Лого Сделано у нас
45

Маневрово-вывозной локомотив ТЭМ8А

Всем известные и любимые советские маневровые локомотивы — это целая эпоха. Но мы давно живем в другой стране, а по узловым станциям и заводским территориям до сих пор ходит техника, произведенная десятилетия назад и уже не соответствующая современным требованиям. По официальной статистике, износ маневрового парка составляет уже более 90%, но отечественные заводы и сейчас не предлагают принципиально новых решений, ограничиваясь программами модернизации видавших виды конструкций.

  • Маневровый локоотив ТЭМ8А
  • Маневровый локоотив ТЭМ8А

Среди задач, которые необходимо решить сотрудникам студии промышленного дизайна FORMA — плохой обзор с места машиниста (при работе на станции или тесной территории предприятия это крайне важно и напрямую влияет на безопасность), недостаточное пространство на площадках для ремонта и обслуживания, а также вибро- и звукоизоляция кабины. Немаловажен также и современный внешний вид: визуальная разница между скоростными пассажирскими составами и рабочей железнодорожной техникой составляет настолько огромна, что представители каждой из групп воспринимаются пришельцами из разных эпох. Техническое задание требовало оставить шасси и агрегатную базу неизменными — в противном случае запуск тепловоза в производство стоил бы чрезмерно дорого. Поэтому для улучшения обзора можно было использовать два варианта: либо поднимать место машиниста для обзора над капотом, либо сдвигать капот максимально влево по ходу движения. В силу большой высоты дизельного двигателя 12ЧН26/26 и ограничения высоты локомотива по габариту 1-Т от первого варианта пришлось отказаться, а вот идея с расширением горизонтально обзора показала свою жизнеспособность.

  • Локомотив имеет необычную компоновку со смещенными капотами
  • Локомотив имеет необычную компоновку со смещенными капотами

Кабина локомотива разместилась по центру, агрегаты распределены по двум капотам: в первом расположились дизель-генераторная установка, охлаждающая система, воздушные и топливные фильтры, а во втором — электрика, охлаждающая система тяговых электродвигателей, реостатный тормоз. Капоты сдвинуты влево по ходу движения для расширения угла обзора. Балласт в 25 тонн, имеющийся также у прототипа ТЭМ7А для улучшения сцепления с полотном, был перераспределен таким образом, чтобы компенсировать дисбаланс в развесовке.

  • Обслуживание локомотива с подъемной площадки
  • Обслуживание локомотива с подъемной площадки

Получившаяся таким образом правая широкая площадка удобна для сервисного обслуживания и среднего ремонта агрегатов локомотива. При капитальном ремонте и ряде специальных операций ремонтная бригада может воспользоваться подъемными площадками с левой стороны капотов. При подъеме площадки тормозная система локомотива блокируется, так как площадка выходит за железнодорожный габарит. Выход на площадки осуществляется из тамбура, который также позволяет заходить в тепловоз и с высокой платформы. Кроме того, тамбуры позволяют снизить шум и вибрации в кабине. Сама конструкция кабины отличается большой площадью остекления и максимально высоким потолком. Такая воздушная атмосфера благоприятно сказывается на работоспособности машиниста и снижает утомляемость. Эргономичные пульты управления изгибаются вокруг кресла, благодаря чему можно легко дотянуться до самых дальних органов управления.

  • Тепловоз также отличает современный и функциональный внешний вид
  • Тепловоз также отличает современный и функциональный внешний вид

Образ ТЭМ8А подчеркнуто утилитарен, но при этом имеет запоминающийся силуэт и не лишен изящества. Огромные вертикальные фронтальные решетки служат для улучшения воздухообмена и увенчаны мощным прожектором, который совмещен с красным фонарем заднего габарита. Линии капотов, расходящиеся от передней части как в ширину, так и в высоту, добавляют динамики кузову. Доступ в подкапотное пространство осуществляется через широкие подъемные двери из легкого пластика.

  • 2
    Гвардеец Гвардеец
    20.04.1512:11:16

    Интересное решение, смелый дизайн, но для маневровых локомотивов это не главное, как человек не чужой для железки выражу своё сугубое мнение, мне не нравится то что надстройки прижаты в притык с обоих сторон, да есть доступ с одной стороны, ну, а с другой стороны в крайнем случае без стремянки ни как, хотя прошу прощенья там вроде предусматривается некая подъёмная площадка)), не последний вопрос при таком решении баланс распределения весовых нагрузок агрегатов, на лицо дисбаланс, создающий ко всему нагрузку на платформу локомотива, не настаиваю на своей точки зрения, всех замечаний не изложить, но хочу пожелать ребятам шибко не впадать в дизайнерские изыски, вон пример БМЗ — последний их локомотив 2ТЭ25КМ в моем видение идёт по облику и компоновке в ряду с ТЭ-2, ТЭ-3, новое это подзабытое старое

    Я ни чего не имею против поисков ребят, и весьма возможно что я ретроград, но дело в сути, удобства дальнейшей эксплуатации, ну, а этот локомотив я так думаю и останется красивым изыском конструкторов в памяти компьютера

    П/С чуть не упустил ещё существенный момент для маневрового локомотива, работа составителя, как же он бедолага будет цепляться при необходимости с противоположной стороны, и менять положение, по старинке под сцепкой прополэать    

    Отредактировано: Gwardeec~13:19 20.04.15
    • 3
      Дмитрий Мареев Дмитрий Мареев
      20.04.1512:39:21

