Лого Сделано у нас
19

БЖРК возвращаются, но будут другими.

  • Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец" Фото с сайта <noindex><a href="http://www.warandpeace.ru/" title="http://www.warandpeace.ru/">http://www.warandpeace.ru/</a></noindex> 
  • Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) РТ-23 УТТХ "Молодец" Фото с сайта http://www.warandpeace.ru/ 

Разработка нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) для Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) ведется на самой начальной стадии, сообщил бывший командующий РВСН генерал-полковник Николай Соловцов.

«Это будет совершенно другая ракета, совершенно другой комплекс», – отметил генерал. По его словам, чтобы дело двигалось дальше, нужно политическое решение. В 90-е годы прошлого века все российские БЖРК были уничтожены под давлением США. Эти комплексы, выглядевшие как железнодорожные поезда, могли осуществлять пуск межконтинентальных баллистических ракет с любой точки маршрута. Разведслужбам США ни разу не удалось идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

 

Николай Соловцов не сомневается, что в роли разработчика нового комплекса должен выступать Московский институт теплотехники. БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Внутри каждого поезда находились три пусковые установки с твердотопливными ракетами «Молодец», а также вся система их обеспечения с командным пунктом и боевыми расчетами. Пуск ракет мог осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливался, специальным устройством в стороны отводилась контактная подвеска электропроводов, пусковой контейнер ставился в вертикальное положение, и ракета стартовала. Комплексы стояли на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных укрытиях. В радиусе 1500 километров от мест их базирования вместе с железнодорожниками были проведены работы по укреплению полотна: уложены более тяжелые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, насыпи завалены плотной щебенкой.

Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было очень сложно – под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре). За сутки состав мог пройти порядка 1200 километров. Боевое патрулирование длилось 21 день (благодаря запасам на борту он способен был автономно работать до 28 суток). БЖРК придавалось большое значение, даже офицеры, служившие на этих поездах, имели звания выше, чем их коллеги на аналогичных должностях шахтных комплексов.

Чтобы отслеживать перемещение данных составов, которые с легкостью ускользали из поля зрения систем слежения, американцам приходилось чуть ли не постоянно держать над Россией группировку из 18 спутников-шпионов, что обходилось им весьма дорого. При этом разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования. Поэтому как только в начале 90-х политическая ситуация позволила, США тут же постарались избавиться от этой головной боли. Поначалу они добились от российских властей, чтобы БЖРК не катались по стране, а стояли на приколе. Это дало им возможность постоянно держать над Россией вместо 16–18 спутников-шпионов всего три-четыре. А потом США уговорили Россию окончательно уничтожить БЖРК.

Опубликовано в выпуске № 34 (502) за 4 сентября 2013 года

03.09.2013
Права на данный материал принадлежат Военно-промышленный курьер
Материал был размещен правообладателем в открытом доступе.
Оригинал публикации

  • 1
    Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
    04.09.1322:54:54
    "+" Ну, держись, курица щипаная! Зря ты разеваешь роток на чужой медок. И Сирия может стать для тебя одним из гвоздей в крышку гроба!   
    • 2
      MiG-42MFI MiG-42MFI
      05.09.1307:10:44
      Для справки-в 3,5 раза большее количество развёрнутых боевых блоков на носителях 20 лет назад никак не помогали России в переговорах ни с США, ни с МВФ, ни с другими странами бывшего Союза.
      • 0
        Дмитрий Шапкин Дмитрий Шапкин
        05.09.1310:15:17
        20 лет назад страну развалили изнутри, при чем тут армия и флот? Когда не стоишь на ногах сам, нет мыслей кого-то нокаутировать, верно?
        Сейчас иная ситуация. В корне иная.
        • -3
          CCCP CCCP
          05.09.1313:28:44
          Дмитрий Шапкин: Сейчас иная ситуация.

          Президент-то тот же...
          Поясню -
          Из статьи: В 90-е годы прошлого века все российские БЖРК были уничтожены под давлением США.

          Не в девяностые, а в "подъёмные с колен" нулевые.
          Вики:
          15П961 «Молодец» стоял на боевом дежурстве в РВСН Вооружённых Сил СССР и России в период с 1987 по 2005 год в количестве 12 штук. Затем (к 2007 году) все комплексы были демонтированы и уничтожены, за исключением двух, переданных в музеи.
          MIG-42MFI: расформированы в 2003-2005 годах в связи с истечением 15-летнего гарантийного срока твердотопливных МБР РТ-23УТТХ.

          На примере твердотопливного (так же как у БЖРК) "Тополя" мы видим, что вполне возможно продление сроков эксплуатации -
          Сроки службы ракетных комплексов «Тополь» могут быть продлены до 2019 года
          ...но наше "патриотичные" правители решили по-другому.
          Немного о других решениях руководства страны в нулевые -



          P.S. В любом случае за новость "+", если конечно это не очередные хотелки отставных генералов.
          • 1
            Evgenij Evgenij
            05.09.1319:29:41
            "Не в девяностые, а в "подъёмные с колен" нулевые."
            Это в те ли времена, когда ВВС не было топлива для полетов.
            А триндеть- не мешки ворочать!
            Болтуны вы, красные, большой язык, а толку мало
          • 0
            MiG-42MFI MiG-42MFI
            08.09.1309:00:47
            Кеша, подучи матчасть хотя бы (!) у Красного Командира.
            На примере твердотопливного (так же как у БЖРК) "Тополя" мы видим, что вполне возможно продление сроков эксплуатации

