Лого Сделано у нас
102

Как делают самые лучшие ракетные двигатели в мире: НПО «Энергомаш» (фото)

Автор репортажа — Виталий Егоров (zelenyikot)

  • IMG_1042_1100
  • IMG_1042_1100
Продолжаем экскурсию по химкинскому НПО «Энергомаш». В предыдущей серии, мы посетили их демонстрационный зал, а теперь пройдемся по самому предприятию.

В прошлый раз меня критиковали за громкий эпитет «лучшие двигатели». Я соглашусь, что правильнее было бы назвать «Лучшие кислород-керосиновые двигатели…», но не хотелось перегружать заголовок. Может кто-то и с таким уточнением не согласится, но после первого репортажа пришла хорошая для «Энергомаша» новость — американская компания Orbital Scienses заказала 60 двигателей РД-181 для своей ракеты Antares, после того, как самарские двигатели подвели на старте. Но это тема для отдельного разговора, а пока выдвигаемся в цеха.

Надо отдать должное организаторам экскурсии: все начальники цехов были предупреждены, ждали гостей и с радостью рассказывали о вкладе своего цеха в создание сложнейших двигателей.

Сначала мы двинулись на испытательные стенды. Это многоэтажное здание, которое осталось в наследство от Советского Союза. И оно является тем «супероружием», которое позволяет «Энергомашу» создавать самые эффективные кислород-керосиновые ракетные двигатели.

В «прихожей» установлена старая камера сгорания от «Фау-2» — в память о том с чего все началось.

  • IMG_1027
  • IMG_1027

Поднимаемся на лифте и выходим в темный зал, напоминающий обыкновенный заводской цех, но треть всего объема занимает гигантский раструб стенда.

Когда мы пришли, на стенде не было двигателей, а сам он был закрыт тяжелой заглушкой.

  • IMG_0984-900
  • IMG_0984-900
Инженеры рассказывали о том, как его создавали, как испытывали на нем самые мощные в мире двигатели РД-170, потом переделывали под РД-180 для американского заказа, а потом под РД-191 для «Ангары».

А я смотрел на эту циклопическую конструкцию и думал о том, как хорошо, что ее удалось сохранить на протяжении 90-х, не попилить на металлолом или просто не оставить гнить. Сейчас строительство такого сооружения обошлось бы в сотни миллионов долларов, превратилось бы в долгострой вроде «Восточного», обросло коррупционными скандалами и протестами экологов… Но ничего этого не произошло. Завод работает, ракеты летают, испытательный стенд в деле.

Вот тут, на сайте НПО «Энергомаш» нашелся хороший фильм об РД-170, его производстве и испытаниях:

Хотя навскидку сложно разобраться в переплетении трубопроводов, но по основным функциям стенда можно понять, что к чему там нужно. Исчерпывающий нелегальный фоторепортаж ЖЖ lana_sator с этого же места известен многим ЖЖ-юзерам.

На стенде испытывают кислород-керосиновые двигатели, поэтому вся инфраструктура вокруг него создана с этой целью. Из баков подается керосин и кислород, при этом мощная огненная струя тут  же смешивается с колоссальными потоками воды, которые гасят вибрацию и связывают на химическом уровне вредные продукты горения. На случай, если «что-то идет не так», автоматика прекращает доступ горючего, а сеть форсунок заполняет испытательную камеру негорючим азотом, прерывая возможность неконтролируемого воспламенения. Азот же используют для наддува топлива и создания режимов работ, аналогичным условиям в ракете.

Система, судя по всему, эффективная, если в ней и взрывались двигатели, то последствия аварий не оставили следов.

  • IMG_0969
  • IMG_0969
После осмотра стенда, выбираемся на крышу, где с высоты десятиэтажного дома можно рассмотреть две огромные вытяжные трубы испытательных стендов, сопутствующие строения и окрестности Химок.
  • IMG_1002_IMG_1009-8-900
  • IMG_1002_IMG_1009-8-900
Когда, в советское время, на стендах испытывали двигатели для «Протона» и военных ракет, экологическая ситуация в окрестностях была не самая здоровая. Вообще, конечно, вызывает удивление, что испытания двигателей на таких токсичных компонентах, проводили так близко к самому крупному городу страны. Но логику тех времен сейчас понять трудно, тогда все оправдывала работа над «ядерным щитом страны», поэтому с возможными жертвами не считались.

