стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
144

Самарская компания «УРАРТУ» разработала уникальный двигатель

Самарское ООО «УРАРТУ» ведет разработку уникального двухтактного двигателя аксиального типа мощностью 100 л/с для малой авиации. Пробный пуск двигателя, которым планируется оснащать в первую очередь беспилотные летательные аппараты и легкие самолеты, был проведен в октябре.

Фото: предоставлено ООО "УРАРТУ"Фото: предоставлено ООО "УРАРТУ" © волганьюс.рф

«Работы над силовой установкой начались еще в 2010 году по инициативе Самарского государственного аэрокосмического университета, — рассказывает директор и владелец „УРАРТУ“ Маркар Гаспаров. — Нам было понятно, что в России большая проблема с двигателями для малых летательных аппаратов. Главная „фишка“ таких двигателей — совершенно иные массогабаритные характеристики по сравнению с, например, автомобильными. В авиации соотношение мощности и массы является определяющим».

Проект начался в рамках «дочки» СГАУ ООО «Актуальные решения», выигравшей грант по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Однако по результатам первого года разработок стало очевидно, что предлагаемые технические решения сложны в реализации и не обеспечивают требуемых характеристик для авиационной отрасли. Для поиска новых технических решений была привлечена команда «УРАРТУ».

В «УРАРТУ» решили остановиться на компоновочной аксиальной схеме, предложенной Игорем Ниппардом, трудившимся тогда на ОАО «Кузнецов». Кроме того компания стала инвестором проекта.

На данное решение повлияла и прошедшая в 2011 г. встреча с представителями компания «Ё-Авто», которая конструировала «Ё-мобиль». Между компаниями было заключено соглашение о неразглашении и планировалось вернуться к переговорам после испытаний двигателя по схеме Ниппарда. Однако в 2014 г. проект «Ё-мобиля» был свернут.

Также проект вызвал интерес у директора Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области Александра Осипова и получил финансовую поддержку.

По словам Гаспарова, в России аналогов двигателя «УРАРТУ» не существует, а выпускаемые агрегаты со стандартной схемой компоновки весят на 30% больше.

Сейчас существует договоренность об установке двигателя на беспилотники компании «Актуальные решения», которая при участии АНО «Кластерный инжиниринговый центр Самарской области» и частного инвестора планирует создать в регионе серийное производство БПЛА.

«Сейчас у нас есть понимание по поставщикам двигателей для беспилотников и пока это иностранные производители, — комментирует руководитель КИЦ Сергей Корнилов. — Но наша задача — импортозамещение. Есть договоренность по двигателю с „УРАРТУ“, компания должна провести адаптацию агрегата под БПЛА».

Также предполагается, что двигатель будет устанавливаться на моторные лодки, глиссеры, аэросани, генераторные установки и будет актуальным в мобильных робототехнических комплексах.

«Данные сегменты являются более емкими, чем авиация, и процессы сертификации здесь менее затратны», — отмечает Гаспаров.

Он также говорит, что есть реальная заинтересованность в агрегате ряда предприятий и ведомств. Остается довести продукт до серийного производства, и здесь возникают основные сложности.

«Первый запуск прошел успешно. Следующий этап — полноценные испытания. Сейчас мы определяемся с площадкой, на которой их проведем. Есть ряд организационных и финансовых вопросов, на решение которых может уйти около полугода. Для „УРАРТУ“ это проект на перспективу и сейчас компания зарабатывает на других продуктах. Поэтому придется ненадолго его заморозить», — делится проблемами директор компании.

По его словам, после завершения испытаний производство двигателя может быть запущено в Самаре при поддержке АНО «КИЦ СО». Однако ясности с производственной площадкой, в которую потребуется инвестировать десятки миллионов, пока нет. Как нет и понимания по источнику инвестиций. Сергей Корнилов сообщил, что КИЦ сейчас определяется с финансами.

Выходом из создавшейся ситуации может стать продажа патента с определенными ограничениями и последующая доводка двигателя за счет вырученных средств, рассуждает Гаспаров.

«КИЦ устраивал встречи с европейскими и южноафриканскими компаниями. Компания из ЮАР проявила заинтересованность в нашей схеме. Сейчас мы готовим предложение. Если оно будет принято, то мы можем продать патент в ЮАР с определенными ограничениями на производство. По нашим оценкам сумма такой сделки может составить около $1 млн. За счет этих средств мы можем запустить собственное производство», — рассказывает предприниматель.

