97

Ан-124 «Руслан» — самый большой в мире серийный самолёт. Авиакомпания «Волга-Днепр»

Мир авиагрузоперевозок похож на обычную доставку тяжёлых грузов, только вместо грохочущих фур, разбивающих асфальт, в небе летят красавцы-гиганты. Самолёты-тяжёловесы переносят на тысячи километров многотонные бурильные установки, агрегаты, машины и технику. Когда нет возможности или времени отправить груз по воде или по земле на помощь прмиходит тяжёлая транспортная авиация.

Лидером среди небесных грузовиков по праву считается Ан-124 «Руслан». Это самый большой в мире серийный грузовой самолёт. Крупнейшим оператором Ан-124 является российская авиакомпания «Волга-Днепр».

В июне этого года мне удалось присутствовать на уникальной транспортировке. 100-тонное колесо гидротурбины для Усть-Среднеканской ГЭС было доставлено «Русланом» из Питера в Магадан.

1. Самолёт Ан-124 «Руслан» создавался в первую очередь для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Первый полёт опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве.

2. Первым использованием грузового потенциала самолёта в гражданских целях стала доставка в 1985 году на опытном экземпляре «Руслана» 152-тонного карьерного самосвала «Юклид» из Владивостока в Полярный (Якутия). Машину перевезли в два рейса.
3. Масштабы Ан-124 поражают: длина самолёта — 69 метров.
4. Если взять за основу Airbus A-320, то Ан-124 будет длиннее почти в два раза.
5. Высота самолета — 21 метр. Это как 7-этажный дом.
6. Размах крыла составляет 73 метра. К примеру, это ширина Красной площади в Москве.
7. По сочетанию характеристик Ан-124 позже уступил только другому детищу Антонова — Ан-225 «Мрия». Её потенциальная грузоподъёмность составила 225 тонн (против максимальных 150 тонн у «Руслана»), а длина грузового отсека — 43 метра (36,5 метра у Ан-124). Однако «Мрию» создали как самолёт специального назначения и выпустили в единственном опытном экземпляре. (смотрите репортаж про «Мрию»: http://gelio.livejournal.com/191632.html) Два же авиазавода — ульяновский и киевский — собрали, в общей сложности, 56 самолетов Ан-124.
8. Многоопорное шасси, снабжённое 24-мя колёсами, позволяет эксплуатировать Ан-124 с грунтовых ВПП, а также изменять угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузок.
9. На самолёте установлено 4 двигателя Д-18Т. На взлётном режиме каждый двигатель развивает тягу 23,4 тонны (или 230 кН) т. е. суммарная тяга всех 4-х двигателей составляет 93,6 тонны (920 кН). Можно предположить, что каждый двигатель на взлётном режиме развивает мощность около 12 500 лошадиных сил!
10. Максимальная скорость самолета составляет 865 км/ч. Практическая дальность — 4500 км, перегоночная дальность — 16500 км.
11. Особенностью конструкции самолёта является наличие двух грузовых люков в носовой и в хвостовой частях фюзеляжа, что облегчает и ускоряет процессы погрузки грузов, — в частности груз в АН-124 можно загружать или выгружать одновременно с носа и хвоста.
12.. Открытие переднего грузолюка производится поэтапно с пульта управления: открываются замки носовой части, открывается носовая часть, выпускаются вспомогательные опоры, производится «приседание» самолёта (передние стойки шасси выкатываются вперёд), открывается передняя рампа, раскладываются средний трап и гермотрап.
13. В июне 2016 года Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» доставил рабочее колесо гидротурбины из Санкт-Петербурга (где его произвел завод-изготовитель «Силовые машины») в Магадан для Усть-Среднеканской ГЭС. Погрузка производилась в аэропорту Пулково.
14. Для транспортировки колеса гидротурбины использовалось оборудование, распределяющее вес груза по полу грузовой кабины. Это как для передвижения по снегу нужны снегоступы. Также важно закрепить груз в грузовой кабине (зашвартовать). Неправильное решение этих задач чревато повреждением конструкции ВС и даже авиакатастрофой.
