Говорят, что время лечит. Увы, время только стирает из памяти и разрушает. Чтобы сохранить, а порой и возвратить утраченное,
нужен постоянный напряженный труд. Сегодняшний рассказ — о волонтерах, работающих в Музее Военно-воздушных сил в Монино, и об их мечте — восстановлении первозданного облика самолета Ту-144
с номером СССР-77106. СССР-77106
Ту-144
№ 04−1 2015
год
Работа волонтеров в Музее ВВС началась 10 лет назад, 18 июня 2005 года. Тогда,
накануне проведения авиашоу «Летающие легенды», руководство музея
допустило добровольцев к помывке самолета. Собравшиеся почти 50
человек, предварительно закупив в ближайшем магазине ведра,
тряпки и щетки, смогли отмыть фюзеляж от толстого слоя
грязи.Как
водится, праздник отгремел, и все вернулось бы на круги своя,
если бы не понимание ценности одного из крупнейших в мире
авиационных Музеев и решительное желание не допустить повторения
судьбы Ходынки.Эти благородные мотивы объединили десятки
людей: новоиспеченная организация добровольных помощников Музея
ВВС пополняла свои ряды специалистами, обладающими ценными
знаниями, и бескорыстными любителями авиации, которые быстро
набирали опыт в реставрационном деле.Это
совершенно разные люди — по возрасту, полу, образованию,
профессии. Например, именно благодаря терпению и усердию
представительниц прекрасного пола удалось вычистить тонны грязи
из салонов восстанавливаемых экспонатов, провести перетяжку
кресел, фасовку силикагеля и сделать многое другое. Словом,
работа находилась для каждого, а уж энтузиазма было не занимать.По мере накопления авторитета в глазах музейной администрации, добровольным помощникам стали
доверять все более ответственные процедуры и, в конце концов,
допустили и до самих экспонатов.2015История
самолета Ту-144 СССР-77106 (№ 04−1)Ту-144 № 04−1
(первый самолет четвертой серии) был построен в Воронеже в 1975
году. В воздух поднялся 4 марта, командир воздушного судна —
заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза
А.И.Вобликов. Отрабатывался директорный заход на посадку,
автоматическая система управления, автомат тяги и другие
агрегаты.1980Зимой того же года,
не дожидаясь окончания государственных испытаний, начались
эксплуатационные рейсы из Москвы в Алма-Ату. Смешанные экипажи
МГА, МАП и ЖЛИиДБ Туполевской фирмы, работники аэропортов и служб
УВД учились эксплуатировать новое поколение лайнеров, обслуживать
его и вводить в строй.Лидером программы выступал
СССР-77106, выполнивший первый рейс в Алма-Ату 26 декабря 1975
года. На помощь ему впоследствии пришел еще один аналогичный
борт. Возили почту, грузы, технический персонал, представителей
прессы и работников многочисленных смежных предприятий. Затем
начались регулярные полеты и для обычных пассажиров, а на 77106
продолжили испытания по доводке систем кондиционирования,
топливной системы и т. д. В общей сложности самолет налетал 582
часа. Свою карьеру он закончил 29 февраля 1980 года, когда экипаж
Г. Воронченко перегнал его в Музей ВВС в Монино, где он и остался
навсегда:
1980РазрухаПроведя
первые работы на самолете накануне авиашоу, энтузиасты не забросили «тушку». Всю снежную зиму 2005−2006 года машину очищали
от снега. А по весне приняли непростое, но ответственное решение
- восстановить интерьер кабины и пассажирского
салона.Почему решение было непростым? Глазам
волонтеров предстало зрелище чудовищной разрухи. Охотники за цветными металлами, да и просто вандалы, раскурочили и разворовали всё, что только можно было. Кабина лишилась
большинства приборов.2005Причем почти все
приборы были уникальны и найти их сейчас, даже на черном рынке,
не представляется возможным.Обшивку в поисках «нужного»
варварски разрывали, и первое время с потолка свисала куча
проводов и пластика, затрудняя даже проход по салону.Помимо рукотворного бедствия,
повсеместно обнаруживались следы пагубного воздействия
природно-климатических факторов. Остекление за несколько десятков
лет помутнело, поролон в сиденьях сгнил и выкрошился. Еще
страшнее то, что под слоями кустарно нанесенной краски возникли
очаги коррозии.Но глаза
боятся, да руки делают. И усилиями волонтеров, при поддержке
специалистов отрасли, ряда крупных компаний, и без помощи со стороны администрации музея, работа закипела. Целый год из салона
и кабины выгребали мусор, мыли, чистили от снега и наводили хоть
какой-то порядок. После этого настал черед восстановительных
работ.ДокументацияДля
квалифицированного проведения реставрационных работ нужно было
узнать о конструкции самолета все, или почти
все.Ценнейшая техническая документация была найдена в музейной библиотеке. Часть документов предоставил
«Аэрофлот».Письма, связи,
контактыПочти десять лет потребовалось на устранение того, что несколько вандалов сотворили за считанные
дни. Конечно, при наличии хоть каких-то финансовых средств,
многие работы могли бы проводиться по принципу аутсорсинга, а не силами малочисленной волонтерской бригады. Но о достаточном
финансировании пока приходится только мечтать.В связи с тем, что двигаться самостоятельно дальше в таком
серьезном и масштабном проекте, как реставрация огромного
реактивного лайнера, было невозможно без профессиональной
поддержки и знаний, писалось очень много писем в организации,
имеющие непосредственное отношение к созданию
Ту-144.Основным партнером по Ту-144 77106 стал
Алексей Николаевич Амелюшкин, широко известный в узких кругах как
спаситель и хранитель двух последних сохранившихся в Жуковском
Ту-144Д 77114 и 77115.Большое содействие оказал «Аэрофлот».
