Лого Сделано у нас
43

Оружие ВМФ России: «Шквал», обгоняющий время

Модернизация суперкавитационной торпеды «Шквал» заложена в российскую госпрограмму вооружений на 2018-2025 годы. Об этом недавно сообщил руководитель корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов.

«Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота»

Суперкавитационная торпеда способна идти под водой в воздушной каверне со скоростью свыше 300 километров в час за счет прямоточного гидрореактивного двигателя. Принята на вооружение в 1977 году. Изначально имела ядерную боевую часть мощностью 150 килотонн, затем получила боеголовку с обычным взрывчатым веществом. Сегодня находится на вооружении ВМФ России. Впереди у нее большое будущее.

Созданный в 1970-е годы «Шквал» обогнал свое время на десятилетия. Основное преимущество торпеды — невероятная маршевая скорость: 100 метров в секунду. Она же определяет ряд недостатков, включая высокую шумность, малую дальность (до 10 километров) и глубину погружения лишь до 30 метров. Торпеда не имеет головки самонаведения, координаты цели вводят непосредственно перед пуском. В прошлом веке ядерная боевая часть компенсировала все упомянутые недостатки. Современная неядерная модификация торпеды будет значительно улучшена с учетом новых целей и задач. Интерес к ней в мире огромен, а экспортный вариант торпеды «Шквал-Э» стоит около шести миллионов долларов за единицу.

Высокая цена такого оружия оправданна. Даже обычные торпеды — основное и весьма эффективное средство защиты и нападения сил флота. Это оружие совершенствовалось более ста лет. Если первые самодвижущиеся мины работали на сжатом воздухе или имели парогазовую силовую установку, то современные торпеды стали умнее и быстрее, способны наводиться с помощью гидролокатора или по электромагнитным полям кораблей и поражают цели на расстоянии свыше 50 километров. «Шквал» выделяется из общего ряда, потому что создан «за гранью возможного», с использованием космических технологий.

Появление такой торпеды обозначило абсолютную уязвимость авианосных группировок ВМС США, повлияло на развитие стратегии и тактики боевого применения сил флота.

Вопреки законам физики Торпедное оружие появилось на российском флоте в 1865 году, значительно раньше ракетного, и вскоре серийное производство торпед началось на двух заводах в Санкт-Петербурге. Экспансия закономерна. Торпеды не зависят от погодных условий, им не страшны штормовой ветер и сильное волнение. Они малозаметны. Их сложнее уничтожить. Торпеды могут быть опаснее, нежели противокорабельные ракеты (боевая часть торпеды больше, и вся энергия взрыва направлена на разрушение корпуса корабля, ведь вода не сжимается). И все же суперкавитационная торпеда — особая история.

Законы физики на нашей планете позволяют большинству кораблей и подводных видов оружия достигать скорости 50 узлов. Гидрореактивный двигатель делает торпеду еще быстрее, но ускорение движения под водой встречает значительный эффект торможения. Для наращивания скорости необходимо убрать воду с пути торпеды, оптимально — превратить плотную жидкость в газ. Как это делается?

Горячий выхлоп из ракетного двигателя частично направляется в каналы носовой части, и вода впереди торпеды превращается в пар. Таким образом, в движении создается и постоянно окружает торпеду газовая оболочка. Торпеда соприкасается с водой только узкой головной частью, в газовой среде испытывает значительно меньшее сопротивление и достигает скорости свыше 300 километров в час.

Есть и другая проблема: суперкавитация усложняет маневрирование. Изменение направления движения выводит часть массивного корпуса торпеды из каверны, и резко возрастает сопротивление среды. Многие знают, как трудно на высокой скорости высунуть руку из автомобиля, преодолевая сопротивление воздушного потока. Вода гораздо плотнее. Удалось решить и эту гидродинамическую задачу.

Кавитационную головку на носу «Шквала» сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих «объятиях». На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора (по ранее заложенной программе).

Аналогов в мире нет Торпеды нередко конфликтуют с гидрологией, то есть с перепадами плотности и температуры воды на разных глубинах, меняющейся электромагнитной проводимостью морской среды. «Шквал» создавали представители различных областей науки. Специалисты провели огромный объем исследований. Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России.

По тематике суперкавитационных торпед работают специалисты нескольких стран мира. В 2004 году представители немецкой компании Diehl BGT Defence заявили о создании суперкавитационной торпеды «Барракуда», оснащенной новейшей системой самонаведения. Якобы скорость ее настолько высока, что обгоняет собственные звуковые волны, распространяющиеся в воде. Обнаружить такую торпеду очень сложно, но по факту «Барракуда» так и не доведена до уровня реализуемого изделия.