15. Общий вес груза вместе с упаковочным оборудованием и оснасткой составил 115 тонн.
16. Подготовка к перевозке рабочего колеса диаметром около 6 метров велась полгода.
17. Длина грузовой кабины «Руслана» 36,5 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Здесь могут поместиться 4 вертолёта Ми-8, вагон метро или даже самолёт Сухой Суперджет 100 (конечно без крыльев и хвостового оперения). Ракета-носитель «Ангара» тоже войдёт вся без остатка, но только в базовой комплектации.
18. Самолёт оснащён погрузочно-разгрузочным, швартовочным оборудованием и бортовыми передвижными мостовыми кранами.
19. Система для погрузки грузов массой до 120 тонн состоит из эстакады, рельсовой системы и ходовых элементов, двигающихся по рельсовой системе. Эстакада служит своеобразным продолжением плоскости пола грузовой кабины. Рельсовая система задаёт направление движения и распределяет нагрузку.
20. Работа технической бригады. Штатный состав — 8 человек. Но в связи с тем, что в Питере выполнялась уникальная погрузка, дополнительно привлекалось ещё 6 человек.
21. После перемещения рабочего колеса на эстакаду груз лебёдкой затянули в грузовую кабину «Руслана» и зашвартовали.
22. Погрузка продолжалась почти 10 часов.
23. К взлёту готов!
24. Кабина лётного экипажа Ан-124.
25. Экипаж «Руслана» состоит из 8 человек: командир, помощник командира, штурман, старший бортинженер, бортинженер по АО, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных работ.
26. Штурвал командира самого большого серийного самолёта на планете. Управление самолётом бустерное, т. е. рулевые поверхности отклоняются исключительно с помощью гидравлических рулевых приводов, при отказе которых управлять самолётом вручную невозможно. Поэтому применено четырёхкратное резервирование. Механическая часть системы управления (от штурвала и педалей до гидравлических рулевых приводов) состоит из жёстких тяг и тросов.
27. Рычаг управления двигателеми (РУД).
28. «Руслан» — первый советский самолёт, оснащённый бортовой автоматизированной системой, которая проверяет параметры работы всех агрегатов, а также следит за тем, выполнял ли экипаж «Руководство полётной эксплуатации».
29. Автоматика определяет максимально допустимый взлётный вес, в зависимости от аэродрома, защищает самолёт от выхода на закритические режимы.
30. Самолёт имеет две палубы. Нижняя палуба — грузовая, верхняя — кабина пилотов и пассажирский отсек. При этом пройти в кабину пилотов из пассажирской кабины невозможно — они разделены крылом и у них раздельная герметизация. В самолёте предусмотрено 18 мест для отдыха членов экипажа и членов инженерно-технической бригады — 6 мест в передней кабине и 12 в задней.
31. Связь пассажирской кабины с кабиной пилотов.
32. Рабочее колесо гидротурбины везли с двумя посадками — в Нижневартовске и Якутске. Это было необходимо для дозаправки и отдыха экипажа.
33. Общая длина маршрута составила 6500 км.
34. Первая посадка в Нижневартовске.
35. После каждой посадки производится осмотр воздушного судна.
36. У «Руслана» уникальное водило (тягач). Его перевозят с собой и достают из грузового отсека в каждом аэропорту, чтобы отбуксировать самолёт.
37.
38. Время заправки такого самолёта колеблется в диапазоне от получаса до полутора суток, а количество необходимых заправщиков колеблется от 5 до 40 в зависимости от их вместимости.
39. Максимальная масса заправляемого топлива ограничена максимальной взлётной массой самолёта и составляет 212,3 тонны. Расход при максимальной загрузке — 12,6 тонны/час. При этом до выхода на эшелон расход топлива увеличивается до 17 тонн/час.
