стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
43

Строительство Богучанского алюминиевого завода

Автор репортажа — kraevushka.livejournal.com

Нынешний день библиотек преподнес мне подарок: я оказалась в 600 км от Красноярска в месте, которое напрямую к библиотекам совершенно никак не относится. В качестве представителя блога Государственной универсальной научной библиотеки я была приглашена в блог-тур на Богучанский алюминиевый завод.

Справка: Богучанский алюминиевый завод (БоАЗ) — предприятие, которое наравне с Богучанской ГЭС является одним из компонентов БЭМО, Богучанского энергометаллургического объединения. БЭМО в свою очередь — часть программы развития Нижнего Приангарья, предполагающей строительство целлюлозно-бумажного комбината, разработку месторождений газа и нефти, сооружение транспортной сети.

Строительство БоАЗа началось в 2007 году с нуля в Богучанском районе недалеко от поселка Таежный. После выхода на проектную мощность завод будет выпускать почти 600 тысяч тонн алюминия в год. Как идет строительство, как будет подбираться персонал, какие ожидания у руководства и настроения местных жителей — обо все этом и предлагалось поговорить во время блог-тура.

Для участия в нем были приглашены блогеры не только Красноярского края. Хакасию представлял Иван Мананкин, Кемеровскую область — Роман Новоселов

roman_novoselov, Иркутскую область — Елена Миронова o_zhidanie, Владимир Смирнов psy_factor, Наталья Кайгородова. Из краевой столицы отправились Сергей Филинин feelek, Илья ilve87 Лабунский (Паблик «Проспект Мира»), Михаил Маклаков maklakov, Сергей Мясников myasnikovsv и я, Юлия Наталушко. Прекрасно организованный тур проходил под руководством пресс-службы БоАЗа в лице Галины Кулиевой и присмотром Сергея Александровича Попова, заместителя директора Алюминиевого дивизиона ОК РУСАЛ.

Как они пояснили, блогеры, в отличие от официальных СМИ, смогут рассказать о заводе гораздо более лично и заинтересованно. А чтобы мы вдохновились, с самого начала путешествия нас ожидал сюрприз от организаторов: рюкзак с логотипом БЭМО и вложенными в него пресс-китом, фонариком и загадочной металлической коробочкой. Это оказалась игра «Гроссуляр РУСАЛа», алюминиевый аналог «Ерундопеля». Вечер в поезде пролетел быстро, весело и познавательно. Теперь мы знаем, что такое «сляб», «летка» и прочие термины языка металлургов.

4.30 утра. За окном туман. Чтобы попасть в поселок Таежный, мы едем на поезде № 606Ы «Красноярск-Карабула». Эта ветка тупиковая и этот поезд единственный, который приходит на станцию. Однако, он пользуется популярностью, так как дальше Таежного люди едут в Богучаны и Кодинск, куда добраться можно только автомобильным транспортом.

Станции по пути имеют колоритные названия Тиличет, Черманчет, Кучеткан.

Расписание движения поезда.

В Карабулу прибываем в 9.15 утра 27 мая. Этим же составом отправимся сегодня в 16 ч. по местному времени обратно. График плотный, об этом Галина предупредила сразу.

Здесь садимся в ожидающий нас микроавтобус и едем до завода минут 20. Когда завод заработает, рабочих будут возить автобусы.

Вокзал станции Карабула.

Первый кадр с завода, нас привезли к столовой. Хороший завтрак — залог удачного дня. Нас здесь ждали и мы поблагодарили работников хорошим аппетитом. Не удержалась, чтобы не сделать вкусную фотографию :) На это было отведено всего 15 минут, торопимся. И для начальства, и для рабочих здесь готовят одинаково, различий не делают.

Площадка завода одним планом. Вдали — строящиеся корпуса цехов.

После завтрака приезжаем на конференцию. Это временные здания, где разместилось заводоуправление.

Эти каски и жилеты предназначены для нас. Пройти по территории завода без предварительного инструктажа по технике безопасности невозможно. Но все инструкции — после встречи с генеральным директором БоАЗа.

Эта комната — настоящий штаб. Графики выполнения работ, отслеживание проблемных объектов, планы и задачи во всю стену.

Первым появляется в кабинете технический директор завода Рапацевич Евгений Анатольевич. Он будет нас сопровождать в течение всего нашего пребывания тут. Евгений Анатолевич произвел на нашу группу очень приятное впечатление. Юмор, даже самоирония, глубокое знание всех технологических тонкостей, умение общаться с людьми (даже такими совсем неспециалистами) — конечно, такие качества располагают к продуктивному общению.

Генеральный директор БоАЗа Алексей Васильеви Картавцев. Он провел презентацию завода и ответил на вопросы блогеров.

Рапацевич Евгений Анатольевич, Картавцев Алексей Васильевич, Попов Сергей Александрович.

Карта ввода в эксплуатацию завода.

Инструктаж по технике безопасности проводит Иван Алексеевич Ушаков. Теперь мы знаем, что конкретно нам покажут на заводе и что есть объекты, которые лучше не снимать. Это может и не тайна за семью печатями, но запатентованные разработки, секреты которых выдавать не желательно. Мы все понимаем и принимаем предложенные условия.

Передвижение по территории завода происходит на нашем микроавтобусе. Расстояние не маленькое. Рабочие будут передвигаться также на спецтранспорте, возможно, это будут автобусы.

Труба сухой газоочистки. С ней мы еще познакомимся ближе. Справа и слева от нее, параллельно друг другу — цеха электролиза. Сейчас их длина равна 600 м, в будущем она вырастет до 1200 м.

