стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
181

Технология изготовления лопаток нового поколения запущена в производство на УМПО

ПАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО) запустило на участке перспективного литья лопаток самую крупную в Европе плавильно-заливочную установку лопаточного литья. Размеры оборудования — 9 метров в ширину, 12 — в длину и 8,5 в высоту. Установка предназначена для изготовления заготовок в ходе производства деталей двигателя перспективного гражданского самолета МС-21. Новое оборудование позволяет плавить от 20 до 150 кг специального сплава, что даёт возможности для заливки большого количества лопаток всего за один цикл.

Новая ПЗУ будет активно задействована в реализации совместного проекта УМПО и Московского института стали и сплавов (НИТУ «МИСиС») по разработке и внедрению ресурсоэффективной технологии изготовления пустотелых литых турбинных лопаток. Она будет применяться в производстве не только авиационных газотурбинных двигателей, но и станций перекачки нефти и газа, — рассказал куратор перспективной программы, заместитель начальника управления технического развития и перевооружения Павел Алинкин.

В начале ноября 2015 года, данный проект выиграл субсидию в конкурсе Министерства образования РФ по Постановлению № 218 Правительства РФ. Грант поможет УМПО сократить сроки внедрения инновации в опытное и серийное производство.

Объединение имеет богатый опыт сотрудничества с вузами России по 218-му Постановлению. В настоящее время предприятие работает над еще двумя технологиями: по производству тонкостенных крупногабаритных титановых отливок (с МИСиС и УГАТУ) и деталей из жаропрочного алюминия (с УГАТУ и другими вузами). Два проекта — также с МИСиС и УГАТУ — успешно завершены, их результаты в настоящее время внедрены в производство. Это технология изготовления опоры турбины вертолетного двигателя ВК-2500 и производство моноколес и блисков методом линейной сварки трением.

Впервые в России удалось отлить (метод называется литье по выплавляемым моделям) из сплава алюминида титана инновационные лопатки, которые вдвое легче, чем их аналоги на основе никеля. Технология изготовления новых лопаток уже запущена в производство на Уфимском моторостроительном производственном объединении (ПАО «УМПО»). Ожидается, что лопатки из интерметаллида титана будут использоваться в новом российском двигателе ПД-14 для российского ближне-среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Снижая массу воздушного судна, новая разработка позволит перевозить больше пассажиров с меньшим расходом топлива.

«Сегодня изготовление изделий из алюминида титана очень востребовано в гражданской авиации. Наша разработка не уступает мировым аналогам из Европы и США. Очень важно, что это полностью отечественная разработка: лопатки могут производиться на отечественном оборудовании и из отечественных материалов», — рассказал в интервью руководитель исследовательской группы, заведующий кафедрой «Технологии литейных процессов и художественной обработки материалов» НИТУ «МИСиС», профессор Владимир Белов. Переход на новую технологию позволит заметно снизить массу двигателя, в результате станет возможным перевозить больше пассажиров или грузов на длительные расстояния. Кроме того, новая технология изготовления лопаток значительно уменьшит действующее центробежное напряжение в компрессоре и турбинах авиадвигателей, снизит инерцию турбин и компрессоров, а тем самым позволит уменьшить расход топлива, выбросы в атмосферу парниковых газов.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 4
    Tezen44 Tezen44
    04.04.1617:26:10

    ОТЛИТЬ?!    

    Меня всего 4 года назад учили что главный фактор который влияет на характеристики лопаток — система канальцев и полостей внутри лопатки. Они облегчают её и позволяют усиленно охлаждать. Кроме того важна структура самого металла, форма и ориентация зёрен. Как им удаётся управлять внутренней структурой отливки и делать внутри неё полости?!

    • 3
      gradimir grujic gradimir grujic
      04.04.1617:46:05

      Как им удаётся управлять внутренней структурой отливки и делать внутри неё полости?!

      С начала должны отлить из сплава алюминида титана инновационные лопатки, которые вдвое легче, чем их аналоги на основе никеля, а потом проходят процесс изготовления новых лопаток уже на Уфимском моторостроительном производственном объединении (ПАО «УМПО»).

      • 0
        Tezen44 Tezen44
        04.04.1618:18:55

        Меня учили что лопатка делается из трёх кованных заготовок. Они по отдельности обрабатываются, совмещаются и свариваются в вакууме лазером. После того получившуюся заготовку термообрабатывают и наносят защитное покрытие.

        • 14
          Taras Tkachenko Taras Tkachenko
          04.04.1619:16:21

          В боевой авиации такая технология используется уже с начала 90-х.

