Лого Сделано у нас
37

Ухтыш и Узола – гусеничные «Бобик» и «Таблетка»

Для любого военного, названия «Бобик» и «Таблетка» сразу ассоциируются с военной техникой, которая собственно и носит данные прозвища, как и их гражданские варианты. Как бы то ни было, но данные названия вызывают различную степень ностальгии - у кого положительную, у кого отрицательную. Машины, представленные компанией из Нижнего Новгорода, производящей вездеходную технику, получили «вторую жизнь», теперь они называются «Ухтыш» и «Узола» - гусеничные особо легкие вездеходы. Кстати, гусеницы машин - асфальтопроходимого типа, на которых без проблем можно ездить по асфальтированным дорогам. Вездеходы имеют сертификацию как тракторная техника. Облегченный вездеход «ЗВМ-2410» предназначается для перемещения людей или небольшого груза по любым слабонесущим поверхностям, воде и льду. «Ухтыш» или ЗВМ-2410 обладает серьезным преимуществом перед остальными гусеничными и колесными вездеходами – он обладает наименьшим коэффициентом удельного давления, создаваемым машиной на грунт 12.5 кПа. Подобными характеристиками могут похвастаться разве что вездеходы на пневматике.

А теперь самое главное, что интересует в первую очередь, – это сколько такое решение будет стоить, и какой будет расход топлива. Так вот, стоимость одной единицы в базовой комплектации стоит чуть более одного миллиона рублей, согласитесь, не такая уж заоблачная сумма для облегченного вездехода. Расход, в зависимости от езды, составляет 25-30 литров на 100 км. Вездеход выпускается в комплектации с бензиновым или дизельным двигателем. Естественно у дизельного «ЗВМ-2410» расход будет немногим меньше. Скорость, как для гусеничной техники, очень приличная и составляет до 60 км/ч для бездорожья. Основной изюминкой вездехода Ухтыж является способность преодолевать водные преграды! Передвижение осуществляется за счет проворачивания гусениц со скоростью до 5 км/ч. Возможно использование навесного лодочного мотора для увеличения скорости. Конструкция и оборудование Интерьер машины сделан в классическом варианте - кресла и панель знакомы по салонам отечественных УАЗиков. Агрегаты и оборудование вездехода взяты от разных машин отечественного автопрома: - силовая и некоторые агрегаты трансмиссии от «УАЗ»; - пневматический компрессор от «ПАЗ»; - пневматические краны от трактора.

Вездеходы основаны на водоизолированной лодке, на которой установлена верхняя часть, для Ухтыша - это верх «УАЗ-469», для «Узолы» - это верх «УАЗ-452». Нижняя часть (лодка) негерметична, перед преодолением водных преград необходимо включить насосы и опустить пластину, установленную перед радиатором. Ухтыш был первым транспортным средством, созданным на предприятии. К нему сразу проявили интерес многочисленные отечественные организации и компании. Сейчас облегченные вездеходы трудятся у энергетиков, газовиков, геологов и нефтяников. Количество сидений и мест зависит от требований заказчика – от двух мест до восьми (Узола). Наличие вместительного кузова не сильно влияет на общий вес вездеходов. Стандартная вместимость Ухтыша - до 5 человек (с водителем), полезная нагрузка - 50 килограммов. Можно сложить задние сидения для увеличения вместимости полезного груза. Для «Ухтыша» снаряженный вес составляет 2.7 тонны, для «Узолы» - 2.8 тонны (вес отличается в зависимости от модификации). Дополнительное оборудование вездеходов – багажник, лебедка, силовые бамперы, автономный подогреватель. Как заверяют создатели, возможна установка практически любого дополнительного или специфического оборудования.

Гусеничный трак - для вездехода самое дорогое. Основа трака – пластина металлическая с зубом в резинокордовой оболочке. Внутри трака два РМШ. Соединение между траками осуществляется при помощи цевков (специальные железные пластины), надеваемые на выступы РМШ. Цевки далее соединены с уширителями. В данное время используется последняя модификация траков, в которых усилены уширители (раннее случались частые обламывания при езде по острым камням). Срок гарантийной эксплуатации составляет 8 тысяч километров. Если сравнивать цены на гусеничный трак, то они значительно дешевле зарубежных аналогов – 130 000 рублей (для шведского BV-206 -160 000 рублей). Установить гусеницу на вездеход под силу двоим всего за полчаса. Как показала практика использования, вездеход получился действительно отечественным - одеть гусеницу можно подручными средствами, например, деревянными брусками. При использовании вездехода зимой требуется установка «снегочиста» - железного пальца устанавливаемого в ведущую звездочку. Двигательные установки на вездеходы можно установить достаточно разнообразные. В данное время устанавливают в базовых комплектациях бензиновый ЗМЗ-409-10 или дизельный ЗМЗ-514 (основной). Известны случаи установки «под заказ» иностранных двигателей типа ниссановского турбодизеля RD28. Коробка осталась об УАЗ четырехступенчатая с УАЗовской 2-х ступенчатой раздаточной коробкой. От ГАЗ-71 достался корпус главпередачи. Фрикционы многодисковые сухого трения с пневматическим управлением. Подвеска рычажно-торсионная независимая. Передние и задние балансиры обеспечены амортизаторами. Ходовая – шесть сдвоенных опорных обрезиненных катков с тремя поддерживающими роликами по каждому борту. Эксплуатация Передвижение на облегченном вездеходе достаточно комфортное и независимое от рельефа пересекаемой местности. Ход машины мягкий без ощущения тряски. В наследство от УАЗ достается только отсутствие шумоизоляции. Зимой в салоне достаточно тепло, летом можно открыть большой люк на крыше машины. Вождение машины имеет свои особенности – отсутствие педали тормоза и наличие вместо руля двух рычагов. Принцип работы прост и давно используется в управлении гусеничной техникой: - рычаги на себя – торможение, включаются ленточные тормоза; - рычаг левый /правый на себя – поворот влево/вправо, фрикцион задействованного рычага отключается, и машина продолжает движение на одном (противоположном) фрикционе и соответственно начинает поворачивать. Непривычным для водителя автомобиля становится отсутствие инерции и быстрое переключение передач. Однако привыкание к такому вождению происходит довольно быстро, ведь на самом деле управление машиной максимально упрощенное.

Основные характеристики ЗВМ-2410 Ухтыш: - вес снаряженный/полный – 2.7/3.2 тонны; - скорость по земле/воде – 60/5 км/ч; - емкость топливных баков – 130 литров; - дорожный просвет – 40 сантиметров; - база – 2.5 метра; - высота – 2 метра; - ширина – 2 метра; - длина – 4.2 метра; - мощность двигателей бензин/дизель – 150/110 л.с; - гусеница ширина/шаг – 40/11.5 сантиметров.


  • 0
    d-tatarinov.livejournal.com d-tatarinov
    02.10.1219:57:47
    гусеницы машин - асфальтопроходимого типа
    обычного говорят асфальтоходные гусеницы
  • 0
    user78 user78
    02.10.1220:05:52
    Класс! нужные машины, и выглядят симпатично, особенно буханка    
  • 0
    Нет аватара strange2007
    03.10.1203:51:08
    Эх, Узола красава... Ладно, не буду себе душу травить
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,