93

«Суровые» аэродромы — большой аэродром — не значит самый сложный

Главное управление строительства дорог и аэродромов за последние месяцы завершило сразу три аэродромных объекта. По карте эти точки разбросаны так: юг страны, Заполярье и самый дальний восток. География и климат, геология грунтов и сейсмическая активность — целый комплекс факторов обусловили технологические решения, применявшиеся при их строительстве.

В августе 2014 г. ВВС России для эксплуатации была передана взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки и другая инфраструктура военного аэродрома в Ахтубинске. В октябре был подписан Акт приемки первой очереди аэродрома «Североморск-1». В ноябре сдан заказчику гражданский аэродром «Палана». География — соответственно, Астраханская и Мурманская области, Камчатский край.

Все три объекта схожи тем, что их стержень — новая взлетно-посадочная полоса (ВПП).

К ней привязаны многочисленные обязательные «добавки». Например, в Ахтубинске — водосточно-дренажная сеть (ВДС) и очистные сооружения, четыре рулежные дорожки, светосигнальное (ССО) и радиотехническое оборудование (РТО), объекты энергетики, охраны и связи.

На аэродроме «Североморск-1» — главной базе ВВС Северного флота, построен только первый пусковой комплекс: ВПП, две рулежные дорожки, места стоянки авиатехники и водосточно-дренажная система.

Гражданский аэродром Палана, самый маленький из трех. Он включает ВПП, одну рулежную дорожку и пассажирский перрон, который одновременно является местом стоянки авиатехники, водозащитные сооружения.

Однако между объектами, кроме физических размеров, есть и другие существенные различия. Так взлетно-посадочные полосы в Ахтубинске и в Североморске построены из монолитного бетона. В Палане — из плит ПАГ-14, которые доказали свою надежность еще в советские времена на военных аэродромах.

ЧЕМ ТРУДНЕЕ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ

Об особенностях технологических решений, применявшихся при строительстве взлетно-посадочных полос, рассказал заместитель начальника — руководитель комплекса аэродромных сооружений Главного управления строительства дорог и аэродромов Павел Чернухин.

— Конструкционные особенности покрытия аэродрома всегда определяются проектом. Проект же делается на основании расчетов интенсивности использования аэродрома, экономики строительства, геологии и других изысканий. Важно ответить на вопросы: что там внизу под аэродромом находится, каковы природно-климатические условия? В итоге по каждому объекту принимается свое решение.

— Почему, например, ВПП аэродрома «Палана» была спроектирована из плит ПАГ?

— Это оказалось экономически наиболее целесообразным, учитывая, что строительство велось в отдаленном поселке Камчатки. Не менее важно — они надежные. Прежде считалось, что военные аэродромы должны быть как бы полевыми и мобильными. Десять — пятнадцать тысяч таких плит привезли на точку, инженерный батальон их «раскидал» и ровно уложил. Вот тебе готовая взлетно-посадочная полоса или военный аэродром.

А про их качество говорят факты. Реконструируем аэродром «Степь» в Забайкальском крае, разбираем старую полосу и видим: плиты — в прекрасном состоянии. А ведь они там лет тридцать пролежали — не меньше. Строили «Палану» — привезли 3600 новых плит, изготовленных на Дальнем Востоке. Они прослужат не одно десятилетие.

— За 30 лет технология строительства аэродромов из плит как-то изменилась?

— Практически не изменилась. Необходимо качественное основание, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения, дополнительная защита — на Камчатке, от сходящих с сопок потоков.

Сложность в том, что нет уже того оборудования, которое в свое время использовали инженерные батальоны. Например, профилировщик основания — специально искали, но так и не смогли найти. Приходится приспосабливаться. В «Палане» выкладывали два ряда «маячных» плит, из двутаврового швеллера сварили что-то типа профилировщика, укладывали ПАГ и проводили дефектовку — в итоге плиты легли ровно.

А большие военные аэродромы сегодня строятся из монолитного высококачественного бетона. Но вне зависимости от качества верхнего слоя, главное — создать надежное основания для полосы.

  • Начало работ Североморск-1
  • Начало работ Североморск-1

А это значит, что необходимо убрать просадочные породы, заторфованные места, линзы, и заменить все нормальным грунтом, который поддается уплотнению.

  • Начало работ Североморск-1
  • Начало работ Североморск-1

— Чем отличаются друг от друга взлетно-посадочные полосы в Североморске и Ахтубинске?