          Так что, заголовок статьи надо бы подкорректировать.

          И лопатки на данном этапе технологии не отливаются, а вырщиваются методом направленной кристаллизации как единый неразрывный монокристалл (со всеми полостями и канальцами) в специально модулированном магнитном поле.

          • 9
            Tezen44 Tezen44
            04.04.1619:24:14

            Вот это уже конкретнее… Научились направлять кристаллизацию магнитным полем… Круто. Такое я слышу в первый раз.    

            • 3
              Tezen44 Tezen44
              04.04.1619:30:23

              Какой потенциал! Интересно, на сколько полно управляется кристаллизация? Выращивать деталь в виде монокристалла, контролируя всю его структуру до последней дислокации (а лучше и химический состав) — это же мечта технолога!

              • 12
                Омутин Зафар Омутин Зафар
                04.04.1621:15:00

                Обсуждаемые лопатки компрессора двигателя, а не турбины, они температурно нагружены не слишком сильно.

                Монокристаллические-как раз для турбин делают. Но это другие лопатки, не те, что обсуждаются.

                Отредактировано: Омутин Зафар~23:28 04.04.16
            • 1
              Taras Tkachenko Taras Tkachenko
              04.04.1619:39:51

              Было в фильме ОДК о двигателях боевой авиации.

      • -1
        Toliamba Toliamba
        04.04.1620:30:07

        Новость явно не свежая на СУН уже было sdelanounas.ru/blogs/43554/

        • 0
          shigorin shigorin
          05.04.1618:54:44

          Там про сплав, тут про лопатки.

          • 0
            Toliamba Toliamba
            05.04.1622:50:00

            Я вас уважаю, всегда внимательно читаю ваши комментарии, но в данном случае вы неправы и в одном и в другом тексте про технологию производства лопаток из одного и того же сплава разработанную одним и тем же научным заведением.

            • 0
              shigorin shigorin
              06.04.1622:38:18

              Ну, ошибаться-то могу как любой человек, и такое действительно лучше подсказывать; только, как рядом и упоминали, там всё-таки будто про _разработку_ технологии (и сплава), а тут про запуск в производство -- это совсем другая ступенька. Всё так же могу ошибаться, если что -- поправьте.

              Спасибо!

    • 4
      Нет аватара Maggey
      04.04.1617:57:14

      система канальцев и полостей внутри лопатки.

      Ну ведь не только от конструкции зависят характеристики лопатки, но и от материала.

      Как им удаётся управлять внутренней структурой отливки и делать внутри неё полости?!

      А это я думаю большая тайна всех производителей двигателей.

    • 1
      Эрик Картман Эрик Картман
      04.04.1618:56:26

      Как им удаётся управлять внутренней структурой отливки и делать внутри неё полости?!

      Метод называется электроэрозия.

      • 5
        Taras Tkachenko Taras Tkachenko
        04.04.1619:18:20

        Нет, лопатки выращивают как единый монокристалл, сразу зацело, путем направленной кристаллизации.

        Какой метод используется конкретно — тайна великая есть.

        Некоторые люди говорят, что магнитная гидродинамическая экструзия.

        • 1
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          04.04.1623:19:19

          Дак электроэрозия не меняет кристаллизацию монокристаллической отливки. Вырастил монокристаллическую заготовку, а потом проделал в ней полости и придал ей форму электроэрозией.

          Так как механического воздействия на заготовку нет, то все зёрна материала остаются на своих местах и в своих направлениях.

          Отредактировано: Zveruga~01:20 05.04.16
          • 3
            Taras Tkachenko Taras Tkachenko
            05.04.1600:09:40

            В том-то и дело, что при выращивании безразрывного монокристалла из интерметаллидов нет никаких зерен и даже дорожек, как бывает при выращивании из сплавов, которые при кристаллизации разделяются на фракции, образующие эти дорожки или зерна.

            Интерметаллид — это не сплав, а цельное химическое вещество, имеющее свою молекулу — металлическая соль другого металла. Цельные вещества образуют единую безразрывную кристаллическую решетку.

            Китайцы до сих пор только дорожечные кристаллы могут, а безразрывные — нет, потому и покупают авиадвигатели в России    

            Отредактировано: Taras Tkachenko~02:11 05.04.16
            • 4
              RadiantConfessor RadiantConfessor
              05.04.1600:28:47

              В монокристалле действительно так и тем не менее электроэрозия не нарушает кристалл.

