Лого Сделано у нас
36

Российская промышленность вновь взялась за ВУЗы

Наша страна вопреки скептически настроенному общественному бессознательному переживает сейчас период новой индустриализации. Именно поэтому у России получается выживать на мировой политической и экономической арене. Как мы помним, для того, что  б СССР прекратил свое существование Горбачев первым делом нанес сокрушительный удар по советской промышленности, взяв курс на пресловутую «конверсию», когда крупнейшие предприятия ВПК стали выпускать вместо танков скороварки. В итоге, индустрия, которая в течение долгих лет создавалась советской империей к концу 80-х стала представлять собой жалкое неконкурентоспособное зрелище. Были и исключения, но столь незначительные, что ими можно пренебречь. Так, собственно и получилось, поскольку СССР в итоге был упразднен тремя росчерками пера в Беловежской пуще.

Уничтожение промышленности повлекло за собой совершенно очевидным образом и упадок высшего образования. В СССР все вузы, кроме, разумеется, гуманитарных, создавались специально для кадрового обслуживания отраслей народного хозяйства. В 1929 году ноябрьский Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о создании специализированных высших учебных заведений, готовящих специалистов в области машиностроения, авиастроения, энергетики и т. д. До тех пор по сути существовал только МВТУ им. Баумана, а этого было определенно недостаточно. После указанного пленума вузы стали формироваться с невиданной скоростью в огромных количествах. Все они с течением времени стали гордостью советского образования.

Так, например, Московский Энергетический институт (МЭИ) появился в 1930-м году. В первые годы МЭИ интенсивно рос и уже в 1932-м в институте открылись первые шесть факультетов. Основной контингент студентов составляли так называемые парттысячники. Это немолодые люди возрасте около тридцати пяти лет, имеющие семьи, они прошли через рабфаки, через партийную систему подготовки, и были направлены на учёбу в институты. Парттысячниками их назвали потому что в 1928 году на учёбу в вузы страны ЦК партии направил тысячу коммунистов, так и началось движение «тысячников» за овладение техническим образованием. В 1940-м МЭИ «за успехи в деле подготовки высококвалифицированных инженерно-технических и научных кадров» был награждён орденом Ленина.

В последующие десятилетия МЭИ расширялся, наращивал количество факультетов, открывал филиалы в городах Союза. Сейчас Московский Энергетический институт один из крупнейших в мире в области энергетики, электротехники, радиотехники, электроники и информационных технологий. Собственно, такой статус он не утратил даже в тяжкие 90-е, хотя тогда, конечно, вузу приходилось туго, равно как и всей стране.

Московский институт электроники и математики (МИЭМ) был основан много позже, чем МЭИ, в 1962 году. Весной этого года правительство готовило Постановление «О развитии радиоэлектроники в стране». Однако у Государственного комитета по электронной промышленности СССР не было своего вуза, который бы готовил специалистов целевым назначением в его организации. В итоге приняли решение создать Московский институт электронного машиностроения (название вуз сменил на теперешнее в 1993-м, однако аббревиатура сохранилась). В декабре 1964 года МИЭМ произвел первый выпуск инженеров по новым специальностям, по количеству даже превысив задание правительства.

Сейчас институт готовит специалистов, бакалавров и магистров в области электроники, информационных технологий, телекоммуникаций, вычислительной техники, прикладной математики, кибернетики и дизайна.

Московский институт стали и сплавов (МИСиС) существует с 1930-го года, тогда он правда назывался Московский институт стали имени И. В. Сталина, а нынешнее имя получил в 1962-м. Профиль института, думаю, понятен по его названию. Металлургия в годы сталинской форсированной индустриализации была одним из ключевых направлений в промышленности, поэтому квалифицированные кадры в этой области требовались в незамедлительно и в огромном количестве.

В начале 60-х в МИСе был создан единственный в стране факультет полупроводниковых материалов и приборов, где готовили специалистов электронной техники с углубленным материаловедческим образованием. 60-е были временем, когда в стране очень активно взялись за радиоэлектронику, чуть выше я уже писал, что по этой причине и был создан МИЭМ. Для этой отрасли требовались специалисты и по материалам, потребность в которых должен был удовлетворить МИС.

