Лого Сделано у нас
109

Фоторепортаж с Улан-Удэнского авиационного завода

Улан-Удэнский авиационный завод (У-УАЗ) — единственное в России предприятие, выпускающее как самолёты, так и вертолёты. За свою 75-летнюю историю существования завод изготовил более 9 тысяч летательных аппаратов. Сегодня продукция Улан-Удэнского авиационного завода поставляется государственным и коммерческим заказчикам России и других государств мира, успешно эксплуатируется в более чем 40 странах Европы, Азии, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании …

Но перед тем, как побывать в цехах авиазавода, немного его истории:В мае 1936 года было принято Постановление Совета труда и обороны СССР № 128 о строительстве двух авиаремонтных заводов в Улан-Удэ и Арсеньеве. Заводу в Улан-Удэ был присвоен номер 99, а уже 4 декабря 1936 года Совет труда и обороны СССР определил и площадку для строительства завода в районе улуса Шенестуй, на берегу реки Уда …

В июле 1939 года была сдана в эксплуатацию первая очередь завода, который начал свою деятельность с ремонта истребителей И-16 и бомбардировщиков СБ. Во время Второй мировой войны на заводе было организовано производство фюзеляжей и оперения самолетов Пе-2, а с 1943 года приступили к выпуску истребителей Ла-5 ( по 1946 г). Позже со стапелей начали сходить истребители Ла-7, а с 1946 года и истребители Ла-9 …