40. Топливозаправочный щиток. Во время заправки техник следит за равномерностью распределения топлива по бакам самолёта. На фото происходит открытие (закрытие) кранов соответствующих баков. Внизу указатели количества топлива.
41. Самолёт имеет систему заправки через 4 горловины, расположенные в гондолах главных стоек шасси. Также возможна заправка через 2 горловины, расположенные на верхних частях крыльев.
42. Посадка в Якутстке.
43. Случается, что у аэропорта нет соответствующей стоянки для столь большого самолёта, и его ставят прямо на запасной ВПП.
44. Приветствие командира.
45. Конечная точка маршрута — Магадан.
46. Разгрузка происходит по той же схеме, что и погрузка только наоборот.
47. Рабочее колесо выкатили на эстакаду перед ВС.
48. Затем кранами частично разобрали упаковочное оборудование, которое смонтировано на рабочем колесе. После этого самолёт тягачом оттащили и он улетел. Колесо на домкратах подняли, под него заехал трейлер. Затем с помощью кранов демонтировали оставшиеся части оснастки.
49. Перевезённое «Волга-Днепр» рабочее колесо будет установлено на гидроагрегат № 3 Усть-Среднеканской ГЭС, который планируется ввести в эксплуатацию в 2018 году.
50. «Русланы» в России летают редко. Например, этот Ан-124 после Магадана сразу улетел в Японию. Крупнейшим оператором «Русланов» является российская авиакомпания «Волга-Днепр». Её флот насчитывает 12 самолётов Ан-124-100. География полётов охватывает 190 стран и более 1300 аэропортов. В среднем авиакомпания ежегодно выполняет 1200 рейсов (около 33000 рейсов за 25 лет), перевозя порядка 60000 тонн грузов в год.
51. Спрос на услуги «Русланов» стабильный. Перевозки, например, для всех космических запусков расписаны на два-три года вперёд между операторами, фрахтующими Ан-124. Это та работа, которую никто, кроме «Руслана», выполнить не может.
52. Заказы на перевозки «Русланами» настолько уникальны, что иногда заказчики на этапе создания оборудования советуются с авиаперевозчиком, как лучше спроектировать и подготовить оборудование, чтобы его потом можно было перевезти на Ан-124. Однажды авиакомпания «Волга-Днепр» перевезла из Остравы (Чехия) в Найроби (Кения) оборудование для золотодобывающей промышленности. Оборудование представляло собой огромные 50-тонные полукольца. Их габариты были сопоставимы с поперечным сечением грузовой кабины «Руслана». При загрузке зазоры между оборудованием и контуром грузовой кабины составили всего 77 мм!
53. Несколько примеров необычных перевозок: — в мае 1989 года из Лондона в Москву доставили 140 тонн аппаратуры для первого в России концерта легендарной группы Pink Floyd; - в мае 1992 года из Объединенных Арабских Эмиратов в Швейцарию «Руслан» перевёз 52 тонны золота на сумму в 230 млн фунтов стерлингов; - в 1993 году Майкл Джексон, в рамках мирового турне, перевёз в Москву 310 тонн сценического оборудования на трёх Ан-124. — в 1997 одним рейсом из Лондона в Тунис было доставлено 100 тонн кинооборудования, включая макет космического корабля, для съёмок первого эпизода «Звёздных войн»; - в число необычных пассажиров Ан-124 вошли 68 животных, перелетевших из Праги в Индонезию в 1997 году. В воздушном зоопарке были крокодилы, карликовый гиппопотам, зебры и 4 жирафа.
54.. Выпущенные в советские годы «Русланы» до сих пор покоряют небо. Лётную годность им продлевают на ульяновском авиазаводе «Авиастар-СП». В версии Ан-124-100 грузоподъёмность увеличена на 30 тонн. Ресурс конструкции модернизированного «Руслана» установлен в 50 тысяч лётных часов, 10 тысяч полётов и 45 календарных лет.
55. Однако авиаперевозчики всё чаще заявляют о том, что возобновление выпуска воздушных гигантов необходимо было начать уже давно: после 2025 года самолёты начнут массово списываться.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 28
    Akimich Akimich
    19.07.1616:25:13