Аксиальная схема со встречным движением поршней и с новым механизмом преобразования позволяет:

  1. Сократить массу и габариты на 30…40%, удвоить цилиндровую мощность без увеличения скорости поршня;
  2. Снизить вибрации, т. к. поршни в цилиндре совершают противоположное движение, вращающиеся массы уравновешиваются противовесами;
  3. Снизить механические потери, т. к. штоки-шатуны отклоняются от оси цилиндра на угол менее 1°, т. е. отсутствует боковая составляющая на поршень от газовых сил (потери в Ц.П.Г. составляют 40…50% от общих механических потерь);
  4. Снизить тепловые потери ввиду отсутствия блока головок;
  5. Организовать изохорный подвод тепла, т. е. повысить термический КПД.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 8
    Нет аватара Сибиряк
    19.11.1510:46:48

    Если все действительно так здорово, то не сдавайтесь, запускайте в серийное производство.

    • 0
      Нет аватара nik.petrenko.1965
      20.11.1510:37:24

      А что тут нового?— обычный аксиальный двигатель на основе планшайбы.

      Такие давным давно изобретены, построены и используются.

      Добавили оппозитный двигатель?

      Отредактировано: openid.mail.rumailnik.petrenko.1965~11:45 20.11.15
      • 0
        Нет аватара Сибиряк
        20.11.1511:02:44

        Я не совсем в теме, но если люди построили изделие на уровне лучших аналогов, или даже превзошли их, разве это не здорово?

        • 0
          Нет аватара nik.petrenko.1965
          20.11.1514:30:29

          А откуда у людей данные, что они построили на уровне лучших аналогов?

          Во-первых, у них ещё не проводились испытания, поэтому нет результатов.

          Во-вторых, весьма сомнительно, что кто-то ещё попытается применить подобную схему для летательных аппаратов — дорого, сложно, ненадёжно.

          • 0
            Нет аватара Сибиряк
            20.11.1514:38:38

            А у Вас есть данные, что хуже? Если нет, то давайте порадуемся тому, что уже сделано и будем надеяться, что массовый продукт оправдает хорошие ожидания.

            • 0
              Нет аватара nik.petrenko.1965
              20.11.1514:50:27

              Даже у создателей ещё нет таких данных. Они осуществили всего лишь один пробный запуск.

              Массовым он навряд ли станет: подобные двигатели уже давно используются, но не в авиации.

              Думаю, что если бы у подобной схемы были бы хоть какие-нибудь перспективы, то двигатель на планшайбе устанавливали бы на самолёты уже лет 50-70.

              Посмотрим, что покажут испытания.

  • 10
    kolop kolop
    19.11.1511:09:35

    Я так понял уже есть один готовый двигатель. Вместо, того что-бы продавать технологию, на которую уже пошла огромная сумма, обратились к министру промышленности России Мантурову, например, я думаю что 1 млн у.е. найдётся для создания завода.

    То, что свернули проект «Ё мобиль» была проблема как раз с двигателем (не могли его создать). Надеюсь — это реальный двигатель, а не проект по выбиванию денег.

  • 0
    kolop kolop
    19.11.1511:14:58

    Аксиальный двигатель, есть у японцев, кажись «Субару» и они свою технологию никому не продают.

    • 4
      Алексей Попов Алексей Попов
      19.11.1512:34:23

      У Субару оппозитный.

      • 0
        Нет аватара riorom
        19.11.1516:16:54

        у нас такой двиг был на т 64 5ТДФ с встречным движением поршней — большая удельная мощьность на массу двига — так же подобные движки применялись в авиации — косяков конечно у движки тоже хватает кому интересно почитайте отличия от классического поршневика. Тут дело в том что необходимо сделать опытную партию оснастить ей прототипы БПЛА и прогнать все это дело если реально наголову выше поршневиков то да стоит вкладывать бабло и время если нет то нахрен оно упало

        • 1
          Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
          20.11.1506:59:44