Сейчас испытывают только кислород-керосиновые движки, и об экологии можно не переживать. У входа в испытательный корпус мне даже показывали кормушку для белок — символ чистоты окрестностей. Вообще, за время пребывания на испытательной площадке слово «экология» звучало неоднократно — видно больной вопрос для сотрудников предприятия, хотя я его даже не задавал.

— Правее не снимай, — просит меня один из технических сотрудников предприятия, указывая на недостроенный корпус, — Скажут развалины.

Второй поясняет:

— Это новый испытательный корпус, для многоразовых космических систем. Видел, как американцы собираются корабли сажать на ракетных двигателях? Вот и у нас такое делали еще в восьмидесятые. Это строили стенды для испытания посадочных ракетных двигателей, да так и не достроили…

— А достраивать не собираются?

— У предприятия денег нет, да и заказа нет. Теперь только если вы, молодые, возьметесь за такую задачу…

В раздумьях об упущенных возможностях переходим на другую сторону крыши. Оттуда видны сферические емкости для кислорода, цилиндрические — для азота, керосиновые цистерны чуть правее, в кадр не попали.

  • IMG_1014
  • IMG_1014
Наконец выдвигаемся на производство.Первый по программе — сварочный цех. Молодой сварщик готовит станок. Через пару минут — он уже в работе — фото вначале текста.
  • IMG_1029
  • IMG_1029
В соседнем помещении — автоматический сварочный станок. На переднем плане специалисты заняты работой.
  • IMG_1661
  • IMG_1661
Кстати, еще одно наблюдение, по поводу возраста сотрудников. Для других космических предприятий существует проблема отсутствия специалистов среднего возраста. Как, например, на НПО Лавочкина. Проблема идет из 90-х, когда с предприятий уходили самые активные. Сейчас пришли молодые, но они только набираются опыта, и учатся мудрости у тех, кто еще помнит штурм Луны, Марса и Венеры в 70−80-е.

На «Энергомаше» возрастного пробела незаметно. Видимо, сказывается контракт 90-х на поставки двигателей на Atlas-V американской космической программы. Заказ уберег предприятие от утечки мозгов и рук в трудное время, хотя и прибыльным он стал только к 2012 году.

  • IMG_1759
  • IMG_1759
А мозги и руки на предприятии, как и вообще в космонавтике, очень важны. Почти в каждом цехе плакаты, напоминающие о важности качества продукции, о необходимости соблюдения техники безопасности и аккуратности.
  • IMG_1728
  • IMG_1728
  • IMG_1763
  • IMG_1763
  • IMG_1665
  • IMG_1665

Мы проходим через разные производственные линии. Вот мастер Андрей проверяет качество сварочного шва титановых шаробаллонов:

  • IMG_1077
  • IMG_1077
  • IMG_1076
  • IMG_1076
Рядом встречаются знакомые по первой части репортажа сильфонные соединения. Уникальная конструкция «Энергомаша» применяется как для крепления камеры сгорания, на качающий карданный подвес,
  • IMG_1082
  • IMG_1082
так и для отдельных соединений трубопроводов.
  • IMG_1080
  • IMG_1080
Заходим в кузнечный цех.

Да-да, сложнейшая конструкция двигателя, с его микронными допусками, колоссальными нагрузками и высокой точностью изготовления, вырастает вот из таких болванок нержавеющей стали.

  • IMG_1673
  • IMG_1673
  • IMG_1705
  • IMG_1705

Здесь, под рев газовых печей, ее обрабатывают бодрые кузнецы,.

