Лого Сделано у нас
47

Более полувека успеха ОНПП «Технология» - от Бурана до Большого адронного коллайдера

Полимерные композиционные материалы  незаменимы во многих областях, в первую очередь в авиации, космической промышленности, судостроении и машиностроении. Лидером по объему производства изделий из полимерных композитов в России является холдинг Ростеха «РТ-Химкомпозит», в состав которого входит Обнинское научно-производственное предприятие «Технология». За годы существования специалисты ОНПП «Технология» создали огромное количество уникальных разработок, от материалов космической системы «Буран» до конструкций для Большого адронного коллайдера. Они разрабатывают и производят компоненты для Т-50, Ангары и Як-242.

 

Предприятие начало свою историю в 1959 году со строительства экспериментального завода. В 1963 году завод преобразовали в филиал НИИ Технического стекла. Позже был открыт филиал Всероссийского института авиационных материалов (ВИАМ), где разрабатывали и производили неметаллические изделия.

 

Предприятие в 1972 году разработало и изготовило остекление саркофага для мавзолея Ленина. Конструкция надежно защищала от динамического воздействия и не искажала изображение. Кстати, само пуленепробиваемое стекло саркофага в 20-е годы тоже было сделано мастерами из Обнинска.

На базе двух филиалов в 1978 году было создано НПП «Технология», которое в 1994 году получило статус Государственного научного центра РФ.

Технологии XXI века

Сегодня от материалов, применяемых при создании различных конструкций, зависит большое количество характеристик таких изделий. Например, снижение веса автомобиля не только позволяет уменьшить расход топлива, но и сократить вредные выбросы.

Материалы последнего поколения позволяют снизить эксплуатационные расходы и увеличить срок службы готовой конструкции. В наши дни широко применяется углепластик.

В 2004 году ОНПП «Технология» в рамках международного проекта ATLAS создало уникальные углепластиковые конструкции для Большого адронного коллайдера (LHС).

В воздухе

В современной авиации широко применяются материалы предприятия,  в частности, для остекления кабин самолетов и вертолетов.

В 2005 году предприятие первым в стране разработало промышленную технологию нанесения многофункциональных наноразмерных покрытий слоев оксида индия-олова и золота.

Такое покрытие улучшает тактико-технические характеристики летательного аппарата, а также способно защитить летный состав от вредного воздействия вредных факторов. Сегодня многофункциональны, оптически прозрачные наноразмерные покрытия запущены в серийное производство.

Обнинские стекла имеют уникальные характеристики. Нанесенное на них покрытие – это многослойная структура, состоящая из тончайшего напыления золота и индий-олова.

Толщина каждого слоя не более 20 нанометров, что в десятки тысяч раз тоньше человеческого волоса. На разработку технологии специалисты обнинского предприятия потратили несколько лет. Тонкая пленка на поверхности стекла остается невидимой для глаза, но при этом кардинально улучшает его свойства. Нанопокрытие снижает радиозаметность самолета и защищает летчика от ультрафиолета. Стекла обладают повышенной атмосферостойкостью, повышенной прочностью и упругостью.

Такие технологии применяются в истребителе пятого поколения ПАК ФА. Наностекла превращают Т-50 в суперсовременный «самолет-невидимку». Кроме того, углепластиковые конструкции истребителя также созданы специалистами ОНПП «Технология».

В 2010 году коллектив разработчиков предприятия получил премию правительства Российской Федерации за создание новой наукоемкой продукции.

В области гражданской авиации предприятие производит элементы звукопоглощающих панелей из ПКМ для силовых установок двигателя SaM-146 для самолета Sukhoi Superjet 100, осуществляется производство опытных образцов габаритных панелей и комплектующих кессонов киля и стабилизатора из углепластика для хвостового оперения МС-21.

В планах запустить серийное производство изделий остекления для самолета Ил-76-МД-90А и семейства самолетов МС-21. Также предприятие намерено поставлять элементы конструкции из композитов для среднемагистральных авиалайнеров Boeing и Airbus.

В космосе

Востребованность композитных материалов в космической отрасли сложно переоценить.

ОНПП «Технология» работает в этой отрасли не одно десятилентие.  В 70-х годах XX века «Технология» поставляло композиционные материалы для станции «Венера».

В 1988 году были проведены успешные испытания космического корабля многоразового использования «Буран» с керамической теплозащитой, остеклением кабины и композитными деталями, разработанными в ОНПП «Технология».

В 1995 году «Технология» начала серийное производство углепластиковых оболочек головных обтекателей ракет-носителей «Протон».

В 2000 году предприятие изготовило первую тепловую сотопанель системы обеспечения терморегулирования нового поколения космических аппаратов.

В 2011 выведена на околоземную орбиту космическая обсерватория «Спектр-Р» («Радиоастрон») сверхвысокого разрешения для исследования удаленных объектов Вселенной. Для радиотелескопа поставлены размеростабильные углепластиковые конструкции антенны.

В 2012 году впервые установленные на космическом аппарате солнечные батареи, с углепластиковым каркасом, изготовленным на «Технологии», заработали в космосе. Ученые ОНПП «Технология» впервые изготовили каркас панели солнечного аппарата с весовыми характеристиками 480 г на квадратный метр.

