71

Старичок, который всех удивил

25 ноября 1943 года недалеко от Мурманска шестнадцать штурмовиков Ил-2 из 46 штурмового авиационного полка ВВС Северного флота совместно с бомбардировщиками Пе-2 завязали над вражеской территорией воздушный бой с 25 истребителями Messerschmitt Bf.109.

Для командира Валентина Скопинцева это был всего лишь третий боевой вылет, а у стрелка Владимира Гуменного второй.

Ил-2 успел сбросить четыре стокилограммовые бомбы, подавив одну вражескую зенитку, когда 20-мм немецкая пушка с Мессершмидта пробила ему броню и попала в генератор. Самолет был обесточен и не мог управлять ни пушками, ни пулеметами и ему ничего не оставалось делать, как возвращаться на базу…

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA

Посадив самолет на тонкий лёд озера Кривое, Валентин Скопинцев вытащил стрелка и потом еще три километра нес товарища до аэродрома.Запись в летной книжке командира: «Самолет посажен на озеро, затонул, летчик получил легкое ранение головы».

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Дети Скопинцева — Олег и Евгений пять лет назад вместе с поисковиками фонда «Крылатая память победы» исполнили мечту отца — после двух лет поисков нашли на дне озера подбитый самолет, который пролежал там 68 лет и почти полностью сохранился, покрывшись ржавчиной.
Сохранности Ила помог ил, в который он зарылся на глубине 22-25 метров, а также холодная вода северного озера. Хвостовая деревянная часть самолета была утрачена.
Реставрация Ил-2 проводилась ООО «Авиарестврация» на базе Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) им. С. А. Чаплыгина.

В 2015 году ОАК и компания «Ильюшин» договорились о финансировании большей части работ по реставрации Ил-2.

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Работая по оригинальным схемам и чертежам, реставраторы старались вернуть самолету максимально точный облик военных лет.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Спектральный анализ. Тесты, испытания. Каждый сантиметр, способный держать нагрузку — пошел в дело. Ювелирная работа.

Даже силовой каркас — из 40-х. То, что сделали в новосибирской «Авиареставрации» — не делал еще никто в мире. Не из пяти самолетов собрать один, а восстановить подлинный, да еще чтобы летал!

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Это уже второй штурмовик Ил-2, реставрируемый фондом. Всего за свою историю фонд отреставрировал около 20 боевых исторических самолетов, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Сегодня в России всего 14 самолетов ВОВ, восстановленных и поставленных на крыло.

МиГ-3Р RA-1563G также был восстановлен в Новосибирске и принимал участие в летной программе МАКС-2015.

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Восстановленный самолёт на 60% состоит из родных деталей.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Основную работу по восстановлению исторических машин ведут волонтеры. Большая часть их деятельности (групп по 15-20 человек) связана с простыми, но очень нужными для сохранения старых самолетов работами — помывке, покраске, ремонту лючков и обшивки.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Выполняются и более сложные реставрационные работы по восстановлению утраченных элементов лайнеров. Часто в реставрационных работах участвуют конструкторы и сотрудники макетного цеха.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Двигатель Allison.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Директор «Авиареставрации» Владимир Бернс даёт гарантию Ил-2: начальный ресурс 800 часов, 1200 посадок и 20 лет эксплуатации.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Первый полет на восстановленном Ил-2 совершил 15 июня 2017 г. директор института СИбНИА Владимир Барсук на аэродроме Мочище. Ровно через месяц после первого «второго» полета самолет прибыл на МАКС-2017.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Ил-2 самый массовый самолет в истории авиации, их собирали круглосуточно, доводя выпуск до сотни в месяц.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Перед советскими штурмовиками стояла сверхзадача — чтобы прицелиться, надо снизиться, но тем проще врагу в тебя попасть. Попытки навесить защиту на самолет делали его тяжелым, неповоротливым и еще более уязвимым. Конструктор Ильюшин нашел решение, сделав корпус самолета из брони.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Именно этот самолет стал родным для самого массового рода войск — пехоты. И сам стал самым массовым (за годы войны промышленность выпустила 41 тысячу этих машин) и самым универсальным самолетом Великой Отечественной войны. Его использовали для уничтожения всевозможных наземных целей непосредственно на поле боя: танков, аэродромов, кораблей, артиллерии, железнодорожных составов и путей противника.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA

По рассказам конструкторов, при всех невысоких летно-технических характеристиках и не лучшей маневренности бронированный Ил-2 отличался особой живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, от которых другие самолеты разваливались в воздухе.

За это его ненавидели немцы, прозвав «черной смертью» и любили советские солдаты, называя его «летающим танком».

