов воздушного охлаждения (АВО) для компании «Уралхим», оборудование для Отрадненского газоперерабатывающего завода (в том числе теплообменный аппарат массой 50 тонн) и 9 блоков АВО для «Иркутской нефтяной компании» общей массой более 200 тонн.

    Бугульминский механический завод компании «Татнефть» в 2017 году увеличил выпуск товарной продукции на 18%, что составило 4,7 млрд рублей. Из них на заказы материнской компании пришлось 3,8 млрд рублей.

    •  © www.atominfo.ru

    В здании реактора второго энергоблока Белорусской АЭС (генеральный проектировщик и генподрядчик сооружения — группа компаний ASE — инжиниринговый дивизион госкорпорации «Росатом») специалисты завершили установку четырёх парогенераторов на штатные места.

    Каждый из них в длину 15 метров, диаметр — 4 метра, а вес каждого свыше 320 тонн.

    «Установка всех парогенераторов позволяет специалистам начать этап подготовки к сварке главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ) энергоблока», — отметил вице-президент по проекту Белорусской АЭС АО ИК «АСЭ» Виталий Медяков.

    По его словам, на этапе подготовки к сварке ГЦТ специалистам предстоит приварить парогенераторы к штатным опорам, выставить по осям главные циркуляционные насосы и укрупненные блоки трубопроводов ГЦТ.

    читать дальше

    В реакторном отделении первого энергоблока Белорусской АЭС (генеральный подрядчик — Группа компаний ASE) завершился один из важнейших этапов строительства — сварка главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ). Монтаж ГЦТ был начат 4 июня и завершен 21 августа. За 78 дней специалистами были заварены все 28 стыков с пошаговым контролем выполняемых операций.

    «Сварка перлитной части ГЦТ за 78 дней, вместо установленных директивных 84 суток, является подтверждением, что один из сложнейших этапов сооружения атомного энергоблока практически доведен до автоматизма, — подчеркнул директор по строительству Белорусской АЭС АО ИК „АСЭ“ Дмитрий Романец. — Ориентиром в нашей работе были сроки проведения аналогичной операции на строящемся энергоблоке № 2 Нововоронежской АЭС-2, где главный циркуляционный трубопровод был сварен за 72 суток. По факту, в инжиниринговом дивизионе Росатома создан новый отраслевой стандарт, предусматривающий проведение данного технологического процесса менее чем за 80 суток».

    читать дальше

    3 августа на заводе «ТЯЖМАШ» (Самарская обл.) произошло исторически значимое событие — корпус впервые изготовленного транспортного шлюза массой около 100 тонн и диаметром более 7 метров покинул территорию предприятия. Изделию предстоит путешествие из Сызрани на Белорусскую АЭС.

    Отгрузка, беспрецедентная не только для завода, но и для всего города, потребовала нестандартных решений. Для крупногабаритного элемента собрали специальную платформу длиной 27 метров и шириной 5 метров, которая передвигается 18-ти осях и 6-ти колесных парах с помощью балластного тягача. А для преодоления подъемов на дороге, сзади в специальную раму платформы упирается еще одна машина — толкач. Чтобы груз мог передвигаться по городским дорогам, по пути его следования ликвидируются крупные ветки деревьев, временно отключаются и демонтируются линии электропередач и устраняются другие препятствия. Также необычный автопоезд сопровождают три машины прикрытия и два автомобиля ДПС.

    читать дальше

    ПАО «ЗиО-Подольск» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) изготовило и отгрузило оборудование для Белорусской атомной станции (г. Островец).

    Завод завершил производство двух комплектов сепараторов-пароперегревателей СПП-1200 для машинного зала энергоблока № 2 Белорусской АЭС. На атомную станцию отправились 6 единиц оборудования общим весом около 450 тонн.

    читать дальше

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) отгрузила комплект парогенераторов ПГВ-1000 для энергоблока № 2 Белорусской АЭС.

    До специализированного причала завода на Цимлянском водохранилище комплект теплообменного оборудования, состоящий из четырех парогенераторов в сборе, доставили на автомобильном транспорте. Согласно требованиям по безопасности дорожного движения, перевозка по городу осуществлялась в ночное время суток. Операция доставки комплекта на спецпричал заняла 4 ночи.

    Водным путем оборудование дойдет до Великого Новгорода. Там изделия перегрузят на железнодорожный транспортер и отправят в Белоруссию. Общая протяженность маршрута составит 3000 км

    «При изготовлении комплекта ПГВ для второго блока БелАЭС мы выстроили образцовый производственный поток, работающий по принципу „Точно вовремя“, — отметил директор филиала Ровшан Аббасов. — На участке прошла компактизация: все необходимое оборудование выстроилось в одну цепочку, в шаговой доступности. Накопленный положительный опыт мы будем использовать в реализации очередного проекта, к которому приступили — это производство парогенераторов для Индийской АЭС Куданкулам».

