Лого Сделано у нас
44

Петр Бутовский о ПАК-ФА

 

В статье известного зарубежного эксперта по российской авиации П. Бутовского в журнале Air International за 2012 г. дается последняя информация по состоянию программы ПАК ФА. Отметим, что статьи этого автора по данной теме вышли практически во всех ведущих мировых авиационных журналах. В этой связи представляется небезынтересным привести зарубежный взгляд на развитие программы создания российского истребителя 5-го поколения.



В начале февраля глава холдинга Сухой М. Погосян заявил агентству ИТАР-ТАСС, что прототип истребителя пятого поколения ПАК ФА совершил более 120 полетов, 100-й полет состоялся 3 ноября 2011 г.

Самое важное заключается в том, что третий прототип Т-50-3 присоединился к испытательным полетам вслед за первым полетом, состоявшимся 22 ноября в Комсомольске-на-Амуре. Т-50-3 был разобран и 28 декабря доставлен в Жуковский, где все его системы были снова установлены. Он стал первым прототипом ПАК ФА, на котором была установлена РЛС с ФАР Н036. На двух первых прототипах Т-50-1 и Т-50-2 имелась лишь обшитая металлом носовая часть. Но на сегодняшний день РЛС на третьем прототипе включает только переднюю антенну, работающую в трехсантиметровом диапазоне.

 

 

 

На Т-50-3 также установлены два дополнительных датчика излучения вражеских РЛС 101КС-У – один внизу носовой части, а второй под хвостовой балкой. На опубликованных к сегодняшнему дню фотографиях Т-50-3 видно, что никаких боковых датчиков излучения скорее всего не установлено. Некоторые элементы оптико-элпектронного комплекса 101КС «Атолл» (оптическая локационная система 101КС-В и система противодействия 101КС-О) были установлены на прототипе Т-50-2, но на первом прототипе Т-50-1 их не было вовсе.

 

 

 

 

Три комплекты отстрела ловушек УВ-50 установлены на хвостовой балке Т-50-3. Одна направлена вниз, а две вверх от самолета. Неизвестно, оснащен ли Т-50-3 другими внутренними системами как кодированная система связи или электронный постановщик помех.

Однако третий прототип отличается двумя явными изменениями. Это переделанные воздухозаборники в основаниях килей, которые служат для охлаждения двигательных отсеков и для нужд системы кондиционирования, и несколько отличающиеся от первых двух прототипов закрылки крыльев. До середины февраля Т-50-3 не совершал полетов.

Проблемы

Первые прототипы столкнулись со сложностями. Как сообщалось, в августе 2011 г. на первом прототипе Т-50-1 в нагруженных элементах конструкции самолета были обнаружены трещины. Самолет был подготовлен к испытаниям на высоких углах атаки и был оснащен противоштопорным парашютом, смонтированным в хвостовой балке. Хотя официальных подтверждений не было, Т-50-1 не появлялся с августа 2011 г., и считается, что летная часть программы испытаний для него закончилась.

Второй прототипа Т-50-2 в настоящее время совершает полеты с вертикальным оперением, которое судя по всему принадлежало первому прототипу Т-50-1 (они имеют маркировку 051). Проблему с конструкцией самолеты были обнаружены на ранних этапах испытаний, когда самолет еще не проходил испытаний с большими перегрузками, что показывает необходимость в усилении конструкции Т-50.

 

 

Недавно М. Погосян заявил: «четвертый самолет взлетит в 2012 году» , но не уточнил, когда это произойдет. Он кажется более осторожным относительно сроков полета четвертого прототипа, по сравнению с прошлым годом, когда он заявлял о том, что полет состоится до конца 2011 г.

Внешняя осторожность Погосяна может свидетельствовать в пользу предположения о том, что в четвертый прототип вносятся изменения по факту возникновения проблем у Т-50-1. Следует отметить, что различные накладки заметны на килях Т-50-1 и Т-50-2, а теперь имеются и на Т-50-3.

Главком ВВС России А. Зелин остается оптимистично настроенным. В своем заявлении агентству РИА «Новости» в середине февраля он сообщил, что к 2015 г. будет изготовлено 14 экземпляров Т-50. К первым трем прототипам присоединятся еще три самолета, а предсерийные машины будут изготовлены в 2013-2015 гг.

В соответствии с имеющимися планами, в 2013 г. Т-50 будет передан на Государственные испытания в Ахтубинске. ГПВ-2020 предусматривает закупку 60 серийных ПАК ФА в 2016-2020 гг.

Второй этап двигателя «изделие 30»

Недавно НПО «Сатурн» объявило о том, что полномасштабная разработка двигателя «изделие 30» для истребителя ПАК ФА «второго этапа» официально началась в 2011 г., тогда же было открыто государственное финансирование. Но в феврале глава корпорации «Оборонпром» А. Реус, в которую входит Объединенная двигателестроительная корпорация, сообщил, что первые образцы «изделия 30» второго этапа будет изготовлены в 2016 г. Двигатель разрабатывается в кооперации всех предприятий ОДК, но ведущая роль (порядка 70%) принадлежит НПО «Сатурн».