          Вы а) путаете грузина с чемоданом, а точнее труЪ-оппозит с боксёром и аксиально-поршневым моторами, и б) хряковские «чемоданы», несмотря на великолепные бумажные показатели, в эксплуатации являются лютейшим говном. А теперь по пунктам: у «Субару» — настоящие оппозиты, то есть V-образные движки с углом развала в 180°. Харьков делает т.н. «боксёры», АКА двигатели с противоположно-движущимися поршнями: аппараты с двумя коленвалами и двумя поршнями на цилиндр. А в статье говорится вообще про третий тип двигателя, изначально придуманный в принципе для торпед, а не для автомобилей: цилиндры в нём расположены параллельно по кругу, а вместо коленвала там используется наклонная пластина, укреплённая на валу, на которую по очереди давят поршни, за счёт чего она проворачивается, вращая выходной вал. Основным достоинством такого двигателя является его компактность, простота конструкции, высокая удельная мощность, плюс он имеет удобную цилиндрическую форму. Но с другой стороны из-за того, что поршни (шатунов в нём нет, движение только линейное) соединяются с пластиной шаровыми шарнирами, в которых довольно большие потери, то у него несколько меньше КПД и больше износ.

          • 0
            Нет аватара riorom
            20.11.1518:41:53

            ну ту ткак бы важно не принцип рередачи работы что колено что поластина это неважно, а то как ходят поршни, а поршни ходят павстречу что в харьковском моторе что в этом что тут нарисовали — ну и самое главное если о косяках и достоинствах нашего мотора много известно то о таком чюде юде которго нету даже в прототипе я так понимаю ничего неизвестно — компоновка да согласен изза другого принципа передачи работы поршня уменьшает габариты двига, но насколько это важно для самолета я хз. я просто к тому что это не ноухау моторы с встречным движением поршней как бы уже лавно существуют уже как бы с начала прошлого века — если их можно пперработать под современные материалы и технологии и применить как и 100 лет назад в авиации пусть и беспилотной то думаю что это хорошо .

            Знаете еще тут же хотелось бы добавить за теже роторнопоршневые двиги почему они не применими для авиации беспилотной тоже хорошое соотношение массы и мощности — хотя конечно тоже куча косяков.

            Отредактировано: riorom~19:43 20.11.15
            • 0
              Andrey Tupkalo Andrey Tupkalo
              23.11.1505:46:26

              Вообще говоря — весьма важна для авиации компоновка. А новизна тут тоже довольно умеренна — объединили передачу движения планшайбой из торпедных движков и встречные поршни, давно уже использующиеся в танках, тепловозах и, кстати, в авиации, да.

      • 2
        ритуся бобыкина ритуся бобыкина
        19.11.1521:58:09

        Хорошие оппозитники всю жизнь делают на Ирбитском мотоциклетном заводе.

        Поработать над массой — часть деталей заменить титаном. Увеличить степень сжатия. Турбировать. Поставить облегченную ШПГ. Про непосредственный впрыск молчу.

        И с 650 кубиков можно легко снять 100 лошадей при массе в 50 кг.

        Из моторов Ирбитского завода еще в советские годы кулибины делали двигатели для малой авиаций.

        Раньше на них сами ставили карбюраторы Микуни и двигатель преображался.

        Отредактировано: ритуся бобыкина~22:59 19.11.15
  • 1
    Нет аватара Инженер2015
    19.11.1511:23:07

    Новость важная,

    если доведут до серии будет огромный потенциал для импортозамещения

    • 3
      Samboris Samboris
      19.11.1513:18:08

      И для экспорта   

      Да первый вертолет Камова взлетел с движком вообще в 42 (27 — 38 по разным источникам) лошадки.

      Отредактировано: Samboris~14:30 19.11.15
  • 2
    Нет аватара кошкошурикшуриков
    19.11.1513:16:33

    Двухтактник, к сожалению, жрёт много топлива. Но да, компактней четырёхтактника. А как, например, роторнопоршневой?

  • -2
    Нет аватара k_v
    19.11.1513:56:45

    видео от буржуев

    Duke Engines

    • 1
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      19.11.1514:40:58

      Гораздо более сложная и дорогая эта конструкция, что и надежность и рабочий ресурс снижает.

      30% веса в теории, не факт что в реальности.

      И не так уж много это-аналоги от Ротакс весят ок. 30-40 кГ. экономия 10 кГ на полутонном аппарате-не принципиально.

      Сделали бы обычный простой и надежный 4-тактник, на 100л.с. с большим ресурсом и недорогой относительно. Наша русская конструкторская мысль отличалась особенность разработок — простота, надежность, технологичность.