Примерно такая же история и других многочисленных вузов страны.

После позорного развала СССР многие учебные заведения остались не у дел. Потребность в квалифицированных кадрах пропала, так как пропала и промышленность. Молодежь шла в вузы разве только для того, что б откосить от армии (я намеренно говорю тут только о юношах, так как девушки очень не часто поступали в технические учебные заведения). Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Отрасли, которые в стране вновь зарабатывали испытывают большую нужду в специалистах, и предприятия оживших отраслей стали самостоятельно прикладывать усилия для ковки необходимых кадров.

Флагман российской радиоэлектроники Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) госкорпорации Ростех, например, тесно сотрудничает с двумя десятками вузов по всей России. Это более 40 кафедр и 45 учебных программ для подготовки будущих специалистов. Речь идет не только о целевой подготовке, но также о совместных исследовательских работах.

Опорных для КРЭТ вузов насчитывается около десятка, это и Московский авиационный институт (МАИ), и Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, и Уфимский государственный авиационный технологический университет (УГАТУ) и т. д. Все эти вузы в условиях новой индустриализации вновь начинают готовить востребованных на рынке труда специалистов. Возможно, вскоре профессия инженера будет такой же популярной как и модная нынче профессия пиарщика или маркетолога.

Текущее положение дел в российской промышленности внушает уверенность в том, что высшее образование станет действительно полезным ресурсом, а диплом о его получении будет гарантией трудоустройства. В сильном технологически продвинутом государстве должны жить умные образованные люди, специалисты высшего класса, высоквалифицированные рабочие, ученые, чьи научные открытия приносят престиж нашей стране. Надеюсь мне посчастливится увидеть страну, населенную именно такими людьми.


  • 2
    Nikolai Yaremenko-Tolstoy
    13.10.1413:14:06

    Ну тут как сказать, если профессия инженера будет такой же востребованной как профессия маркетолога, то конечно она станет популярной.

    • 6
      Нет аватара Os_ber
      13.10.1413:48:09

      Ну тут как сказать, если профессия инженера будет такой же востребованной как профессия маркетолога, то конечно она станет популярной.

      Она уже востребована, еще и побольше чем профессия маркетолога и все равно хороших инженеров не хватает. Даешь больше!!!   

      • 3
        russian36 russian36
        13.10.1419:34:24

        Зря вы так на маркетологов, их часто путают с продавцами. Маркетолог на промышленном предприятии должен проводить анализ технического уровня продукции, с помощью определенных методик, разбираться в технологии производства и экономических параметрах производства, по сути инженерная профессия. А продавец — купить гамно и втюхать по цене золота.

        Сейчас по прежнему спрос на инженеров меньше, чем на продавцов. Нехватка инженеров объясняется тем, что в 90-х, согласно навязанной нам западом модели, мы готовили продавцов (или маркетологов) и финансистов. Теперь же, небольшие потребности, что появляются с трудом покрываются предложением.

        Сейчас действительно, начинает восстанавливаться спрос на технические специальности. К нам в университет в этом году обратились несколько предприятий с предложением взять студентов на практику, чтобы они писали дипломы по нужной им теме и потом остались работать там. Одно из этих предприятий производит электронику для космоса.

        • 0
          Нет аватара Os_ber
          14.10.1409:38:48

          Зря вы так на маркетологов

          Вовсе я не хотел маркетологов обидеть, и уж тем более я не путаю маркетологов с продавцами. Конечно если посмотреть на хед хантере, то продавцов чаще ищут чем инженеров, но при всем уважении, продавцами могут быть многие (не талантливыми конечно, но худо бедно работать могут), а инженера еще выучить нужно, причем серьезно. Вот поэтому спрос на инженеров быстро удовлетворить не получается. А маркетологом тоже стать не так уж и трудно, достаточно высшего образования (не обязательно профильного)и желания работать маркетологом   . Собственно я об этом.

