стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
33

Советский корабль в составе сил быстрого реагирования ВМС США

На мировом рынке гражданских грузовых и военно-транспортных перевозок значительную долю занимает техника советского и российского производства. Регулярно поступают новости, связанные с инцидентами с Ан-12 или Ми-8 где-нибудь в непроходимых джунглях Республики Конго. Советский Союз исчез 20 лет назад, но советская авиатехника продолжает летать в тех краях в большом количестве, показывая чудеса надежности: самолеты эксплуатируются вопреки всем нормам и правилам, по многу лет обходясь без необходимого техобслуживания. Их детали и узлы за это время выработали по несколько ресурсов, но «Аны» и «Илы» исправно обслуживают грузопоток.

Приятно, что достижения инженерной мысль СССР уважают по сей день наши заклятые враги

На мировом рынке гражданских грузовых и военно-транспортных перевозок значительную долю занимает техника советского и российского производства. Регулярно поступают новости, связанные с инцидентами с Ан-12 или Ми-8 где-нибудь в непроходимых джунглях Республики Конго. Советский Союз исчез 20 лет назад, но советская авиатехника продолжает летать в тех краях в большом количестве, показывая чудеса надежности: самолеты эксплуатируются вопреки всем нормам и правилам, по многу лет обходясь без необходимого техобслуживания. Их детали и узлы за это время выработали по несколько ресурсов, но «Аны» и «Илы» исправно обслуживают грузопоток.

18 июля 2012 года на сайте Пентагона было опубликована официальная информация о покупке 10 российских вертолетов (http://www.defense.gov/contracts/contract.aspx?contractid=4835 - знание английского языка необязательно, все и так понятно в первой строке). Точная сумма контракта - $171,380,636. Поставка Ми-17 (экспортная версия Ми-8) должна завершиться в 2016 году. Необходимо заметить, что российская техника покупается отнюдь не по цене металлолома: $171 миллион за десять вертолетов – по 17 миллионов долл. за каждую машину! Почти столько же стоит американский многоцелевой UH-60 «Черный ястреб» - от 20 миллионов долл. за единицу. Конечно, эксплуатация российских вертолетов в среднем обходится дешевле, но совершенно очевидно, что «вертолетная авантюра» Пентагона возникла не только из-за стремления к уменьшению расходов на закупку техники. Вертолеты семейства Ми-8 впечатлили американских военных своей простотой и надежностью, при этом грузоподъемность «толстого» Ми-8 вполне ожидаемо оказалась больше, чем у «Черного ястреба». А в ходе транспортных миссий в Афганистане высокотехнологичное оборудование UH-60 оказалось по большей части ненужным – от вертолета требовалось лишь принять на борт груз и доставить его в указанную точку. Использование тяжелых вертолетов «Чинук» привело к росту транспортных расходов, они более уязвимы и меньше приспособлены для полетов в горах.

Давно существует проект, связанный с арендой Ан-124 для нужд НАТО. С 2002 года компания «Волга-Днепр» оказывает услуги по перевозке международных грузов в Афганистан, используя самолеты Ил-76 и Ан-124 «Руслан». В 2006 году командование НАТО заключило договор об аренде шести «Русланов» - трех российских («Волга-Днепр») и трех украинских («Авиалинии Антонова»). После авиакатастрофы в Лашкаргахе в 2006 году стало известно об использовании самолетов Ан-26 в составе подразделений по обеспечению спецопераций ВВС США.

Успех бывшей советской техники закономерен, и подтверждением этому служит наша следующая история.

Что необычного может быть в корабле «Младший капрал Рой Вит»? Всего лишь один из двенадцати ролкеров, принадлежащих Командованию морских перевозок (Military Sealift Command). Как и остальные транспортные корабли ВМС США, большой изящный ролкер-контейнеровоз используется для снабжения американских войск по всему миру. Но главный секрет газотурбинного ролкера USNS LCPL ROY M. WHEAT в том, что изначально это был «Владимир Васляев» - краса и гордость Черноморского морского пароходства.

 

Он ходил в Игарку, в Рио, в Нагасаки… 

В 1979 году в г. Николаеве был спущен на воду уникальный газотурбоход «Капитан Смирнов» - головной корабль проекта 1609 «Атлантика». В течение следующего года со стапелей сошли однотипные «Капитан Мезенцев» и «Инженер Ермошкин». Последним в серии газотурбоходов пр. 1609 стал «Владимир Васляев», 1987 год.