Соединенные Штаты разрабатывают подобную торпеду с 1997 года, но и там готовых образцов до сих пор нет. В 2000 году американский гражданин Эдмонд Поуп пытался тайно приобрести в России документацию на «Шквал». Успешнее идет модернизация американской торпеды большой дальности Mark 48, размещаемой на подводных лодках. Торпеда самостоятельно осуществляет поиск, захват и атаку цели — на скорости до 55 узлов и дальности около 40 километров. Но и это, как легко понять, далеко от «Шквала».

Российские суперкавитационные торпеды уже сорок лет не имеют аналогов в мире и, если верить Борису Обносову, уходят в отрыв. Кстати, и антиторпедами располагает только ВМФ России.

Разумеется, вооружение флота важно не само по себе. Морская мощь страны — основа ее безопасности, экономического роста, присутствия и влияния в Мировом океане.

Программа АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» на период до 2020 года www.ktrv.ru/files.images/ktrv_pasport_innovac_17.07.2017.pdf

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Нет аватара Maggey
    17.08.1709:37:33

    У Шквала один существенный недостаток — невозможность совершать маневрирование. Может придумают как возможно сделать чтобы ракета могла маневрировать.

  • 1
    Нет аватара Инженер2015
    17.08.1709:41:20

    что ограничевает дальность шквала?

    ведь можно сделать её длиннее и вместить больше топлива…

    Отредактировано: Инженер2015~09:41 17.08.17
    • 0
      Нет аватара Maggey
      17.08.1710:02:30

      Дело не в дальности, а в том что из-за невозможности маневрирования надо применять определенную тактику к подходу к цели что создает дополнительный риск для атакующего + есть шанс что при активном маневрировании цели ракета может промахнуться.

    • 0
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      17.08.1712:07:29

      Инженер2015 Так она и так 8 метров и 533 в диаметре   

      Калибр — 533,4 мм

      Длина — 8 метров

      Вес торпеды — 2700 кг

      Мощность боеголовки — 150 кт в тротиловом варианте, или 210 кг обычного ВВ

      Маршевая скорость — 375 км/ч

      Радиус действия — около 7 км, до 13 км (новая версия). Старая версия — 2 км.

      Двигатель — прямоточный гидрореактивный двигатель

      Отредактировано: Vsemoguchij~12:15 17.08.17
  • 3
    SergeySeverny SergeySeverny
    17.08.1710:43:55

    в тексте чёрным по белому написано: проблемы маневрирования решены

  • 3
    Виталий Правый Виталий Правый
    17.08.1710:57:41

    недостаток недостатками, но при такой скорости торпеда, дистанцию 5 километров проходит за 60 сек, сманеврировать сложно особенно большому кораблю, к тому же надо еще и обнаружить…

    • 4
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      17.08.1711:26:09

      Уважаемые товарищи: Читайте статью!

      Кавитационную головку на носу «Шквала» сделали отклоняемой, то есть маневрирует сама кавитационная каверна, постоянно сохраняющая торпеду в своих «объятиях». На пути к цели повороты осуществляются за счет рулей и отклонения головки кавитатора (по ранее заложенной программе, Достигнутые устойчивость и управляемость торпеды в сложной среде — настоящий прорыв в области гидродинамики. Здесь мы оторвались от конкурентов как минимум на четыре десятилетия. Сегодня такое оружие серийно выпускается только в России.

      Отредактировано: Vsemoguchij~12:24 17.08.17
      • 0
        Нет аватара Maggey
        17.08.1713:28:35

        Хехе, если вы посмотрите на последнее фото, то видно что отклонение идет только по вертикальной плоскости (приводы головки есть только у вертикали), а значит она может менять только глубину при полете, а вот горизонтали нету.

        Если сделают горизонталь будет вообще супер.

        • 3
          Vsemoguchij Vsemoguchij
          17.08.1713:56:34

          А если она по оси повернётся на 90 гр.?, то уже и по горизонтали рулить будет          

          Отредактировано: Vsemoguchij~14:01 17.08.17
          • 1
            Нет аватара Maggey
            17.08.1714:05:50

            Такое теоретически возможно, но на практике видно что привод рулей уходит через отверстие в зеленом корпусе, а значит она не поворачивается.

            У меня возникла мысль сделать шарнирную головку (тогда будет в любом направлении поворачиваться) и добавить такие же два привода только по горизонтали.