  • Конструкция Ахтубинск
  • Конструкция Ахтубинск

— В Ахтубинске из-за глинистых грунтов применялась геомембрана. Она не должна пропускать воду в основание полосы. Образно говоря, мы слоеный пирог основания ВПП завернули в пластик, как конфету «Гулливер» в обертку.

  • Укладка геотекстиля на дно котлована в основу будущей ВПП
  • Укладка геотекстиля на дно котлована в основу будущей ВПП
  • Укладка геомембраны поверх слоя песка
  • Укладка геомембраны поверх слоя песка
  • Устройство щебеночного основания будущей ВПП Ахтубинск
  • Устройство щебеночного основания будущей ВПП Ахтубинск
  • Укладка марочного бетона в верхний слой ВПП Ахтубинск
  • Укладка марочного бетона в верхний слой ВПП Ахтубинск

А в Североморске основание лежит на камнях, валунах — вода спокойно просачивается и уходит. Поэтому здесь геомембрана не применялась.

  • Устройство щебеночного основания будущей ВПП Североморск-1
  • Устройство щебеночного основания будущей ВПП Североморск-1
  • Укладка марочного бетона в верхний слой ВПП Североморск-1
  • Укладка марочного бетона в верхний слой ВПП Североморск-1

— На аэродромах вне зависимости от размеров обязательно строятся водосточно-дренажная сеть и очистные сооружения. Чем продиктована такая необходимость?

— При эксплуатации полосы обязательно применяются антигололедные реагенты, самолеты обрабатываются специальными средствами против обледенения. Это все не должно попадать в почву. Система коллекторов собирает загрязненную воду с полос и направляет ее в очистные сооружения.

— Камчатка — сейсмоопасный район, Североморск расположен за Полярным кругом, Ахтубинск — астраханские солончаки. Какие особенности это накладывает на процесс проектирования и строительства аэродромов?

— От землетрясений на всех аэродромах предусмотрены деформационные швы шириной 32 мм и глубиной на всю толщину бетонного слоя. Фактически взлетно-посадочная полоса разрезается на плиты, которые могут двигаться относительно друг друга. Кстати, в Ахтубинске такие швы приходилось нарезать даже чаще, поскольку от жары бетон расширяется и может деформироваться.

  • ВПП Ахтубинск
  • ВПП Ахтубинск
  • ВПП Ахтубинск
  • ВПП Ахтубинск

А на Камчатке и вообще на Дальнем Востоке самая серьезная проблема — не сейсмика, а транспортная схема доставки материалов и вахтовый метод работы строителей. Квалифицированного персонала на Камчатке нет, поэтому приходится завозить специалистов с Большой земли.

  • Выгрузка техники в устье Усть-Паланы
  • Выгрузка техники в устье Усть-Паланы

— А местные жители приходят работать?

— К сожалению, там местные жители очень часто работают до первой зарплаты. А затем начинается путина, прогулы. В Североморске другая проблема — уже в конце сентября выпадает первый снег, поэтому очень короткий летний строительный сезон. В октябре ударят морозы, и все — большинство работ закончились. Но есть и плюсы — белые ночи: можно работать круглые сутки без подсветки. Красота! Это очень выручает — выстраивается круглосуточный график работ в две смены.

  • Ночная смена Североморск-1
  • Ночная смена Североморск-1

— В Ахтубинске главная проблема — жара…

— Да. Когда на улице 40 градусов — невозможно работать днем. Вода испаряется настолько быстро, что бетон твердеет слишком рано и начинает трещать. Не успеваешь швы нарезать, чтобы разлом прошел там, где надо.

  • ВПП Ахтубинск
  • ВПП Ахтубинск

— Какой из трех аэродромов оказался самым сложным?

— Каждый имеет свои особенности и проблемы. Лично я думаю, что самый проблемный тот, на котором предусмотрена наиболее сложная светосигнальная система на взлетно-посадочной полосе: множество закладных деталей, большое количество труб, море огней. И при этом в основании есть геомембрана, через которую необходимо протащить пластиковую трубу, чтобы заложить в нее кабель. Такую геомембрану надо не просто аккуратно пробить, но и обварить затем, чтобы восстановить герметичность и предотвратить протечку воды в основание полосы. Очень много ручной работы, очень высокая трудоемкость процессов. На мой взгляд, и «Ахтубинск», и «Североморск-1» одинаково сложные объекты. Тем интереснее на них нам работать.