      Отредактировано: Омутин Зафар~15:43 19.11.15
      • 0
        Нет аватара k_v
        19.11.1514:56:28

        я не спец по ДВС, но помоему двигатели традиционной схемы простотой тоже не отличаются, просто для них отработаны технологии, методики расчета, типоразмеры. контора то частная, пусть экспериментируют

        • 0
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          19.11.1519:27:56

          Посмотрите на ролик-муфта с сложной траекторией требует движения и изготовлния в 3 Д, по сравнению с осевым вращением обычных подшипников коленвала. Как надежно смазывать, что делается при износе, сколько будет стоить изготовление полусферического подшипника, на который приходится вся нагрузка? На обычной схеме нагрузка делится на несколько подшипников. И они простые по форме-в виде полуколец, их выпуск миллионами налажен и стоят копейки.

          • 0
            Нет аватара k_v
            19.11.1520:05:41

            как говорит товарищ «точный» главная идея этого двигателя проистекает из кинематики механизма «с качающейся шайбой». сама шайба сидит на обычном цилиндрическом подшипнике на участке вала который выполнен под углом к его оси вращения. в этом смысле традиционный коленвал в многоцилиндровом двигателе более сложная деталь. единственное что меня смущает в том буржуйском ролике это что у них помимо всего прочего вращается сам блок цилиндров, но это вроде бы необязательное кинематическое излишество

            • 0
              Омутин Зафар Омутин Зафар
              19.11.1520:15:18

              Все-таки полусферический подшипник-не простая деталь. А пр-во коленвалов налажено, недорого и массово. Просто внедрять новинку ради 10 кГ экономии веса с возможным немалым гемором, как то непродуктивно. Вес пилота варьирует больше.

            • 1
              Samboris Samboris
              19.11.1522:46:12

              вращается сам блок цилиндров

              Ротативный двигатель.

      • 2
        Нет аватара точный
        19.11.1515:45:03

        Приведу прмер ближайшего технического аналога механизма с возвратно-поступательным движением поршней: поршневой гидромотор. Для высокоскоростных поршневых гидромоторов наиболее компактной и наименее металлоемкой является конструкция с аксиальным расположением поршней (с наклонным блоком или с наклонной шайбой). Поэтому выигрыш в металлоемкости, а главное в компактности у разрабатываемого двигателя несомненен. Другое дело, что с уменьшением габаритов и массы двигателя снижается естественный теплоотвод и усложняется система охлаждения двигателя.

        • 0
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          19.11.1519:47:51

          Не смущает, что экономия всего в 10 кГ как-то не внушает? Самолеты с мотором 100л.с это 2-3 человека или 300 кГ груза.

          Отредактировано: Омутин Зафар~21:36 19.11.15
    • 0
      Нет аватара Poisk
      20.11.1502:25:45

      Ваше «видео от буржуев» от 2012 г.

      А вот не от буржуев

      И от 2010 г.

      • 0
        Нет аватара k_v
        20.11.1507:00:06

        дорогой товарищ, во первых здесь обсуждаем конкретный вид двигателей — аксиально-поршневые, е-мобиль это вообще не сюда. во вторых буржуи изготовили и проводили испытания своего двигателя в отличие от просто красивых рендеров

        • -1
          Нет аватара Poisk
          21.11.1507:55:00

          Я отвечал на

          видео от буржуев

          Duke Engines

          Где здесь хоть слово об «обсуждаем конкретный вид двигателей»?

          Товарищ.

          • 0
            Нет аватара k_v
            21.11.1523:45:53

            слышал звон да не знаешь где он

  • 4
    Нет аватара sarbala
    19.11.1514:00:24

    УРАРТУ-первое государственное образование на территории СССР (Армения).

    Хотя укры утверждают, что они древнее.   

  • 0
    Русский Витязь Русский Витязь
    19.11.1514:15:48

    Вот зачем из Ё-мобиля делали гибрид? Ну сделали бы электромобиль, в противовес зарубежным аналогам, и доступный по цене!!! Только денег угробили кучу!!!

    • 13
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      19.11.1514:36:01

      Все что могут делать такие люди как Прохоров, это что нибудь украсть или распилить бабло. И таких к сожалению немало, во влиятельных кругах.

