116

«Суровые» аэродромы — Часть 1 (Фотообзор)

Заброшенные гарнизоны

В начале 2000-х годов многие гарнизоны и их взлетно-посадочные полосы (ВВП) в отдаленных районах нашей страны были заброшены. Некоторые из них в настоящее время практически полностью разрушены. Это и определило направление деятельности проектировщиков. Инженеры управления проектирования аэродромов Центрального проектного объединения при Спецстрое России уже начали работать над реконструкцией аэродромов, расположенных в суровых климатических условиях.

«Надо понимать, что в этих проектах реконструкция подразумевает, как правило, возведение совершенно новых взлетно-посадочных полос, так как время и климат внесли свой разрушающий вклад в состояние полотна аэродромов», — рассказывает начальник управления проектирования аэродромов филиала «Щелковский Спецстройпроект инженерных изысканий» Виктор Щелкунов.

Степь

Один из восстанавливаемых аэродромов — Степь — расположен в Забайкальском крае, в 250 километрах от Читы. Это аэродром фронтовой авиации — гарнизон расположен рядом с российско-китайской границей и предназначен для взлета и посадки самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов.

«Специалисты ЦПО провели инженерные изыскания и разработали план строительства на месте Степи новой современной авиабазы со всей необходимой инфраструктурой, включая жилой городок, — говорит главный инженер проекта управления проектирования аэродромов Владислав Бычков. — Восстановление аэродрома будет проходить в несколько этапов: первый включает сооружение новой взлетно-посадочной полосы, трех казарм и здание контрольно-диспетчерского пункта. Все эти объекты Главное управление строительства дорог и аэродромов планирует сдать в конце нынешнего года».

«Особенность этого объекта — ярко выраженный континентальный климат с резкими перепадами температур, сложные засоленные и глубоко промерзающие грунты, которые непросто подготовить в качестве основания под монолитный бетон, — комментирует начальник отдела экологических изысканий управления изыскательских работ филиала „Щелковский Спецстройпроект инженерных изысканий“ Руслан Урядченко. — Морозы здесь такие, что во время проведения изысканий один наш специалист даже получил обморожение. Работа и служба в таких условиях — доказательство верного служения Родине и ее интересам».

Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу поставил задачу в 2016 году создать не только военную, но и социальную инфраструктуру аэродрома и военного городка Степь в Забайкалье, где разместится отдельный штурмовой полк на самолетах Су-25. «Все работы закончить в 2016 году», — распорядился министр, заслушав в понедельник, 8 июня 2015 года, доклад представителей Третьего командования ВВС и ПВО Восточного военного округа (ВВО) и руководства Спецстроя.

Уже в этом году должна быть построена монолитная трехкилометровая взлетно-посадочная полоса, способная принимать все типы летательных аппаратов, рулежные дорожки и стоянки, другая аэродромная инфраструктура, создана авиационная комендатура. После завершения строительства аэродрома, который расположен в 250 километрах к юго-востоку от Читы, здесь разместится отдельный штурмовой полк, что позволит существенно повысить пространственные возможности боевой авиации.

Министр обратил внимание командования округа и Спецстроя, что для размещения офицерского состава надо строить дома коттеджного типа, а также другую социальную инфраструктуру. При этом он особо подчеркнул, что необходимо обеспечить гарнизон нормальным водоснабжением, а также обеспечить строительство котельных, работающих на газе, а не на мазуте. «Это намного экономнее, надежнее в суровых климатических условиях региона», — отметил Шойгу.

Министр поставил задачу максимально использовать сохранившиеся ангары и капониры, другие капитальные сооружения, а все полуразрушенные строения — рекультивировать. После окончания строительства и размещения полка здесь разместятся около 1000 военнослужащих.