РЕЦЕПТ «СЛОЕНОГО ПИРОГА» ВПП

На месте строительства будущей взлетно-посадочной полосы роют длинный котлован — «корыто». Глубина зависит от особенностей грунта. В Ахтубинске, скажем, она составила 2,1 м. Дно котлована уплотняется виброкатками и застилается полимерным полотном — геотекстилем. Его задача — отсечь грунтовые воды и равномерно распределить всю нагрузку. Далее идет укладка слоев основания. Первый слой — уплотненный мелкий песок. Его толщина 80 см. Поверх раскатывается второй гидроизолирующий слой — геомембрана. Именно Спецстрой России первым в стране начал применять этот уникальный материал. Затем — два слоя щебня разной фракции, «тощий» бетон, аэродромная полиэтиленовая пленка. Сверху — марочный бетон, который и является видимой частью взлетно-посадочной полосы.

АХТУБИНСК

Здесь была построена одна из самых длинных взлетно-посадочных полос в России и мире. По официальным данным, ее протяженность составляет 4 км, ширина — 60 метров. Строительные работы были завершены в августе 2014 г. с опережением графика. Также сданы в эксплуатацию рулежные дорожки, периметровое ограждение с техническими средствами охраны, водосточно-дренажная сеть, очистные сооружения, светосигнальное оборудование, а также средства связи и радиотехническое оборудование.

Работы вели Ижевский, Калужский, Воронежский и Ефремовский филиалы Главного управления строительства дорог и аэродромов. На объекте одновременно работало до 550 сотрудников Спецстроя России. Использовались два цементо-бетонных завода, более 200 единиц спецтехники, в том числе бетоноукладочный комплекс Gomaco 2800.

В основание полосы уложено 840 тысяч тонн инертных материалов, длина коллектора дренажной система составила 23 км. В ходе строительства были выявлены и успешно решены проблемы с просадкой грунтов в месте строительства полосы.

  • Су-30СМ
  • Су-30СМ

Использование высокопроизводительной техники позволило уложить 100 тысяч м3 марочного бетона в рекордный срок — за 5 месяцев. 29 апреля 2013 г. коллектив участка укладки бетона во главе с производителями работ СМУ № 3 Калужского филиала Сергеем Ашихминым и Сергеем Банниковым установили рекорд укладки марочного бетона: за 15 часов было уложено 2993 м3. Размеры уложенной в тот день полосы составили 975×7,5×0,41м.

  • МиГ-29СМТ
  • МиГ-29СМТ

Военный аэродром в Астраханской области, на северо-восточной окраине одноимённого города. Принадлежит 929-му Государственному лётно-испытательному центру им. В. П. Чкалова. Старейшая авиационная база России. Ведущее учреждение в системе научно-исследовательских и научно-испытательных организаций Министерства обороны России.

ВПП позволяет принимать и отправлять самолеты любого типа, любых габаритов, в любых погодных условиях.

ПАЛАНА

Проект был выполнен в тесном сотрудничестве с ОАО «Проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» в рамках единой технической политики. Таким образом, речь идет уже не просто о партнерстве, а о возрождении былых традиций единой системы всероссийского «Аэропроекта».

  • Проект здания аэровокзала Палана
  • Проект здания аэровокзала Палана

Проект предусматривает: реконструкцию ИВПП размером 1440×35 м, проведение реконструкции дренажной системы по отводу грунтовых вод, строительство рулежной дорожки и перрона с площадкой спецавтотранспорта, восстановление целостности ограждения и строительство автомобильной дороги по всему периметру аэропорта.

  • Поставка ограждений во Владивосток для аэропорта Палана
  • Поставка ограждений во Владивосток для аэропорта Палана
  • Установка ограждения
  • Установка ограждения
  • Прокладка автодороги
  • Прокладка автодороги

Установку светосигнального оборудования типа ОМИ с одного направления, реконструкция обособленной приводной радиостанции, создание системы электроснабжения аэродромного комплекса и строительство склада ГСМ на 400 куб. м. Согласно условиям тендера, проект предусмотривает максимально возможное использование при реконструкции отечественных строительных материалов и конструкций.

01 декабря 2014 года введена в эксплуатацию новая взлётно-посадочная полоса аэропорта в посёлке Палана.

29 ноября 2014 года в аэропорт Палана был выполнен технический рейс на самолете Як-40 с целью подтвердить пригодность к эксплуатации реконструированной взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием.

