Лого Сделано у нас
32

120 лет ТПУ: топ-12 изобретений томских политехников

За 120-летнюю историю Томского политехнического университета его студенты и профессора сделали тысячи изобретений. РИА Томск составил топ-12 самых громких разработок политехников.

Электропоезд на магнитной подушке — 1913 год.

Профессор Томского технологического института Борис Вейнберг предложил безвоздушный способ передвижения электропоезда с помощью магнитных и электрических сил — на магнитной подушке.

Модель дороги для электропоезда на магнитной подушке

Модель безвоздушной электродороги была создана Вейнбергом в лаборатории на кафедре физики ТТИ: это кольцо диаметром более шести метров, сделанное из медной трубы. Диаметр трубы — 25 сантиметров. Вес вагонов — по 10 килограммов. Эта разработка была названа «сибирским чудом». Теоретически политехник доказал, что на такой дороге — в трубе — вагоны могут разогнаться до 800 километров в час.

Так в начале XX века мыслились путешествия на безвоздушной дороге

Первый в мире турбобур — 1922 год.

Автор этого изобретения — выпускник механического факультета Матвей Капелюшников.

Матвей Капелюшников

Турбобур представляет собой гидравлический забойный двигатель для бурения скважин.

История турбинного бурения началась именно с разработки политехника. Предложенный способ бурения позволил вращать не все трубы в скважине, а только сам бурильный инструмент, что привело к колоссальной экономии энергии. Сегодня это основной способ бурения нефтяных и газовых скважин.

Схема работы турбобура конструкции Капелюшникова

Первый сибирский самолет «Авиэтта" — 1927 год.

Впервые в истории отечественной авиации на самолете был установлен двигатель, самостоятельно сконструированный профессором Александром Квасниковым и студентами. Ранее на отечественных самолетах использовались двигатели иностранного производства.

Лаборатория авиадвигателей Самолет назвали «Авиэтта» или «СТИ 1» — в честь вуза, переименованного в 1920-х годах в Сибирский технологический институт (СТИ). Его строили с учетом томского бездорожья, отсутствия специальных «гаражей» и аэродрома. Крылья «Авиэтты» легко складывались, и она перевозилась обычной одноконной тягой. На старт ее могли выкатить два-три человека.

Сборка самолета Сибирский самолет представлял собой двухместный моноплан с нижним расположением крыльев и верхними подкосами. Основной строительный материал крыльев и фюзеляжа — сосновая древесина, фанера, перкаль, эмалит, лак. Мелкие крепежные детали были изготовлены из стали. Средства на строительство самолета собирали всем вузом, например, был организован благотворительный бал-маскарад.

Первый в СССР тракторный газогенератор — 1928 год.

Создал его студент Алексей Введенский. Газогенераторная установка позволяла автомобилям и тракторам работать на газе, получаемом из древесных чурок. Это изобретение сыграло огромную роль в годы Великой Отечественной войны, когда Сибирь оказалась отрезанной от нефтяных источников Кавказа, а местные месторождения газа еще не открыли.

Алексей Введенский, автор первого в СССР тракторного газогенератора

Электроотбойный молоток для добычи угля — 1934 год.

Его создал научный сотрудник Константин Шмаргунов. Разработка политехника произвела революцию в угольной промышленности, перекрыв производительность пневматического молотка и одновременно уменьшив в десятки раз стоимость расходуемой энергии.

Константин Шмаргунов

Отбойный молоток представляет собой механический ручной инструмент ударного действия, предназначенный для разрыхления и раскалывания не очень крепких материалов, например, осадочных горных пород и асфальта.

Электроотбойный молоток для добычи угля

Первый советский легковой вездеход ГАЗ-61 — 1938-1939 годы.

Его спроектировал выпускник ТТИ Виктор Грачев, выдающийся советский конструктор автомобильной и бронетанковой техники.

ГАЗ-61 — советские легкие автомобили повышенной проходимости с приводом на все колеса. Модификация ГАЗ-61-73 — первый в мире полноприводный легковой автомобиль с закрытым кузовом седан. Во время Великой Отечественной войны ГАЗ-61-73 активно использовался в качестве штабного автомобиля для высшего командного состава.

Первый отечественный сильноточный бетатрон — 1947 год.

