стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас

Роскосмос заказал разработку эскизного проекта многоразового космического носителя

Роскосмос заказал разработку эскизного проекта. Выполнять его, вероятно, будет Центр Хруничева.

Роскосмос заказал разработку эскизного проекта многоразового космического носителя. На проектирование нового типа транспорта космическое агентство отводит два года и 250 млн рублей.

Разыгрываемый на тендере лот назван «многоразовая ракетно-космическая система первого этапа» (МРКС-1). По сути речь идет о создании универсальной возвращаемой первой ступени для различных космических кораблей, которая будет доставлять на опорную орбиту высотой 200 км от 7 до 60 т полезной нагрузки. На преодоление этих километров уходит большая часть энергии и топлива современных ракет-носителей. На опорной орбите многоразовый носитель будет отделяться и возвращаться на взлетно-посадочную полосу в автоматическом режиме.

Выведенный космический аппарат продолжит путь дальше либо самостоятельно (если целевой орбитой является низкая околоземная), либо полетит дальше от Земли на второй и третьей ступенях.

Идея создания транспортной системы наподобие МРКС-1 была сформулирована относительно давно — 10 лет назад «Космический центр Хруничева» представил концепцию во многом схожего проекта под названием «Байкал–Ангара». Его цель — создание ракетного ускорителя, отделяющегося от носителя, а затем автоматически возвращающегося в аэропорт базирования. Такой способ выведения, по мысли разработчиков, поможет решить проблему загрязнения Земли отработанными ступенями и позволит снизить стоимость выведения полезной нагрузки на орбиту на 25–50%.

Заместитель гендиректора «Центра Хруничева» Анатолий Кузин рассказал «Известиям», что предприятие будет участвовать в тендере Роскосмоса.

— Мы ведем тему достаточно давно, и проект разрабатывали в последние несколько лет в формате научно-исследовательской работы, — рассказал Кузин. — Надо понимать, что создание самого носителя лежит за 2020 годом, пока речь идет о разработке проекта. По нашему мнению, такая система выведения перспективна и экономически обоснована. Мы стремимся устранить недостатки предыдущих многоразовых космических кораблей — их тяжелую теплозащиту и высокую стоимость межполетного обслуживания.

По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, вопрос создания многоразового космического корабля в ближайшие десятилетия не станет актуальным:

— Нет задач, под которые понадобится такая система, по крайней мере в этом веке. Сейчас многоразовые корабли нет смысла делать из-за слишком больших капитальных вложений для старта проекта, — говорит Моисеев. — Дали денег на исследования — и отлично, но до практического создания дело скорее всего не дойдет. Требуются огромные деньги под неизвестный продукт, который в конечном счете может не окупиться. Примером этому являются американские шаттлы. Они были бы окупаемы, стартуй они каждую неделю, и в нашем случае те же проблемы — ведь в техзадании от Роскосмоса речь идет всего о 20 запусках в год.

Генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Лопота считает, что судьбу проекта решит экономическая составляющая.

— Многоразовые ракеты, как и корабли, имеют смысл, если будут дешевыми. Услуги ракеты всегда стоили 20–30% от стоимости миссии в целом, — констатирует Лопота. — Сейчас мы делаем только перспективные компоненты ракет, но не перспективные носители для космических кораблей. Создание новой ракеты, конечно, актуально, если хотим летать в космос.

В документах к конкурсу содержится требование проработать варианты взлетов и посадок комплекса со всех имеющихся в распоряжении России космодромов: Плесецка, Байконура и проектируемого «Восточного».

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара Zen
    17.11.1109:26:27
    Нет задач, под которые понадобится такая система, по крайней мере в этом веке. Сейчас многоразовые корабли нет смысла делать из-за слишком больших капитальных вложений для старта проекта, — говорит Моисеев
    До чего я не люблю подобные измышления! Нет задач. Так их и не будет, пока не будет носителя. Никому в здравом уме не придет в голову формулировать неисполнимую в ближайшие 20 лет задачу, пока-а там носитель будут с нуля до ввода в эксплуатацию проектировать и строить. Такие проекты никогда не выгодны в существующем положении дел. Паровозы и ж.д. дороги не были выгодны для существующего гужевого транспорта, Пароходы не были выгодны для существующего парусного флота... А зачем нам вообще колесо, если есть такие замечательные полозья?
    • 0
      Akimich Akimich
      17.11.1112:32:14
      Недавно по Телавидению передача была - в России разрабатывают новейший глубоководный многоцелевой, супернадежный батискаф. Вроде все ,ура, хорошая новость. Но не тут то было - девочка - ведущая, натуральная блондинка продолжает "хотя это, скорее всего, разбазаривание средств, так как задач для него не предвидется, были люди в Марианской впадине, ничего, кроме осадочных пород не нашли". Точка, аплодисменты! (за точность не ручаюсь, смысл передаю).
  • 0
    Нет аватара sobolevna
    17.11.1109:55:20
    Исправьте, пожалуйста, название: это не многоразовые корабли возвращаются, это создаются многоразовые носители -- такого, вроде, ещё не было.
  • 0
    Нет аватара Garin-
    17.11.1110:42:14

     © objectiv-x.ru

     © objectiv-x.ru

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,