Участие в строительстве принимали более 150 работников предприятия. В эксплуатацию введена первая очередь объекта: новая взлетно-посадочная полоса с рулежной дорожкой и водосточно-дренажной сетью. Кроме того смонтировано новое светосигнальное оборудование.

Ресурс эксплуатации данного аэродрома до первого капитального ремонта составляет 25 лет. Выполненные строительные работы по реконструкции должны обеспечить более высокую степень готовности ИВПП, особенно в периоды весенней и осенней распутиц, что благоприятно скажется на регулярности полетов.

Строительные работы в аэропорту Паланы не закончены, планируется, что второй этап продлится до сентября 2015 года — будут сданы в эксплуатацию пассажирский перрон и склад горюче-смазочных материалов, а также сопутствующие элементы лётного поля, например ограждение.

Региональный аэропорт, расположеный в 4 км к западу от посёлка Палана в Камчатском крае. Обеспечивает регулярное авиасообщение с Петропавловском-Камчатским. По проекту, длина взлетно-посадочной полосы — 1,44 тыс. м, ширина — 28 м. До реконструкции мог принимать только самолеты Ан-2, Ан-28 и вертолеты. После — воздушные суда взлетной массой до 16 тонн (III-IV класса), например АН-2, АН-26, АН-28, Л-410, ЯК-40, все типы вертолетов.

ПАГ-14 (плита аэродромная гладкая; толщина — 14 см) — марка плиты перекрытия, которая относится к группе специальных железобетонных плит для аэродромных покрытий. Для изготовления используется специальный тяжелый бетон с напряженной арматурой. Требования к характеристикам этих ж/б изделий очень высоки, поэтому их производство налажено в нашей стране только на нескольких предприятиях. Плиты в количестве 3600 штук были изготовлены на заводах Владивостока и Хабаровска. ГУ СДА при Спецстрое России организовало на предприятиях приемку продукции, так как очень жесткие требования предъявляются к изделиям по геометрии и прочности. Каждая плита проверялась индивидуально, потому что брак, доставленный на Палану, слишком дорого стоит.

СЕВЕРОМОРСК-1

Военный аэродром в Мурманской области, расположенный в 4 км южнее ЗАТО Североморск. Основной аэродром базирования морской авиации Северного флота ВМФ России. Взлетно-посадочная полоса с бетонным покрытием длиной 3,5 км и шириной 60 м.

До 1951 года имел наименование Ваенга-1. Аэродром был построен перед Великой Отечественной войной. Ещё с военных лет аэродром был известен среди лётно-технического состава как Большой аэродром. После завершения работ там смогут садиться самолеты стратегической авиации. Таким образом, Североморск-1 станет самым северным в России аэродромом для стратегической авиации.

Проектом предусмотрена реконструкция существующей взлетно-посадочной полосы с увеличением ее длины до 3,5 тысячи метров, что позволит принимать все виды воздушных судов, включая дальнемагистральные самолеты Ил-96, стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3, противолодочные самолеты дальней морской зоны Ту-142.

  • Ту-142МК над Североморск-1
  • Ту-142МК над Североморск-1

Авиация Северного флота, что базируется на аэродроме

Продолжение sdelanounas.ru/blogs/64988/

Источник:

spetsstroy.ru, map.spetsstroy.ru/region/index.php?ID=27180 , www.gusda.ru, zaoamd.ru/project1, kamchat.info/photoreports/, www.kamchatka.gov.ru/index.php?cont=info&news_id=34142, grandfence.ru, www.faktografia.ru

  • 4
    Нет аватара
    12.07.1515:01:32

    Добавил фотографии авиации Тикси в предыдущей части обзора

    sdelanounas.ru/blogs/63670/#668963

  • 9
    Нет аватара
    12.07.1518:06:11

    Статье плюсище жирный. И еще больше плюсище самому факту того,что идут работы по инфраструктуре.

    Почему-то читатели на такие новости не так бурно реагируют, как на «сдано столько -то самолетов».

    А между тем,реконструкция аэродромов,повышение их качеств-по моему, как минимум,не менее важно.

    Да и финансирование таких работ-аэропортов, портов морских-это очень и очень©.

    Не говоря уже о том, что новые ВПП,это повышение мобильности Армии.А это уже стратегическая задача.

    С Уважением.

  • 5
    Джорджио Харманис
    12.07.1518:54:26

    огромны,толстый и увесистый плюс.    

  • 1
    Kolyda
    13.07.1501:06:08

    Интересная статья, фотографии красивые.