      • 1
        Tezen44 Tezen44
        04.04.1619:18:30

        Да я то знаю что это такое (в примитивном варианте это технология применяется у нас для изготовления мелких штампов и т. п.), Просто мне представлялось что их выжигают на частях лопатки по отдельности. Впрочем может они отливают не целую лопатку, а те же 3 части которые потом свариваются.

  • 8
    алексей громов алексей громов
    04.04.1619:18:53

    метод называется литье по выплавляемым моделям,только тсссс, никому. вся информация строго между нами, а то враги (они кругом кстати) узнают.

  • 3
    Нет аватара nikotin_n
    04.04.1619:31:01

    «Кроме того, новая технология изготовления лопаток значительно уменьшит действующее центробежное напряжение в компрессоре и турбинах авиадвигателей, снизит инерцию турбин и компрессоров, а тем самым позволит уменьшить расход топлива, выбросы в атмосферу парниковых газов.» — кто мне сможет объяснить как снижение инерции турбокомпрессора позволит уменьшить выброс парниковых газов???

    По поводу лопаток — Раньше готовили формы из специальных термоустойчивых материалов, заливали в них металл. Потом эти материалы растворяли в спецжидкостях. Затем обрабатывали наружные части лопаток.

    • 5
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      04.04.1621:26:46

      кто мне сможет объяснить как снижение инерции турбокомпрессора позволит уменьшить выброс парниковых газов???
      Очень просто — это вызывает снижение расхода топлива, что в свою очередь снижает выхлоп газов-все логично.

      • Комментарий удален
    • 1
      RadiantConfessor RadiantConfessor
      04.04.1623:24:40

      как снижение инерции турбокомпрессора позволит уменьшить выброс парниковых газов???

      Уменьшая массу лопаток мы можем повысить скорость вращения турбины, а отсюда повысить давление воздуха входящего в камеру сгорания. Отсюда рост температуры горения и соответственно увеличение КПД прогорания топлива. И наконец уменьшение выхлопа несгоревших остатков топлива.

      • 1
        Нет аватара nikotin_n
        05.04.1611:23:51

        Да ясно все что сказано и уменьшение веса и расхода топлива. Суть вопроса в том, кто причислил выхлоп от ГТД именно к ПАРНИКОВЫМ газам. Инверсионный след возникает на довольно небольшое время, затем рассеивается. Углекислый газ в общем порциальном объеме сгоревшего топлива едва ли не меньше чем у ДВС. Остальных составляющих парникового газа практически нет. Просветите меня если я не прав, ничего против не имею.

        Отредактировано: nikotin_n~14:01 05.04.16
        • 0
          El13 El13
          05.04.1612:03:04

          Цэ-о-два — парниковый газ?

          • 0
            Нет аватара nikotin_n
            05.04.1614:25:21

            Видимо да    

            Отредактировано: nikotin_n~16:28 05.04.16
        • 1
          Alexander Zorin Alexander Zorin
          05.04.1613:52:55

          Сгорание как хим. процесс совершенно не зависит от метода, если это полное сгорание. Что ДВС, что турбина, или печь какая, в результате сгорания углеводородов-вода и углекислота. Остальные составляющие -СО, НО2, сложные остатки-это малая доля. Углекислота считается парниковым газом (главным)

          Отредактировано: Alexander Zorin~15:59 05.04.16
        • 0
          RadiantConfessor RadiantConfessor
          05.04.1618:37:59

          Думаю конкретно в данном случае речь шла о свободном углероде, который выделяется при не полном сгорании керосина. А он всё же сгорает не полностью.

          Свободный углерод это копоть оседающая на деталях турбин и черный дым в выхлопе двигателей.

  • -1
    Toliamba Toliamba
    04.04.1620:28:11
    • 6
      goryachee_leto goryachee_leto
      04.04.1623:39:48

      Запустили в Уфе производство — об этом новость.

      А вы о разработке.

      Разработка и производство — это кажется разные вещи.

      • 9
        Taras Tkachenko Taras Tkachenko
        05.04.1600:15:22

        Да, тем более, что данная технология в ходу с конца 80-х — начала 90-х для военных двигателей (Ал-31Ф/ФМ, 117С, РД-33М/МК). А двигатель пятого поколения (Изделие 30) и нынешний «117 без буквы» (для ПАК ФА 1 этапа) имеют лопатки и стенки камер сгорания в виде монокристаллов из AlTi с легированием атомами рения и рутения в ключевых узлах решетки.