            • 2
              Vsemoguchij Vsemoguchij
              17.08.1714:21:42

              У меня возникла мысль

              Не переживайте, уже решили вопрос и в том числе с наведением    

              Пока проект, но будем надеяться реализуется в жизнь!         

               https://sdelanounas.ru/bl...6859/?pid=943844#comments 

              Отредактировано: Vsemoguchij~14:59 17.08.17
        • 1
          Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
          17.08.1714:42:03

          Если торпеде не надо маневрировать по глубине, то одной плоскости отклонения рулей вполне достаточно. Другое дело, если надо стрелять по подводной лодке. Но, хотя я в этом и не спец, мне кажется, что для Шквала основная цель — надводные корабли. И маневрирование по глубине для таких целей избыточно.

          • 2
            Антон Храмов Антон Храмов
            17.08.1715:02:17

            Она не может опуститься глубже 30 метров, давление воды схлопнет кавитационную каверну.

            Чисто противкорабельное оружие.

            • 0
              Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
              17.08.1715:44:41

              Тогда, как я и думал, одной плоскости вполне достаточно. Вопрос в системе наведения.

        • 0
          Дмитри Курочкин Дмитри Курочкин
          18.08.1714:54:03

          а кто сказал что это верх? может она на боку лежит?

    • 1
      Нет аватара Maggey
      17.08.1713:22:30

      Согласен.

      Отредактировано: Maggey~13:25 17.08.17
  • 3
    OptimoPrincipi OptimoPrincipi
    17.08.1712:46:39

    Молодым комрадам я бы советовал ознакомиться с делом Поупа, — американского резидента, который охотился за Шквалом. В 2000 году он был пойман с поличным и арестован, затем помилован Путиным и отпущен. Дело поучительное — во первых речь идет о действительно мощнейшем инновационном оружии, технологии которого у американцев нет. Ну и также показывает степень нашей наивности в 2000, когда Путин сдуру помиловал этого урода. Сейчас бы он ой-как пригодился для обмена на наших в пиндоских застенках.

    • 1
      Нет аватара Maggey
      17.08.1713:40:15

      Это дело я знаю еще лет 10 назад так как очень люблю качественные документальные фильмы про спецслужбы.

    • 0
      Нет аватара mina
      25.04.1818:20:50

      с делом Поупа, — американского резидента, который охотился за Шквалом.

      Поуп срал на Шквал

      пиндосам он был НЕинтересен (тем более что в свое время они успешно «затрофеили» М4)

      а вот что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО рыл Поуп стоит реально внимательно изучить «принимающим решения» (ибо мы сами чуть у себя это не похоронили)

  • 0
    1Deniz 1Deniz
    17.08.1713:19:42

    А можно же и к подводной лодке такую технологию прикрутить наверное.Вот она была тут ,а теперь где-то там… в другом океане.Или хотя бы к беспилотной подлодке,энергетика у такого аппарата конечно должна быть гигантская ,мож уже тестируют )))

    Вроде гиперзвуковая ракета на таком же принципе,типо какая-то приблуда разряжает воздух перед ракетой и та разгоняется до бешеных скоростей.

    Отредактировано: 1Deniz~13:28 17.08.17
    • 2
      Нет аватара Maggey
      17.08.1713:34:15

      Это невозможно так как у подлодки есть надстройка которая будет «вылазить» из кавитационной каверны. К тому же чтобы образовалась каверна нужно подлодку разогнать до таких же скоростей как торпеда что просто невозможно. Законы гидродинамики.

      В воздушных ракетах там гиперзвуковой кокон сам образуется из-за огромных скоростей ракеты, а в торпеде нужно иметь специальное устройство на носу которое будет создавать каверну.

      Отредактировано: Maggey~13:35 17.08.17
    • 1
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      17.08.1713:53:02

      А можно же и к подводной лодке такую технологию прикрутить наверное

      А зачем? сигналов не передать,гидролокатор не работает, скрытности никакой и т. д.

      да и где столько топлива взять? «Шквал» километры идёт, а ПЛ необходимо тысячи километров преодолевать! Так что это уже перебор!

      • 1
        Андрей Евсеенко Андрей Евсеенко
        17.08.1714:44:10

        где столько топлива взять

        Вот как доделаем реакторы на термояде — так сразу и снимем вопрос.