    Вот меня такой вопрос интересует. Строят военные аэродромы, предназначенные, в случае необходимости, для ведения боевых действий, что подразумевает действия противной стороны по нейтрализации этих ВПП. Интересно предусматриваются ли на стадии строительства штатные средства и персонал для скорейшего ремонта боевых повреждений и обеспечения работы авиации? Склады цемента и инертных, строительная техника и т. п. Попадались фотографии грузинского аэродрома времен «войны» 08.08.08 с воронками на ВПП вот и заинтересовался как у нас обстоят дела в подобном случае.

    Отредактировано: Kolyda~02:23 13.07.15
    • 3
      Нет аватара
      13.07.1509:57:17

      См. вики: ОБАТО/ОРАТО; АТП; авиакомендатура; РЭА-79. И ещё куча руководящих документов…

      • 0
        Kolyda
        13.07.1515:34:28

        См. вики: ОБАТО/ОРАТО; АТП; авиакомендатура; РЭА-79. И ещё куча руководящих документов…

        Ага… посмотрел, занятно. Спасибо.

  • 1
    Space Predator
    13.07.1502:34:24

    Я не могу никак понять вот чего, зачем делают полосу из отдельных плит? Какую это пользу даёт? Просто летал сколько на самолётах, когда они взлетают с этих плит которые находятся каждая на разной высоте, создаётся ощущение словно шасси сейчас сломается, неужели нельзя сделать прочный монолитный асфальт что бы принимать самолёты? Или нету таких что бы держать вес самолёта?

    Статье жирный плюс! Спасибо!    

    Отредактировано: Space Predator~03:35 13.07.15
    • 1
      Vasiliy Baybuz
      13.07.1511:37:21

      Выполнение любой конструкции их типовых ЖБ элементов всегда проще, быстрее и дешевле. Не более.

      Для посадки военных самолетов достаточно и этого.

      + это делает ВПП более мобильной

      + ремонт ВПП выполняется за считанные часы, на случай… на всякий случай

      Отредактировано: Vasiliy Baybuz~12:40 13.07.15
      • 2
        d-tatarinov.livejournal.com
        13.07.1511:44:44

        На Камчатке плиты кладут как раз на гражданский аэродром

        • 0
          Нет аватара
          13.07.1521:24:43

          Все-таки географию местоположения аэродрома тоже стоит учитывать, как и то, что материалы и технику везут как правило по воде

          "До этого времени была старая полоса с провалом посередине. Этот провал сильно ощущался при взлёте и посадке. Летом из-за него сюда даже самолёты не летали, — рассказал пилот-инструктор самолета Як-40 Сергей Черноморец. — Сейчас можно порадоваться за жителей Паланы. Рейсы теперь будут регулярными, ведь пока шла реконструкция ВПП людям приходилось добираться до Паланы через Тигиль".

          «Летом, когда у нас была старая полоса, в Палану летали только Ан-28, которые могли взять на борт 10-12 человек. Это очень мало, — рассказала кассир аэропорта „Палана“ Светлана Ярышева. — Сейчас к нам будут летать более вместительные самолёты. Больше людей смогут вылетать и не будет постоянного столпотворения возле кассы».

          Реконструкция предусматривает создание насыпи и выравнивание взлетно-посадочной полосы, поскольку сегодня ВПП колеблется в пределах полутора метров. Кроме того, будет создана система защиты взлетно-посадочной полосы от сходящей с сопок воды, оборудованы места стоянок самолетов.

          Выровняли основание для новой полосы, поскольку прежняя имела существенные перепады по высоте. Уже отсыпаны более 500 метров основания песчано-гравийной смесью, уложен теплоизолирующий слой, который предохраняет ВПП от коррозии и излишек влаги.

          sdelanounas.ru/blogs/40270/

          Кроме того на фотографиях выше видно, как старательно песчаная подушка ровняется бульдозерами очень тщательно и плотно, по одной высоте, и также очень ровно подогнаны плиты, с просмолкой всех швов и дефектовкой. То есть все сделано качественно не хуже монолитного бетона.

          "Полоса очень хорошая. Уверен, что она прослужит долго, поскольку здесь уложены специальные плиты — ПАГ-14. Их минимальный срок эксплуатации составляет около 25 лет. При должном техническом обслуживании состояние полосы будет оставаться хорошим не только многие годы, но и многие десятилетия", — рассказал заместитель председателя правительства Камчатского края Юрий Зубарь.