            Теперь вам осталось найти:
            1) Кто разрабатывал и кто производил МБР РТ-23УТТХ;
            2) Что с этими предприятиями случилось после распада СССР;
            3) Что делалось при продлении сроков эксплуатации МБР комплекса РТ-2ПМ и можно ли это было применить к РТ-23УТТХ.
        • 0
          MiG-42MFI MiG-42MFI
          08.09.1308:48:12
          А теперь продолжу вопрос-а США что-то потеряли от аналогичного сокращения своих СЯС за это же время?
          Китай что-то потерял, что не стал развёртывать свои СЯС до российского или американского уровня, имея более чем достаточно дл этого ресурсов и не сдерживаемый никакими договорами?
          В силу ограничения стратегических ядерных вооружений как оружия исключительно сдерживания его количественные градации сводятся к "достаточному" и "недостаточному" для нанесения гарантированного ответного удара.
  • 7
    MiG-42MFI MiG-42MFI
    05.09.1307:06:27
    Хм, разобрать что ли этот опус.
    В 90-е годы прошлого века все российские БЖРК были уничтожены под давлением США.

    Это не так-несмотря на превращение комплекса в де-факто стационарный и планы на его ликвидацию в 10-летний срок по СНВ-II фактически все 3 вооружённых им ракетных дивизии в Костроме, Звёздном и Кедровом были расформированы в 2003-2005 годах в связи с истечением 15-летнего гарантийного срока твердотопливных МБР РТ-23УТТХ. Т.е. уже после замены СНВ-II СНП и параллельно со снятием с вооружения в США "Пискиперов".
    Николай Соловцов не сомневается, что в роли разработчика нового комплекса должен выступать Московский институт теплотехники.

    Даже если не брать информацию о их эскизном проекте, то других разработчиков МБР наземного базирования в России физически нет (КБ "Южное" осталось в Украине, НПО Машиностроения не занимается их разработкой с 70-х годов).
    БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.

    Обычный железнодорожный состав не имеет вагонов нестандартных размеров и трёх (!) тепловозов при сравнительно небольшой длине.
    Отличить БЖРК от обычных товарных поездов, тысячами курсирующих по просторам России, было очень сложно – под силу лишь профессионалам (пусковые модули с ракетой имели по восемь колесных пар, остальные вагоны обеспечения – по четыре).

    Основной демаскирующий фактор-упомянутые три тепловоза.
    При этом разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

    Не знаю, как насчёт американцев, а собственные эксперименты с обнаружением БЖРК костромской дивизии Су-24МР в 80-х годах показали, что таким способом они без труда находятся и условно уничтожаются.
    А потом США уговорили Россию окончательно уничтожить БЖРК.

    Приговор БЖРК был вынесен несколько раньше, когда стало ясно, что никакого производства МБР на Южмаше больше не будет из-за позиции властей независимой Украины, а у имеющихся РТ-23УТТХ гарантийные сроки выйдут к середине 2000-х годов.
    Впрочем, что я говорю-Н.Е.Соловцов был командующим РВСН в 2001-2009 годам и сам участововал в расформировании упомянутых частей, а потому либо вешает лапшу на уши неискушённой публике, либо за него пишут литературные негры журналисты.
    Отредактировано: MiG-42MFI~07:07 05.09.13
  • 0
    Нет аватара Zor
    05.09.1309:41:40
    В заголовке будущее время.
  • 1
    Нет аватара kazak
    05.09.1317:05:54
    Справедливости ради эти комплексы списали в 2000-е, а не в 90-е. Но их списание, как верно написал Миг, было обусловлено объективными причинами. И списание БЖРК также не было односторонней сдачей интересов, как это выше пытается представить СССР. В ответ на снятие с вооружения БЖРК и ракет Р-39 с подлодками "Акула", американцы сняли баллистические ракеты с 4 подлодок класса Огайо, списали ракеты Пискипер и порезали полсотни B-52. Хотя размен, как мне кажется, всё равно был не в нашу пользу...
  • 0
    Нет аватара pakhomov
    05.09.1319:47:19
    Николай Соловцов не сомневается, что в роли разработчика нового комплекса должен выступать Московский институт теплотехники.

    Это та самая контора, которая разработала Московский монорельс. Есть шутка, что их изделия хорошие, но обычно летают только в одну сторону.
    При этом разведслужбам США так и не удалось ни разу идентифицировать БЖРК на маршруте патрулирования.

    Тогда моды на фотографирование железной дороги, как сейчас, не было.
    БЖРК выглядели как обычные железнодорожные составы из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов.

    Его бы под двухэтажный состав замаскировать.
  • 0
    Нет аватара laperuz
    06.09.1313:27:06
    Работа <...> ведется на самой начальной стадии


    Ну если под этой стадией подразумевается трындёж в интернетах, то да работа кипит и бъёт через край. Собственно дальнейшие слова Соловцова это подтверждают: решение никем не принято, головной разработчик не определён. Пока это всё похоже на попытку откусить от оборонного пирога кусочек на НИОКР, одну из многих причём.
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,