  • 1
    Нет аватара Ветер
    17.08.1714:36:43

    Шквал уникальная торпеда, но…

    никакой скорости звука она не превышает, скорость звука в воздухе — 331 м/с или около 1100 км/ч, а у Шквала по ТТХ — 375 км/ч. и потом причем тут скорость звука в воздухе, если Шквал это торпеда, а торпеда как всем известно плывет в воде, а в воде скорость звука не не 331, а 1500 м/с…

    управление Шквалом сложное и годится только по глубине, а также по направлению с использование инерциальных систем, то есть гироскопов грубо говоря, у которых большая погрешность наведения, особенно на предельных дальностях, а вот аккустическую головку самонаведения, или по кильватерному следу туда не поставить, так как в каверне с такими шумами она работать не будет, то есть по точностным характеристикам это начало второй мировой, поэтому и делалась она по сути для спецбоеголовок, а с обычной боеголовкой это просто оригинальная торпеда с большой скоростью, но с кучей других недостатков, как-то отсутствие самонаведения и малая дальность… вот если в упор зафигачить, кабельтовых максимум с 10 (2,85 км если по граждански), то да, увернуться за 25 сек нереально, надо обнаружить, определить, дать команду и на уворот в лучшем случае остается секунд 10… но в этом случае при промахе или при наличии других вражеских кораблей в атакуемом ордере, лодке 100% хана… самая опасная современная торпеда, это которая ракето-торпеда, причем она тоже наша, российская, там таких недостатков нет, выстреливается по ракетному в район (то есть приблизительно, плюс минус лапоть) цели, а дальше электрическая торпеда наворачивает спираль, и вот там все виды наведения в головке, и аккустика и кильватер и магнитное, и уйти вражеской лодке или кораблю не реально, и все это на приличном расстоянии…

    • 0
      Vsemoguchij Vsemoguchij
      17.08.1714:55:07

      Очень интересная информация, отображающая задачи и развитие:

      Паспорт программы инновационного развития

      АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение"

      на период до 2020 года

      В программном периоде запланировано решить следующие задачи:

      1. Формирование научно-технического задела и проведение опытно-конструкторских, экспериментальных и испытательных работ с целью обеспечения реализуемости государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа.

      2. Удержание и расширение рыночных ниш, завоевание новых сегментов рынка за счет опережающего создания,внедрения в научно-производственную деятельность Корпорации инновационных продуктов, технологий и новых решений.

      3. Формирование внутрикорпоративных институтов и инфраструктуры, способствующих созданию и внедрению инноваций.

      4. Реализация инновационных мероприятий в области военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

      Перспективные планы научно-технического развития предприятий Корпорации предусматривают работы на следующих основных направлениях.

      1. Развитие кассетно-контейнерного вооружения с неуправляемыми и управляемыми боевыми элементами различного назначения.

      2. Разработка новых малогабаритных авиационных средств поражения «воздух-поверхность» в классе управляемых ракет и управляемых авиационных бомб в целях вооружения перспективных вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

      3. Создание беспилотных авиационных ударных систем для автономного поражения подвижных целей поля боя, критичных по времени применения оружия.

      4. Создание научно-технической, экспериментальной и конструкторской основы для дальнейшего широкомасштабного развития комплекса гиперзвуковых технологий.

      5. Исследовательские, экспериментальные и опытные работы по созданию авиационных гиперзвуковых ракет.

      6. Создание перспективного боевого оснащения стратегических ракетных комплексов.

      7. Создание космических систем и комплексов различного назначения на базе космических аппаратов малого, мини- и микро-классов, в том числе создание унифицированных космических платформ для КА различного назначения.

      8. Формирование задела и проведение экспериментальных работ в обеспечение создания распределенных космических систем на базе микро и нано-КА.

      9. Развитие технологий прямоточных воздушно-реактивных двигателей, создание новых композиционных материалов и совершенствование соответствующих технологий.

      10. Разработка универсальных малогабаритных торпед как противолодочного средства и средства противоторпедной защиты.

      11. Создание перспективных образцов высокоскоростного суперкавитирующего подводного оружия, решающих задачи в ближней зоне.

      12. Совершенствование противоминного вооружения специализированных минно-тральных кораблей и создание универсальных противоминных необитаемых подводных аппаратов для вооружения надводных кораблей и подводных лодок

      Отредактировано: Vsemoguchij~14:57 17.08.17
    • Комментарий удален
      • 0
        Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
        19.08.1710:19:31

        ASROC — это малость не то. Это просто использование обычной малогабаритной торпеды (янки туда что-то авиационное 18″ прикрутили) в качестве БЧ ракеты, просто для увеличения дальности торпедной стрельбы.

        • Комментарий удален
          • 0
            Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
            19.08.1715:58:07

            Я про Шквал, а не Водопад и иже с ним.

            • Комментарий удален
  • 1
    Иван Иванов 2 Иван Иванов 2
    18.08.1702:05:05

       

  • 1
    Нет аватара Вася Д
    18.08.1702:08:23

       

  • 1
    Е.Юрий Е.Юрий
    18.08.1702:43:35

             И управляемая тоже будет!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,