105

Авиадвигатель «Ритм»: легкий российский мотор на замену западным аналогам

«Истринский Экспериментальный Механический Завод» (ИЭМЗ) уже долгие годы создает современные образцы технологичных систем и двигателей для авиационных моделей. Их новая силовая установка «Ритм» при малых габаритах обеспечивает эффективную работу даже вертолетной техники. Специалисты компании отмечают, что двигатель будет выпускаться в двух различных направлениях для модификации.

В первом случае предусматривается форсирование по оборотам. Подобный силовой агрегат как раз может использоваться на современных вертолетах. Второй вариант предусматривает удвоение мощности. Этого удается добиться в результате увеличения количества цилиндров. Таким образом, двигатель становится двухрядным. Базовая версия «Ритма» оснащена семицилиндровым двигателем с рабочим объемом 11500 см3 и мощностью 200 лошадиных сил при 1 900 об/мин. Кроме того, установка предусматривает работу в разных режимах. При взлете мощность двигателя увеличивается до 260 л.с.

Специалисты завода довольно много времени уделили доведению разработки до ума. Информация о проекте появилась еще в 2014 году, однако необходимо было тщательно проработать все необходимые детали и провести испытания. Сейчас можно сказать, что Россия создала малогабаритный, довольно легкий (156 кг) двигатель для авиационной техники, который призван заменить западные аналоги, сообщили специалисты ИЭМЗ.


  • 5
    Нет аватара Arsenic
    12.10.1710:28:35

    Что-то маловато 260 л.с. для 11.5 литров.

    • 4
      Евгений Алиулин Евгений Алиулин
      12.10.1712:05:32

      Там воздушные лошади — пегасы )))))

      А если серьёзно, то наверное выигрывают моторесурсом. Тут ведь объём двигателя неважен. Важно потребление топлива на единицу мощности и в единицу времени и важен моторесурс — «пробег» между ремонтами. Ну и конечно важна масса. 160 кг для 260 лошадей наверно не так уж и много.

      ЗЫ. Конечно хотелось бы узнать все эти параметры. Но толку от них в сферическом вакууме никакого. Надо их знать еще и у конкурентов. Тогда можно сравнивать.

    • 6
      Евгений Алиулин Евгений Алиулин
      12.10.1712:12:36

      ЗЫЫ вот например немец RED A03 для нашего Як-152. Мощность 460лс, вес 363 кг. Итого удельная мощность на вес = 1,27 лс/кг.

      а у этого 200/156 = 1,28 лс/кг.

      Вполне сопоставимые показатели.

      • 0
        Нет аватара treins
        12.10.1712:25:33

        RED дизельный, а дизели тяжелые.

        • 2
          Евгений Алиулин Евгений Алиулин
          12.10.1713:00:26

          Не совсем пойму логику? Если нужен авиационный мотор с определёнными характеристиками, то при чём тут дизель? Есть тяжёлый дизель и лёгкий бензиновый. Вы какой возьмёте?

    • 11
      Нет аватара foxkeys
      12.10.1712:24:35

      Очевидно не форсированный, с малой степенью сжатия. Имеет смысл если это сделано для повышения ресурса или для топливной всеядности или для нашей климатики (-50/+50). Можно гадать сколько угодно.

      В статье совершенно недостаточно данных. А без них обсуждать приведенные характеристики — никакого смысла. Я, правда, нашел чуть больше вот здесь

      Мощность, объем и масса — сами по себе бесполезны. Допустим, жрет он чутка больше лайкоминга (по найденным данным — 250г/лс*ч, а лайкоминг IO-390 по данным вики порядка 0,2л/лс*ч, обратите внимание, не грамм, а литров, разница есть). Вроде как, наш хуже? Но! Лайкоминг изволит кушать только 100LL avgas. А наш жрет 92 бензин — почувствуйте разницу…

      По массе и объему сравнивать? Та же фигня. Мало данных по эксплуатационным характеристикам. Лайкоминг в Сибири зимой — печаль. Летом в казахстане — тоже печаль. Ангар ему подавай, с отоплением и кондиционером. Оригинальный М-11ФР (потомком которого судя по всему является Ритм) работает в любых условиях без специального обслуживания (чтобы было понятно — этот движок ставили, например, на У-2 (он же По-2))

      Так что, сказать «маловато» в нем лошадей или нет не имея полных данных — нельзя.

      Отредактировано: foxkeys~12:25 12.10.17
    • 2
      Нет аватара alexey38
      12.10.1714:54:21

      Чисто визуально здесь не видно объема в почти 12 литров (большое ведро). Похоже какая-то опечатка, может быть просто лишний ноль.

      • 4
        Нет аватара foxkeys
        12.10.1715:19:07

        Нету тут ошибки. 7 горшков по 1,6 литра каждый. Что-то типа диаметр 120мм ход 140мм или около. Точных цифр я не нашел, но у оригинального М-11 было 125*140 по данным Вики.

        Отредактировано: foxkeys~15:19 12.10.17
        • 0
          Нет аватара alexey38
          13.10.1710:29:41

          Может быть. По фото сложно понять размер с учетом визуальной перспективы.

          А так, как двигатель низкооборотистый, то да, мощность будет небольшой (мощность растет пропорционально частоте вращения при равном моменте).

          • 2
            Нет аватара foxkeys
            13.10.1711:27:08

            Мощность / литр растет в первую очередь от повышения степени сжатия. И увеличения массы топливо-воздушной смеси на единицу объема (сжатие смеси перед впуском в цилиндр, читай — турбина и прочее подобное)

            Однако, любое увеличение мощности на единицу объема сильно увеличивает тепловую напряженность. И… Двигатель воздушного охлаждения превращается в двигатель с водяным охлаждением    

            • 0
              Нет аватара alexey38
              13.10.1716:40:20

              У двигателя от Запорожца (который тоже воздушного охлаждения, хотя и не авиационный, но по массе сопоставим) соотношение объема и мощности было выше, и как раз за счет большей частоты вращения.

              При этом на максимальной мощности МеМЗы перегревались, но кратковременно выдавали такую мощность.

              • 2
                Нет аватара foxkeys
                13.10.1718:24:42

                Во первых — у двигателя Запора даже у последних моделей мощность была всего 45 «лошадей» а не 200 (точнее — там были три версии, 41, 45 и 50, причем 50 — это экзотика под 93 бензин, но самый ходовой был на 45 «сил»).

                Разница в суммарной мощности в 5 раз очень важна, т.к. существенная доля теплоотвода идет через масло и картер, которые «общие» для всех цилиндров и становятся «узким местом» при наращивании мощности. Проблема масштабирования.

                Впрочем, насчет оборотов вы тоже правы. Более высокие обороты позволяют поднять удельную мощность. Но… Ценой ресурса и надежности. Причем, надежности совершенно неприемлемой для авиации. В поездку на 120км туда и еще столько же обратно — готовили машину как в космический полет… Еще и прогноз погоды смотрели. Не дай бог +25 и выше и ездить по городу — труба дело. На трассе еще туда-сюда, а в городе по светофорам — печаль.

                К слову, я лично как минимум дважды полностью перебирал движок ЗАЗ-968М. С подбором пар ЦПГ и (весовой, увы не динамической) балансировкой пар шатунов, поршней и колец. То еще удовольствие, я вам скажу…

                P. S. Однако, должен заметить, что оригинальный М-11 по ресурсу был даже хуже «зАпора». Впрочем, он его и старше на полсотни лет. Есть разница в материалах и доступных точностях обработки поверхностей…

                Отредактировано: foxkeys~18:27 13.10.17
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,