После войны на предприятии было развёрнуто производство реактивного учебно-тренировочного истребителя МиГ-15 УТИ. А с 1956 года — появились и вертолёты. Сначала поршневые с соосной схемой Ка-15, позже Ка-18, а в 1965—1975 годах стали изготовлять и газотурбинные палубные Ка-25 …В начале 1960-х годов производились высотные самолёты-разведчики и самолёты-мишени Як-25РВ и крылатые ракеты морского и наземного базирования С-5 и П-5Д. В это же время завод освоил выпуск пассажирских самолетов Ан-24 …
В 70-е на предприятии началось производство истребителей-бомбардировщиков МиГ-27М, а с 80-х самолета Су-25УБ. Позже, наряду со штурмовиками Су-25УБ, была построена серия палубных учебно-тренировочных самолетов Су-25УТГ. Эти самолеты поставлялись для нужд Министерства обороны СССР и России. В частности, они вошли в состав авиационной группы авианосца «Адмирал Кузнецов» …
Сегодня У-УАЗ производит вертолеты серии Ми-8/17 разработки Московского вертолетного завода имени М.Л. Миля: гражданские модели серии Ми-8АМТ и Ми-171, военные Ми-8АМТШ и Ми-171Ш. Предприятие входит в состав холдинга «Вертолеты России». Руководство завода не исключает, что на мощностях предприятия могут в перспективе возобновить и производство штурмовиков Су-25. По словам управляющего директора, вся оснастка находится в рабочем состоянии. Правда, нужно будет вложить значительные средства. Но реальная возможность возобновления выпуска штурмовиков именно на авиазаводе в Улан-Удэ действительно имеется …
Предприятие осуществляет полный цикл производства, в том числе изготовление комплектующих из композиционных материалов, сервисное обслуживание выпускаемой авиатехники, проводит обучение и переподготовку летного и инженерно-технического персонала на базе собственного сертифицированного учебного центра. У-УАЗ имеет современный летно-испытательный комплекс, в состав которого входит заводской аэродром со взлетной полосой, способной принимать практически все существующие типы авиатехники. К созданию вертолетной техники применяются самолетные требования качества, выработанные на У-УАЗ за годы производства военных и гражданских самолетов …
Ну, а кто лучше всех может рассказать о своём заводе, как ни его управляющий директор Леонид Яковлевич Белых.Родился Леонид Яковлевич в Бурятии и после окончания Улан-Удэнского авиационного техникума в 1969 году поступил на авиационный завод сборщиком-монтажником в цех эксплуатации. Пройдя путь от производственного мастера до заместителя генерального директора по маркетингу и сбыту, в 1998 году был избран генеральным директором ОАО «У-УАЗ». Без отрыва от производства окончил Высшую школу профсоюзного движения, Ленинградскую академию гражданской авиации и стал кандидатом экономических наук …
Цех механической обработки — царство алюминиевых сплавов и автоматики. Гибкие автоматические системы способны из целого куска выточить любую заковыристую деталь, а уж в вертолётах с такими деталями недостатка явно не наблюдается …
Новенькие ступицы виброгасителей сегодня изготавливаются на одном станке фрезерованием из целого куска метала. И хотя отходов в виде стружки от такой обработки получается с избытком, но экономически это более выгодно, да и качество детали и время её изготовления возросли в разы …
Несколько лет назад Улан-Удэнский авиационный завод запустил комплексную программу модернизации производства. На предприятии в разной стадии реализации находятся несколько инвестиционных проектов. В их основе общие принципы модернизации: переход к высокоскоростной механической обработке, разработка управляющих программ на основе математических моделей, автоматизация процессов и многое другое. Все это необходимо как для совершенствования выпускаемого сейчас продукта, так и для перспективных проектов …
В зависимости от формы детали применяются и различные станки. Есть на заводе и линии германской компании Hermle, одного из крупнейших производителей фрезерных станков и обрабатывающих центров в мире …
Основной инструменты по обработке легких сплавов — фрезы и свёрла. Именно от их состояния напрямую зависит качество получаемой детали. Все они здесь под пристальным контролем. Регулярные проверки и обслуживание инструмента на специальном оборудовании — одна из обязательных составляющих гарантии качества выпускаемой продукции …
Для этих задач в цеху создано специально БЮРО, на необходимость которого Леонид Яковлевич обратил особое внимание…
От грамотного и рационального использования инструмента напрямую зависит эффективность всего производства в целом …
После механической обработки элементы конструкции вертолёта проходят антикоррозийную обработку и грунтование.Со слов Леонида Яковлевича — в этом году запланировано строительство нового участка по гальванике. Полностью корпус будет запущен через 2,5 года. Он будет предназначен для гальванического покрытия, которое обеспечит деталям защиту от коррозии в течение десятков лет …
В дочернем предприятии завода изготавливаются лопасти для вертолётов …
Хвостовая балка готова к стыковке с фюзеляжем …
Загрунтованные детали поступают на сборочные стапеля. Начинается стыковка шпангоутов и стрингеров, клёпка внешней обшивки …
По желанию заказчика вертолёты Ми-8/17 могут быть оборудованы рамповым отсеком, установленным взамен грузовых створок …
Рядом с уже известными «милевскими» моделями готовится к установке остекления четвёртый опытный Ми-171А2. Это — новейшая модификация вертолетов семейства Ми-8/17, которая сохранила лучшие качества своих знаменитых предшественников. При его разработке в конструкцию было внесено большое количество усовершенствований. Разработанный на базе Ми-171А1, вертолёт будет иметь усовершенствованную силовую установку и трансмиссию, новую несущую систему, модернизированный комплекс БРЭО, улучшенные летно-технические и эксплуатационные характеристики, новую систему эксплуатации и обслуживания. Он будет отличаться уменьшенной стоимостью обслуживания, перевозить на внешней подвеске грузы до 5 тонн, осуществлять полеты при температуре окружающего воздуха от −50 °C до 50 °C и полёты при большей допустимой скорости бокового ветра. Дальность полёта с основными топливными баками увеличена до 850 км…
Когда остекление установлено, изделие можно перевозить в зону проверки герметичности …
В этом помещении под напором водяного душа проходит проверка стыков панелей обшивки фюзеляжа …
После завершения крупноузловой сборки вертолёты поступают в цех установки авионики и элементов дополнительного оборудования. Каждая машина уже на этапе постройки является штучным изделием, рассчитанным под конкретного заказчика. От этого зависит выбор устанавливаемого оборудования и комплектации. Не исключением стал и этот вертолёт, который собирается для Республики Ангола …
Километры провод просто шокируют! Разобраться в этом царстве простому человеку совершенно невозможно. Здесь место только для настоящих специалистов …
В цеху окончательной сборки уже практически готовые машины с силовыми агрегатами проходят завершающие этапы установки дополнительного оборудования и его отладки согласно требованиям заказчиков. Например, вот этот белоснежный красавец, оснащённый внешней лебёдкой для десантирования, в дальнейшем будет служить в МЧС Казахстана …
Леонид Яковлевич рассказал нам и о том, что поставки первых экземпляров новой арктической версии вертолета ( условное наименование — Ми-8АМТШ-ВА) могут начаться уже в следующем году. Для него уже всё есть. Опытный экземпляр готовится к запуску, и теперь решение лишь за Минобороны. Если в этом году будет подписан договор, то уже в следующем появится и вертолёт. Арктический вертолет будет максимально соответствовать задачам эксплуатации в сложных метеоусловиях арктической зоны и Крайнего Севера, что для нашей страны очень актуально. Машина разрабатывается с учетом специфики применения в условиях низких температур, ограниченной видимости при выполнении полетов, в том числе во время полярной ночи. Вертолет будет способен выполнять полеты даже при затруднениях с ориентированием, например, во время пропадания спутниковых сигналов …
На площадке возле сборочного цеха мы видим уже полностью готовый Ми-8АМТ (Ми-171) …
Рядом с ним — военно-транспортный Ми-8АМТШ. Он предназначен для транспортировки и оперативной высадки десантников ( до 37 человек ), перевозки 12 раненых на носилках и в сопровождении медперсонала, доставки грузов до 4000 кг в грузовой кабине или на внешней подвеске. Может эффективно использоваться для уничтожения живой силы противника, бронетехники, надводных целей, сооружений, укрепленных огневых точек, огневой поддержки десанта, сопровождения военных колонн, боевых поисково-спасательных операций, разведывательных операции, патрулирования и т. д.
Этот ещё не окрашенный Ми-171 изготовлен для Республики Ангола …
В этом году авиационный завод в Улан-Удэ отметил своё 75 летие. К юбилею предприятия был изготовлен 850-ый вертолёт, которым стал Ми-171А1, построенный для бразильской коммерческой авиакомпании Atlas Taxi Aereo. На аэродроме «Восточный», где и расположен завод, прошло праздничное авиашоу с участием вертолётов и пилотажной группы «Русские витязи».На сегодня У-УАЗ является современным высокотехнологичным предприятием, которое выпускает около 100 вертолётов типа Ми-8/17 в год, активно модернизирует производство и инвестирует в социальные проекты. У-УАЗ — градообразующее предприятие, от работы которого зависит социально-экономическое развитие города и республики. В 2013 году сумма налогов, уплаченных предприятием в бюджеты разных уровней, составила около 4 млрд рублей. Сумма платежей в консолидированный бюджет Республики Бурятия увеличилась по сравнению с 2012 годом более чем на 1,5 млрд. рублей и составила приблизительно 2,7 млрд. рублей. На заводе сегодня трудятся около 7 тысячи человек. У-УАЗ смог выстоять в трудные годы кризиса и увеличить объёмы производства. Именно за такими предприятиями будущее нашей страны, её благополучие и сила.
  • 3
    Djoker Djoker
    04.09.1501:59:46