Все три прототипа Т-50 оснащаются двигателями АЛ-41Ф1 (также известные как «изделие 117»). Этот двигатель представляет собой глубокую модернизацию двигателя АЛ-31ФП, который устанавливается на истребителе Су-30, с увеличенным диаметром вентилятора, новыми турбинами высокого и низкого давления, улучшенной камерой сгорания и новой цифровой системой контроля двигателя, интегрированной с системой управления самолетом.

 

 

По информации пресс-релиза ОДК от ноября 2011 г., было выпущено 16 АЛ-41Ф: шесть дл наземных испытаний и десять для испытаний в воздухе на борту Су-27М и прототипов Т-50.

 

 

Имеющийся АЛ-41Ф1 («изделие 117») имеет тягу на форсаже 15 тонн и 9,5 в бесфорсажном режиме. Считается, что новый двигатель «изделие 30» имеет тягу 18 и 11.5 тонн соответственно, и станет двигателем серийных ПАК ФА к 2020 году.

Патент на ПАК ФА

Анализируя известный опубликованный патент на ПАК ФА, П. Бутовский приходит к следующим выводам.

Требования к самолету, которые вытекают из его схемы, могут быть расположены в следующем порядке: низкая ЭПР, сверхманевренность на высоких углах атаки, высокая аэродинамическое качество на сверхзвуковых скоростях (которое также сохраняется и на низких скоростях); значительная нагрузка во внутренних отсеках вооружения.

Из патента вытекает, что ПАК ФА имеет ряд преимуществ перед американским F-22. Двигатели расположены далеко друг от друга, что позволяет получить объемный внутрифюзеляжный отсек вооружения, а отклонение сопел двигателей позволяет сохранять управление самолетом на вертикальной и горизонтальной плоскости на низких скоростях. В то же время управления рулями на F-22 затруднено, так как у него двигатели расположены рядом, и/или отсутствие «плеча самолета» не позволяет управлять самолет по этим осям.

 

 

 

Воздухозаборники на Т-50 короче и вытянутее чем у F-22, что способствует снижению веса конструкции (но в патенте не указано, что S-форма воздухозаборников у F-22 выбрана с целью снижения видимости в РЛ диапазоне).

 

 

 

В отличие от F-22 на Т-50 установлены полностью поворотное вертикальное оперение, которые меньше и легче.

Двигатели на Т-50 расположены под таким углом, что в случае отказа одного из них вектор тяги будет проходить вблизи центра тяжести самолета, что упросит управление самолетом. Сопла двигателей АЛ-41Ф1 отклоняются вверх и вниз в двух плоскостях, но отклоняются от оси симметрии самолета в виде буквы «V», что напоминает установку двигателей АЛ-31ФП на Су-30МКИ.

Снижение ЭПР достигается за счет тщательной отработки предкрылков самолета, горизонтального оперения и переднего отклоняющегося оперения. Дополнительные меры по снижению ЭПР включают граненые боковые панели фюзеляжа и воздухозаборники, которые скошены в двух плоскостях.

 

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!