    Только великая страна могла строить такие великие самолеты. Надеюсь, после восстановления производства ИЛ-476 и «Белых лебедей» дойдет очередь и до возрождения Русланов!

  • Комментарий удален
  • 4
    Samboris Samboris
    19.07.1617:09:09

    Ульяновская грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» заключила соглашение с Boeing о покупке у последней 20 грузовых самолетов Boeing 747-8 Freighter

    .

    «Волга-Днепр» уже приобрела 4 самолета Boeing 747-8. Еще два будут закуплены до конца года.

    .

    Покупка 20 грузовых гигантов Boeing 747-8 обойдется «Волга-Днепру» в $152 млр. Сумма огромная, деньги будут браться в кредит. Официальная причина того, почему перевозчик пересаживается на «американцев», не сообщается. По неофициальной -из-за желания компании соответствовать мировым стандартам транспортной авиации. В частности — расширить географию перевозок. Кроме того, в связи с тем, что «Русланы», которыми «Волга-Днепр» пользуется сейчас, сняты с производства с 2004 года, обслуживание ульяновских лайнеров дорожает с каждым годом. По оценке экономистов, эксплуатирование Boeing позволит перевозчику сэкономить несколько миллионов долларов в год. А еще — расширить базу клиентов.

    К сожалению, пришлось капнуть дегтя. Ан-124 красавец, но компания скорее всего гоняет их с неполной загрузкой. Не так давно Украина на Ан-225 перевезла груз в Австралию, хотя «Руслан» вполне с такой задачей бы справился.

    Таких самолётов кроме СССР никто не делал. Партия сказало «Надо!» и КБ ответил «Есть!». А за ценой вопроса особо не стояли, и на «Ан» работал весь Советский Союз.

    • 5
      Нет аватара bars_16
      19.07.1618:04:52

      Покупка 20 грузовых гигантов Boeing 747-8 обойдется «Волга-Днепру» в $152 млр

      Bloomberg напоминает, что каталожная цена Boeing 747 — $379,1 млн

       http://www.vedomosti.ru/b...645995-boeing-volga-dnepr 

      То есть 20 боингов будут стоить 7,6 млрд долларов. Деньги огромные, но не 152 млрд долларов — это вообще немыслимая сумма. Похоже,что 7,6 умножили ещё раз на 20 самолётов…

    • 4
      megajob megajob
      19.07.1619:49:58

      Хрень какая то. Ниже уже написали про непомерную цену, а я скажу что такая покупка — переведет фирму в разряд Рядовых перевозчиков.     Ведь их специфика была именно в крупногабаритных грузах. Более того совсем не понятно как можно что-то съекономить «возя» на более мелких самолетах?     Это как пытаться заменить карьерный самосвал — ручной тележкой.

      А СССР делал Такие самолеты потому что был самой крупной корпорацией на Планете.     А таких огромных корпорациях бывает что Задачу решают «не смотря на цену», что собственно и приводит к появлению таких технологических достижений как «Руслан». А на «экономически развитом» Западе — нет ничего и близко, несколько узко специализированных под свои задачи.

      • -6
        Джон Джонович Джон Джонович
        19.07.1620:17:55

        Секрет закупки прост,Волга Днепр перевозит грузы Рособоронэкспорта(который под американскими санкциями).Амерканцы выдвинули условия-закупаете Боинги,поддерживаете нашего производителя или Волга Днепр также попадает под санкции,и её рынок сужается до внутрироссийского.

        Санкции Искандерам не страшны,правда ведь?

        • 5
          megajob megajob
          19.07.1622:21:37

          В ответ Россия вводит контрсанкции — перестает возить шмотье НАТО!!    Вот тогда и похахочим! Вам будет смешно, но пару лет назад в НАТО на полном серьезе задумались над вопросом — «а как мы будем доставлять свои войска к границам России в случае войны с ней, ведь Волга-Днепр перестанет нас возить?       " Так ничего вразумительного (тогда) не прозвучало.    

          • 1
            Джон Джонович Джон Джонович
            20.07.1613:45:08

            Можно много говорить,однако факт закупки Боингов есть,а вот пугания о «перестать возить шмотьё НАТО"-останутся в блогах,твиттере Рогозина и сообщениях в инете.

            Не пойму как можно отрицать очевидное?Вы в каком то параллельном мире живёте,где мы перестали возить грузы НАТО и не стали под давлением закупать Боинги,поддерживая америкианскую экономику?У вас своя реальность какая то?

            Отредактировано: Джон Джонович~15:54 20.07.16
            • 0
              Нет аватара shukra
              20.07.1617:05:35

              Это у вас реальность своя. Причина, по которой Волга-Днепр не покупает Ан-124 в том, что они больше не производятся. Нету их. И не будет. Не выгодно это. Чтобы окупить возобновление производства, нужно произвести 70 машин, а речь идет всего лишь о 20. Хватит теорий заговора. Здесь только бизнес.

      • 0
        Samboris Samboris
        19.07.1621:33:19

        Ведь их специфика была именно в крупногабаритных грузах. Более того совсем не понятно как можно что-то съекономить «возя» на более мелких самолетах?

        Нормально можно сэкономить, и ресурс Ан-124 поберечь.

      • 0
        Никколо Макиавелли
        20.07.1614:18:09

        Более того совсем не понятно как можно что-то съекономить «возя» на более мелких самолетах?