    Год уже репортажу…

  • 0
    Maksim Starostin
    04.09.1511:10:09

    Не могу понять, чего ждут с Су-25? Неужели не нужен? Сколько можно по горячим точкам на советском наследии летать, которому уже минимум 25 лет? Основной завод-то в Тбилиси остался.

    • 4
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      04.09.1511:24:55

      Основной завод-то в Тбилиси остался

      В Тбилисси делались одноместные Су-25. В Улан-Уде делались двухместные. В том числе Су-25ТМ так же известный как Су-39.

      Не могу понять, чего ждут с Су-25?

      С ним не ждут. Его активно модернизируют.

      Сколько можно по горячим точкам на советском наследии летать, которому уже минимум 25 лет?

      Поболе будет. Первый полет в 1975 году. Дебютировал в Афгане в 1980 (еще прототипы). С 1981 поступает в строевые части. Так чта почитай лет 35 на вооружении. Мож пора уже чем поновее менять, а не «по горячим точкам на советском наследии летать»?

      • 1
        Maksim Starostin
        04.09.1511:35:40

        PR с Су-39 идет с 90-х годов, а строевых машин как не было так и нет. А меж тем самолет востребован по всему миру, т.к. поддержка войск на фронте везде нужна.

      • 2
        Нет аватара иван иванов
        04.09.1515:04:49

        Адекватная замена фронтовому бомбардировщику, летающему в зоне поражения стрелкового оружия, только ударный беспилотник.Хватит наших летчиков под пули бросать.А работы в этом напрвлении идут.

        • 1
          shigorin shigorin
          04.09.1515:18:51

          Ага, вот только ударный беспилотник у линии соприкосновения -- это неминуемые бомбардировки своих солдат, что бывало и при живых-то лётчиках в кабине.

  • 5
    Нет аватара gloombal
    04.09.1513:01:25

    Тут видимо дело в том, что в области штурмовой авиации ничего особо нового не нужно, кроме разве что новых СУО. А так все функции выполняются — броня, живучесть, надежность. У американцев, если не в курсе, абсолютно то же самое — те же самые А-10, которым по тыще лет. И если уж на то пошло, именно штурмовая авиация — первый кандидат под полную замену на беспилотники. Видимо по этому и не торопится никто.

    • 6
      d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
      04.09.1513:06:05

      Тут видимо дело в том, что в области штурмовой авиации ничего особо нового не нужно, кроме разве что новых СУО.

      Ну, например можно еще ремоторизировать     Большая тяга при меньшем расходе (и тех же весе/габаритах) еще никому не мешала    

      • 4
        Нет аватара Юрген
        04.09.1513:18:02

        А еще поставить новую композитную броню, уменьшить радиозаметность, что там в тренде еще?    

  • 0
    Нет аватара mother-russia.org
    04.09.1513:57:50

    Хороший фоторепортаж, сделал репост: mother-russia.org/blog/photoset/1639.html

  • 0
    Джорджио Харманис
    05.09.1500:08:06

    а американцы своих бородавочников снимают с вооружения. и все же я склоняюсь к тому,что нужен новый штурмовик. Грач он конечно та еще лошадка,но нужно уже что-то новое. а пока его создадут,ну новый,надо Су-25 все оснастить чем ни будь,что бы например могло бы защитить от средств ближнего пво противника. а так Грачи отличные машины были. это был мой самый любимый самолет. я до сих пор от него балдею.

  • 0
    Нет аватара Starishok
    11.05.1615:20:37

    Наверное есть музей истории завода.Мой отец инженер железнодорожник, службы пути и строительства участвовал в строительстве первой очереди завода в 1936 м году,а я родился там в феврале 1939 го и после сдачи первой очереди семья вернулась в Ленинград.Писал директору завода по эл.почте -ответа не получил.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,