Бетатроны — ускорители частиц, образующие вторичные рентгеновские лучи. Сегодня их используют в промышленности для контроля прочности сварки или литья, а также в досмотровых комплексах.

Первый отечественный сильноточный бетатрон Это одна из самых ранних инновационных разработок томских политехников, бетатроны в ТПУ начали производить с начала 1960-х годов.

Электротанкетка-торпеда ЭТ-1-627 — 1941 год.

Разработка была сделана по инициативе выпускника ТТИ, изобретателя, военинженера третьего ранга Александра Казанцева.

Выпускник ТТИ, изобретатель, военинженер третьего ранга Александр Казанцев Управляемые по проводам самоходные мины его конструкции были выпущены в небольшом количестве и сыграли роль при прорыве блокады Ленинграда.

Радиощуп — 1942 год.

Это аппарат по выявлению осколков металла в теле человека, созданный сотрудником Сибирского физико-технического института Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым.

Павел Одинцов за работой

Летом 1942 года в газетах писали: «При оперировании раненого не всегда легко отыскать в теле пули, осколки снарядов и мин. В госпиталях Томска используется для этого радиощуп, изобретенный научным работником индустриального института тов. Одинцовым. Как радио улавливает в эфире звук, так и этот прибор при помощи звуков регистрирует присутствие в организме металлических тел».

Радиощуп, созданный сотрудником СФТИ Борисом Кашкиным и лаборантом Томского индустриального института Павлом Одинцовым

Первый в СССР серийный трехместный вертолет Ми-1 — 1951 год.

Летательный аппарат создан под руководством выпускника политеха Михаила Миля. Первоначально вертолет обозначался как ГМ-1 (Геликоптер Миля-1).Главной задачей машины с самого начала стала подготовка пилотов-вертолетчиков. Ми-1 — первый учебный винтокрылый аппарат, поступивший в военные училища и аэроклубы ДОСААФ.

Ми-1 эксплуатировался в военных и гражданских целях не только в нашей стране. Помимо стран Варшавского договора, он поставлялся в Австрию, Афганистан, Египет, Ирак, Индонезию, Китай, Кубу, Лесото, Монголию, Никарагуа, Северную Корею и Финляндию. Сферы применения были примерно теми же, что и у нас. Поляки использовали Ми-1 еще и для борьбы с минами в Балтийском море.

Томский наносекундный ускоритель — 1972 год.

Создан под руководством выпускника ТТИ Юрия Усова. Одной из первых задач, которую решали на этом ускорителе, было создание мощных СВЧ-генераторов с помощью сильноточных релятивистских электронных пучков (СРЭП).

Уникальная технология для мирного атома — 1990-е годы.

Выпускник ФТФ ТПИ (ТПУ) 1956 года Геннадий Хандорин разработал и внедрил промышленную технологию конверсии высокообогащенного урана из ядерного оружия в низкообогащенный для атомной энергетики.

Геннадий Хандорин

За свою работу ученый получил в 1997 году Государственную премию.


  • 4
    Rivagri Rivagri
    26.04.1618:59:02

    Хороший топик !!! Мне понравилось! Изобретателей нельзя забывать, потому что они продвинули Мир.

    С почтением из Приднестровья

  • 1
    A. Tarasov A. Tarasov
    26.04.1621:23:03

    Интересно.

    Журнал «За Рулём» № 14 за 1934 год анонсирует статью тов.А.А.Введенского и И.Р.Карачана, посвящённую газогенераторам. А уже в № 17 Введенский публикует статью «Газогенератор проф.Карпова» как единственный автор. Судя по названию, автором изобретения он не является.

    Почему же из авторов пропал Карачан — неизвестно. Но в 1942 году Иван Рафаилович Карачан, генерал-майор русской императорской армии, арестованный в Москве, умирает в тюрьме № 9 на ст.Свияжск.

    • 0
      Нет аватара termometrix
      26.04.1621:48:10

      Почему же из авторов пропал Карачан — неизвестно. Но в 1942 году Иван Рафаилович Карачан, генерал-майор русской императорской армии, арестованный в Москве, умирает в тюрьме № 9 на ст.Свияжск.

      Родина должна знать своих героев!Спасибо!

  • 1
    Нет аватара 1986
    27.04.1608:30:05

    Томские ученые — поздравляю, гордость Сибири, гордость всей страны!!!         

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,