стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
37

Неизвестные факты о самолетах Туполева

Конструкторское бюро Туполева по праву можно считать одной из самых знаменитых не только в России, но и в мире. За 90 лет здесь выпустили более 18 тысяч самолетов и разработали более 300 проектов различных летательных аппаратов. Если бы не бюро Туполева, история гражданской авиации в России была бы совсем другой.

 

Сейчас «Туполев» готовится выпустить новый самолет - Ту -204 СМ.

В отличие от недавней разработки «Сухого» - Суперджета, к созданию которого Россия привлекла разные страны (из-за промышленного кризиса 90-х мы сами не могли произвести многие узлы нового лайнера), это будет уже гораздо более «русское» воздушное судно. Электронную начинку для него будет производить входящий в состав «Ростеха» концерн «Радиоэлектронные технологии».

Подробнее о новом самолете и истории «Туполева» можно прочитать ниже.

История началась 27 ноября 1946 года, когда совершил первый полет пассажирский Ту-70, модификация бомбардировщика Ту-4. Несмотря на то, что испытания прошли успешно, самолет не вышел в серию.  Аэрофлоту такой самолет был ненужен, да и сами туполевцы были заняты военными заказами. В итоге, в 1954-ом Ту-70 был списан  и утилизирован.

Спустя год, 17 июля 1955 года совершил свой дебютный полет первый советский и четвертый в мире реактивный пассажирский самолет Ту-104.

В 1956 Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева в Лондон, туда же прилетел реактивный самолет советского производства. А уже в сентябре Ту-104 начал совершать регулярные рейсы по маршруту Москва – Омск – Иркутск.


Во время хрущевской «оттепели» появился колоссальный интерес к Советскому Союзу со стороны всего мира, расширялись и укреплялись международные связи. К тому же прошедший в 1957 году Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве стимулировали решение вопроса о создании в стране развитой системы международных воздушных сообщений, включая трансконтинентальные.

Ту-104 и Ил-18 годились для этого лишь отчасти. Они не могли перелететь океан, не подходили для дальних беспосадочных рейсов и имели сравнительно небольшуюпассажировместимость (89-100). Поэтому правительство выдало срочное задание по созданию дальнемагистрального пассажирского самолета.

Туполевцы оказались первопроходцами, имея опыт переделки военного самолета в гражданский, они взяли за основу бомбардировщик Ту-95 и построили новый Ту-114.


Сделали его очень быстро – всего за два года. Первый полет состоялся 15 ноября 1957 года. А уже в 1958-ом Ту-114 прилетел  в Нью-Йорк.  Производился он до 65-го, всего выпущено 31 серийных экземпляров. 
Кстати, на случай непредвиденной задержки с Ту-114, в КБ перестраховались и построили два экземпляра Ту-116, вмещающих 20 человек. Сегодня такой самолет сохранился только один. Его можно увидеть в музее авиации в Ульяновске.

Следующий лайнер -  Ту-124 (по кодификации НАТО:Cookpot — «Кастрюля») - самолёт для авиалиний малой протяжённости, вмещающий до 56 пассажиров. Фактически является уменьшенной копией  Ту-104. Всего в 1960—1965 годах было произведено 165 экземпляров.  Летающих в наше время не сохранилось.

Одной из легенд советского авиапрома по праву может считаться Ту-134 (по кодификации НАТО:Crusty— «Жёсткий») – предназначен для авиалиний малой и средней протяженности. За 23 года  (1965-1984) выпустили 852 самолета. К моменту окончания серийного производства Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.

Для своего времени Ту-134 был очень надежным и экономичным, к 1990-ому 134-е перевезли около 500 млн. пассажиров.  Но он считается одним из самых «громких» в мире, и в 2002-ом его эксплуатация в ЕС была запрещена. Сейчас используется только на внутренних рейсах России и стран СНГ, в эксплуатации находится 130 самолетов.

Особого внимания заслуживает первый в истории пассажирский авиалайнер, преодолевший звуковой барьер - Ту-144. Произошло это 5 июля 1969 года на высоте 11 000 метров.

3 июня 1973 года Ту-144 № 77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Тем не менее, он стал совершать регулярные рейсы на маршруте Москва – Алма-Ата. Но 1 июня 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.Непосредственным поводом для прекращения пассажирских полетов послужила катастрофа опытного экземпляра Ту-144Д, произошедшая неделей ранее. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских (было перевезено 3194 пассажира). Всего выпущено 16 машин.