  • IMG_1675
  • IMG_1675
  • IMG_1688
  • IMG_1688
…которые обращаются с раскаленными пудовыми стальными кольцами, как с игрушками.
  • IMG_1679
  • IMG_1679
«Три кольца — премудрым эльфам — для добра их гордого…"
  • IMG_1699
  • IMG_1699
Затем перемещаемся в цех гидроабразивной обработки.
  • IMG_1711
  • IMG_1711
Струя воды режет сталь не хуже джедайских мечей.
  • IMG_1719
  • IMG_1719
Сувенир космоблогеру от космогидрорезчиков.
  • IMG_1722
  • IMG_1722
Движемся далее, заглядываем в литейный цех. Само литье не показывают, зато демонстрируют изделия после литья. Я не разобрался в технологии, поэтому не могу сказать почему это так выглядит, но смотрится забавно. А вот тут объясняют.
  • IMG_1737
  • IMG_1737
  • IMG_1730
  • IMG_1730

Следующий пункт программы — цех механообработки.Меня проводят мимо нескольких поскрипывающих резцами токарных станков хрущевских времен, и с гордостью демонстрируют стройные ряды автоматических фрезерных пятикоординатных станков. В работе их снимать не интересно, через стекло виднеются только смутные контуры устройств и потеки охладительной жидкости. Но вот один створ открывается и я бросаюсь туда с камерой в руках.

  • IMG_1756
  • IMG_1756
О, так это наш старый знакомый — ротор бустерного насосного агрегата окислителя. Не представляю, как производили такую деталь в 80-е, когда не было современной техники. Но ведь «Энергия» летала же…

Идем дальше.

  • IMG_1739
  • IMG_1739
Эээм… не знаю что или кто находится за дверью… Мои сопровождающие тоже не смогли сказать.

Зато напротив нас ждут: Отдел метрологии и контроля качества.

  • IMG_1752
  • IMG_1752
Элементы ракетных двигателей сложно не только произвести, но и проверить точность изготовления. Тут могут.
  • IMG_1748
  • IMG_1748
После всех этапов обработки, доводки и проверки качества, детали попадают в громадный цех окончательной сборки. В него пройти сложнее — дополнительный паспортный контроль, халаты и бахилы на обувь.

А при входе накатывает советская космическая ностальгия.

  • IMG_1788
  • IMG_1788
Сразу видно — здесь помнят!

Даже скручивая новый агрегат для американской ракеты, энергомашевцы не забывают, что подняли и родной космос.

  • IMG_1792
  • IMG_1792

Я собирался домой, а РД-191 для «Ангары» собирался в космос.

  • IMG_1779
  • IMG_1779

Что же сказать в заключение?Завод работает, и загружен делом уже годов до 20-х.

Плохо, что из-за политических игр уходящего года практически останавливается производство советской гордости — непревзойденного «РД-170». Его применяли в украинских «Зенитах», но в текущей ситуации слабая надежда на продолжение совместного производства. Есть сложности и с экспортными «РД-180», на которых летает половина американской космонавтики на ракетах Atlas-5 компании United Launch Alliance — заказ завершается в 2018 году. Продлевать не собираются. Кое-кто дошутился про батуты. Теперь Пентагон готов вкладывать сотни миллионов долларов, на разработку собственного аналога, лишь бы не зависеть от российской продукции. Правда на смену ULA пришла Orbital Scienses с ракетой Antares, и заказом на «РД-181» по программе снабжения Международной космической станции. NASA не столь принципиально, как военные. Годы мирного сотрудничества в космосе не прошли даром, но для МКС им нужно гораздо меньше.

Есть еще заказ на «РД-191» — для российской «Ангары», но его объемы полностью зависят от востребованности ракеты. Пока летает «Протон», нет оснований полагать, что «Ангаре» найдется работа, кроме экспериментальных пусков.

«Энергомаш» сейчас разрабатывает перспективные метановые двигатели. Это топливо будущего, оно не оставляет нагара на элементах двигателя, что облегчает их многократное использование. Правда многоразовых ракет пока нет в ближайших российских планах, но есть надежда, что, стараниями Илона Маска и компании SpaceX наступит прозрение, и осознание необходимости таких ракет придет и в Россию.

Выражаю благодарность Департаменту информационной политики и СМИ Объединенной ракетно-космической корпорации и пресс-службе НПО «Энергомаш», за помощь в организации съемок.

