стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
36

В России создана радиолокационная система для посадки самолетов без диспетчеров

Принципиально новую радиолокационную систему точного захода воздушных судов на посадку без участия диспетчеров, исключающую ошибки за счет человеческого фактора, создали в России.

«Входящая в Ростех „Объединенная приборостроительная корпорация“ завершает разработку опытного образца радиолокационной системы точного захода на посадку РСП-2СТ для гражданской и экспериментальной авиации. Система служит для управления воздушным движением в ближней зоне аэродромов и позволяет сажать самолет без участия диспетчера», — сказал представитель корпорации.

По его словам, уже готовы опытный образец посадочного радиолокатора ПРЛ-2СТ и конструкторская документация для всей радиолокационной системы, программное обеспечение дорабатывается. Завершить работы над РСП-2СТ планируется в начале 2016 года.

В ОПК пояснили, что эта система является инициативной разработкой челябинского радиозавода «Полет», входящего в корпорацию. Особенность радиолокационной системы — новый посадочный локатор ПРЛ-2СТ. В нем нет вращающихся механических частей, в локаторе использованы фазированные антенные решетки (ФАР).

«Главное преимущество системы в том, что специалисты адаптировали традиционную ФАР под свои задачи: разделили приемную и передающую части. Передатчик отделен от основной антенной решетки, которая работает полностью только на прием сигнала», — рассказали в ОПК.

При этом структуру элементов ФАР существенно упростили, за счет чего стоимость локатора снижается на 30-40 процентов по сравнению с аналогами. По словам представителя корпорации, это также повышает технологичность и надежность локатора и снижает эксплуатационные расходы.

«Информация передается пилоту по радиоканалу в формате сигналов инструментальных систем посадки, пилот в режиме реального времени видит отклонения от заданной линии снижения по вертикали и горизонтали. Нет необходимости в радиопереговорах диспетчера и командира экипажа, исключаются ошибки по вине человеческого фактора», — добавили в корпорации.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Источник: http://tass.ru/nauka/2205002
  • 1
    Нет аватара openid.mail.ruinboxvarvara-1978
    24.08.1511:02:04

    Собственно говоря, система передающая на борт воздушного судна (ВС) данные о местоположении ВС относительно линий курса и глиссады, создана ещё в начале пятидесятых годов, и применяется до сих пор. Более того, она полностью интегрирована в системы управления ВС, что уже сегодня позволяет производить посадки ВС полностью в автоматическом режиме (даже с автоматом тяги) по минимум ИКАО 3-ей категории до категории 3С (без ограничений по высоте и дальности видимости).

    Всё это называется КГС (курсо-глиссадная сисема) или ILS (Instrument Landing System)

    .

    Решена эта система на основе угломерных методов.

    Здесь предлагается радиолокационное решение.

    Идея, в принципе, неплохая, но не думаю, что она в ближайшие годы сможет получить распространение, поскольку необходимо как-то договориться с производителями авиационной техники (самолётов), чтобы они не просто установили бортовую часть системы на самолёт, но ещё и интегрировали её в схему управления ВС.

    Во-первых, понадобятся долгие годы на интегрирование и испытания, во-вторых, стоимость оборудования десятков тысяч аэродромов и сотен тысяч самолётов подобной системой выльется не в одну сотню миллиардов долларов, в-третьих, не каждый производитель, наверное, захочет удорожать свою продукцию за счёт установки дублирующей аппаратуры. Причём не просто дублирующей, а дублирующей самую надёжную систему во всём спектре радиотехнических средств навигации.

    Ну, и, наконец, не совсем ясны невероятные плюсы этой системы, которые подвигли бы и производителей авиационной техники, и владельцев аэропортов на столь значимые траты: вот уж чем не страдает КГС (ILS), так это невозможностью детерминации и сепарации меток, поскольку КГС (ILS) вообще не использует никаких меток: бортовое оборудование КГС (ILS) каждого самолёта, попав зону действия курсового и глиссадного радиомаяков, само вычисляет, отображает и передаёт в систему управления ВС его место относительно линий курса и глиссады.

    .