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Штурмовик летчика Валентина Скопинцева — сегодня единственный летающий ИЛ-2 в России. А из четырех десятков тысяч выпущенных Ил-2 единственный такой модификации (с прямым крылом).
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Эта надпись сразу исчезла после того, как Ил-2 подняли из воды. Обнаружили ее на случайных фотографиях, по которым удалось ее прочитать и вернуть на борт. Орфографическую ошибку, допущенную в 1943 году, решили оставить.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
При сухой системе масло

заливать в баки 65 литр.

в картер мотора 16 литр.

при не слитой системе

дозалить в баки

до 55 литров по масломеру

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Будешь ты стрелком-радистом,

Хоть в душе пилот.

Станешь ты летать со свистом

Задом наперед.(частушка времен ВОВ)

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Соотношение убитых стрелков-радистов и летчиков во время войны — семь к одному, то есть на каждого погибшего летчика приходилось семь воздушных стрелков.

Мало того, что стрелку-радисту необходимо было совмещать два дела — вести огонь и передавать сообщения, так и место его в самолете было самым уязвимым — вне бронекорпуса. Внутрь их посадили только на Ил-10 в 1944 году.

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Одно место на изрешеченной броне восстанавливать не стали.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA

Задача штурмовика — на малой высоте и небольшой скорости наносить удары по наземным войскам. По этой причине их экипажи подвергаются большой опасности, и никакое количество брони не может защитить их в полной мере. Но несмотря на ужасающие потери, русские летчики штурмовой авиации оказывали остро необходимую авиационную поддержку Красной армии и помогли ей выстоять, а затем и повернуть вспять фашистское наступление.

  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Штурмовики продолжали службу в составе ВВС в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast («Лай» и «Зверь»).
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Почти любой американский или английский подросток вам с уверенностью скажет, что решающую роль в победе над фашизмом и немецкими люфтваффе сыграли ВВС их стран. Но все дело отнюдь не в пропагандистской машине США или Великобритании. К таким вещам школьники относятся достаточно прохладно. А дело в десятках или даже сотнях аэрошоу — больших и маленьких, регулярно приводящихся странами-победительницами."Когда ребенок видит в небе и на земле, скажем, самолеты Aircobra или Hurricane с отличительными знаками своей страны, элементарных вопросов к истории становится меньше", — говорит основатель фонда «Крылатая память Победы» Борис Осятинский.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
У российских авиаторов есть идея собрать все ретро-самолёты и устроить ретро-парад.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
Планируется, что Ил-2 будет демонстрироваться в воздухе на авиасалонах и авиационных праздниках в целях военно-патриотического воспитания молодежи, популяризации самолетов марки «Ил», отечественной авиационной промышленности, ВКС Российской Федерации.
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA
  • Il-2 SibNIA


  • 11
    Нет аватара alex_uns
    31.07.1721:27:23

    дух захватывает!)

    благое дело сделали!

  • 14
    Нет аватара commodore
    31.07.1721:31:09

    Спасибо за репортаж! Глядя на это все понимаешь, каким же трудом и кровью нам далась Победа

  • 12
    Михаил Раскин
    31.07.1721:38:05

    Спасибо за репортаж! Мой дед в войну был стрелком-радистом на Ил-2.

  • 12
    Мария Демина
    31.07.1722:22:46

    Брата моей бабушки призвали на войну прямо со школьной скамьи, и во время войны он был аэродромным техником. Но что такое 20 лет: несколько раз он летал на боевые вылеты как стрелок-радист, и получил за это боевой орден. После войны поступил в медицинский институт, стал врачом, потом даже был главным врачом районной больницы.

  • -2
    Евгений Коптев Евгений Коптев
    01.08.1709:10:39

    Не постигнет ли этот самолёт судьба другого, который патриотами-реставраторами был продан частному коллекционеру в США.

    Отредактировано: Евгений Коптев~09:13 01.08.17
    • 2
      Нет аватара Egregore
      01.08.1710:19:36

      поскулить пришёл?

      Отредактировано: Egregore~10:20 01.08.17
    • 2
      Siberian Siberian
      01.08.1716:18:00

      Вообще то он был не продан, а отреставрирован на деньги частного коллекционера из США, который по логике вещей стал его владельцем.

  • 0
    Нет аватара Egregore
    01.08.1710:00:04

    это что за двигатель ?

    Двигатель АМ-38 Allison.

    Отредактировано: Egregore~10:25 01.08.17
    • 4
      Юрген Юрген
      01.08.1710:06:03

      Там в оригинале «АМ-38» зачеркнуто, то есть имеется в виду, что двигатель стоит Аллисон, не родной.

      Но почему-то в статье зачеркивание не отображается, так что упоминание про АМ-38 просто убрал.

  • 0
    Samboris Samboris
    01.08.1715:50:30

       

  • 1
    Юрий Жолобов Юрий Жолобов
    01.08.1716:11:57

    Отличная статья. Прочитал с удовольствием.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,