Вся авиационная и специальная техника для аэродромно-технического обслуживания должна быть поставлена до конца текущего года. Для ее хранения нужно построить тенто-мобильные укрытия. Они позволяют поддерживать постоянный температурный режим, что повышает ресурс техники в условиях резких перепадов температур, свойственных для Забайкалья. В соответствии с распоряжением Министра обороны, в военном городке будет работать стационарный медицинский пункт с штатным персоналом. Новейшее оборудование, в частности, позволит консультировать больных посредством специальных средств связи, используя так называемую телемедицину.

Темп

«Еще одним стратегически важным и по-настоящему интересным, „суровым“ объектом мы считаем реконструкцию военной базы и аэродрома Темп на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, — продолжает Владислав Бычков. — Взлетно-посадочная полоса здесь, в Республике Саха, будет грунтовая, так называемая временная, так как работает только в зимний период, то есть 9-10 месяцев в году. Получается аэродром на льду: самолеты приземляются на снег, уплотненный грейдерами. Строительство монолитной ВВП здесь было бы неоправданно дорогим, так как строительные материалы завозятся только по воздуху или воде».

Кроме того, именно на базе Темп планируется отработать типовое для всех заполярных объектов решение — внедрение нового вида военной базы «Полярная звезда». Задача разработать комплексное здание для 200-300 человек, приспособленное для комфортной жизни военнослужащих в условиях Крайнего Севера вне боевых дежурств, была поставлена проектировщикам лично Министром обороны. В нем будут расположены казармы, столовые, склады, учебные классы, комнаты отдыха, штабы, а также теплые крытые переходы к автомобильной технике.

«Полярная звезда» имеет три автономных луча, каждый из которых символизирует свой род войск. Например, на острове Котельном это зенитное отделение, пункт наведения авиации и радиолокационное отделение. Раньше комплексные базы имели разный вид — где-то это был цилиндр, где-то квадрат. Сейчас в Министерстве обороны хотят создать типовое и максимально удобное решение, применимое на всех заполярных военных базах.

Арктический аэродром на архипелаге Новая Земля подготовлен к приему боевой авиации, об этом 17 сентября 2014 г. сообщил журналистам представитель Западного военного округа (ЗВО) Олег Кочетков.

«Специалисты материально-технического обеспечения (МТО) ЗВО в рамках тактико-специальных учений выполнили задачи по подготовке аэродрома к посадке боевой авиации, обслуживанию авиационной техники на земле, выполнению заправки топливом, азотом и кислородом, а также подготовки летного состава и истребителей к дальнейшему вылету», — сказал Кочетков, отметив, что экипажи истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ уже отработали посадку на новый аэродром.

Как сообщил представитель военных в сентябре 2014 года, подразделения МТО перебазировались на аэродром в Мурманской области, где им предстояло пройти учения по скоростному ремонту аэродрома после применения условным противником авиационных средств поражения. В плановых учениях подразделений МТО объединения ВВС и ПВО было задействовано более 150 человек и около 20 единиц спецтехники. Учения проходили одновременно с летно-тактическими учениями смешанного авиаполка ЗВО в Арктике и продолжались до 21 сентября 2014 г.

В марте 2014 года впервые в российской истории десантный батальон ВДВ численностью 350 человек высадился в ходе учений на Новосибирских островах (Арктика). В нынешнем году подразделения в очередной раз повторили десантирование в районах Арктики. «Для нас такие задачи становятся привычными, мы полностью готовы к их выполнению. Год назад мы совершали десантирование на остров Котельный (Новосибирские острова), также десантировались в районе полярной станции Барнео. В составе нашей дивизии есть подразделения, которые непосредственно предназначены для действий в арктических условиях», — подчеркнул представитель соединения Александр Хотулев. В августе прошлого года главнокомандующий ВВС РФ Виктор Бондарев заявил журналистам, что находящийся на острове Котельный аэродром «Темп» в скором времени доведут до уровня, когда он сможет принимать все виды самолетов.