Поистине легендарным представителем советского авиапрома является трехдвигательный реактивный Ту-154 (по кодификации НАТО:Careless — «Небрежный», на слэнге советских пилотов — «Полтинник», «Туполь», «Большая Тушка», или «Аврора»). Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Это самый массовый советский самолет (1026 единиц). 

С середины 2000-х годов авиакомпании начали постепенный вывод Ту-154 из эксплуатации. Основной причиной отказа от этого типа самолёта является не только выработка ресурса, но и  низкая топливная эффективность двигателей. Всего на январь 2013 года в эксплуатации в мире остаются лишь 98 самолетов.

В конце 1980-х — начале 1990-х для замены устаревшего Ту-154был разработан самолет Ту-204. На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций, отличающихся назначением, лётно-техническими характеристиками, типом двигателей и составом бортового оборудования. 

Последней модификацией этого самолета стал Ту-204СМ. На нем установлен новый пилотно-навигационный комплекс ПНК-204, созданный концерном «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), что делает Ту-204СМ самым современным авиалайнером российского производства.ПНК-204 позволяет избежать необходимости присутствия в экипаже бортинженера. Кроме того, благодаря разработке  снижаются эксплуатационные расходы авиаперевозчиков. Также на лайнер установленболее экономичные двигатели ПС-90А2. В общей же сложности самолет получил более 20 новых систем и агрегатов. Большая часть их произведены на предприятиях «Радиоэлектронных технологий».

Совсем недавно Ту-204СМ получил cертификат Межгосударственного авиационного комитета, который  позволяет эксплуатировать его по самым строгим европейским и американским авиационным правилам. По словам производителей, новый самолет должен составить реальную конкуренцию мировым бестселлерам А320 и Боинг-737.Есть все основания полагать, что самолет будет действительно успешным и затмит своих предшественников.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме


  • 0
    Нет аватара Дмитрий Степанов
    13.06.1313:58:52
    Ту-144 похож на грустную собачку, которая нашкодила    
    Прям просит чтобы его погладили по головке, до ума довели и на поток поставили    
    • 0
      Нет аватара romtrek
      14.06.1314:59:21
      какое у вас богатое воображение)
  • -5
    Нет аватара zzaharr
    13.06.1316:43:10
    204СМ конечно хорошая машина, но к сожалению никому не нужная ((
    • 3
      Нет аватара 12ypravdom
      13.06.1319:23:06
      Чегой-то не нужная? Нам свои самолеты не нужны?   
      • -1
        Нет аватара zzaharr
        13.06.1320:10:28
        Такие нет. Ильюшин финанс их в план закупок не включил. Ред Вингс, даже если и будут летать, то на том, что уже построено. Может и сделают несколько штук для СЛО и военных и благополучно про него забудут. Будем ждать МС21
      • 0
        vadikgg.livejournal.com vadikgg
        13.06.1321:52:12
        Ту-204 СМ это только чтоб "штаны поддержать" - чтобы связанные с ним производства окончательно не рухнули пока не производится МС-21.

        Будущее за суперджетом и МС-21. Ту-204СМ сделают максимум десяток-два для экзотических заказчиков вроде вояк или правительственного авиаотряда. Коммерсантам они не нужны.
        • 0
          Нет аватара romtrek
          14.06.1315:01:05
          пусть собирают, второй десяток 21 века пошел, пора бы на новых уже полетать.
        • 0
          Нет аватара pro-13
          16.06.1310:36:14
          Если будующее за суперджетом и МС-21, то дальнейшая судьба нашего авиапрома -отверточная сборка.
          • 0
            Нет аватара DmitryO
            17.06.1317:27:37
            ViperNN:
            К вопросу о «Вставляем их микросхемы в наш дюраль».

            Для тех, кто считает, что вставить их микросхемы в наш дюраль легко и просто, в двух словах о легкости проектирования самолетов.

            Итак, дано:

            Техническое задание на самолет с всеми требуемыми характеристиками.
            Набор компонентов («их микросхемы»).

            Требуется:

            Спроектировать («вставить их микросхемы в наш дюраль») самолет соответствующий техническому заданию и куче регламентирующих документов, дабы получить сертификат типа и начать производство самолета.

            Легко? Давайте посмотрим.

