90

ТЧ-10 Металлострой — гнездо «Сапсанов»

«В прошлые праздники-выходные довелось побывать в крайне любопытном месте — ТЧ-10 в пос. Металлострой. Это депо, базовое для обслуживания и ремонта электропоездов Московского и Ладожского направлений, а также поездов скоростного движения — «Сапсанов», «Ласточек». Посещение было довольно внезапным — узнал о нём я только за сутки, но упускать такую уникальную возможность, понятно, не стал. Пришлось встать рано, безоговорочно отменить воскресный диван с компом и на весь световой день погрузиться в железнодорожные дела :) Так что представляю тут рассказ об этом транспортном объекте," - рассказывает Сергей Сигачёв.

  • Цех обслуживания скоростных поездов ТЧ-10
  • Цех обслуживания скоростных поездов ТЧ-10
2. Путь на Металлострой начинается на Московском вокзале. Вот этот рейсовый «Сапсан» сейчас подойдёт к перрону, высадит пассажиров и пустым поедет в нужный пункт назначения. Будем считать его моей маршруткой :)
3. Сев в «маршрутку», уже через 20 минут оказываемся на месте. Несколько странно обозревать из мягкого сапсановского кресла служебные ворота и деповские пейзажи. Медленно втягиваемся на пути ТЧ-10.
4. Выход из «Сапсана» в депо очень не похож на обычный: открывается только первая дверь и все выходят наружу вот по такой лесенке. Меня присоединили к небольшой группе студентов МИИТа — движенцев и эксплуатационников, прибывших этим же поездом из Москвы для непосредственного знакомства с технической стороной обслуживания поездов. Так что с ними я весь день и ходил.
5. Вид назад, от лесенки. «Сапсан» прибыл весь грязный, после рейса в мороси, туманной взвеси и мелком февральском дожде. Потом его помоют и втянут в жерло цеха для планового обслуживания.
6. Вид спереди на наш поезд, которым я сюда и прибыл.
7. А вот и сам цех. Можно сказать, «гнездо Сапсанов».
8. Чистый поезд втягивается на техническое обслуживание внутрь цеха.
9. Внутри цеха очень чисто, на входе приходится тщательно вытирать обувь. Сейчас на обслуживании стоят сразу три поезда.
10. На среднем пути в цехе стоит незнакомый мне новый маневровый тепловоз ТЭМ31, 2-осный, непривычно коротенький и вообще, компактный.
11. На этой «канаве» сейчас стоит «Сапсан» двойного питания — который ходит на нижегородской линии со станцией стыкования Владимир.
12. Левей его стоит «Ласточка».
13. За воротами цеха на всё это внутреннее великолепие заглядывает ТЭП70БС.
14. Обслуживание в цехе разделено на 4 уровня: 1-й — «канава», 2-й — подвагонное оборудование, 3-й — уровень салона и 4-й — верхний, токоприёмники и оборудование на крыше.
15. Вот спуск на 1-й уровень, под тележки.
16. 2-й уровень — доступ к подвагонным ящикам. Всё это выполнено для удобства обслуживания на одном уровне в стандартном форм-факторе (выражаясь компьютерным языком). И удобно — на уровне среднего человеческого роста.
17. Мастер идёт к очередной точке обслуживания.
18. Электроооборудование.
19. Климатическое оборудование.
20. Тележка «Сапсана». Оказалось, что подшипники качения для скоростного движения в Европе изготавливает фактически монополист — компания FAG: делает их как для Сименса, так и для Альстома (несмотря на всякие антимонопольные положения ЕС). FAG базируется в том самом знаменитом Швайнфурте, который когда-то специально и целенаправленно бомбили американцы, чтобы вывести подшипниковую промышленность рейха из строя.
21. Фрагмент тележки «Ласточки» (стоит напротив).
22. …И тут FAG.
23. Поднимаемся на 3-й уровень обслуживания.
24. Он примерно вровень с салоном.
25. И наконец, ещё лестница наверх — на самый верхний уровень.
26. С 4-м уровнем есть особенность: сюда так просто не зайти. Может войти только мастер с персональным ключом, который сработает (откроет дверь) только в том случае, если шина питания контактной сети разомкнута. Вот к этому поезду сейчас зайти нельзя: он под питанием (сигнальный провод светится красным). И даже мастер не сможет открыть дверь.
27. Но мы проходим направо, к поезду, где контактная сеть отключена — о чём извещает провод с зелёными лампочками. Мастер открывает дверь, и группа заходит наверх.
28. Студентам рассказывают про особенности устройства токоприёмника для высокоскоростного движения.
29. Межвагонная «гармошка», вид сверху.
30. Вот они, зелёные огоньки, извещающие об отключённом питании контактной сети.
31. Теперь пройдём на участок вагонных тележек, который находится в дальнем конце цеха. Они стоят как в сборе, так и отдельными колёсными парами.
32. «Ласточковые» колпары сложены сбоку, последовательно.
33. Эталонная колпара, по которой идёт диагностика рабочих пар.
34. Склад откалиброванных и обточенных, проверенных и готовых к работе в скоростном движении колёсных пар.
35. Оси колпар на «Сапсане» полые.
36. И ещё давайте посмотрим участок подготовки колёсных пар к работе, где обтачивают бандажи. Вот это — поворотный круг для доставки колпар к станку.
37. Собственно, станок для обточки пар. Он двухэтажный, управление и диагностика состояния расположены внизу.
38. Вид снизу вверх, сейчас как раз колпара на обточке.
39. Любопытный момент: поскольку цех очень длинный, почти километр длиной, то для доставки деталей используются велосипеды: идти пешком долго.
40. Одинокий ТЭП70БС за воротами цеха.
41. Другой цех, более ранний по времени (1997). Здесь стоят на ТО обычные электропоезда, не скоростные. Он не такой свеженький по виду, как реконструированный сапсановский, но все главные принципы сохраняются: многоуровневое обслуживание, сигнализация верхнего уровня на питание контактной сети и т. п.
42. Поснимать другие виды почти не удалось, так как подавляющее количество времени мы пробыли в зоне производства. Но вот вам вид административного здания ТЧ-10 сбоку.
После этого мы пошли в цех питания, где готовят еду и наборы питания для скоростных поездов (по аналогии с цехами бортпитания для авиации), но это уже другая история :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 12
    Rivagri Rivagri
    08.03.1507:56:22

