Самарская компания «УРАРТУ» разработала уникальный двигатель
Самарское ООО «УРАРТУ» ведет разработку уникального двухтактного двигателя аксиального типа мощностью 100 л/с для малой авиации. Пробный пуск двигателя, которым планируется оснащать в первую очередь беспилотные летательные аппараты и легкие самолеты, был проведен в октябре.
Фото: предоставлено ООО "УРАРТУ" © волганьюс.рф
«Работы над силовой установкой начались еще в 2010 году по инициативе Самарского государственного аэрокосмического университета, — рассказывает директор и владелец „УРАРТУ“ Маркар Гаспаров. — Нам было понятно, что в России большая проблема с двигателями для малых летательных аппаратов. Главная „фишка“ таких двигателей — совершенно иные массогабаритные характеристики по сравнению с, например, автомобильными. В авиации соотношение мощности и массы является определяющим».
Проект начался в рамках «дочки» СГАУ ООО «Актуальные решения», выигравшей грант по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако по результатам первого года разработок стало очевидно, что предлагаемые технические решения сложны в реализации и не обеспечивают требуемых характеристик для авиационной отрасли. Для поиска новых технических решений была привлечена команда «УРАРТУ».
В «УРАРТУ» решили остановиться на компоновочной аксиальной схеме, предложенной Игорем Ниппардом, трудившимся тогда на ОАО «Кузнецов». Кроме того компания стала инвестором проекта.
На данное решение повлияла и прошедшая в 2011 г. встреча с представителями компания «Ё-Авто», которая конструировала «Ё-мобиль». Между компаниями было заключено соглашение о неразглашении и планировалось вернуться к переговорам после испытаний двигателя по схеме Ниппарда. Однако в 2014 г. проект «Ё-мобиля» был свернут.
Также проект вызвал интерес у директора Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области Александра Осипова и получил финансовую поддержку.
По словам Гаспарова, в России аналогов двигателя «УРАРТУ» не существует, а выпускаемые агрегаты со стандартной схемой компоновки весят на 30% больше.
Сейчас существует договоренность об установке двигателя на беспилотники компании «Актуальные решения», которая при участии АНО «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области» и частного инвестора планирует создать в регионе серийное производство БПЛА.
«Сейчас у нас есть понимание по поставщикам двигателей для беспилотников и пока это иностранные производители, — комментирует руководитель КИЦ Сергей Корнилов. — Но наша задача — импортозамещение. Есть договоренность по двигателю с „УРАРТУ“, компания должна провести адаптацию агрегата под БПЛА».
Также предполагается, что двигатель будет устанавливаться на моторные лодки, глиссеры, аэросани, генераторные установки и будет актуальным в мобильных робототехнических комплексах.
«Данные сегменты являются более емкими, чем авиация, и процессы сертификации здесь менее затратны», — отмечает Гаспаров.
Он также говорит, что есть реальная заинтересованность в агрегате ряда предприятий и ведомств. Остается довести продукт до серийного производства, и здесь возникают основные сложности.
«Первый запуск прошел успешно. Следующий этап — полноценные испытания. Сейчас мы определяемся с площадкой, на которой их проведем. Есть ряд организационных и финансовых вопросов, на решение которых может уйти около полугода. Для „УРАРТУ“ это проект на перспективу и сейчас компания зарабатывает на других продуктах. Поэтому придется ненадолго его заморозить», — делится проблемами директор компании.
По его словам, после завершения испытаний производство двигателя может быть запущено в Самаре при поддержке АНО «КИЦ СО». Однако ясности с производственной площадкой, в которую потребуется инвестировать десятки миллионов, пока нет. Как нет и понимания по источнику инвестиций. Сергей Корнилов сообщил, что КИЦ сейчас определяется с финансами.
Выходом из создавшейся ситуации может стать продажа патента с определенными ограничениями и последующая доводка двигателя за счет вырученных средств, рассуждает Гаспаров.
«КИЦ устраивал встречи с европейскими и южноафриканскими компаниями. Компания из ЮАР проявила заинтересованность в нашей схеме. Сейчас мы готовим предложение. Если оно будет принято, то мы можем продать патент в ЮАР с определенными ограничениями на производство. По нашим оценкам сумма такой сделки может составить около $1 млн. За счет этих средств мы можем запустить собственное производство», — рассказывает предприниматель.
Аксиальная схема со встречным движением поршней и с новым механизмом преобразования позволяет:
- Сократить массу и габариты на 30…40%, удвоить цилиндровую мощность без увеличения скорости поршня;
- Снизить вибрации, т. к. поршни в цилиндре совершают противоположное движение, вращающиеся массы уравновешиваются противовесами;
- Снизить механические потери, т. к. штоки-шатуны отклоняются от оси цилиндра на угол менее 1°,
т. е. отсутствует боковая составляющая на поршень от газовых сил (потери в Ц.П.Г. составляют 40…50% от общих механических потерь); - Снизить тепловые потери ввиду отсутствия блока головок;
- Организовать изохорный подвод тепла,
т. е. повысить термический КПД.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
19.11.1510:46:48
20.11.1510:37:24
20.11.1511:02:44
20.11.1514:30:29
20.11.1514:38:38
20.11.1514:50:27
20.11.1514:52:27
19.11.1511:09:35
19.11.1511:14:58
19.11.1512:34:23
riorom19.11.1516:16:54
20.11.1506:59:44
riorom20.11.1518:41:53
23.11.1505:46:26
19.11.1521:58:09
19.11.1511:23:07
19.11.1513:18:08
19.11.1513:16:33
19.11.1513:56:45
Омутин Зафар19.11.1514:40:58
19.11.1514:56:28
Омутин Зафар19.11.1519:27:56
19.11.1520:05:41
Омутин Зафар19.11.1520:15:18
19.11.1522:46:12
19.11.1515:45:03
Омутин Зафар19.11.1519:47:51
20.11.1502:25:45
20.11.1507:00:06
21.11.1507:55:00
21.11.1523:45:53
19.11.1514:00:24
19.11.1514:15:48
Омутин Зафар19.11.1514:36:01
19.11.1515:56:25
19.11.1517:53:51
Омутин Зафар19.11.1519:49:09
20.11.1511:25:03
Омутин Зафар20.11.1513:01:02
19.11.1514:41:51
19.11.1517:05:38
19.11.1516:01:30
Омутин Зафар19.11.1521:00:25
Роман Долгополов19.11.1522:17:10
20.11.1502:13:01
20.11.1503:27:08
Egregore20.11.1515:47:45
31.10.1621:33:09