68

Бачатский угольный разрез (фоторепортаж)

Автор репортажа — Николай Рыков

  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Наше путешествие на Алтай началось с перелета в Новосибирск. Там мы взяли автомобиль и, прежде чем уехать в горы, решили сначала заехать на Бачатский угольный разрез — один из крупнейших в России. Это было не совсем нам по пути, но на разрезе недавно ввели в эксплуатацию 320-тонные Белазы, которых я в своей жизни еще не видел, поэтому грех было не воспользоваться возможностью. Когда находишься на карьере, все кажется не таким уж большим… на первый взгляд.

На одном из верхних уступов Бачатского разреза открывался замечательный вид на весь котлован, и, приехав туда, я без всякого опасения ступил на самый его край. Казалось, передо мной овраг — большой, но овраг. Через минуту меня окликнул Андрей, сотрудник предприятия, сопровождающий нас, и попросил быть осторожнее. Он сказал, что из-за гигантского масштаба здесь не сразу заметен истинный размер всего окружающего. Тогда я внимательнее присмотрелся к противоположному склону. Там работала техника: ездили 240- и 320-тонные Белазы, грузили породу массивные карьерные экскаваторы, бурильные машины грызли землю для закладки зарядов и то тут, то там появлялся грейдер. Машины двигались довольно медленно и казались совсем крошечными. Но я-то точно знал их настоящий размер: это были колоссы, машины, созданные специально для работы в карьере, где обычная техника не справилась бы с объемом нужных работ. И тогда я другими глазами посмотрел на весь карьер. Теперь я, бросив взгляд вниз, под ноги, последовал просьбе Андрея и отступил на шаг назад.

  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Глубина котлована на сегодняшний день составляет 280 метров. Пока это предельная величина, ниже которой добыча угля не может производиться. Но это не означает, что дальше угля нет — он есть. Дело в том, что разработка Бачатского разреза началась в 1949 году — это, кстати, самый старый разрез Кузбасса. Так вот, техническая документация, разработанная в те же годы, предполагает добычные работы только до этой отметки, которая является нулевой по отношению к уровню мирового океана. И хотя инженеры знают, что глубже уголь есть — как минимум до глубины 300 метров — работать ниже заложенной в документах отметки не могут. Пока не могут. Чтобы продолжить добычу угля вглубь разреза, необходимо разработать соответствующие инженерные проекты, а это не один месяц, и, может статься, не один год работы специалистов.

Казалось бы, ситуация тупиковая: пока идет бумажная работа, настоящая-то стоит, а это смерть для любого предприятия. Но залежи Кузнецкого бассейна, и Бачатского разреза в частности, настолько велики, что вглубь копать не обязательно — можно копать вширь. Вот и работает бачатская техника, гремит и надрывается на всех уровнях карьера железо, вгрызаясь в новую породу. А рядом покоятся старые отработанные уступы, по которым, как на прогулке, проезжают пустые Белазы, спешащие за новой порцией руды. Длинна карьера на сегодняшний день составляет 10 киллометров, а ширина — 2.

  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Уголь здесь добывают взрывным способом. Чтобы отделить очередной пласт породы, на уступе бурят скважины, куда и закладывается взрывчатка. На одно взрывание выделяется от 60 тысяч тонн взрывчатого вещества. На поверхность земли из каждой скважины выводят провода, которые, объединив в одну сеть, протягивают на удаленное расстояние, к будущему взрывателю. Все заряды взрываются практически одномоментно, но с отставанием друг от друга в доли секунды, чтобы снизить до минимума мощность взрывной волны. После взрыва, выждав, пока уляжется пыль, люди и техника приступают к вывозу вновь образовавшейся рыхлой породы.
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Отмеряют породу 56-кубовые карьерные электрические экскаваторы. Себестоимость одного черпка такой махины составляет около 10 тысяч рублей. Работа в карьере идет 24 часа в сутки. Честно говоря, эта информация меня просто потрясла. И дело не в том, что трудно представить себе сложность организации такого процесса: ведь нужно найти достаточное количество рабочих людей и распределить их по сменам так, чтобы в пересменок работа не останавливалась ни на минуту, нужно обеспечить работу требуемого количества техники, а также быстрый ее ремонт в случае поломки — и все это и днем, и ночью. Поразило меня другое: а именно то, что есть такое место на планете, где беспрерывно, каждую минуту в сутках, в течение вот уже 65 лет, идет работа по добыче угля. Я сплю дома — а работа идет, я ужинаю с друзьями — а работа идет, я уже третью неделю в отпуске — а работа там все еще идет и не собирается останавливаться. И таких мест в нашей стране и по всей планете много. Я уеду отсюда в Москву к своим делам, а здесь продолжит и будет еще долгие годы гудеть угольный разрез.