Четыре крупнотоннажных ролкера (англ. roll - катить) предназначались для перевозки грузов на колесной базе (автомобилей, грузовиков, спецтехники и т.д.), а при желании могли быть использованы как контейнеровозы. Технику загоняли на палубу своим ходом – для этого в кормовой части была предусмотрена широкая аппарель (откидывающаяся часть кормы). Три горизонтальных грузовых отсека имели вместимостью 54313 куб. м. Груз располагался на 4-х палубах и на втором дне. Для перемещения грузов внутри судна на борту ролкеров имелись 14 автопогрузчиков производства фирмы "Валмет" (Финляндия) и стационарные внутренние рампы с наклоном 7°, ведущие с одной палубы на другую. 

"Инженер Емрошкин" с мирным грузом под советским флагом 

 

 

Но главной особенностью газотурбоходов типа «Капитан Смирнов» была высокая скорость хода, невиданная прежде для гражданских судов – на полном ходу огромный ролкер водоизмещением 36 тыс. тонн с легкостью развивал 25 узлов. Судно «Капитан Смирнов» работало на линии Черное море — Вьетнам и за 50 суток посещало 16 портов.

Газотурбоход, как следует из его названия, приводится в движение не обычными экономичными дизелями, а мощными газовыми турбинами. Силовая установка «Капитана Смирнова» выдавала на валу 50 тыс. л. с. Столь неожиданный выбор типа силовой установки для ролкера вызывает некоторые сомнения насчет назначения судна. Дело в том, что газовая турбина, при прочих равных условиях, уступает дизелю по экономичности, а скорость 25-26 узлов для коммерческого судна явно избыточна. Для сравнения: современный контейнеровоз наивысшего ледового класса «Норильский никель» (29 тыс. тонн, построен в 2006 году) приводится в движение винторулевой колонкой типа «Azipod» мощностью около 18 тыс. л. с.

Действительно, «Капитан Смирнов» никогда не ходил на полном ходу – главные газотурбинные агрегаты в основной эксплуатации работали в «перекрестном режиме», при котором в работе находился ГТД и теплоутилизационный котел одного борта и паровая турбина другого борта. Это позволило несколько снизить расход топлива, скорость «уменьшалась» до 19—20 узлов, а расход топлива на милю составлял 210 кг.

Странная конструкция ролкера означает следующее: «Капитан Смирнов» создавался как военный корабль! Поясню свою мысль: ролкер имел двойное назначение – в случае необходимости «мирный советский транспорт» мог быть в кратчайшие сроки переоборудован в быстроходный транспорт снабжения. Да и не могло быть по-другому в СССР, если даже диаметр сигарет и макарон соответствовал калибру боеприпасов.

Быстроходный транспорт снабжения - отличное средство для ведения боевых действий на чужих берегах. Через несколько дней после получения приказа «Капитан Смирнов» опустил бы свою кормовую рампу на причал в порту Тартуса, и с нее под ласковым средиземноморским солнцем на берег бы съехала сотня-другая БТРов с броней, густо покрытой десантниками. Быстроходные ролкеры могут быть с успехом применены для доставки важнейших грузов – на берег вместо БТРов могут съехать, например, несколько дивизионов С-300.

USNS LCPL ROY M. WHEAT - удивительно изящный корабль

 

 Для сравнения: большие десантные корабли пр. 775 («Цезарь Куников») имеют водоизмещение 4000 тонн, максимальный ход 18 узлов, дальность плавания – 6000 миль на 12 уз. (у ролкера «Капитан Смирнов» - 16 000 миль на 20 уз.). Конечно, напрямую сравнивать океанский газотурбоход с танкодесантным кораблем некорректно – у них совершенно разная конструкция и задачи. Но, надеюсь, читатели поняли мою мысль – быстроходный ролкер мог доставить 20 тыс. тонн груза в любую точку мира.

Еще одно подтверждение моих выводов о военном предназначении корабля: нереализованный проект противолодочного вертолетоносца пр. 10200 «Халзан» создавался на основе «гражданского» ролкера «Капитан Смирнов»!

Было ли это эффективным решением: вместо настоящих военных и коммерческих кораблей строить гибриды двойного назначения? Как известно, универсальное средство всегда уступает специализированному, а стандарты военного кораблестроения плохо отражаются на характеристиках коммерческих судов. Тем не менее, ролкеры честно работали в Балтийском и Черноморском морском пароходствах и даже оставались рентабельными благодаря смекалке судовых «рационализаторов», вроде «перекрестного режима» работы ГЭУ. За 12 лет эксплуатации экипаж «Капитана Смирнова» внедрил 100 рацпредложений, что само по себе настораживает. В итоге корабль все более приобретал черты обычного коммерческого судна.