Авиакомпанией было передано в музей немало ценного оборудования
со старых списанных «тушек», включая так необходимые запчасти,
предметы интерьера советских самолетов, бортовые огнетушители,
инструмент и т. д.Трапы и стремянкиДля проведения даже простейших работ на самолете необходим комплект стремянок. А для того, чтобы
организовать посещение салона во время Дня открытых дверей,
необходимы настоящие трапы.Руководство
«Яковлева» подарило музею две стремянки, одна из которых — с подъемом площадки до 8 метров. Такая стремянка входила в состав
наземного оборудования Ту-144 и предназначалась для доступа на верхнюю часть фюзеляжа. Именно с нее можно обеспечить помывку
«крыши» и нормальный доступ к механизму передних
крылышек.Аэропорты «Внуково» и «Домодедово»
оказали музею помощь, выделив по два списанных, но вполне
ремонтируемых и пригодных к дальнейшему использованию самоходных
трапа.Своими
силами за несколько сезонов был сооружен бетонный карман для
трапа.Теперь
появилась возможность обеспечить «цивилизованный» доступ в салон
самолета.ШассиЗа годы экспонирования давление в пневматиках колес практически
исчезло и самолет «сел на обода». Резина для Ту-144 уникальна и давно уже не выпускается, но со временем из Жуковского смогли
доставить старые использованные шины, снятые с Ту-144ЛЛ.В избежание
дальнейшей деформации пневматиков, в 2010 году самолет установили
на специальные подставки.Под
переднюю опору, из-под которой бетонная плита после дождей стала
«уплывать» в сторону и грозила перекосить самолет, уложили
большой швеллер, а позже с помощью трактора подвинули плиту на место.2012Пока
самолет уверенно стоит на середине плиты. Вполне возможно, что в будущем придется повторить процедуру при
необходимости.Не сразу,
но энтузиастам удалось вернуться к отложенному ранее вопросу
реставрации колес. Колеса в свое время поменяли, но и они далеко
не новые. Магниевые диски помаленьку кушает
коррозия.Поэтому очаги пришлось буквально
спиливать болгарками, изъяны шпаклевать, диски — шлифовать, а затем все грунтовать протравным и эпоксидными грунтами и готовить
под покраску.Сейчас шасси выглядят
так:20152015Стойку
тоже красили сами.2015Посадочные фары
для передней стойки шасси предоставила фирма
Туполева.ИллюминаторыОстекление
салонов и носа за 30 лет стоянки под палящим солнцем совершенно
потеряло прозрачность, помутнело и пожелтело. Каждый иллюминатор
из новейшего в то время оргстекла Э-2, предназначенного для
эксплуатации в условиях высоких температурных и скоростных
нагружений, был подвергнут шкурению с последующей полировкой.
Работали в полной химзащите, так как стекло Э-2 содержит фтор.