            Во-первых, многие из компонентов, которые предполагается установить на самолет к моменту начала проектирования могут находится в состоянии разработки и часто кроме заявленных характеристик, массы и габаритов мы ничего от разработчика компонентов получить не сможем. Весьма часто именно в таком состоянии находятся двигатели будущего самолета.
            Во-вторых, все эти компоненты (а также топливо, коммуникации и полезную нагрузку) надо разместить в самолете так, чтобы соблюсти требуемую центровку, минимальную длину коммуникаций и еще множество противоречивых требований. Весьма увлекательная задачка – внутренние объемы ограничены, все эти ящики приходится вертеть и так и эдак, чтобы «впихнуть невпихуемое», да еще и обеспечить доступ, да еще соединить их друг с другом в самых причудливых сочетаниях.
            С «нашим дюралем» тоже весьма непросто. Форма и взаимное расположение фюзеляжа, крыла, оперения и стоек шасси определяется аэродинамиками. Тоже задача не из простых. Надо обеспечить заданные летные характеристики которые часто противоречат друг другу, да еще и выполнить различные требования, такие как, например, непопадание воды, грязи и камней в двигатель при взлете и посадке.
            Конструктивно-силовая схема (лонжероны, шпангоуты, нервюры и прочие стрингеры и балки) должна обеспечить требуемую прочность при минимальной массе конструкции. А требуемую прочность обеспечить ой как нелегко, тем более, что кроме статической есть ресурсная и еще более страшная динамическая (флаттер, шимми, бафтинг и прочие прелести). Прочнисты люди злые, нам бы только увеличить, усилить и сделать потолще, а это масса. Вот и мучаются конструкторы с прочнистами с оптимизацией КСС. Да, существуют комплексы программ конечно-элементного анализа, которые и посчитают, и оптимизацию сделают, но не за конструктора и прочниста, а вместе с ними.
            Участие в проектировании нескольких КБ легко добавляет проблемы связанные с несогласованностью моделей, схем и чертежей. Вот например вполне реальный крик души представителя КБ: «Шеф!!! Все пропало!!! Они другой самолет делают!!! У них теория не совпадает с нашей!!! Что делать???»
            Но допустим чертежи готовы, прочность обеспечена и камни в двигатель не попадают, но тут приходят технологи и говорят, что мы такое не сделаем… И все с начала. А еще может выясниться, что блок №13 наконец-то спроектирован разработчиком, но почему-то с увеличенной на 13% массой и с совершенно другими габаритами. Вот вам и еще одна итерация. А дальше в дело вступает производство. Детали изготавливаются с отклонениями несмотря на то, что изготавливаются на супер-пупер станках с ЧПУ, отдельные агрегаты не стыкуются, болты невозможно установить в связи с отсутствием подхода, жгуты упорно не укладываются там где надо. Доработки, доработки и еще раз доработки – здесь вырезать, здесь поставить кронштейн и так далее, и тому подобное. Прочнисты не дремлют, считают и выдают служебные записки «По результатам расчета прошу установить накладку и увеличить толщину стенки ….». А для полного счастья что-нибудь да треснет на статиспытаниях (или, что более вероятно на ресурсных) в самом неожиданном месте и снова «По результатам статиспытаний…». В итоге к первому полету самолет обрастает накладками и прочими доработками, которые массу отнюдь не уменьшают.
            И что характерно, все эти проблемы вылезают при широком использовании программ компьютерного моделирования и документооборота.
            А потом, когда все испытания и сертификации пройдены (а этот этап тоже может добавить изменений конструкции) и начинается эксплуатация, то выясняется, что такой-то лючок неудобен для доступа, керосин просачивается через 100500 слоев герметика, а болты самопроизвольно раскручиваются в полете и еще куча сюрпризов. Доработки, увеличение массы, дополнительные испытания.

            Ну так как, легко «вставить их микросхемы в наш дюраль»?

            PS
            Добавлю от себя - китайцы на ARJ просто не справились с «вставить их микросхемы в наш дюраль». Проект тихонько прикрывают.
    • 0
      Нет аватара megamashina
      14.06.1301:19:54
      Вспоминается высказывание Маргарет Тэтчер о том, что России вполне хватит и 15 млн. человек. Т.е. в уме у рукопожатного либерала 90% нашего населения «никому не нужны»...
    • 0
      Нет аватара romtrek
      14.06.1314:59:49
      кому это не нужна? Всем нужна!
      • -1
        Нет аватара zzaharr
        14.06.1315:12:25
        Огласите весь список, пожалуйста
  • 0
    Нет аватара pakhomov
    13.06.1320:40:27
    Если бы не бюро Туполева, история гражданской авиации в России была бы совсем другой.