До конца 2014 года Россия планирует расширение военной группировки в арктической зоне. На острове Котельный разместится 99-я тактическая группа, а 80-я Отдельная мотострелковая бригада - в поселке Алакуртти Мурманской области. Кроме того, на островах Земли Александра I (архипелаг Франца-Иосифа), Новой Земле, острове Врангеля и мысе Шмидта будут развернуты радиолокационные посты и пункты наведения авиации. Планируется усиление пограничных войск ФСБ. К октябрю 2015 года на арктических островах должны завершиться работы по восстановлению инфраструктуры противовоздушной обороны.

25 мая 2015 ФГУП «Спецстройинжиниринг» при Спецстрое России провело тендер по второму и третьему этапам строительства и ввода в эксплуатацию аэродрома «Темп» на острове Котельный архипелага Новосибирские острова в Арктике; на эти цели планируется направить порядка 5 миллиардов рублей.

Тендер прошел в виде закупки у единственного поставщика, которым стало ФГУП «Главное управление строительства дорог и аэродромов при Спецстрое РФ». Подписание итогового акта работ назначено на 11 октября 2016 года, следует из проектной документации.

Россия намерена укрепить свои позиции в Арктике по всем фронтам: и военно-политическом, и финансово-экономическом.

Тикси

«Кроме уже перечисленных объектов мы успешно решаем задачу реконструкции аэродрома Тикси, самого северного города Якутии, построенного в условиях вечной мерзлоты» — рассказывает начальник Центрального проектного объединения Андрей Нечаев.

«Это аэродром совместного базирования, то есть он стратегически важен и для военных, и для гражданского населения. Мы уже получили положительное заключение госэкспертизы по первому этапу реконструкции, и скоро строители приступят к работе. Уверен, опыт наших специалистов по проектированию объектов, расположенных в сложных климатических условиях, будет востребован Министерством обороны. Мы, в свою очередь, готовы применять самые передовые методы проектирования для решения задачи укрепления обороноспособности России в северных и арктических регионах» — комментирует он.

В соответствии с решением Министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу на аэродроме Тикси (Республика Саха (Якутия) сформирована авиационная комендатура, которая полностью укомплектована необходимыми специалистами. Была установлена радионавигационная аппаратура, позволяющая аэродрому принимать ряд воздушных судов военно-транспортной авиации.

Арктический аэродром Тикси с 2017 года станет местом постоянного базирования самолетов фронтовой авиации и перехватчиков МиГ-31, об этом 15 октября 2014 г. сообщил главком ВВС России генерал-полковник Виктор Бондарев.

«В следующем году в обязательном порядке начинается реконструкция аэродрома Тикси. В 2017 году там будет базироваться соединение самолетов фронтовой авиации и перехватчики МиГ-31. Также МиГ-31 будут размещены на аэродроме Анадырь», — сказал Бондарев, который находится в рабочей поездке по строящимся объектам ВВС России.

  • Часть поселка (Тикси-3) и ВПП аэропорта. Белое поле на переднем плане - море Лаптевых.
  • Часть поселка (Тикси-3) и ВПП аэропорта. Белое поле на переднем плане - море Лаптевых.

Ранее главком ВВС отмечал, что Военно-воздушные силы России будут наращивать свою группировку в Арктике. В регионе развивается российская сеть аэродромов — открылись аэродромы Темп, Рогачево, ведутся работы на аэродромах Тикси, Анадырь и Воркута. Кроме того, в Арктике будет наращиваться присутствие сил Войск воздушно-космической обороны — РЛС прикроют весь Север.

В последние годы Россия приступила к активному хозяйственному освоению своих северных территорий. На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера.

Источник:

spetsstroy.ru, mil.ru, ria.ru, vesti-yamal.ru ,

rus-arc.ru, fresher.ru, eagle-rost.livejournal.com/276967.html

  • 5
    Великоросс
    14.06.1518:55:38

       

  • 4
    sergeyy1972
    14.06.1522:53:31

    Спасибо очень интересная статья!

  • 0
    Нет аватара
    15.06.1507:09:06

    Текст компилятивный и не правленый («Учения проходят одновременно с летно-тактическими учениями смешанного авиаполка ЗВО в Арктике и продлятся до 21 сентября 2014 г.»; «До конца 2014 года Россия планирует расширение военной группировки в арктической зоне.»).