      Большое спасибо за полезный комментарий! С другой стороны капотов предусмотрены подъемные площадки, которые показаны на 3-м изображении. При подъеме они блокируют тормозную систему. Дисбаланс решен перераспределением балласта, которого на ТЭМ7А около 25 тонн. Думаю, этого будет вполне достаточно, чтобы уравновесить ДГУ и другие агрегаты. А вот со сцепщиком… Все же я надеюсь, что в ближайшем будущем эта сфера будет автоматизирована. А пока, к сожалению, придется пролезать    

      • 2
        Гвардеец Гвардеец
        20.04.1514:17:15

        Это всё хорошо когда спокойно соразмерно, не продумана ситуация острой необходимости, как человек любящий железную дорогу с молочного возраста я всегда зорко смотрел в окно вагона электрички, или служебной необходимости в прошлом знаю моменты и видел когда помошники на ходу открывали шиберки, наверняка это делалось не из праздного любопытства, и отмечу ОСНОВНОЙ момент( указанный в П/С) — локомотив маневровый, но не предусмотрена в погоней за дизайном передняя площадка, функциональное назначение коей нахохдение на ней составителя, и не возможность исполнения им при подобной компоновке своих обязанностей, обратите внимание практически на маневровых локомотивах она присутствует, но благо это проект, и из-за его серьёзных недочётов не думаю что будет принят к исполнению не последнего лица

        Отредактировано: Gwardeec~17:28 20.04.15
        • 3
          Дмитрий Мареев Дмитрий Мареев
          20.04.1514:35:13

          Небольшую площадочку разместить не проблема, думаю. Если концепцией заинтересуются наши локомотивостроители, то довести его до удобоваримой формы — вопрос времени.

          • 0
            Гвардеец Гвардеец
            20.04.1515:31:03

            Если только площадка на локомотиве не меньше чем на самолёте нужно соблюдать равновесие, а здесь получаются весы,и кабина находится в центре наибольшего напряжения, разве раньше не могли строить паровозы со смещённым котлом, думаю могли, но делали, даже паровозы-танки делались с учётом соблюдения равновесия, и баланса сторон, а здесь мы видим лишь дань дизайну, посмотрите американцев они не заморачывают себя особо дизайнерскими изысками, а строят по старым испытанным меркам

            Отредактировано: Gwardeec~16:34 20.04.15
    • 2
      A_SEVER A_SEVER
      20.04.1512:54:06

      Интересное решение, смелый дизайн
      Интересно, а нельзя было решить проблему недостаточного обзора за счёт установки видеокамер и вывода изображения на дисплей машиниста?

      • 3
        Дмитрий Мареев Дмитрий Мареев
        20.04.1514:32:52

        Можно, конечно, но цифровые системы желательно дублировать возможностью улучшить обзор через стекла. Электроника отказывает, а это может привести к трагедии.

        • 1
          Гвардеец Гвардеец
          20.04.1515:36:53

          Когда состав из большого числа вагонов обзор из окна ни чего не решает, в этом случае глаза и уши дублёр сигналов светофора в кабине, помшник, составитель, ну и диспетчер

          Отредактировано: Gwardeec~19:42 20.04.15
  • 3
    capt4net capt4net
    20.04.1513:05:39

    Мне нравится. Брутально и современно.

    А на четвертой картинке — броневагон прицеплен или бронетепловоз?

    • 2
      Дмитрий Мареев Дмитрий Мареев
      20.04.1514:31:18

      Он самый, бронепоезд

      • [ссылки отключены]

      Отредактировано: Дмитрий Мареев~15:32 20.04.15
  • 1
    Zveruga Zveruga
    20.04.1515:22:49

    Классный дизайн.

  • 0
    Ivan_S Ivan_S
    21.04.1521:03:33

    По официальной статистике, износ маневрового парка составляет уже более 90%,

    Напрягает эта фраза. Не могли бы Вы привести ссылочку на эту самую официальную статистику. И потом, какая организация эту статистику собирает?

  • 0
    Богдан Спиридонов Богдан Спиридонов
    29.08.1520:22:56

    Отличная работа! Огромная благодарность всем сотрудникам студии промышленного дизайна FORMA за концепт маневрово-вывозного локомотива ТЭМ8А! Очень давно искал во всемирной паутине новые концептуальные разработки маневровых тепловозов, как отечественных так и зарубежных, но практически ничего не находил, и вот наконец здесь, такой очень интересный отечественный проект! Большая заслуга дизайн-студии FORMA в том, что они одни из первых спроектировали совершенно новый и современный дизайн будущих маневровых тепловозов. Очень понравилась новая комфортная звуко-вибро изоляционная кабина. Продуманная эргономика рабочего места, которая обеспечивает эффективность, безопасность и комфорт рабочего процесса, что способствует снижению утомляемости машиниста-оператора и сохранению его здоровья. В целом все это влияет на повышение производительности труда машиниста-оператора в течении рабочей смены. Для современной и будущей спец.техники это одна из самых главных задач! Все маневровые локомотивы, производимые сегодня морально устарелые, это разработки 20-30 летней давности с применением некоторых современных решений и технологий. Именно ТЭМ8А маневровый тепловоз будущего выведет в лидеры российское тепловозостроение. Очень хочется чтобы руководство и конструкторы компании Трансмашхолдинг не только обратили внимание на ТЭМ8А, но и реализовали его.

    Отредактировано: Богдан Спиридонов~21:25 29.08.15
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,