Встреча с Белазом впечатляет. Когда ко мне подъехал 320-тонник, я телом ощутил, почему по инструкции безопасности во время движения надо держать дистанцию от него не меньше 25 метров.

— Эй, ты, что на дороге встал, — еле разобрал я за спиной чей-то крик, почти не слышный за ревом мотора.

Я повернулся и увидел прямо перед собой тот самый 320-тонный Белаз, у кабины которого стоял водитель. Быстро собрав штатив, я отошел. Водитель смягчился.

— Залезай в кабину, поедем загружаться.

— Сергей, — улыбаясь, сказал водитель и протянул мне мозолистую руку. Я представился, и мы не спеша подъехали к 56-ти кубовому экскаватору, который за три черпка загрузил наш Белаз тремя сотнями тонн породы.

— Да, ничего себе махина, — вслух удивился я, когда машину начало раскачивать во время загрузки.

— Эта машина везет по весу и объему три вагона породы — зверь машина! — с гордостью сказал Сергей.

— Сколько же она топлива ест? — не переставал удивляться я.

— Если груженая, то 200 литров в час, — увидев мои круглые от очередного удивления глаза, Сергей снова улыбнулся. Мы поехали на отвал.

  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Пустая земля отвозится наверх, за пределы разреза, сваливается там и разравнивается грейдером. Дорога наверх преодолевается очень медленно: груженый самосвал рычит, но всё же неуклонно едет вверх по широким уступам карьера. Время от времени мы разъезжаемся с пустыми Белазами, которые налегке, в более бодром темпе спускаются вниз. Сергей объяснил, что сейчас вывозится не руда, а вскрыша, под которой находится залежь угля.
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
По пути Сергей рассказал, что всего за одну смену он поднимается к отвалу и обратно к загрузке около 15 раз. Смены у рабочих распределены так, что каждый работает и в дневное время, и в ночное, чередуя их то коротким — в одну рабочую смену, то продолжительным отдыхом — это уже выходные. Зарабатывают здесь неплохо, многие из-за этого приходят на карьер из других профессий. Но большинство людей, работающих на Бачатском разрезе, родились здесь и продолжают дело своего отца и деда.
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
Уезжая с карьера, я задумался, что станет с этим местом, когда залежи угля будут исчерпаны. По всем правилам на карьере после его отработки должны быть проведены рекультивирующие работы, то есть его должны засыпать и вернуть к более или менее первоначальному виду. Андрей, наш провожатый, подтвердил это, но добавил, что скорее всего осуществить это здесь будет невозможно. Рекультивация Бачатского разреза означала бы многолетние работы с привлечением большого количества людей и дорогой техники, а на выходе — ничего. Он предположил, что скорее всего карьер, оставленный людьми, через некоторое время наполнится поступающей из недр водой и станет большим глубоким озером, а его берега, высокие горы отвалов, зарастут травой и лесом. Представив себе такую картину, я подумал, что это не самое плохое будущее для такого огромного предприятия, как Бачатский угольный разрез.

Ну, и напоследок пара снимков со «спичечным коробком» для понимая масштабов.

  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
  • Бачатский угольный разрез. Путешествие на Алтай, начало
На этом у меня всё. Спасибо за внимание!

  • 5
    Superbus Pater
    30.11.1422:38:56

    Замечательный фотообзор!

  • 7
    moskovskiy-310
    30.11.1422:38:58

    репортаж отличный +

    подумалось мне следующее,вот такой огромный БелАЗ,а грузоподъёмность 320 т. обычная баржа у нас на реке,толкаемая самым обычным РТшником принимает под 1000 тонн даже в низкий уровень реки…а ведь БелАЗы по обычным дорогам не ездят…сколько же грузов можно рекой перевозить,экономя и топливо и не разбивая наши дороги бесконечными фурами

  • 7
    Нет аватара
    01.12.1404:34:30

    Там теперь запустили 450 тонный Белаз на сегодня это самый большой в мире   

    • [ссылки отключены]

    Когда мне разрешат вставлять изображения и ссылки?

    Отредактировано: komar~09:33 01.12.14
    • 1
      Viktor-V
      01.12.1406:39:57

      Когда мне разрешать вставлять изображения и ссылки?