    читать дальше

    Компания «АЭМ-технологии» (входит в машиностроительный дивизион Росатома — Атомэнергомаш) завершила изготовление и отгрузку комплекта ёмкостей системы аварийного охлаждения активной зоны (САОЗ) для второго энергоблока Белорусской атомной станции.

    Ёмкости САОЗ были изготовлены на Петрозаводском филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш». В процессе изготовления ёмкости подвергались тщательному контролю, включая рентгеновский, ультразвуковой контроли, цветную дефектоскопию. Ключевой контрольной операцией стали гидравлические испытания, которые все четыре ёмкости комплекта успешно выдержали.

    Приёмку оборудования на территории завода-изготовителя осуществляла комиссия, в состав которой входили в том числе представители контролирующей организации АО «ВПО «ЗарубежАтомЭнергоСтрой» (АО «ВПО «ЗАЭС»), конечного заказчика Белорусской АЭС, Департамента по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (Госатомнадзор РБ). Нужно отметить, что Петрозаводскмаш изготовил эти изделия с опережением контрактных сроков на несколько месяцев. Ёмкости отгружены заказчику железнодорожным транспортом.

    САОЗ относится к пассивным системам безопасности АЭС и включает в себя 4 гидроёмкости, каждая из которых представляет собой толстостенный сосуд из двухслойной плакированной стали объёмом 60 кубических метров, весом около 75 тонн. На станции ёмкости заполнят водным раствором борной кислоты. При падении давления в первом контуре ниже определённого уровня происходит автоматическая подача жидкости в реактор и охлаждение активной зоны.

    Белорусскую стройку № 1 от райцентра отделяет 20 километров. Дорога бежит мимо хуторов, как вдруг далеко впереди встают титанические силуэты. Две испарительные градирни, высота которых достигает 167 метров, заметны даже с телевышки в Вильнюсе. Чуть поодаль — десятки подъемных кранов, купол первого энергоблока:

    читать дальше

  • На площадке сооружения Белорусской АЭС (генеральный проектировщик — АО «Атомпроект», генеральный подрядчик — Группа компаний ASE) завершен монтаж парогенераторов энергоблока № 1. Всего специалисты установили на штатное место четыре парогенератора.

    Парогенераторы относятся к основному оборудованию реакторной установки (РУ) и предназначены для передачи тепла, произведенного в активной зоне реактора, во второй контур для генерации пара, питающего турбину.

    «Монтаж парогенераторов завершает этап установки основного оборудования первого контура энергоблока и является стартом для подготовки к следующему важному этапу — сварке главного циркуляционного трубопровода (ГЦТ)», - отметил вице-президент по проекту Белорусской АЭС Группы компаний ASE Виталий Медяков.

  • Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, успешно отгрузили заказчику компенсатор давления для второго энергоблока Белорусской АЭС.

    Компенсатор давления предназначен для работы в составе системы первого контура реактора и служит для поддержания давления в контуре при номинальных режимах работы установки и ограничений колебаний давления в переходных и аварийных режимах. Он представляет собой сосуд объемом 79 кубометров, с толщиной стенки 160 мм, в рабочем состоянии заполненный водой и паром.

    Компенсатор давления был изготовлен с опережением графика на 17 дней и сдан заказчику.

    Белорусская АЭС строится по проекту АЭС-2006, который представляет собой эволюционную доработку хорошо известной и отработанной в России энергетической установки с водо-водяными ядерными реакторами ВВЭР-1200. Проект полностью соответствует рекомендациям МАГАТЭ. Срок службы энергоблоков, построенных по проекту АЭС-2006, увеличивается до 60 лет.

    читать дальше

  • Ижорские заводы, входящие в Группу ОМЗ, успешно завершили изготовление компенсатора давления для второго энергоблока Белорусской АЭС.

    Компенсатор давления предназначен для работы в составе системы первого контура реактора и служит для поддержания давления в контуре при номинальных режимах работы установки и ограничений колебаний давления в переходных и аварийных режимах. Он представляет собой сосуд объемом 79 кубометров, с толщиной стенки 160 мм, в рабочем состоянии заполненный водой и паром.

    читать дальше

    В начале марта изготовленный в АО «ТЯЖМАШ» (г. Сызрань, Самарская обл.) полярный кран грузоподъемностью 360 тонн прибыл на место назначения — Белорусскую АЭС. После входного контроля и сборки он будет смонтирован на втором энергоблоке строящейся станции. Ранее сызранский завод поставил аналогичный агрегат для первого энергоблока, и сейчас он уже активно используется для транспортировки оборудования и строительных грузов.

    Конструктивным новшеством является сервисный подъем на портале крана, заменивший подвесную электрическую таль иностранного производства.

    Перевозка полярного крана в соседнее государство заняла около двух недель. Самые габаритные узлы — пролетные балки длиной более сорока метров — доставлялись на объект с помощью специальных тягачей и тележек. Впервые транспортная компания, с которой «ТЯЖМАШ» заключил договор, справилась с перевозкой обеих балок одновременно, что существенно сократило сроки.

    читать дальше