стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
21

Этнотуризм в Якутии — этнокомплекс Ытык Хайа

Аналитическое агентство ТурСтат выявило самые популярные для этнографического туризма (этнотуризма) регионы России. Этнотуризм — это путешествия и этнотуры с целью знакомства с культурой, фольклором, промыслами и ремёслами народов России. В списке самых популярных для этнотуризма регионов России Якутия заняла 10-ое место. Самым популярным этнотуром Якутии названо посещение этнокомплекса «Ытык Хайа».

Этот музей находится недалеко от Якутска, на самой его окраине рядом с Вилюйским трактом. Усадьба раскинулась у подножия высоких сопок священной долины Туймаада, в местности, называемой Ытык Хайа, что на русский язык переводится как Священная гора. В нее входят несколько строений, которые обязательно имелись в усадьбе зажиточных якутов XVIII—XIX вв.еков, а также двор, с коновязью и различными ритуальными сооружениями.

Здесь проводятся самобытные праздники (ысыах, куйур), спортивные соревнования по национальным видам спорта, конкурсы ледовых скульптур. Туристы могут получить представление о древней культуре народа саха: услышать хомус и тойук, камлание шамана, увидеть национальные обряды — угощения духов, очищения, встречи солнца. На территории центра находятся характерные для якутского быта постройки, а также восковые фигуры. Гостям предлагаются блюда якутской кухни. Одно из главных достоинств этой местности — прекрасный вид на панораму Якутска и окрестностей, открывающейся с 200-метровой высоты священной горы Ытык-Хайа.

«Ытык Хайа» является «родным детищем» Василия Николаевича и Валентины Иннокентьевны Атласовых, причем в прямом смысле этого слова. Именно Василий Николаевич с помощью своих родственников построил данную усадьбу. Причем во время строительства использовал в основном традиционные технологии. Например, снаружи здания он покрывал «хатырыком», то есть неошкуренной древесиной. Именно так покрывали фасад своих балаганов якуты еще в начале прошлого столетия.

Василий Николаевич рассказывал, что многие его соотечественники говорили, что это очень опасно — в «хатырыке» могут появиться личинки насекомых, которые могут испортить древесину, начав грызть ее ее изнутри. Однако прошло уже много лет, а ничего подобного не случилось. Выходит в данном случае использование традиционных технологий оказалось более правильным методом.

Мы приехали в «Ытык Хайа» под вечер, когда заходящее солнце заставило вспыхнуть ярким огнем стоящие вокруг лиственницы, хвоя которых уже пожелтела. Хозяева встретили нас на пороге. Валентина Иннокентьевна, одетая в национальный якутский костюм, начала своеобразную экскурсию. Сначала она рассказала о самой усадьбе, объяснила функциональный и религиозный смысл всех сооружений, находящихся во дворе, а потом пригласила зайти в дом.

После весьма прохладной улицы внутри балагана показалось очень жарко, хотя и не душно. Валентина Иннокентьевна знакомила нас с предметами быта, выставленными в доме. Я, надобно сказать, был весьма удивлен, узнав, что все они — подлинные, среди них нет никакого «новодела», их передавали в семьях хозяев из поколения в поколение. В рассказ о материальной культуре плавно вклинивалась информация об обычаях, религиозных обрядах, причем о последних хозяйка не только упоминала, а тут же демонстрировала.

В некоторых из них она даже приглашала и нас принять участие — что, честно говоря, я и мои коллеги сделали с истинным удовольствием. Казалось, мы попали в далекие-далекие времена, когда герои олонхо — якутского эпоса — еще бродили по этой суровой, но прекрасной земле.

После появился и Василий Николаевич, тоже в национальном костюме, но не якутском, а эвенкском, поскольку сам он — эвенк. Он рассказывал о том, как создавалась «Ытык Хайа» (выяснилось, что эта усадьба — далеко не первый этнокультурный проект Атласовых, до нее была другая усадьба, «Сата Таас», которая функционирует и ныне, однако Атласовы там не живут постоянно). Также упомянул и о разрабатываемых проектах — например, о планах постройки «Храма Экологии». Этот храм, считает Атласов, просто необходим современным людям, поскольку сейчас одно из самых важных дел — это охрана окружающей среды.

Глядя на семью Атласовых, я понял, что они живут (а не ходят на службу) в настоящем музее, который сами и создали. И посетителям «Ытык Хайа» они демонстрируют обычаи, традиции и культуру народов Якутии на примере собственной жизни, которая неразрывно с ними связана. Они, в отличие от традиционных экскурсоводов из большинства музеев, не отделяют себя от народов, про жизнь которых рассказывают. Их экскурсия — это не пересказ абстрактных «академических» исследований, она основана на личном повседневном опыте, который, как выяснилось, мало чем отличается от повседневного опыта их предков.

И в то же время Атласовых нельзя назвать «реконструкторами». Дело в том, что для большинства «реконструкторов» погружение в материальную и духовную культуру древних народов — это всего лишь хобби, даже, скорее, игра. Как «толкиенистам» нравится раз в месяц изображать эльфов, гномов и орков, так и реконструкторы время от времени играют в викингов, славян и кельтов. Когда игра заканчивается, они вновь становятся вполне себе современными менеджерами, программистами или преподавателями.

А для Атласовых такое «раздвоение» не характерно — наверное, потому, что они просто не считают, что в современном мире нужно жить как-то по-другому, не так, как жили их предки. Поэтому они, подобно большинству «реконструкторов», не сбегают в «древние времена», устав от современного мира. Нет, они просто живут так, как жили предки, и не считают, что подобный образ жизни невозможен в наши времена.

Атласовы рассказали нам, что в усадьбе также время от времени проводятся национальные праздничные обряды, спортивные соревнования по национальным видам спорта и конкурсы ледовых скульптур. Если туристы предупредят о визите заранее (чего мы, увы, сделать не смогли), то гостям также предлагаются блюда якутской кухни, они могут послушать игру на хомусе и песни тойук в исполнении хозяев. То есть получить полное представление о материальной и духовной традиционной культуре якутов.

Некоторые местные жители считают, что жизнь семьи Атласовых представляет собой некий рукотворный миф, созданный однако, в полном соответствии с реальной традицией. Может быть, это и так — но тогда следует признать, что в данном случае этот миф приносит и весьма ощутимую практическую пользу. Давно известно, что в большинстве случаев туристов привлекают не экзотические страны и регионы сами по себе, а мифы, сложенные об этих местах и распространяемые средствами массовой информации.

А что касается Атласовых, то в их ситуации миф о Якутии, который они демонстрируют на примере своей собственной жизни становится еще и осязаемым — его в прямом смысле этого слова можно «потрогать руками». Получается, что если люди живут так, как жили их предки, причем в строгом соответствии с традициями, то это привлекает туристов еще сильнее, чем любой этнографический музей, где любой посетитель в лучшем случае увидит лишь тень национального мифа. И хозяевам этот интерес приносит не только радость от общения, но и вполне осязаемую материальную прибыль.

Кстати, о прибыли. Хотя время от времени государственные службы Якутии оказывают Атласовым материальную поддержку, но все-таки, по словам Василия Николаевича, в основном доход приносят именно туристы. Однако пока все средства уходят на то, чтобы поддерживать усадьбу в нормальном состоянии, а также на воплощение новых проектов. Впрочем, Атласовы не жалуются — по их словам, зачем еще нужны деньги, как не для реализации давней мечты? А она у них весьма конкретная — показать всем желающим настоящую, традиционную Якутию — такую, какой она была в те далекие времена, когда герои из олонхо еще ходили по этой земле…

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,