    Может быть, использовать эту систему в качестве замены ПРЛ (посадочного радиолокатора), которые практически повсеместно бездумно были выведены из системы управления воздушным движением (УВД) ?

    Думаю, здесь эта новая система посадки показала бы себя с наилучшей стороны, и, более того, считаю, что она просто необходима в качестве элемента контура УВД.

    Поскольку применение фазированных решёток исключает вращающуюся секторально антенну, локатор получится надёжнее и проще в эксплуатации, чем ПРЛ прежнего поколения. Ну, и, понятно, долговечнее.

    Но в новости ничего не сказано о наземном комплекте оборудования системы и рабочем месте диспетчера (оконечных устройствах наземного расположения)

    .

    По поводу переговоров во время захода на посадку экипажа воздушного судна (ЭВС) с диспетчером, так они практически не велись и в прежние времена (за исключением захода по РСП).

    ЭВС докладывал лишь подход к четвёртому развороту, получал команду на продолжение захода, докладывал о готовности к посадке и получал разрешение на посадку либо «Посадка дополнительно» в случае, если впереди заходит другое ВС, или взлётно-посадочная полоса (ВПП) занята.

    Эти переговоры новая предлагаемая система, естественно, не исключит, поскольку именно эти переговоры на заключительном этапе полёта являются одними из самых важных за всё время от взлёта до посадки ВС с точки зрения безопасности полётов.

    .

    И в заключение. Не совсем понятен заголовок статьи: как себе представляет автор участие диспетчера в посадке самолёта?

    Отредактировано: openid.mail.ruinboxvarvara-1978~21:06 24.08.15
    • 1
      aviation daddy aviation daddy
      24.08.1511:05:44

      есть и более продвинутые системы, чем ILS) это и микроволнового диапозона, например

      была бы она полностью автономна без диспетчеров, другое дело, а этого я не наблюдаю

      Отредактировано: aviation daddy~12:12 24.08.15
      • 0
        Нет аватара openid.mail.ruinboxvarvara-1978
        24.08.1511:21:09

        Да-да. Про MLS речь идёт уже лет 40.

        И пока никаких подвижек.

        • 1
          aviation daddy aviation daddy
          24.08.1512:39:26

          ну почему, Буран же по ней идеально сажали?) там не только говорили,а воплотили

          просто нужно что-то технически более совершенное

    • 2
      Максим Кошелев Максим Кошелев
      24.08.1515:14:23

      Договариваться просто — ставим на свои, оборудуем по стране все ВПП системой, ждём годка полтора и вуаля — все хотят себе такое.

  • 0
    Нет аватара Sparker
    24.08.1513:34:22

    Когда я был в Сан Франциско, то встретил случайно там одного русского эмигранта — ученого, который в СССР занимался разработкой системы взлета самолетов, принцип которой построен на использовании магнитного поля, т. е. теоретически взлетно-посадочные полосы ушли бы в прошлое или их длины сократились бы в разы.

    После развала союза он со своими наработками и идеями свалил забугор, однако там его никто с распростертыми объятьями не ждал (ну надо же!), и в итоге продолжить научную деятельность он там не смог.

    Интересно — где-нибудь в мире проводятся НИОКР в данном направлении, или такую идею реализовать в принципе невозможно?

    • 1
      Нет аватара openid.mail.ruinboxvarvara-1978
      24.08.1513:48:34

      Наверное, построить такую система старта было бы в десятки раз затратнее, чем обычную из бетона.

      Установка «левитации» ни в коем случае не отменяет строительства и обычной ВПП, поскольку самолёту после выполнения полёта надо ещё и приземлиться.

      Взлёт без использования шасси с магнитной подушки ни в коем случае не отменяет и наличия шасси на ВС по причине, указанной выше.

      Нет никаких оснований полагать, что магнитная ВПП будет короче обычной: обычные рядовые пассажиры не должны испытывать избыточные перегрузки ни при разгоне перед отрывом, ни при торможении после посадки.

      А необходимость наличия располагаемой длины для выполнения прерванного взлёта во время разгона всё равно потребует длины ВПП в пределах 2,7-3,8 километра.

      Отредактировано: openid.mail.ruinboxvarvara-1978~14:55 24.08.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,