      Когда ваш рейтинг поднимется еще на пару (или более) сотен    

  • Комментарий удален
  • 2
    Нет аватара
    01.12.1406:32:29

    На одно взрывание выделяется от 60 тысяч тонн взрывчатого вещества.

    60 килотонн?Они чё туда ядерные заряды закладывают? Мне почему-то кажется, что речь идёт о 60 килотоннах породы выделяемой от взрыва зарядов.

  • 1
    Нет аватара
    01.12.1407:04:30

    про это надо снять фильм. добавить в сюжет драмы, любофь, какую-нибудь интригу, типа конкуренция с мировым капитализмом, индустриализацию, задание партии, козни конкурентов, технические проблемы и т. п. получилось бы классно.

  • 1
    Нет аватара
    01.12.1408:35:03

    Как-то слишком акцентировали внимание на отсутствие проекта на углубление разреза. Чем больше глубина разреза(карьера) тем хуже вентиляция, тем больше время отстойки для выветривания взрывных газов и оседания пыли, плюс дизеля тоже не свежий воздух выбрасывают; плюс возрастает количество подсеченных водоносных горизонтов, то есть воды откачивать придется на порядок больше, а это деньги. Вопрос не во времени на доразведку и составлении проекта,а в экономической целесообразности.

    И поправьте,уголь это все-таки не руда.

  • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
    • 6
      Нет аватара
      01.12.1410:51:49

      с Российские предприятий дешевле 37 долларов за тонну антрацита отгрузок не видела ни разу( а есть и по 50). О каких 10 в Англии может быть речь? Австралия по 99 отправляет, ЮАР примерно так же.

      • -9
        nitarius
        01.12.1411:19:44

        У меня родственник работает на Катерпиллере водилой, он мне и сказал! по чем купил по том и продаю! я долго был удивлен! что ДАРом распродают наши недра

        • 9
          Нет аватара
          01.12.1411:29:05

          Вы думаете, водителям Катерпиллера обязательно дают читать внешнеторговые контракты?

        • 8
          Нет аватара
          01.12.1411:54:27

          работает на Катерпиллере водилой

          Даа, авторитетнейший источник, он-то точно в курсе ценовой политики! А уже какие выводы: даром недра раздают, сырьевая экономика! Господа, вы хоть фильтруйте немного, зачем же так на чернуху-то вестись? Это же наш дом, наша страна, а вы с такой лёгкостью готовы её помоями поливать!

    • 4
      Нет аватара
      01.12.1411:59:18

      Да что ж вы ровняете оптовую цену для крупного покупателя и розницу?! Открою вам секрет: у меня в магазине накрутка 300−400% Только «тс-с-с…» — это большой секрет))))

      • 3
        Нет аватара
        01.12.1413:35:03

        Ценообразование в России, себестоимости в частности — процесс очень не прозрачный.

        На ближайшем ко мне примере: зарплаты среднеотраслевые ( к тому же лет 6 не растут даже на величину инфляции), оборудование допотопное(с ремонта идет опять на ремонт идет-соответственно и производительность падат), либо китайское по цене канадского, все кап строения времен СССР, мелочь всякая по ведомостям идет в 8−10 раз выше, чем она стоит в ближайшем магазине со всеми их накрутками. Официальная себестоимость получается всегда на грани рентабельности. Постоянные угрозы закрытия производства.

        Вопросов возникает несколько: кого подвесить??? директора которого все это устраивает, и получает бонусы за сэкономленое или владельца, который плачется, что производство не рентабельное и его надо закрыть, а то у него убытки миллиардные?

        • 3
          Нет аватара
          01.12.1416:58:04

          Скорее всего это директор грабит и владельца и сотрудников) А может и владелец ничего не вкладывает. На нормальных предприятиях такого нет…

          • 0
            Нет аватара
            01.12.1421:14:15

            В горнодобывающей отрасли видимо «нормальных» предприятий нет

    • 0
      Нет аватара
      02.12.1402:38:20

      Рад видеть дочь офицера на сайте.

  • Комментарий удален
  • 0
    толикрым бордюков
    01.12.1421:45:45

    На одно взрывание выделяется от 60 тысяч тонн взрывчатого вещества." - эт шо очепятка?

  • 0
    SergeySeverny
    03.12.1405:04:31

    огромное спасибо за замечательный репортаж!!!

    это же надо, дождался темноты ради нескольких снимков, в кабине побывал, разузнал много интересного, нам рассказал — главное, молодец!   

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,