  • 0
    Нет аватара Constructor
    14.06.1222:51:55
    Зачем ставить установки отстрела тепловых ловушек если есть "Атолл"? Лишний вес и обьем.
    • 0
      nano nano
      14.06.1222:56:40
      Отправьте свое предложение в ОКБ Сухого, научите их делать самолеты!    
      • 0
        Нет аватара Constructor
        14.06.1223:03:25
        Решение принимают начальники, к которым данные приходят через десятые руки. Многое понимание поверхностно. Надо попросить, чтобы задали.
        • 0
          nano nano
          14.06.1223:06:41
          Тогда устройтесь на работу в ОКБ Сухого и продвигайте свои революционные идеи.    
          • 0
            Нет аватара Constructor
            14.06.1223:11:16
            Мне и на моем месте хорошо. Просто не понимаю логику ставить две системы выполняющие одну функцию. И "Атолл" делает ее лучше.
            • 0
              nano nano
              14.06.1223:16:27
              Авиация немыслима без резервирования. И вы похоже не уловили сарказма в моих предыдущих постах. Поясню. ЛТЦ нужны для противодействия ракетам с тепловой ГСН. Они дешевы, достаточно эффективны. Как можно сравнивать Атолл с ними? Это вообще совершенно разные вещи для разных задач.    
              • 0
                Нет аватара Constructor
                14.06.1223:22:40
                Некоторые элементы оптико-элпектронного комплекса 101КС «Атолл» (оптическая локационная система 101КС-В и система противодействия 101КС-О) были установлены на прототипе Т-50-2, но на первом прототипе Т-50-1 их не было вовсе. Что такое 101КС-О? Для чего она?
                • 0
                  nano nano
                  14.06.1223:30:36
                  Так сначала говорите, что она лучше, ее только и оставить. А потом "Что это такое? Для чего она?"    
                  • 0
                    Нет аватара Constructor
                    14.06.1223:39:10
                    Эти вопросы для Вас, чтобы Вы осмыслили написанную Вами статью.
                    • 0
                      nano nano
                      15.06.1200:11:05
                      Вы думаете я не в курсе, что подсистема обороны 101КС-О предназначена для постановки помех тепловым ГСН?     И поэтому теперь надо в срочном порядке убрать ЛТЦ? Напоминает кукурузника и его желание раскатать всю авиацию. Ракеты же придумали, нафига нам авиация?     Вот и вы предлагаете относительно легкую, проверенную временем и очень дешевую систему заменить неведомым изобретением, не прошедшим всесторонних испытаний, не опробованном в бою. И, к тому же, с весьма странной диаграммой направленности. Видимо ПЗРК и раветы БВБ должны лететь исключительно сверху, да еще и не к пышущим жаром двигателям, а к кабине.    
                      • 0
                        Нет аватара Constructor
                        15.06.1207:09:48
                        1. Ловушки обычно заканчиваются в самый неподходящий момент. 2. Не испытанное на самолет не ставят. 3. Мало ли странных люков снизу фезюляжа. Сарказм-это хорошо, но думать тоже надо.
                    • 0
                      nano nano
                      15.06.1200:11:46
                      Кстати, пушку тоже надо убрать? Вот она-то дофига весит.    
              • 0
                Нет аватара Constructor
                14.06.1223:27:17
                http://rbase.ne...yh-sudov-.shtml Что-то типа этого.
  • 0
    Aerodinamik Aerodinamik
    15.06.1200:50:58
    Хотя официальных подтверждений не было, Т-50-1 не появлялся с августа 2011 г., и считается, что летная часть программы испытаний для него закончилась.
    Хотелось бы чтобы Т50-1 в конечном счете оказался в музее в Монино    
    • 0
      nano nano
      15.06.1200:56:49
      Гнить под открытым небом?    
      • 0
        Aerodinamik Aerodinamik
        15.06.1201:02:36
        Стоять рядом с Т10-1
      • 0
        Нет аватара imperskij@pes
        15.06.1202:58:24
        даёшь всероссийский конкурс архитекторов и дизайнеров на 3 федеральных аэрокосмических КРЫТЫХ музея! один в ЦАО, один в Сибири, один на ДВ! ведь и вправду жалко до слёз!
        • 0
          nano nano
          15.06.1211:30:03
          Помню были обещалки где-то сделать. Вроде в Жуковском. Но обещалки на то и обещалки.    
        • 0
          Нет аватара Eldarado
          15.06.1212:57:27
          Для этого нафиг не нужны архитекторы и дизайнеры. Нужны просто добротные ангары.
          • 0
            Нет аватара imperskij@pes
            16.06.1200:42:50
            ещё как нужны! в красивый дом хочется войти вдвойне!
            • 0
              Нет аватара Eldarado
              16.06.1214:23:24
              А нужен не дом. Нужен ангар. ЗЫ За последние 2 года я пересморел кучу российского "дизайна" и архитектуры. 98% — адъ и погибель: непрактично, нетехнологично, скучно и некрасиво. Увы. Российским дизайнерам ещё учиться, учиться и учиться.
              • 0
                Сергей Перовский Сергей Перовский
                18.06.1200:35:47
                Спешу утешить: это сделано не только у нас     Современные архитекторы не знают элементарного сопромата и норовят нарисовать нечто нереализуемое. Современные дизайнеры думают не о красоте и удобстве, а о новизне любой ценой. И так во всем мире. За очень редкими исключениями.
                • 0
                  Нет аватара Eldarado
                  18.06.1219:46:04
                  Поэтому лучше простой ангар. "Зато дёшево, надёжно и практычно" =)
      • 0
        Нет аватара Eldarado
        15.06.1212:32:52
        В Зисхайме стоят и не гниют. Климат другой?    
        • 0
          nano nano
          15.06.1212:59:25
          Люди другие. Которые ценят свою историю. И не только свою. Вскоре для того, чтобы посмотреть на совертскую авиацию и Буран, придется ехать в Германию.
          • 0
            Нет аватара Krausse
            15.06.1215:46:44
            Зато на Спираль (вернее Эпос, как часть проекта) можно посмотреть в Монино.    
          • 0
            Aerodinamik Aerodinamik
            15.06.1218:39:39
            Или в США, там оно еще и летает.
  • 0
    Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
    15.06.1210:37:27
    Спасибо! Очень интересно.
  • 0
    edsw edsw
    15.06.1220:21:04
    Я так понимаю система противодействия 101КС-О и УВ-50 будут работать вместе 101КС-0 обнаруживает ракету и автоматически отстреливает ловушки
  • 0
    Нет аватара Disgusting
    15.06.1221:47:01
    Как будут закрывать вентилятор двигателя, кто-нить в курсе ?
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,