  • -7
    mashinist mashinist
    05.04.1610:59:07

    Освоили новые лопатки ахаха)) я понимаю новость о принятии нового двигателя, все сбежались полайкали и хватит, но новость о каких то лопатках даже самых высокотехнологичных… Видимо совсем новостей стоющих не много. Лопатки, Карл!   

    • 4
      Нет аватара nikotin_n
      05.04.1611:19:58

      mashinist — Вы видимо специалист высочайшего уровня если считаете лопатку турбины в ГТД совершенно неважной. А еще расскажите это китайцам, которые копируют великолепно все кроме двигателей. Ну не могут они эти пустяковые лопатки сделать…

      • -2
        mashinist mashinist
        06.04.1608:28:50

        А теперь умники посмотрев это объективное видео скажите чего вообще стоит этот сайт с его положительными новостями в масштабах страны на текущий год! ht tps://m.you tube.com/watch?v=wUbhEEyRpGo И где в этом случае должны быть такие новости о лопатках. Люди здесь как будто живут в своём мирке. Чувствую ответы в стиле «ну так не заходи сюда если тебе не нравится» но я буду заходить и пытаться открывать глаза, а при наличии стоящей новости положительно оценивать.

    • 0
      lexat7 lexat7
      05.04.1613:04:40

      А вы уже приняли, да? И причем неплохо…   

      • -1
        mashinist mashinist
        06.04.1608:25:10

        А теперь умники посмотрев это объективное видео скажите чего вообще стоит этот сайт с его положительными новостями в масштабах страны на текущий год! ht tps://m.you tube.com/watch?v=wUbhEEyRpGo И где в этом случае должны быть такие новости о лопатках. Люди здесь как будто живут в своём мирке. Чувствую ответы в стиле «ну так не заходи сюда если тебе не нравится» но я буду заходить и пытаться открывать глаза, а при наличии стоящей новости положительно оценивать.

        • 0
          Нет аватара Egregore
          07.04.1602:25:08

          А теперь умники

          Пущай придурки смотрят всякую хрень

          • 0
            mashinist mashinist
            14.04.1617:41:34

            Пучков и Юлин придурки?

            • Комментарий удален
              • 0
                mashinist mashinist
                14.04.1617:47:54

                И газета взглад которую они приводят? Хмм… А кто же тогда умный? Вы?

    • 3
      Нет аватара sigra
      05.04.1613:38:56

      о каких то лопатках даже самых высокотехнологичных

      Эти лопатки и есть самый большой секрет реактивного двигателя

      это как с сусликом, все знают, что эти лопатки позарез нужны для хорошего движка

      Однако делают такие только в США и у нас

      Отредактировано: sigra~15:40 05.04.16
    • 1
      Нет аватара zu1
      05.04.1614:18:07

      Видимо совсем новостей стоющих не много. Лопатки, Карл!

      Ты прекрасен, фунтик.

      И своим стоЮщих и со своим дремучим невежеством космических масштабов.

      Поклянись адом,бро,что не станешь детей заводить. Их жаль заранее.хехе

      • -1
        mashinist mashinist
        06.04.1608:26:53

        А теперь умники посмотрев это объективное видео скажите чего вообще стоит этот сайт с его положительными новостями в масштабах страны на текущий год! ht tps://m.you tube.com/watch?v=wUbhEEyRpGo И где в этом случае должны быть такие новости о лопатках. Люди здесь как будто живут в своём мирке. Чувствую ответы в стиле «ну так не заходи сюда если тебе не нравится» но я буду заходить и пытаться открывать глаза, а при наличии стоящей новости положительно оценивать.

    • 2
      shigorin shigorin
      05.04.1619:29:37

      А сделайте-ка мне одну такую лопаточку. Огурчиков дам.

  • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара Lunoxod
      05.04.1612:30:49

      Здесь все описано.

      С уважением.

      • 0
        Alexander Zorin Alexander Zorin
        05.04.1614:16:57

        Интересная статья!

        Запасов рения у нас в стране мало; есть месторождения в Казахстане, но после развала Советского Союза его полностью скупили американцы; остается остров Итуруп, на который претендуют японцы.

      • Комментарий удален
    • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара nikotin_n
      05.04.1614:38:51

      Так делали еще во времена советского авиапрома, и в качестве модели была не керамика, а мочевина. Потом отлитые кассеты девчата вручную окунали в ванны с ацетоном, долго полоскали, мочевина растворялась и оставались лопаточки для дальнейшей обработки.

  • 0
    Нет аватара Dizel34rus
    05.04.1616:20:12

    Что-то интересных новостей(наподобие этой) в последнее время мало стало.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,