стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
74

Росатом создал уникальный контейнер для транспортировки ядерных отходов

Росатом создал уникальный контейнер для транспортировки ядерных отходов. Капсула может хранить в полтора раза больше отработанного топлива, чем все существующие аналоги, и выдерживает падение с высоты в 10 метров. Испытания контейнера проходили в Петрозаводске. 

Многотонная металлическая крышка больше напоминает деталь космического корабля, который только что разгерметизировали. На "Петрозаводскмаше" — одной из производственных площадок корпорации "Росатом" — завершились испытания нового отечественного контейнера для транспортировки отходов ядерного топлива.

"Испытания прошли успешно. Поэтому сейчас мы уверенно можем сказать, что контейнер готов к серийному производству", — говорит руководитель проекта Юрий Кириллов.

Его накачивали азотом и гелием, чтобы проверить на микротрещины, а перед этим изрядно встряхнули. 150-тонную капсулу сначала бросили с высоты в девять метров под углом в 25 градусов — именно в таком положении контейнеру можно нанести максимальный вред, — а затем уронили еще раз — на острый штырь.

Внешняя защитная оболочка, конечно, изрядно повреждена, но содержимое осталось целым и невредимым. Кассеты для ядерного топлива с легкостью извлекают из специальной решетки. Это значит, что после ударов конструкция не деформировалась ни на микрон.

Чтобы разработать эту конструкцию, инженерам и ученым понадобилось четыре года. В итоге — десяток патентов на изобретения, начиная от уникального сплава чугуна с шаровидным графитом и заканчивая различными соединительными узлами.

"Конструкция получилась действительно весьма не металлоемкая, значит, не энергоемкая в своем производстве, и тем самым себестоимость изготовления данного контейнера получилась вполне приемлемой", — говорит участник научной группы проекта Евгений Тихонов.

К тому же его вместимость в полтора раза больше, чем у существующих ныне аналогов. Кроме того, это единственный контейнер, который сможет обслуживать АЭС на быстрых нейтронах. Такие станции существуют пока только в России, но, учитывая сокращение запасов урана, вопрос об их внедрении уже решен.

Специалисты убеждены: за атомными станциями на быстрых нейтронах — будущее. Главный аргумент — возможность повторного использования отработанного ядерного топлива, для транспортировки которого как раз и нужны такие контейнеры. Но ТУК-146 хорош еще и тем, что подходит для традиционных АЭС. Словом, как ни крути, вещь получилась нужная.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Нет аватара SergePerovsky
    23.04.1419:30:43
    Опять журналисты воду мутят.
    Судя по описанию, контейнер предназначен для транспортировки тепловыделяющих сборок (они же ТВЭЛы). Т.е. речь идет об отработанном ядерном топливе (ОЯТ), а не о ядерных отходах.
    Есть страны, где извлеченные из реакторов ТВЭЛы воспринимаются как ядерные отходы и подлежат захоронению. Но в России ОЯТ - ценное сырье т.к. существуют технологии переработки. Собственно, и контейнер нужен для транспортировки от АЭС до предприятия - переработчика.
    • 1
      GreyWind GreyWind
      23.04.1419:36:26
      Ну значит не мутят все таки, а просто недоговаривают, не разворачивают, так сказать, всю ценность данной технологии до конца.    
      А вообще активное развитие всех технологий сопутствующих реакторам БН - вот, что мне показалось наиболее важным.
    • 0
      Gennadiy Teselkin
      23.04.1423:06:35
      Это общепринятая замена понятий "Облучённое топливо - ядерные отходы". Журналистам нравится писать "отходы", "захоронения" и т.д.
      • 0
        Нет аватара SergePerovsky
        25.04.1402:54:41
        Эта подмена понятий нагнетает напряженность вокруг ядерной программы.
        Одно дело написать: "в Россию ввозятся ядерные отходы" и совсем другое: "в Россию возвращаются отработавшие на АЭС топливные сборки. Из них будет извлечено не сгоревшее топливо (а не "сгорела" большая часть), кроме того в них наработано некоторое количество ценных изотопов и, да, некоторое количество изотопов, пока не нашедших применения, которые будут захоронены, как ядерные отходы."
        В первом случае мы гарантировано получим протесты зеленой общественности.
        • 0
          Нет аватара brat_po_razumu
          25.04.1403:19:54
          У тебя всегда очень аккуратные комментарии.
  • 1
    Нет аватара BearRus
    23.04.1423:52:10
    Хороший чехольчик, сегодня видел в новостях показывали тесты падений. Честно говоря, на меня они произвели впечатление, вещь нужная и я бы сказал стратегически нужная, это не тюбок из под шампуня. Соблюдение безопасности жизнедеятельности и окружающей среды очень важна в нашем техногенном мире. И у нас все по высшему стандарту, думаю многие другие страны бы позавидовали.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,