    Понравилось,что чисто и всё покрашено. Молодцы !

    С почтением из Приднестровья

  • 5
    Денис Демидович Денис Демидович
    08.03.1511:50:44

    Вот это уровень.

  • 4
    Kolyda Kolyda
    08.03.1512:54:34

    Здорово! Приходилось работать на реконструкции локомотивного депо, хорошо сделали, но до такой красоты там было далеко.

    Прекрасный репортаж, спасибо.

    Отредактировано: Kolyda~13:55 08.03.15
  • 2
    Нет аватара Grave
    08.03.1515:28:06

    Я слышал у сапсанов были проблемы с крайне быстрым износом колесных пар. Скажите они исправили эту проблему или просто часто меняют пары(что не выгодно)?

  • 3
    Нет аватара 0559nec
    08.03.1516:31:45

    Все бы производственные места по России выглядели так, было бы хорошо. Есть к чему стремится.

  • 1
    Нет аватара andru_spb
    08.03.1522:26:30

    это депо всегда было на особом счету-его строили еще при ссср для советских скоростных поездов эр200 ,они там базировались… потом модернизировали для новых скоростных российских Соколов ,но Соколы в эксплуатацию не пошли и депо приспособили для сапсанов

  • 0
    Нет аватара Beijing
    08.03.1523:36:59

    Жaль у нac он нe можeт рaзгоняться до 300,хотя и тaк это сaмый удобный способ добрaться от Москвы до Сaнкт-Пeтeрбургa.Kто-нибудь знaeт что с плaнaми по высокоскоростной магистрали Москва — Казань пилотного участка Москва — Екатеринбург?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,