    К сожалению, и история военной авиации тоже.
    3М Мясищева вместо Ту-95
    "Сотка" Т4 КБ Сухого вместо Ту-160...
    Производился серийно с 1970 по 1998 годы, пережив несколько модернизаций. Это самый массовый советский самолет (1026 единиц).

    Последние 2 борта для МО выпустили в прошлом году.
    Отредактировано: pakhomov~20:41 13.06.13
  • 3
    pocomaxa pocomaxa
    14.06.1302:02:44
    Имея такой самолёт считаю преступлением заказывать западные.
  • -2
    Станислав Григорьев Станислав Григорьев
    14.06.1303:14:28
    В отличие от недавней разработки «Сухого» - Суперджета, к созданию которого Россия привлекла разные страны (из-за промышленного кризиса 90-х мы сами не могли произвести многие узлы нового лайнера), это будет уже гораздо более «русское» воздушное судно.


    Я не сколько не отрицаю заслуг КБ Туполева, но очень похоже на новый вброс "мыпросралиполимеры"
    Да и ставить основным фото Ту-160 к разработке которого КБ Туполева имеет посредственное отношение, как-то неправильно.
    Отредактировано: Станислав Григорьев~03:18 14.06.13
    • 0
      user78 user78
      14.06.1310:01:48
      Я не сколько не отрицаю заслуг КБ Туполева, но очень похоже на новый вброс "мыпросралиполимеры"

      Согласен.
      Да и ставить основным фото Ту-160 к разработке которого КБ Туполева имеет посредственное отношение, как-то неправильно.

      тоже верно. Не все знают историю создания Ту-160. Сам Туполев предлагал в качестве сверхзвукового стратегического бомбера использовать слегка переделанный Ту-144, но военные забраковали эту идею. Тогда в его КБ передали все наработки Мясищева и Сухого, и на их основе был сделан Ту-160:
       https://www.sdelanounas.ru...4311/?pid=360349#comments 
  • 1
    Сергей Сергей
    14.06.1309:05:18
    Интересно история с середины начата. А где же самолёты марки "АНТ"? На сайт ОАО "Туполев" бы зашли, если знаете только половину. САМОЛЕТЫ ОКБ ОАО «ТУПОЛЕВ». Кроме тех 7-ми, которые вы указали, были такие как АНТ-25, на котором Валерий Чкалов установил рекорд дальности и прославил наши самолёты и страну на весь мир. АНТ-20 (МАКСИМ ГОРЬКИЙ), тоже прогремел на весь мир и ещё много много других самолётов.
  • 0
    Нет аватара guest
    14.06.1309:57:16
    А белый лебедь самый красивый. И название красивое. Русское.
  • Комментарий удален
  • -7
    Volkswagen Käfer Volkswagen Käfer
    14.06.1316:42:29
    КБ Туполева нанесло огромный ущерб стране, по сути оно растрачивало огромные средства.
    Ту-144-убогая копия Конкорда, Ту-160-убогая копия Лансера, Ту-104-сырой самолет, который продолжал летать несмотря на проблемы, летал и регулярно убивал своих пассажиров, но зато были лживые фанфары в прессе, что он "первый в мире реактивный пассажирский". Ту-154-скопирован с боинга, но скопирован убого, ненадежный, железный, с чудовищным расходом топлива. Вот такие "заслуги" у КБ Туполева
    • 2
      Нет аватара zzaharr
      14.06.1317:25:05
      Ахаха! Вентилятор захлебывается ! )))
    • 2
      Алишер Ашрапов
      14.06.1319:16:02
      Какой бред! Ту-144 взлетел на год раньше Конкорда (кто у кого скопировал, еще не известно), Ту-160 на треть больше Лансера - совершенно другая машина, Ту-104 первый и единственный реактивный самолет вставший на регулярные линии, причем с 2-мя двигателями, в отличие от зарубежных аналогов, которые на тот момент только обкатывались (с 4-мя двигателями)! С какого Боинга скопирован Ту-154, один из самых массовых и надежных самолетов? Из, почти 1000 выпущенных штук, потерпели катастрофу 73, меньше 8%! Так что сидите там и не пи@дите!