  • 2
    gradimir grujic gradimir grujic
    11.02.1507:41:17

    Отличный фоторепортаж, как и предыдущий. Спасибо, автору большой +   

    • -1
      Dimitrius Wizard Dimitrius Wizard
      13.02.1520:42:09

      Сам фото-репортаж хороший, отсебятина и измышлизмы не хорошие    

  • 3
    Нет аватара treler
    11.02.1509:41:50

    Отличный фоторепортаж, приятно и познавательно посмотреть. Ещё бы менее политизированные комментарии к фото и совсем читать приятно станет.

  • 8
    Zveruga Zveruga
    11.02.1511:03:04

    Кое-кто дошутился про батуты.

    Вообще-то Рогозин сказал это после того, как США ввели санкции против российской космонавтики, запретив своим организациям покупать что-либо в сфере космоса у России и запретив сотрудничать с Российскими учёными.

    Но, как это обычно бывает, люди слепы. Видят реакцию своих чиновников и совсем не хотят видеть реакцию западных.

    • 3
      Нет аватара zaffar
      11.02.1512:45:40

      Во первых сотни миллионов, а то и миллирды американского бюджета-это не выпущенные вооружения на ту же сумму, бюджет США не резиновый. Потом-еще надо посмотреть, что из этого получится. Двигатели замкнутого цикла они так и не смогли запустить в производство, а это -преимущество в тяге от 20% и выше.

      Наши СМИ недостаточно значит, разьясняли, работа наших СМИ еще весьма слаба.

      • -3
        Нет аватара angela87
        11.02.1516:26:41

        Частные челноки у них одного энтузиаста Уже к МКС летают,а у нас все мрии что они развалятся.

        • 1
          Zveruga Zveruga
          11.02.1517:01:53

          Ну как челноки? Ну как летают? Так себе пока.    

          А когда полетят конкретно, тогда и сравним эффективность с нашими решениями.

        • 4
          Омутин Зафар Омутин Зафар
          11.02.1519:37:29

          То что частные-это миф. Госвложений неафишируемых там море. Все спецы перешли из НАСА.На основе дорогостоящих исследований увели технологии, но сейчас они как бы не ложатся на себестоимость -это приватизация исследований забесплатно.

    • 1
      shigorin shigorin
      11.02.1516:33:27

      Да, тоже пошёл попрекнуть слепотой -- надо не над поставками банкроту трястись, а над тем, куда тащить предприятие и к двадцатому, и далее. И не его одно.

      --

      Michael

  • 5
    uklonoff uklonoff
    11.02.1512:17:38

    Интересная смесь говна и сахара. Тут тебе и батуты, и взрывающиеся самарские двигатели, и долгострой «Восточного», и бездельница «Ангара», и слёзы по Украине, и классный Маск, и Советский Союз без современной техники, видимо, топором изготавливавший подобный хайтек, и так далее. Но в то же время лучшие в мире двигатели. Может, пост заказан/оплачен «Энергомашем», но автор подошёл к делу инициативно, вписав между строк свои мысли про мы_все_умрём?

    • 1
      Zveruga Zveruga
      11.02.1514:36:35

      Зелёный кот не был замечен ранее в чём либо таком. Пост он сделал перед новым годом.

      Про долгострой Восточного мне ничего не известно, космодром прекрасно строится. Вообще странный пост от него.

    • 1
      Нет аватара Lyudov
      11.02.1518:26:44

      Были в Союзе 5-ти координатные станки кстати отечественные, да и японские попадались при необходимости

      • 2
        uklonoff uklonoff
        11.02.1518:45:05

        увы, автору это неведомо, зато он станки хрущёвской поры на раз определяет

      • 0
        Нет аватара luboy
        13.02.1503:28:14

        в россии уже сделали первые образцы 5-ти координатных станков, это говорил в интервью кто-то на *эхо москвы* в программе *арсенал*

        Отредактировано: luboy~04:30 13.02.15
  • 1
    Нет аватара drilling rig krilovka
    11.02.1517:48:16

    Смотри ты! Называют себя самыми самыми, а скопировать русский двигатель им не под силу, пока во всяком случае. Надеюсь и в дальнейшем не получится! Около десяти лет покупают, а произвести что-то подобное силенок нет у «поборников прав человека».

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,