118

Цех окончательной сборки ИАЗ

Всегда хотел побывать именно на этом производстве. Хотел посмотреть место, где рождаются самолеты. Хотя конечно рождаются они сначала в мыслях конструктора, потом в зарисовках и чертежах и только затем они появляются на производстве.

Иркутский авиационный завод (ИАЗ) — филиал ПАО «Корпорация „Иркут“» то самое производство о котором я много слышал, но ни разу не был. В этом году такая возможность предоставилась благодаря церемонии выкатки новейшего и перспективного МС-21.

Основу производства ИАЗ составляют многоцелевые истребители Су-30МК и Су-30СМ, учебно-боевые самолеты нового поколения Як-130, а также компоненты для пассажирских самолетов Airbus A320. Да, да, вы не ослышались. Именно Airbus A320. На заводе выполняется полный цикл работ, включающий конструкторскую и технологическую подготовку производства новой авиационной техники, изготовление оснастки, выпуск опытных и серийных самолетов, их наземные и летные испытания, послепродажное обслуживание. С 1932 года, завод выпустил около 7000 самолетов более 20 типов, которые поставлялись в 40 стран.

Фото Сергей Мартиросян aviator-ru

Мне, как и многим журналистам приехавшим на церемонию, показали небольшую часть производства. Поверьте это была весьма интересная экскурсия, при этом осмелюсь вам напомнить, что производство все-таки военное и сама возможность побывать на нем, да еще и сделать фотографии — большая удача!

2. В производственных цехах чисто, каждый занят своим делом, часть производства автоматизирована.

3. Узнаете? Это Як-130 — российский учебно-боевой самолёт, лёгкий штурмовик, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в Военно-воздушных силах России учебно-тренировочных самолётов Л-39.

4. А этот самолет?

5. Работа спорится. В ходе разговоров без диктофона люди говорят, что им нравится на заводе. Многое изменилось, стало интереснее…

6. Так еще и не узнали? Су-30 — двухместный многоцелевой истребитель поколения 4+ завоевания господства в воздухе, предназначенный для уничтожения воздушных целей днем и ночью.

7.

8. Как говорится «на коне»!

9. А это уже совершенно другой, новый самолет. Причем, обратите внимание — первый, летный экземпляр.

10. Сначала показывать и рассказывать про него не хотели, но тем не менее показали.

11. Самолет первоначальной подготовки Як-152 входит в учебно-тренировочный комплекс Як-130 и предназначен для решения задач первоначального обучения и профессионального отбора на ранней стадии подготовки летчиков.

12. Сердце любого самолета это его двигатели. Мотор Як-152 — RED A05 только формально «не российского производства», его разработал Владимир Райхлин (наш бывший соотечественник) на деньги ФИНАМ, и производиться он будет в Казани.

13. Впервые вижу такую «ремувку». А вы?

14. Рядом собирают еще один экземпляр. Идем дальше по цеху.

15. Как я и говорил производство автоматизировано. Оборудование импортное, но осуждать предприятие за это думаю не стоит.

16. Завод выполняет заказы для зарубежных производителей самолетов, а там свои технологии, свое оборудование, свои требования.

17.

18. Детали фюзеляжа

19. Тележка для перевозки деталей фюзеляжа — в центре, прямо между разметкой.

20. Управляется автоматически, дистанционно, движется по специальным датчикам — для этого нанесены линии разметки на полу.

21. Высокопроизводительные роботы идеальны для концепции «легкой» автоматизации. Используются для установки заклепок, коих на самолетах великое множество.

22. В составе системы: стандартный 6-ти осевой робот, комплект повышения точности Broetje-Automation Cell-Control®, головка со сверлильным шпинделем и устройством смены инструмента, устройство автоматической смены головки и загрузки/выгрузки сборочной единицы.

23. Похож на «чужого»?

24. А это один из элементов сборки фюзеляжей МС-21.

25. Снова военное производство

26.

27. Один из этапов производства.

28. Незаметно экскурсия перешла в цех окончательной сборки. Детали остекления Як-130 и не только его.

29. Из-за этого двигателя на страницах соцсетей разразились страшные дебаты. Проект создания МС-21 изначально предполагал наличие двух альтернативных силовых установок — с российскими двигателями ПД-14 или американскими Pratt & Whitney PW1400G.

30. PW1400G уже существует и более того, уже установлен на первый летный экземпляр МС-21, а вот российского ПД-14 еще нет, но испытания идут и он обязательно появится. Надо просто подождать.

31. Почти готовые Як-130

32. На самом деле это цех для сборки военной продукции, но МС-ка немного потеснила их.

33. Вот она! Это второй экземпляр, для статических испытаний.

34. Вид сверху, как говорится, лучше!

35.

36. Сверху также видно и уже готовую продукцию военного назначения. Туда нас тоже повели…

37. Почти собранный фюзеляж МС-21.

38. Уже готовый к показу Су-30.

39. Даже без окраса он прекрасен.

40. Грация и красота.

41. Снова вернемся к МС. Пора завершать экскурсию. Времени было мало. Но скажу сразу — Самолет мне понравился.

42.

43.

44.

45.

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 15
    user78
    15.07.1620:05:10

    +!     шикарный фоторепортаж!

    Сердце любого самолета это его двигатели. Мотор Як-152 — RED A05 только формально «не российского производства». Его разработал Владимир Райхлин (наш бывший соотечественник) на деньги ФИНАМ, производиться будет в Казани.

    тоже отличная новость    

    Отредактировано: user78~22:06 15.07.16
  • 9
    Holso Stitchred
    16.07.1606:12:16

    Чисто, аккуратно, светло, современно — вот так и должно выглядеть производство высокотехнологичных самолетов. Все бы заводы в России так выглядели.

  • 1
    Е.Юрий
    16.07.1612:56:19

    Здорово! Спасибо за репортаж. Душа радуется. Кто знает как обстоят дела у нас с разработкой промышленных роботов, когда наконец увидим наше оборудование?

  • 0
    Нет аватара
    16.07.1614:00:05

    Плохо, что дизельный RED, авиационные дизели дорогие в эксплуатации и ненадежные, для гражданских целей особо не подойдет.

    Формально или нет, но разработчики за бугром, а значит вклада в развитие школы проектирования нет никакого.

    Отредактировано: treins~16:13 16.07.16
  • 3
    Нет аватара
    16.07.1614:07:03

    Вот такое бы чудо разработать вроде Пипистрель Пантера.

    Который с двигателем в два раза слабее Як-152 летает почти на таких же скоростях с расходом топлива всего 10 литров на сотню.

    Такой и для военных был бы самый раз и для гражданки.

    Отредактировано: treins~16:08 16.07.16
    • 1
      Nurbek Akimbayev
      20.07.1609:29:35

      Нельзя сравнивать аэробатический самолет с обычным гражданским, как по части предельной перегрузки, маневренности, так и по тяговооруженности.

      А таких Пипистрелей гражданских производят в РФ частные предприятия, аще всего состоящие из простого ангара. Современный легкий гражданский самолет — это по сути кит-набор, который легче и дешевле собрать из массовых (чаще всего импортных) комплектующих.

      Отредактировано: Nurbek Akimbayev~11:32 20.07.16
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,