Лого Сделано у нас
30

На Южном Урале с помощью нанотехнологий получили дешевые нефтепродукты из каменного угля

Творческая группа ученых из челябинской инновационной компании «Оптимальные решения» и миасских конструкторов из ГРЦ преподнесла сенсацию общероссийского масштаба - создала нанотехнологию производства синтетических нефтепродуктов из каменноугольного сырья. Причем их себестоимость - в разы дешевле «естественных»!

Производство жидкого моторного топлива из угля - в общем-то дело не новое. Еще в прошлом веке была изобретена технология превращения угля пыли в газ, а затем синтеза нефтепродуктов под давлением на основе так называемого процесса Фишера-Тропша. Другой путь - технология прямого сжижения угля, разработанная в начале XX века немецким химиком Бергиусом. Таким образом, во Вторую мировую немцы, поскольку в Германии нефти нет, получали из угля бензин для своих танков. По этому пути в годы апартеида в условиях международных санкций вынуждены были пойти и в ЮАР. Сегодня эти методы усовершенствуют в Японии, Китае и других странах, но широкого международного распространения они не получили из-за дороговизны и громоздкости оборудования.

"Но наша технология производства нефтепродуктов из угля в корне отличается от традиционной", - говорит один из ее разработчиков начальник отдела нестандартного оборудования Государственного ракетного центра (Миасс) Игорь Якупов.

 "Главное отличие в том, что здесь нет газовой стадии, как и вредных выбросов. Если раньше для насыщения угля водородом нужно было обеспечить высокие давления - не менее 60-100 атмосфер и температуру - более 600 градусов, с добавлением катализатора, то теперь все гораздо дешевле и проще. Нет необходимости строить целые заводы с гигантским производственным циклом, нести огромные расходы - наше оборудование куда меньше и займет площадку всего 40 на 40 метров. Уже изготовлены лабораторные образцы модулей по переработке угля в водно-угольную смесь и в моторное топливо. Они позволяют дешевый бурый уголь (в мире запасы таких углей в разы больше, чем коксующихся) переработать в аналог нефти, а затем в моторное топливо - бензин, дизтопливо и мазут. Причем себестоимость синтетического горючего, по нашим расчетам, будет втрое меньше получаемого обычным путем".

По словам Игоря Якупова, ноу-хау особенно высокую отдачу обещает при малых объемах производства. Низкобюджетная мобильная установка вполне применима даже в условиях Крайнего Севера, куда горючее приходится везти за тысячи километров. Ее можно поставить вблизи мест добычи угля - например, у Коркинского разреза, и прямо на месте вырабатывать дизтопливо и бензин. Такие передвижные установки вполне возможно применять и для утилизации угольных шламов, отвалов - в плюсе будет и экология, и производство. Возможности практически безграничны - это и сельское хозяйство, малая энергетика, ЖКХ…

«Уйти от высоких температур, химических катализаторов и давления позволяет обработка водно-угольной смеси в проточно-кавитационных реакторах, - сообщил Игорь Якупов. - Как результат - высокий выход продукции: в нефть превращается более половины угольной массы. Над решением этой сложнейшей задачи работает наша творческая группа. У нас целый «научный колхоз»: тесно сотрудничаем с учеными МГУ, Института имени Губкина, Новокузнецка, Новосибирского института катализа имени Борескова, Томского института Сибирского отделения Российской академии наук. К примеру, я занимаюсь конструкторскими вопросами, технологическим оборудованием - ученый из Томского института сильноточной электроники Владимир Кривоносенко, дисперсным измельчением угля - химик Владимир Баев из Новосибирской строительной академии, а наносоставляющей - Михаил Астахов из наноцентра Московского института стали и сплавов. Дело в том, что процесс происходит на наноуровне, когда молекулы угля «сращиваются» с молекулами водорода. На наше изобретение в 2010 году был получен патент, но чтобы войти в федеральную программу РОСНАНО, нужно теоретически доказать, что это именно нанотехнология. После этого мы планируем представить свой проект в Сколково, чтобы получить помощь от государства и выйти на промышленный масштаб».

По мнению сотрудника ГРЦ Якупова, при дальнейшем усовершенствовании «угольного бензина» есть резон использовать и элементы космических технологий. Сам он награжден Знаком отличия Юрия Гагарина, медалями Роскосмоса, в свое время не раз ездил на космодром Байконур, где запускали сконструированные в Миассе научно-исследовательские спутники. К примеру, контролировал работу космического аппарата «Компас» для мониторинга сейсмоситуации земной коры и предсказания землетрясений. А в середине 90-х как представитель ГРЦ сотрудничал с Германским космическим агентством и Берлинским техническим университетом по созданию космических аппаратов.

К слову, синтетическое горючее и космос «вполне совместимы». Ученые считают, что в перспективе, наряду с автотранспортом, это дешевое топливо можно будет использовать и в ракетной технике, авиации, где применяется керосин - это одна из фракций «угольных нефтепродуктов». Значит, появится возможность существенно удешевить и авиаперевозки, сделать их доступными и для пассажиров со средним достатком.

И все-таки, в чем особенность миасской технологии, за счет чего ученые добились таких потрясающих результатов?