        • -1
          Hitagara Hitagara
          14.10.1409:55:08

          А что, на «продавца» надо где-то высшее получать? Бред пишете.

          • 0
            Alan S Alan S
            14.10.1410:37:59

            Подойди к любому продавцу, спроси, есть ли у него высшее.

          • 0
            Нет аватара Os_ber
            14.10.1410:54:24

            А что, читать прежде чем комментировать уже не нужно?

            Где я там писал, что продавцу высшее нужно? я про маркетолога писал

            Отредактировано: Os_ber~10:55 14.10.14
            • 0
              Hitagara Hitagara
              14.10.1419:37:21

              Вы сами то глазенки откройте, — я не вам отвечал, если конечно вы не очередной многоаккаунтовый тролль сам с собой разговаривающий.

  • 2
    Нет аватара termometrix
    13.10.1413:38:07

    к концу 80-х стала представлять собой жалкое неконкурентоспособное зрелище.

    Довольно спорное утверждение.

    Отредактировано: termometrix~20:24 13.10.14
    • 0
      Hitagara Hitagara
      14.10.1409:56:19

      Про «жалкое» не знаю, но то что конкуренции не было или как минимум это было совсем не то что при рыночной экономике это очевидно.

    • 0
      Alan S Alan S
      14.10.1410:45:03

      Ну в 80х действительно наметилось сильное отставание по многим отраслям. Было ли это следствием деятельности великого реформатора -- вопрос конечно спорный. Инициативу потеряли несколько раньше, горбачевские же реформы как раз и были своеобразным ответом на эту проблему. Добивающим.

  • 2
    Нет аватара termometrix
    13.10.1413:58:22

    Советский Союз воспитывал творцов,изобретателей,энтузиастов.Потому что познания и профессиональные результаты были возведены в культ,а не охота за деньгами и глупая демонстрация материального положения,как сейчас.

    Your text to link here…

    ---------

    Избавленный от повседневных, нередко утомительных, требующих много времени и сил, материальных забот, человек получит свободное время для активного участия в общественной жизни, для занятий в области науки и техники, литературы и искусства, для интеллектуального, нравственного и физического совершенствования, значительно вырастет его достоинство как человека — творца невиданных ранее материальных и духовных ценностей, строителя новых общественных отношений.

    Отредактировано: termometrix~14:50 13.10.14
    • 2
      Нет аватара Fagot_665
      14.10.1410:45:50

      Избавленный от повседневных, нередко утомительных, требующих много времени и сил, материальных забот, человек получит свободное время для активного участия в общественной жизни, для занятий в области науки и техники, литературы и искусства, для интеллектуального, нравственного и физического совершенствования, значительно вырастет его достоинство как человека — творца невиданных ранее материальных и духовных ценностей, строителя новых общественных отношений.

      Полностью согласен!   

      Книгу почитать новую некогда — мотаешься, — дом-работа-дом.

      "… Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда, к одной какой-либо профессии.

      Что требуется для этого? Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьезного культурного роста членов общества без серьезных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму."

      И.В. Сталин «Экономические проблемы социализма в СССР"

      Отредактировано: Fagot_665~10:49 14.10.14
  • Комментарий удален
  • 0
    SergeySeverny SergeySeverny
    14.10.1407:30:06

    многие жалуются — путнего начальника цеха не найти, инженер нужен сейчас как никогда, новости плюс+

    от «эфективных менагеров» уже все устали

    • 0
      Alan S Alan S
      14.10.1410:49:24

      Да, по многим отраслям потеряли преемственность поколений. Не хватает людей, которые в 90е должны были стать толковыми инженерами, перенять опыт, а сейчас быть локомотивом нашего научно-технического прогресса. Поэтому и получается, что инженеров ВУЗы выпускают достаточно много, а дальше им учиться не у кого.

  • 0
    Hitagara Hitagara
    14.10.1409:52:36

    Слишком категоричные заявления в статье. Промышленность существования не прекращала, и не бросала работать с ВУЗами, но понятно и логично что активнее эта работа велась и ведется там где растет спрос.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,