    Фото хорошие. Хотелось бы видео.

    Почему «строительство котельных, работающих на газе, а не на мазуте […] намного экономнее, надежнее в суровых климатических условиях региона» (Шойгу)? Любое топливо — завозное. Но уголь и мазут, скажем, более прост в хранении, нежели сжиженный газ. Во время войны безопасность ёмкостей со сжиженным газом может стать проблемой. Кто объяснит?

    • 8
      d-tatarinov.livejournal.com
      15.06.1507:47:34

      1. Газ сам по себе дешевле.

      2. Кто сказал, что газ именно сжиженный должен быть? Обычный из трубопровода не покатит?    

      3. Следовательно: в тех краях его добывают вообще-то, а уголь надо везти отдельно. Нефть в принципе тоже добывают, но сначала надо на НПЗ сделать возгонку шоб разложить ее от газойля до мазута и потом уже этот самый мазут доставлять. А вот с НПЗ в тех широтах напряг. Т. е. придется гонять взад-вперед.

      4. На газе экологичнее, чем на угле или мазуте.

    • 9
      Нет аватара
      15.06.1507:50:45

      По моему дилетантскому мнению у газа есть свои преимущества, он не замерзает, котельные на газу строить быстрее, газ не требует большого топливного хозяйства по хранению, разморозке и подготовке топлива перед сжиганием, КПД котельных выше чем на угле и мазуте, очистных сооружений для газовыхлопного тракта не надо, автоматизировать газовую котельную проще… может еще есть какие преимущества. Ну, а емкости с газом можно вынести за территорию поселка, на необходимое расстояние, чтоб при аварии не задело никого.

      Да, а еще при утечке топлива, экология не пострадает, газ просто испарится.

      Отредактировано: nabaldachnik~09:06 15.06.15
  • 3
    SergeySeverny
    15.06.1508:56:40

    спасибо за обзор!

    по делу всё

  • 8
    Nikituchka
    15.06.1509:20:42

    Сколько порушили в 90-е.    

    Да ещё под лозунгами:"Америка нам друг, практически брат". Дифирамбы красивые про запад пели.    

    Миг-31 бы все из резерва вывести и планомерненько по всей Арктике разместить. С-400 наверно ближе к 20 году до этих аэродромов доберётся, они пока нужнее на других направлениях. Или уже есть примеры по 400-кам?    

    Отредактировано: Nikituchka~10:35 15.06.15
    • 1
      Нет аватара
      15.06.1512:19:13

      Или уже есть примеры по 400-кам?

      Так вроде они на Камчатке базируются

      • 1
        Nikituchka
        15.06.1516:22:36

        Да. На Камчатке и в Мурманской области они есть. Но этого мало для охвата всей Арктики. А ракеты которые 400-ки могут перехватывать, полетят в том числе и через Северный Полис.

  • 5
    Нет аватара
    15.06.1512:00:26

    Сила — в правде. Всё-таки вышла она из тени лицемерной упаковки Запада.Статье плюсище. Нахрен какая-то Прибалтика — Россия бесконечна и удивительна. Бедные прибалтийские выкидыши западной демократии.

  • 1
    d-tatarinov.livejournal.com
    19.06.1513:15:16

    "Еще одним стратегически важным и по-настоящему интересным, «суровым» объектом мы считаем реконструкцию военной базы и аэродрома Темп на острове Котельный архипелага Новосибирские острова, — продолжает Владислав Бычков.

    В результате она будет должна иметь от такой вид

    • 0
      Нет аватара
      19.06.1522:06:52

      Верно, вот еще фото

      добавил отдельной новостью

      Отредактировано: Info_Rus~22:24 20.06.15
  • 0
    Нет аватара
    12.07.1514:56:35

    Тиксинские Ан-12БК

    Тикси весна-лето 2012 года

    Ту-95, Ил-76 и МиГ-31

    Ил-62

    Бе-200ЧС

    Ил-96

    Superjet

  • 1
    Нет аватара
    23.08.1519:39:45

    Подробности проекта реконструкции аэродрома Степь

    Зимой 2014 года Спецстроем России начаты работы по реконструкции аэродрома «Степь» в Забайкалье, ранее закрытого в ноябре 2010 года. Ниже представлен план аэродрома с обозначением реконструируемых объектов.