          Отредактировано: Info_Rus~22:35 13.07.15
          • 1
            d-tatarinov.livejournal.com
            13.07.1521:43:31

            Дык, я с этим и не спорил. Просто акцентировал внимание, что разговор шел не о военном аэродроме    

            А так… Даже в монолитной укладке собственно монолита нет     Его пилят пока бетон не встал на плиты. Это вполне отражено в тексте статьи. И это просто необходимо для компенсации температурных изменений. Да чо далеко ходить? У нас в городе есть агрегат, который сразу из бетона по месту бордюры делает. Т. е. не из готовых блоков, а непрерывно по месту. Красиво получается. И никаких швов изначально. Дык и тот распиливают, делая швы. А тут полоса шириной несколько десятков метров и длиной несколько километров.

            • 0
              Нет аватара
              13.07.1522:38:25

              Ну воопщем да, в целом привел выкладку, чтобы в продолжение беседы была информация    

              Ну и кроме того, получается аэродром двойного назначения (несовсем базирования, но), в том числе

    • 0
      Нет аватара
      13.07.1521:05:45

      неужели нельзя сделать прочный монолитный асфальт что бы принимать самолёты?

      Федеральное агентство воздушного транспорта весной 2013 года приняло решение — исходя из географических и климатических условий Камчатки изменить проект реконструкции аэродрома Палана: сделать аэродром пригодным для более тяжелых и вместительных воздушных судов, а так же дополнительно учесть сейсмическую активность района. Хабаровский проектно-изыскательский институт воздушного транспорта «Дальаэропроект» внес коррективы в проектно-сметную документацию. 19 июня 2013 года Главгосэкспертиза России приняла положительное заключение, и в начале июля строители получили документацию для производства работ.

      Главное новшество проекта заключается в изменении покрытия взлетно-посадочной полосы: если первоначально предполагалось верхний слой ВПП Паланы делать из асфальтобетона, то теперь — из специальных особопрочных аэродромных плит (ПАГ-14). Эти плиты доказали свою надежность: большое число военных аэродромов в СССР были построены из таких плит и выдержали эксплуатацию в 30 и более лет.

      sdelanounas.ru/blogs/37169/

      То есть это было сделано специально, с расчетом на более тяжелые транспортные самолеты и более длительный срок службы, а также сейсмические условия региона.

      Отредактировано: Info_Rus~22:10 13.07.15
  • 1
    Mikey
    13.07.1508:18:45

    Интересная статья и красивые фотографии. Плюс!. Очень интересно было бы продолжение (в частности ,по аэропорту «Итуруп»).

  • 2
    Нет аватара
    13.07.1511:03:13

    Очень позитивная новость. Почему-то, лично я, особенно радуюсь за Североморск-1. Уж больно печально выглядел до реконструкции.

    Насчет плит. В статье же написано, что плиты позволяют ДОСТАТОЧНО БЫСТРО собрать ВПП(и разобрать, кстати тоже — вон в Крыму Багеровскую полосу успешно разобрали. Правда еще при украинской юрисдикции). Да, плиты «ведут» себя по принципу — каждая сама по себе. В результате: при посадке, да хоть в той же Чите на гражданской полосе, такое ощущение, что не только шасси, а весь самолет развалится… Но, если удастся удержать в стране мир и покой, думаю со временем, на всех аэродромах будет построен монолит с ДРЕНАЖЕМ обязательно!!!

  • 0
    Нет аватара
    14.07.1501:03:28

    между су-27 и су-34 две фотки какого то «горбуна», что это за «сушка» такая?

  • 1
    Нет аватара
    16.07.1512:58:12

    Отличная статья. Хорошая подборка фотоотчёта да и «слог» автора довольно подробно разъясняет технологию устройства ВПП   Моё уважение)

    Отредактировано: luchnik~14:00 16.07.15
  • 0
    Нет аватара
    16.07.1520:19:59

    Более полная статья Североморск-1 тут sdelanounas.ru/blogs/64988/, если вдруг её пропустили, с описанием двух дальнейших этапов строительства, подробности работ и фото на летном поле, планы развития морской авиации и фото самолетов, которые базируются на аэродроме.

    Отредактировано: Info_Rus~09:20 17.07.15
  • 1
    Iskander Wanderer
    21.01.1601:22:42

    Спасибо! Было интересно и поучительно, мне как раз было интересно как строят аэродромы, тем более военного назначения!

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,