        Boeing 747 имеет схожие с Ан-124 габариты и характеристики. У Руслана больше площадь сечения грузового отсека и удобная система погрузки, так как он изначально проектировался как транспортник. А 747 переделка из пассажирского, со всеми вытекающими — грузовой отсек разделен пополам по высоте, но зато герметизируемый (можно перевозить живой груз).

        Отредактировано: Никколо Макиавелли~16:23 20.07.16
    • -7
      capt4net capt4net
      19.07.1620:21:32

      сэкономить несколько миллионов долларов в год

      О да, цель достойная. На это не жалко 152 миллиарда баксов потратить.

      Окупится же. Когда-нибудь. Может быть.

      • 1
        Samboris Samboris
        19.07.1621:28:00

        bars_16 уже внятно развенчал выше эту цифру

    • 0
      dinis karabliov dinis karabliov
      20.07.1604:34:34

      Мне почему-то кажется что просто Русланы будут Министерству Обороны переданы,точнее куплены будут у этой авиакомпании.Русланы нужны и компании Волга Днепр и армии,но армии нужней.Антонов берет огромные деньги за тех.обслуживание и даже скорее всего уже не обслуживает наши Русланы,а армии не нужен Антонов,так как с этим справиться,и уже справляется,Ульяновский авиазавод.

  • 4
    Андрей Валерьев Андрей Валерьев
    19.07.1619:17:34

    шикарный репортаж!

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 10
      Антон Храмов Антон Храмов
      19.07.1621:38:47

      Ну так он же меньше «Руслана»    

      Наверное поэтому он не может быть: «Самым большим в мире серийным грузовым самолетом"

      Он даже меньше транспортной версии А-380 (хотя она пока и не производится серийно).

      Не понимаю я ваших претензий.    

      Отредактировано: Антон Храмов~23:44 19.07.16
    • 9
      Дмитрий Джура Дмитрий Джура
      19.07.1622:01:32

      С-5 скромнее по грузоподъёмности. К слову, абсолютно все «Русланы» АК «Волга-Днепр» построены в России, после развала СССР.

    • 12
      Нет аватара Andy6012
      19.07.1623:08:21

      Ватник- это российский бронежилет старого образца, с которым наши отцы и деды выиграли Вторую Мировую войну.

    • 0
      Drevnich Drevnich
      19.07.1623:16:59

      Чо, чо… Примеры надо более удачные приводить    

  • 0
    Samboris Samboris
    19.07.1621:56:47

    Дык, С-5 отодвинули на 3 место, непорядок!   

  • 4
    Батя Батя
    20.07.1604:44:12

    Вячеслав, огромное спасибо за фантастический фоторепортаж и чувство гордости за нашу Родину!!!

  • 2
    Tehnoros Tehnoros
    20.07.1610:27:58

    Потрясающий репортаж!

  • -6
    Нет аватара KolUnia2
    20.07.1612:04:23

    некоторые вот выше гордятся чем-то, на каком основании. тут уместна гордость за ссср, но не за ту страну в которой мы сейчас живем. если бы улучшили и возобновили производство этих уникальных гигантов, гордость за Россию была бы уместной. а так уровень африки

    • 3
      Нет аватара cheri
      20.07.1614:59:26

      а так уровень африки

      да что вы говорите?

      а «Ангара» а тот же МС-21

      • -1
        Нет аватара ancov123
        22.07.1608:43:48

        Ну при всей новизне второе изделие пока не летало. И «Ангара» пока ещё на лётных испытаниях.

    • 1
      Нет аватара shukra
      20.07.1617:09:15

      Ну, а я вот радуюсь за «Волгу-Днепр», например. Эта компания создана уже после развала СССР.

  • -1
    Нет аватара Sputnik1234
    20.07.1616:22:33

    ну так он же вроде больше не производится. Все что нам осталось это модернизировать старые самолеты. Хорошо, а как же постройка новых таких же гигантов? Или че, уже не надо? ну раз не надо — че тогда восторгаемся ими? Вот объясните мне этот момент, кто из знатоков есть

    • 0
      Нет аватара Русь
      20.07.1616:37:35

      Sputnik1234, имеется проект тяжело транспортника разрабатываемый кб Ильюшин. Также остались нароботки от Ил-106.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,