Что касается возможного вопроса о переоборудовании ролкеров типа «Капитан Смирнов» в эрзац-авианосец (вертолетоносец), то это, скорее всего, фантастика. Для базирования авиации на палубе потребуется кардинальная перестройка судна. Где хранить авиатопливо? Где разместить несколько сотен человек личного состава (стандартный экипаж ролкера – 55 чел.)? Несколько месяцев нахождения на верхней палубе прикончит вертолеты – авианосцам обязательно требуется ангар. Монтировать какие-либо съемные конструкции на полетной палубе? – проще заменить испорченную авиатехнику. Обустраивать подпалубный ангар? Скорее всего, вертолет не войдет по высоте – придется резать все судно. Плюс стоимость одного-двух подъемников. И неужели кто-либо отправит абсолютно незащищенное судно в зону возможных боевых действий? Потребуется установка нескольких систем самообороны, замена РЛС и электроники. В итоге у нас получается весьма дорогой гибрид с урезанными характеристиками.

 

 Новая жизнь

После развала СССР все четыре ролкера достались Украине и были приватизированы. Не зная как распорядиться честно нажитым имуществом, их владельцы продали четыре огромных красавца фирмам Global Container Lines и Marianna Shipbuilding Ltd. В 2001-2002 годах три из них оказались на свалке металлолома в Индии. Оставшийся «Владимир Васляев» пополнил ряды ВМС США.

Американцы провели коренную модернизацию корабля: корпус корабля разобрали и удлинили, вставив дополнительную секцию. Полное водоизмещение ролкера увеличилось до 50 тысяч тонн. Была заменена судовая электростанция – американское оборудование рассчитано на частоту тока 60 Гц. В остальном конструкция ролкера не изменилась – его уникальная силовая установка осталась прежней. Даже с увеличенным в 1,5 раза водоизмещением USNS LCPL ROY M. WHEAT сейчас способен развивать 20 узлов. С внедрением большей автоматизации экипаж ролкера уменьшился до 29 человек.

Благодаря своим уникальным характеристикам бывший советский корабль был отобран среди других 30 кораблей в группу сил быстрого реагирования – элитное подразделение Командования морских перевозок.
Что можно сказать в заключение? У адмиралов ВМС США отличный вкус – среди тысяч кораблей брошенного на произвол советского флота они смогли выбрать для себя самое ценное.

 

Флаг незалежной Украины? Нет, это всего лишь символ группы быстрого реагирования. Форма моряков окончательно развеяла всякие сомнения

 

Примечание:
Автор имеет некоторые сомнения, насчет успешной разгрузки ролкера типа "Капитан Смирнов" в порту Тартуса. Например, авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" во время визита в 2012 г. не смог пришвартоваться из-за своих колоссальных размеров и стоял на рейде. 

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Yaroslav Igorevich
    24.09.1216:12:53
    красоту не отнимешьь, есть в его облике что-то прогрессивное, что-то что выделяет его из многочисленного ряда судов построенных и в СССР и в США
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    24.09.1217:39:36
    "+" Любопытно!
  • 0
    Геннадий Майоров Геннадий Майоров
    24.09.1217:52:19
    Очень интересно   
  • 0
    Нет аватара termometrix
    24.09.1222:47:37
    Есть еше один Краткие технические характеристики платформы радара: Проектант - MOSS MARITIME Класс - Moss CS50 Страны постройки - Россия/США Выборг/AMFELS (Brownsville TX) Верхняя часть корпуса: Длина палубы - 82,85 м Ширина палубы - 70,43 м Высота до главной палубы - 40,65 м Эксплуатационная осадка - 21,5/23,5 м Водоизмещение при осадке 23,5 м - 50340 т Транзитная осадка - 9,85 м Водоизмещение при транзитной осадке - 32800 т Понтоны: Длина - 118,56 м Ширина - 14,45 м "Основу радара составила спущенная на воду в Выборге в конце 2001 года многоцелевая глубоководная полупогружная платформа со свободной палубой класса MOSS CS-50." "За то собаку кормят, чтоб она брехала"
    Отредактировано: termometrix~11:19 03.10.12
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,