Сегодня «Технология» серийно производит углепластиковые оболочки головных обтекателей увеличенных габаритов с диаметром более 4м и площадью более 30 квадратных метров, интегральные цилиндрические отсеки, обтекатели ступеней и разгонных блоков ракет-носителей «Протон-М», «Рокот» и «Ангара».

На воде

Бронестекла из Обнинска установлены в рубках атомных ледоколов, что создает надежную защиту от поражения из любых видов стрелкового оружия.

В 2013 году предприятие представило новую разработку – электрообогреваемое остекление для специальных судов, работающих в условиях низких температур до -80 градусов по Цельсию, осваивающих природные шельфы северных районов нашей страны.

На земле

В настоящее время на Обнинском предприятии «Технология» разработано более 100 наименований высокопрочных изделий остекления для кабин электровозов, тепловозов и другой техники с уникальными характеристиками».

В 2012 году «Технология» стала лучшим инновационным предприятием года. Если изначально композиты использовались по большей части в «оборонке», то сегодня речь идет о массовом применения материалов нового поколения уже в гражданских секторах экономики: строительстве, транспорте, энергетике, машиностроении, ЖКХ, нефте- и газодобычи, цветной металлургии, химии и нефтехимии, медицине.

Фоторепортаж из ЖЖ фотографа Андрея Перечицкого

1. Начнём по порядку. На фото - станок для автоматизированной выкладки препрега

Сейчас на данном станке проводятся работы по подготовке производства для автоматизированной выкладки деталей кессона киля и стабилизатора самолета МС-21. Ранее на нём производились элементы обшивки самолёта Су-47 "Беркут" с обратной стреловидностью крыла

2.

3. Конечно, не всё можно автоматизировать и ручной труд тоже актуален

4. Белые и розовые ткани на фото - это защитный материал, позволяющий не тратить время на подготовку детали к покраске или нанесению чего-либо ещё

5.

6.

7. Полукруглое изделие - часть будущего головного обтекателя ракеты-носителя "Протон"

8. Для производства различных изделий требуется различный уровень стерильности. Это помещение пятой степени чистоты. Всем выдали халаты

9. "Автоматический бахиллонадеватель" :)

10. Одно из готовых к отгрузке изделий

11. Солнечная батарея

Идём дальше

12. Автоклав - устройство, внутри которого происходит процесс запекания изделий при высокой температуре и давлении

13. Кран для переноса крупногабаритных изделий

14. Пульт управления автоклавом

15. Оснастка для изготовления одного из элементов носового обтекателя всё того же Протона

16. Соединение элементов на базе углепластика в качестве альтернативы классическому болтовому. Легче и надёжнее

Сейчас ОНПП "Технология" вовлечено в четвёртый этам модернизации ракеты-носителя "Протон-М". За счёт разработок удалось существенно снизить итоговую массу обшивки. После отказа от "Протонов" наработки не пропадут даром и будут использоватсья при производстве новых ракет-носителей "Ангара"

17. Другая область деятельности - стеклянные изделия для авиации, ЖД-транспорта и т.д.. На фото - элемент истребителя МИГ-29

18. Вот сколько всего разного производится. Стёкла для самолётов, вертолётов, ЖД-локомотивов и т.д.

19.

20. ЖД-стёкла

21. Авиационные

22. Любая модель стеклянного изделия тестируестя на прочность. Макет передней части рельсового автобуса РА-1

Изделие должно выдерживать удар со скоростью, вдвое большей, чем конструкционная скорость того объекта, на котором монтируется стекло. Т.е., если конструкционная скорость локомотива равна 160км/ч, то должен выдерживаться удар со скоростью 320 км/ч.

23. Тестируется это дело при помощи вот такой пушки. Авиастёкла "обстреливают" куриными тушками, ЖД-стёкла - пустыми бутылками из под шампанского

24. Помещение девятой степени чистоты (снимаем через стекло). Здесь на изделия наносится специальное покрытие

25. И халаты здесь другого цвета

Источники

1. Более полувека успеха «Технологии» - сайт Ростеха

2. ОНПП "Технология" - ЖЖ фотографа  Андрея Перечицкого

3. Журнал aviator_ru

Источник: http://rostec.ru/news/1770
  • 0
    Rock Life Rock Life
    14.12.1312:30:39
    вот интересно, а аналоги горила гласс для тех же военных планшетов реально создать или экономически пока не выгодно?
  • 0
    Александр Орефков Александр Орефков
    14.12.1320:31:34
    А куриные тушки размороженные?
  • 0
    Виктор Качурак Виктор Качурак
    15.12.1317:37:40
    Очень интересный репортаж. Статье и Автору "+"!
  • 0
    Нет аватара kerosene
    16.12.1310:50:09
    Задолбали вы с этим Як-242. Он к МС-21 не имеет никакого отношения.
    • 0
      Нет аватара Vedomir
      16.12.1311:39:28
      Все претензии к Рогозину:

      Разрабатываемый корпорацией "Иркут" самолет МС-21 в рамках серийного производства получит название Як-242, сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин журналистам в ходе посещения Иркутского авиазавода в среду.

      "Самолет МС-21 в серии будет называться Як-242. Запомните это", - сказал Д. Рогозин.
      (интерфакс)
  • 0
    Нет аватара Колян Цикатухин
    07.10.1421:58:39

    Показуха.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,