27

Зачем США охотились за российскими катапультными креслами

  • К-36Д
  • К-36Д

Фото: youtube.com

В середине 90-х российские инженеры разработали К-36Д-3,5А, который до сих пор считается мировым эталоном катапультируемых кресел.

Информационный портал «Звезда» опубликовал статью на тему разработки катапультируемого кресла К-36Д-3,5А, информацию о котором американские военные хотели получить любой ценой.

После «невероятного», как говорили западные СМИ, спасения летчика-испытателя Анатолия Квочура 8 июня 1989-го года о советском катапультируемом кресле К-36 заговорили во всем мире. На высоте 92 метра устройство спасло пилота в безнадежной для зарубежных машин ситуации.

Спустя всего четыре года после аварии Миг-29 на международном авиасалоне в Ле Бурже одна из ведущих научно-исследовательских лабораторий ВВС США обнародовала доклад о русском «чуде».

"Опыт использования принятых в ВВС США катапультных кресел неудовлетворителен", — отметил директор лаборатории Томас Мур, подчеркнув, что восполнить техническое отставание можно только за счет советских технологий.

Американцы планировали обманным путем получить разработку завода № 918 МАП, нынешний НПП «Звезда им. Г. И. Северина». Используя межправительственную программу оценки зарубежных сравнительных технологий Foreign Comparative Testing (FCT) «Россия — США», штатовские специалисты привезли в Российскую Федерацию контрольно-записывающую аппаратуру для копирования характеристик К-36Д. Естественно, по официальной версии представители США хотели инвестировать в модернизацию кресла и даже выделили на это деньги — 21 миллион долларов. А русские инженеры на выделенные средства доработали устройство до ныне известного К-36Д-3,5А. В итоге: Россия получила деньги на совершенствование своего изделия, а американцы преспокойно забрали то, что стоит в десятки дороже.

В 1997-м году военные США провели испытания своего кресла ACES-2, однако даже после копирования американцы столкнулись с определенными техническими трудностями: не удалось решить проблему ограничения разброса рук и ног летчика. Этот недочет даже чуть не стоил снятия с производства F-15, но нашлись добрые самаритяне в Японии, которые разработали для США фиксаторы рук и ног. Предел безопасного катапультирования для конечного варианта кресла составил 1100 км/ч, в то время как у российской разработки этот показатель базировался на уровне 1390 км/ч. После всей этой неприятной истории с украденным креслом Пентагон даже выступил с заявлением, в котором признал уникальность разработок НПП «Звезда», и довольные продолжили использовать нашу технологию, пока 12 июня 1999-го года на злополучном Международном авиасалоне в Ле Бурже российские пилоты не катапультировались на высоте 50 метров. Спасение летчиков западные специалисты до сих пор называют «за гранью возможного».

Гай Ильич Северин (российский учёный в области разработки средств спасения и жизнеобеспечения экипажей самолётов, вертолётов и космических кораблей), комментируя это происшествие, заявил, что с помощью катапультных кресел производства «Звезды» было спасено более пятисот летчиков, среди которых только 3% не смогли вернуться в строй. «Это является наивысшим показателем в мире, поскольку кресла западных разработок обеспечивают возврат в строй около 55−60% катапультировавшихся пилотов», — подчеркнул он.

При создании катапульт между русскими и американцами имеется принципиальная разница в подходе. Наши более глубоко прорабатывают вопросы спасения, поскольку советская, а теперь и российская военная доктрина ориентирована на максимальную безопасность летчика, с тем, чтобы он мог на следующий день вступить в бой. А для американских разработчиков важен только факт безопасного покидания самолета, а всё остальное не является зоной их ответственности. Иными словами, это ровно тот случай, когда запросы бизнеса вступают в противоречие с военными интересами.

Материал подготовил Петр Архипов

Основные технические характеристики:

Катапультное кресло обеспечивает спасение члена экипажа в диапазонах скоростей Vi (от 0 до 1300) км/ч, чисел М до 2,5 и высот полета самолета (от 0 до 20000) м, включая взлет, послепосадочный пробег, режим «Н=0, V=0» и применяется с комплектом защитного снаряжения и кислородного оборудования типа ККО-15.

Установочная масса кресла не более 100 кг (с НАЗом)

Год разработки: 2013

Применение:

Т-50, Су-35С

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 8
    Сергей Отческих Сергей Отческих
    21.07.1718:08:04

    Очень интересно как всегда+ P. S. минусеры такие минусеры везде появятся   

  • 7
    Нет аватара Maggey
    21.07.1718:41:58

    Американцы многое хотели своровать в 90-е у нас поскольку КГБ развалили и контрразведывательный режим сильно упал.

    Так например мне известно что хотели узнать секреты ОТРК «Искандер», торпеды «Шквал», и кое что из артиллерии.

    Отредактировано: Maggey~18:42 21.07.17
  • 5
    чебурашка1974 чебурашка1974
    21.07.1721:14:11

    При создании катапульт между русскими и американцами имеется принципиальная разница в подходе. Наши более глубоко прорабатывают вопросы спасения, поскольку советская, а теперь и российская военная доктрина ориентирована на максимальную безопасность летчика, с тем, чтобы он мог на следующий день вступить в бой. А для американских разработчиков важен только факт безопасного покидания самолета, а всё остальное не является зоной их ответственности.

    А как же хвалёные западные «права человека»?          

    • -6
      Emmtech Emmtech
      21.07.1722:32:45

      А причём здесь права? Можно притянуть «право на жизнь», но оно всеобщее. Они потому и богатые, что за каждый чих купон стригут. А мы так и будем бедными, потому, что коллективное возобладает всё равно над индивидуальным.

    • 1
      Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
      22.07.1711:59:16

      Ну так, это, самолёт американский, кресла английские, вот лётчик со своими правами в эту дырку и проваливается.    

  • 5
    Георгий Свиридов Георгий Свиридов
    22.07.1702:38:28

    Хотел бы еще сказать, что (по крайней мере до недавнего времени, в последние годы может что-то изобрели, но я не слышал) только в России успешно используются вертолетные катапультные кресла — остальные ничего путного придумать не могут.

    • 2
      igorborisov Борисов igorborisov Борисов
      22.07.1709:38:36

      Насколько я знаю, в случае с вертолётом главная проблема не в самом кресле, а в своевременном отстреле лопастей при катапультировании, иначе на выходе получится фарш.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,