      P.S. Ту-144, великолепное воплощение констукторской мысли, намного опередившей свое время! Самый грациозный самолет всех времен! ИМХО Мне кажется, если бы не его чрезвычайно высокая стоимость эксплуатации, он нашел бы свое место и в военной и в гражданской авиации! На Конкордах тоже все эти годы летали не "простые смертные", при заоблочной стоимости билетов - тупо окупался кое-как! А Ту-шка, с его отклоняемым носиком и "ушками" - "... вся стройная, как Ту, та стюардесса - "мисс Одесса", надежная, как весь гражданский флот.." (В. Высоцкий)!
      Отредактировано: Алишер Ашрапов~19:37 14.06.13
      • -2
        Volkswagen Käfer Volkswagen Käfer
        14.06.1320:36:36
        >>Какой бред! Ту-144 взлетел на год раньше Конкорда (кто у кого скопировал, еще не известно)
        И что с того, что он взлетел раньше? Совки драли еще на этапе разработки

        >>не кажется, если бы не его чрезвычайно высокая стоимость эксплуатации, он нашел бы свое место и в военной и в гражданской авиации!
        Он не летал из-за его ненадежности, грубо говоря это не был полноценный самолет. Это убожество "эксплуатировали" 55 пассажирских рейсов для галочки и списали в утиль, где ему и место

        >>Ту-154, один из самых массовых и надежных самолетов?
        Дебильный бред
        • 0
          Нет аватара troller
          15.06.1310:24:22
          И что с того, что он взлетел раньше? Совки драли еще на этапе разработки

          =
          Дебильный бред
          • 0
            Сергей Сергей
            15.06.1311:05:23
            Помойму не стоит обращать внимания на этого русофобского дебила. (это не оскорбление, это диагноз)
            Отредактировано: Сергей~11:08 15.06.13
        • 0
          Constantine Constantine
          15.06.1316:23:46
          Вы ресурсом не ошиблись случаем? У Эхо Москвы другой домен. )
    • 1
      Нет аватара troller
      15.06.1310:38:05
      В курсе, что и Airbus-A380 и Boeing-787 (Dreamliner) слизаны с КР-860 "Крылья России" ( "ОКБ Сухого")?

      КР-860 (СКД-717)


      Стратегический транспортно-пассажирский самолёт КР-860 "Крылья России"

      В 90-е масса разработок была украдена разными наглосаксами и просто пиндосами.

      Причём многое из того, что украли, воспроизвести они так и не смогли    
      Отредактировано: troller~10:43 15.06.13
      • 0
        Constantine Constantine
        15.06.1316:24:57
        Дримлайнер, судя по всему, вообще станет самым дорогим позором боинга ) его опять поставили на прикол    
      • 0
        FanofMath FanofMath
        26.08.1412:27:21

        В курсе, что и Airbus-A380 и Boeing-787 (Dreamliner) слизаны с КР-860 «Крылья России"
        А ничего, что эти крылья существовали лишь в виде эскизов и макетов?

  • 1
    Алишер Ашрапов
    14.06.1319:20:17
    Что касается самой статьи - где же "неизвестные факты"? Может стоило назвать как-то типа "известные факты - подборка" или как-то еще?
    • 0
      Сергей Сергей
      15.06.1311:07:11
      Нет, стоило назвать: половина всем известных фактов.    
      Отредактировано: Сергей~11:07 15.06.13
  • 0
    Нет аватара ministra_magi
    15.06.1312:38:28
    Жирный минус за название первого мире реактивного лайнера Ту-104 четвёртым. По этому сразу видно, что писал враг.
    • 0
      Нет аватара icyborn
      15.06.1315:37:14
      Не первый в мире, а первый успешный. Т.е. первый продолжительно коммерчески эксплуатировавшийся. А вообще по счету он даже шестой.
  • 0
    Алексей Макейкин Алексей Макейкин
    17.06.1300:11:11
    Господа спецы, кто подскажет, какая модель на фото под ТУ-134-ым?
    Заранее спасибо!
    • 0
      Нет аватара brat_po_razumu
      17.06.1300:49:10
      Ту-134УБЛ.

      Учебно-тренировочный вариант для наших ВВС. И морская авиация его активно пользует.

      Летает немало, постоянно в строю.

      Для подготовки, тренировок экипажей стратегов Ту-160 и морских Ту-22М.

      Несет бомбовую нагрузку - ОФАБ-100-120. При необходимости. Носил и другое, при необходимости.

      Вот фото одного из бортов - в мае, в родном моем Ростове - http://www.airliners.net/...b31a3d676f844b196dae980a2 
      Отредактировано: brat_po_razumu~01:05 17.06.13
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,