Три блогера-богатыря. В пылу азарта фотосъемки.

«Ты мне еще покоришься…"

Едем в литейный цех.

Цех огромный. Поезд будет заходить прямо в цех, чтобы забрать готовую продукцию. Здесь расположены (пока) две линии литья.

Наташа машет рукой. Высоты я боюсь, но страшно только взбираться.

Вид из окна на бескрайнее море тайги.

И на электролизный цех и трубу газоочистки.

Евгений Анатольевич рассказывает о гордости завода — уникальной голландской машине, названной здесь Донной Розой. Она весит невообразимое количество тонн и предназначена для доставки жидкого алюминия из цеха электролиза к линии литья. Чтобы она могла передвигаться, колеса выполнены из литой резины.

Следующий пункт экскурсии — цех электролиза.

Собственно в этом цеху и происходит рождение алюминия из глинозема в результате физико-химической реакции под воздействием электрического тока. Раньше основной вред производства концентрировался именно здесь, сейчас же, как заверяют металлурги, это будет производство безопасное и для человека, и для окружающей среды. Новые технологии снижают количество вредных испарений практически до минимального количества, а участие людей в работе современного оборудования сведено практически к работе оператора. Поэтому, по словам технического директора, на новом производстве не будет засчитываться вредность. Однако, молоко выдавать все равно будут. Это же полезно, да и люди сами привыкли.

Кстати, о сырье. Глинозем на БоАЗ будет поступать из Австрии и Австралии. А бокситная руда, из которой его получают, будет добываться аж в Африке. Почему? — спросите вы, — ведь в нашем крае расположен Ачинский глиноземный комбинат.

А потому, что мощности Ачинского комбината хватает только на то, чтобы покрыть потребность в глиноземе Красноярского алюминиевого завода. А чтобы Богучанский завод работал без сбоев на полную мощность, в день ему потребуется 300 вагонов (50 составов) глинозема.

В связи с этим появляется вопрос: а зачем было так далеко строить завод, если все сырье надо привозить настолько далеко? Дело все в том, что предприятие подобного рода является мощным энергопотребителем, поэтому ключевым моментом в определении его места играет близость к дешевой электроэнергии, которой может обеспечить гидроэлектростанция. Стоимость энергии также важна, так как в большей степени она определяет стоимость конечного продукта (алюминия), так как составляет треть от его себестоимости. И если мы познакомимся с картой РУСАЛа, окажется, что все алюминиевые заводы расположены вблизи ГЭС.

Электролизеров будет установлено около 700. В них будут установлены обожженные аноды, которые будут производится здесь  же. Это отделение мы увидим позже.

В электролизном цехе применяется ряд технологических новинок, которые являются уникальными и представляют ценность для иностранного шпиона конкурентов на рынке производства алюминия. Поэтому кое-что нам было лучше не фотографировать. Такие случаи не единичны на крупных стратегических производствах. Хозяева рассказывали об опыте посещений иностранных алюминиевых заводов, например, в Китае, где гостей водят по определенным цехам, скрывая то, что не предназначено для чужих глаз.

Одна из новинок — кран, который Евгений Анатольевич сравнил с перочинным ножом, настолько он многофункциональный.

И вот мы добираемся до дымососной трубы, завершающей этап сухой очистки газов из обоих цехов электролиза. Ее высота 80 м. Кто не боится высоты, получили разрешение на то, чтобы очутиться на ее вершине. Кажется, никто из главных лиц завода этого не делал и увидеть фотографии было интересно всем.

Еще один из способов защитить экологию района заключается в вве

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях


  • 0
    Нет аватара sneider
    29.05.1415:11:02
    компания, в которой работаю, как раз поставляет часть оборудования на БоАЗ. Интересно было посмотреть на репортаж.
    Хотя фотографии сделаны бездарно, надо сказать. Но это минус блогеру, который думает,что наличие зеркалки делает его хорошим фотографом.
    • 0
      capt4net.livejournal.com capt4net
      29.05.1415:23:37
      Подождем, когда выложат репортажи другие блоггеры.
      Я вот этого жду/
      Отредактировано: capt4net.livejournal.com~15:24 29.05.14
  • 3
    Bdd Bdd
    29.05.1417:42:39
    всегда интересно когда ничего не видно а потом БАЦ - и вон какие объемы уже построены.
    А за лесом то долги не видно было ничего - а ехать 600 км и всегда жалко сворачивать на проселочную до стройки - тем более там шлагбаум одно время прям у трассы стоял. Потом стали выглядывать цеха над лесом. через месяцок съезжу))

    Главное чтоб там по экологии побережнее, а то только кажется что просторы наши бескрайние - беречь надо
  • 0
    Александр Орефков Александр Орефков
    30.05.1410:04:13
    Все ждал фразы "позади меня гудят стропила"    
  • 0
    Нет аватара LightAlloy
    31.05.1417:30:13
    Ура-а-а!!!!
    Наконец-то и до нас добрались!

    Четыре года работаю на Проекте строительства БоАЗа, всё время завидовал предприятиям, про которые писали блогеры - репортажи всегда яркие и интересные.

    Также хочу отметить - ни одной ошибке в столь сложных технических вопросах.

    Спасибо!
  • 0
    Нет аватара Andre Loboda
    01.06.1419:39:38
    Хорошая идея, выпускать продукт используя сырье из других стран, при этом загружать свои же мощности по выработке электроэнергии.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,