      • -4
        Нет аватара Кузьма Петрович
        19.11.1515:56:25

        В отличии, к примеру от Михалкова или Чубайса, Прохор личные средства вкладывал в проект, поэтому с ё-мобилем в плане распила к нему претензий не должно быть.

        Отредактировано: Кузьма Петрович~16:57 19.11.15
        • 10
          Нет аватара anker
          19.11.1517:53:51

          Это чучело вкладывало не в проект, а в свой пиар. Не более. К счастью, не взлетела.

        • 6
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          19.11.1519:49:09

          Какие такие свои? Прохор взял дотации у гос-ва и все. Даже заработал несколько миилиончиков долл. на этом. В убытках бюджет и мы все.

          Отредактировано: Омутин Зафар~20:49 19.11.15
          • -2
            Нет аватара Кузьма Петрович
            20.11.1511:25:03

            Тогда вопросы к тем кто выделил ему эти дотации, а то у нас как пилить так все, а как отвечать так Навальный или Прохор )))

            • 3
              Омутин Зафар Омутин Зафар
              20.11.1513:01:02

              Так обещал построить завод, и кинул всех. У Вас, по Вашей логике похоже, обокраденный будет виноват, а не вор.

    • 0
      Степан Алексеев Степан Алексеев
      19.11.1514:41:51

      Дк под наши реалии электромобиль не актуален, заправки фиг знает когда еще будет, время зарядки? или цена замены акума на другой? приехать домой и воткнуть в розетку есть далеко не у всех, особенно в районах многоэтажек, расстояния у нас по более и на электро только в пределах города если ездить, в дороге если заряд кончится то проблематично будет добраться до ближайшей заправчоной/зарядочной, гибрид то вроде бы не так сложно сделать если бы у них был уже нормально готовый электромобиль.

    • 9
      Владимир Китайгородцев Владимир Китайгородцев
      19.11.1517:05:38

      Собственно сразу был уверен в провальности Ё-Мобиля просто потому, что за этим проектом не стояло науки, а только куршавельский гуляка, который, к тому-же, обещал научить нас работать.

  • 0
    Vladimir Sheremet
    19.11.1516:01:30

    Интересный проект. Пусть не повторяет путь ПД-1400 «Агат».

    • 0
      Омутин Зафар Омутин Зафар
      19.11.1521:00:25

      ПД-1400 «Агат"

      А что не так с Агатом? На МАКС-2015 присутствовал.

      На сайте ЦИАМ от 2015 года:

      АПД ПД-1400

      АПД ПД-1400 разрабатывается совместно ЦИАМ и Гаврилов-Ямским машиностроительным заводом «Агат». Разрабатываемый поршневой четырехтактный воздушного охлаждения с редуктором АПД должен иметь мощность взлетную 90 л.с., удельный расход топлива на уровне 210 г/л.с.*ч и удельный вес 0,75 кг/л.с. Этот двигатель уже прошел достаточно большой комплекс испытаний и они продолжаются.

      Хотя странно -с 2012 года все еще идут испытания. Это аналог простого и давно доведеного Ротакса оппозитника. Что там можно годами испытывать?

      Отредактировано: Омутин Зафар~22:23 19.11.15
  • 0
    Роман Долгополов
    19.11.1522:17:10

    Почему Урарту?Там армяне работают что ли?

    • 0
      Нет аватара Poisk
      20.11.1502:13:01

      Роман Долгополов, «Работы над силовой установкой начались еще в 2010 году по инициативе Самарского государственного аэрокосмического университета, — рассказывает директор и владелец «УРАРТУ» Маркар Гаспаров"

      Маркар Гаспаров — армянин (Гаспарян, слышали такую фамилию?)

      Отредактировано: Poisk~03:17 20.11.15
  • 0
    slushatel-pens.livejournal.com slushatel-pens
    20.11.1503:27:08

    Хорошая заметочка. Главное в ней, по моим многолетним наблюдениям, что «Остается довести продукт до серийного производства» — чего у нас обычно и не бывает. Хотели как лучше, а будет как всегда. Увы!

    • Комментарий удален
    • 0
      Нет аватара Egregore
      20.11.1515:47:45

      сколько тролей набежало

  • 0
    Константин Киселев Константин Киселев
    31.10.1621:33:09

    4-х тактный бесшатунный двс даёт +15% кпд,на 50% легче и 2 раза меньше по габаритам чем стандартный. Испытан 2 года назад, сделан на базе поршневой каменс !

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,