По словам Игоря Якупова, изюминка новой технологии - в кавитационном поле, процессе закипания жидкости при механическом воздействии. При кипении энергия схлопывания пузырьков в 40 раз больше энергии, необходимой для их образования. При этом даже без сверхвысоких температур и давления создаются условия для реакции сжижения угля и синтеза жидкого продукта. Кавитационные насосы уже применяются в теплогенераторах для нагрева жидкости, причем разработчики утверждают, что КПД чудо-технологии якобы выше 100 процентов! С этим ученые не согласны (рассчитывать КПД можно по-разному), но факт налицо: «кавитационная энергия», затраченная на привод прибора, меньше, чем необходимая на нагрев жидкости. Раньше этот принцип использовался только для измельчения угля, применяемого в качестве воднотоплива для паротурбин ТЭЦ, а авторы ноу-хау пошли дальше - использовали его для синтеза нефтепродуктов.

Ученые поясняют, что для этого они воздействовали на смесь токами высокой частоты, а также с помощью электрического ударного эффекта, открытого в 70-х годах прошлого века украинским ученым Юткиным. При прохождении разряда тока через жидкость происходит преобразование электрической энергии в механическую - своего рода ударная волна. Она-то, работая на наноуровне, и разрушает молекулярную структуру угля, насыщая ее водородом.

«Лабораторная стадия у нас в целом завершена, - продолжает Игорь Якупов. - Уже получены дизтопливо и бензин, вполне соответствующие российским ГОСТам. На них в Кемеровской области, где смонтированы экспериментальные установки, уже проехались трактора и машины. Мы продолжаем усовершенствовать синтетический бензин, чтобы он был экологически чистым, соответствовал зарубежным стандартам «Евро». Но главное, на очереди - производственная стадия. Перспективы самые обнадеживающие (такой бензин, по прогнозам, будет стоить 7-8 рублей за литр), но все упирается в деньги. Для создания промышленной установки нужно 3-4 миллиона долларов, а в целом на реализацию инвестпроекта - десятки миллионов. Но наши потенциальные инвесторы пока не спешат вкладывать средства, и дело замедлилось. И все же мы не теряем надежды, ведем переговоры. К нашему проекту уже проявляют интерес в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, появились и челябинские партнеры, такие как компании «Минигидро», «Оптимальные решения»».

По мнению разработчиков технологии «угольных нефтепродуктов», за ними будущее. Они обладают целым рядом преимуществ и по сравнению с «модным» на Западе биотопливом - не нужно использовать ценное пищевое сырье, которое лучше применять для производства продуктов, на корм скоту. Да и затраты небольшие, и почти никакого ущерба для экологии! Мало того, в перспективе планируется вырабатывать из угля не только моторное топливо, но и самый широкий спектр синтетических углеводородов - ценное полимерное сырье для легкой промышленности, электронной, оборонной и прочих отраслей.

Особенно ценной использование этой технологии может стать на Южном Урале, где угольные месторождения далеко не исчерпаны, при этом из-за нерентабельности — следствие низкой цены бурого угля - многие шахты и разрезы закрываются. Если такой уголек превратить в горючее, другую востребованную на рынке продукцию, думается, ситуация может кардинально измениться…

Евгений Аникиенко

  • 2
    auriga auriga
    14.05.1417:34:52
    Выглядит правдоподобно, я не спец в области так что могу пока просто поверить на слово, что у них работает. Надеюсь, все получится.
  • 3
    kupibus kupibus
    14.05.1422:28:03
    Если это правда, то лидерство нашей страны в производстве топлива и экспорте нефти под угрозой. Технология не так уж и тяжела для воспроизводства, если известен принцип. А угля в мире до сих пор навалом, как в Китае так и в пиндостане. Эра электромобилей и массовой атомной генерации в таком случае наступит ещё не скоро...
    • 1
      Нет аватара Adept666
      15.05.1412:52:00
      Если это правда, то лидерство нашей страны в производстве топлива и экспорте нефти под угрозой. Технология не так уж и тяжела для воспроизводства, если известен принцип. А угля в мире до сих пор навалом, как в Китае так и в пиндостане. Эра электромобилей и массовой атомной генерации в таком случае наступит ещё не скоро...


      Ага, про производство синтетических алмазов тоже "всё" известно, только вот воспроизвести смогли единицы и то некоторые воспользовавшись распадом СССР, обогащение урана, производство реакторов/атомной бомбы ещё одна "известная" и теоретически не сложная технология, только вот три-четыре страны освоили это(и то многим подсказали), газотурбинные/ракетные двигатели, наберите в гугле принцип действия ракетного двигателя - всё подробно расписано, а сколько стран производит и какого качества? Нюансы как всегда в деталях и их в патентах по соображениям безопасности не указывают. Атомная генерация электроэнергии в любом случае будет развиваться - достойной альтернативы ей нет и бензин из угля никак этот процесс не изменит, вы видели хоть одну промышленную электростанцию работающую на бензине? ))))
      Отредактировано: Adept666~12:57 15.05.14
  • Комментарий удален
  • 1
    SergeySeverny SergeySeverny
    15.05.1414:30:55
    "По словам Игоря Якупова, ноу-хау особенно высокую отдачу обещает при малых объемах производства. Низкобюджетная мобильная установка вполне применима даже в условиях Крайнего Севера, куда горючее приходится везти за тысячи километров."
    т.е. пока качество бензина надо понимать мягко говоря условное, довести его до стандарта евро-4 будет стоить может быть раз в пять дороже, но сама возможность дешевого производства бензина из угля бросовых марок по НАШИМ технологиям радует, тем более, что "на них в Кемеровской области, где смонтированы экспериментальные установки, уже проехались трактора и машины". Сейчас есть фонды, которые просто обязаны помочь довести дело до пром образца.
  • 0
    Нет аватара Serega
    15.05.1414:55:36
    Выглядит слишком заманчиво, чтобы быть правдой. Да эту технологию уже давно с руками оторвали бы.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,