    В частности, планируется:

    1. Реконструкция магистральной рулежной дорожки с доведением ее до размера 2430×18м, покрытие монолитный бетон. Ориентировочная площадь 40 615 м2.

    2. Реконструкция рулежной дорожки РД-1, с размерами 142×18м, покрытие монолитный бетон. Ориентировочная площадь 3 086 м2.

    3. Реконструкция рулежной дорожки РД-3, с размерами300×18м, покрытие монолитный бетон. Ориентировочная площадь 6 749 м2.

    4. Строительство соединительной рулежной дорожки РД-2 с размерами 300×18м, покрытие монолитный бетон. Ориентировочная площадь 6 749 м2.

    5. Комплексное здание с КДП II разряда (штаб авиационной части, учебный корпус, КП, узел связи, стартовая летная столовая, высотное снаряжение, ПСС и ПДС) ориентировочной площадью 5940 м2, с набором помещений и этажностью согласно ТТЗ.

    6. Система освещения ТППС и МС военно-транспортной авиации (ориентировочная площадь освещения — 5 га).

    7. Техническая позиция подготовки самолётов (ТППС) на 24 самолета Су-25 с кабельными переходами для линий электроснабжения, освещения, керосинопроводов, с централизованной системой заправки горючим ЦСЗГ на ТППС из расчёта на 24 самолета типа Су-25. Покрытие — монолитный бетон, ориентировочная площадь 25373 м,2 укреплённые обочины ориентировочной площадью 571 м2.

    Реконструкцию покрытий выполнить с устройством кабельных переходов для светосигнального оборудования, линий электроснабжения и связи.

    8. Централизованная система заправки горючим ЦСЗГ на ТППС из расчёта на 24 самолета типа Су-25.

    1. Казарма кубрикового типа для военнослужащих по контракту (в т.ч. для военнослужащих — женщин) на 300 человек, ориентировочная площадь 3100 м.кв.

    2. Казарма для военнослужащих срочной службы на 300 человек, ориентировочная площадь 2800 м.кв. каждая — 2 (две) казармы.

    3. Здание пожарного депо на 4 машины, ориентировочной площадью 1200 м.кв.

    4. Расходный склад горюче-смазочных материалов ёмкостью 246000 л.

    В документации также отмечено, что на аэродроме должно быть предусмотрено место стоянки для 2 самолетов Ил-76, а также эскадрильи БПЛА (4 комплекса средней дальности и 4 комплекса большой дальности).

    В феврале этого года на сайте Спецстроя была размещена следующая новость о работах на объекте:

    С начала февраля на строительстве аэродрома «Степь» планово увеличивается число строителей, количество машин и оборудования. Так, техники различного назначения сегодня насчитывается 96 единиц.

    … Зимой в Забайкалье на открытом пространстве можно вести в основном земляные и сборочные работы. Поэтому на объекте идет строительство оснований взлетно-посадочной полосы, магистральной и рулежных дорожек. Осенью, пока держались положительные температуры, была выполнена замена грунта на полосе — вывезен нестабильный переувлажненный, который не поддается необходимому уплотнению. Его заменили крупнообломочным щебенистым грунтом.

    Строители готовятся к проведению бетонных работ с наступлением теплого времени года. Смонтирован бетонный завод, завершен монтаж новой бетоносмесительной установки. Чтобы снизить затраты, уменьшить зависимость от поставок инертных материалов, в частности, щебня, предприятие развернуло на объекте дробильно-сортировочный комплекс, состоящий из мобильной сортировочной установки, щековой и конусной дробильных машин.

    Отредактировано: Info_Rus~20:40 23.08.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,