Разумеется, в первозданный вид их привести уже невозможно, но теперь хоть стало видно, что происходит внутри и снаружи
лайнера.КабинаОхотники
за цветными металлами в процессе грабежа разворотили центральный
пульт. Откручивать его им было лень, поэтому выдрали всё ценное
«с мясом». В жалком состоянии находились и кресла
пилотов.Полученные от партнеров приборы
позволили примерно на 60% укомплектовать разграбленные приборные
доски в кабине экипажа. Кое-что из старого запаса нашли в Жуковском у туполевцев, а что-то пришлось покупать у барыг за баснословные деньги. Несмотря на пожертвования посетителей, 90%
средств по-прежнему вкладывались из личных денег
волонтеров.На остальные указатели, индикаторы и пульты поставили зеленые заглушки. Зрелище было не особо
оптимистичное. Получилось примерно так.Выгнутый и помятый корпус центральной консоли полностью сняли, разобрав при
этом полсамолета. Волонтерам пришлось освоить профессию
жестянщика и покрасчика.Однако
результат того стоил.Деформированную и не подлежащую
восстановлению ручку открывания форточки в кабине сделали с помощью 3D-принтера.Однажды,
зайдя в кабину для проверки состояния, обнаружили последствие
очередных киносъемок на борту, которые любезно организовывал
музей. Безымянный вандал-телевизионщик поиграл в летчика. Кнопка
на штурвале, на самом видном месте, была уничтожена. Замены,
естественно, нет.Похожая кнопка была найдена в магазине
радиодеталей, а гравировку делали на фрезерном станке с ЧПУ.Требовали
реставрации кресла пилотов. Краска на них облезла, кожаная обивка
вытерлась, мягкие части подушки сгнили, а механизмы заедали. На демонтаж одного кресла уходил целый день.2010С деталей каркаса кресла смывалась старая краска. Неимоверными
усилиями все многочисленные узлы были вновь собраны, и публике
предстала внушительная конструкция с кожаными подушками,
откидными подлокотниками и рельефной выделкой чехлов на манер
спортивных авто.2010Специально
для вандалов и мародеров хотелось бы отметить, что все
закупленные приборы на борту не остаются. По окончании праздников
все ценное немедленно снимается и хранится под
замком.Февраль 2015:201520152015СалоныПараллельно
шли работы по пассажирским салонам. Поскольку весь огромный
лайнер силами волонтеров отреставрировать было невозможно, решили
сконцентрироваться на первом салоне «люкс» и втором, малом салоне
туристского класса. Нужно было заменить обивку, порезанную
вандалами, починить шторки на иллюминаторах, восстановить
разбитые пульты индивидуального обслуживания пассажиров. Что-то
частично заимствовали с третьего, самого большого
салона.20152005. Почти
за 40 лет поролон внутри сидений сгнил, рассыпаясь на пол липкой
крошкой, обивка замусолилась и обвисла, откидные столики
исчезли.2005Блоки
кресел поочередно демонтировали и ремонтировали в ангаре,
потратив на это почти целое состояние из личных
средств.Комплект
столиков для «люкса» нашелся на фирме «Туполева», но они
пообещали сделать новые с нуля.2015Оригинальные
«антимакасары» (салфетки-подголовники) предоставил
«Аэрофлот».2015Материал
внутренней облицовки, подходящий для ремонта панелей салона,
нашелся на автомобильном заводе.Облезлый пол пассажирских салонов
убрали ковролином, а подаренные «Аэрофлотом» излишки ковровых
дорожек легли в проходе между креслами (во время работы они
временно убираются).2015Третий
салонТретий, самый большой пассажирский салон в целом сохранился за исключением деталей: полностью сгнил поролон
сидений, а большинство пультов-нумераторов оказались
разбиты.
Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России?
У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.
20.02.1512:13:15
20.02.1512:54:28
20.02.1515:31:24
20.02.1520:51:38
21.02.1503:02:56
22.02.1512:27:56
Sergei24.02.1507:58:30
20.02.1512:55:34
20.02.1514:10:12
20.02.1514:24:10
20.02.1521:47:34
20.02.1516:25:05
diablero20.02.1516:25:54
20.02.1517:17:28
20.02.1516:30:39
20.02.1516:57:44
20.02.1518:26:53
Александр Мокрецов20.02.1518:57:40
Alexander Zorin20.02.1521:52:54
20.02.1523:19:25
Александр Мокрецов21.02.1511:56:01
zaffar21.02.1514:10:34
brat_po_razumu21.02.1514:50:35
21.02.1501:43:29
brat_po_razumu21.02.1502:37:48
21.02.1509:54:47
21.02.1511:45:42
Александр Мокрецов21.02.1512:07:36
21.02.1515:53:10
Александр Мокрецов21.02.1511:26:05
Александр Мокрецов21.02.1511:41:55
Александр Мокрецов21.02.1512:22:17
21.02.1511:25:16
Egregore21.02.1522:10:31
20.02.1519:09:45
ROMANO20.02.1519:31:16
20.02.1520:55:09
21.02.1503:07:17
Alexander Zorin20.02.1521:56:29
brat_po_razumu21.02.1503:11:37
ROMANO21.02.1521:23:30
brat_po_razumu22.02.1501:17:56
ROMANO22.02.1513:00:19
brat_po_razumu23.02.1503:39:12
21.02.1510:51:18
ROMANO21.02.1521:49:18
21.02.1511:27:26
ROMANO21.02.1521:56:48
ROMANO21.02.1523:19:00
ROMANO22.02.1518:01:15
120.02.1522:24:35
brat_po_razumu21.02.1502:40:03
21.02.1503:08:29
21.02.1509:47:19
21.02.1522:29:43
23.02.1513:15:00
24.02.1512:34:14
25.02.1523:22:29
26.01.1721:31:39