стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
36

Соревнования автомобилей-роботов в России

Фотография команд участников Робокросс-2011


Несколько лет назад в России появилась образовательная программа «Робототехника» . Согласно этому официальному сайту она включает в себя 3 основных направления: 

ОБЩАЯ РОБОТОТЕХНИКА — мехатроника, робототехника и высокие технологии в системе общего образования и хобби
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА — мехатроника, робототехника, высокие технологии в системе профессионального образования; выявление и продвижение перспективных кадров для высокотехнологичных отраслей
ИННОВАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО — содействие реализации молодежных инновационных и предпринимательских инициатив, самозанятости молодежи в сфере высоких технологий; создание бизнесов в сфере высоких технологий участниками Программы

Остановлюсь на профессиональной робототехнике. В рамках этого направления проводятся 2 основных вида соревнований:
• Робофест — соревнования мобильных роботов в своих классах, отборочные соревнования для участия в Азиатско-Тихоокеанских робототехнических соревнованиях ABU ROBOCON. 
• Робокросс – соревнования беспилотных автомобилей-роботов. О них сегодня и пойдет речь.



Робокросс-2010.
По результатам проведения Робофест-2010 командам участникам было подарено 6 автомобилей «Газель-бизнеес» для их переоборудования в беспилотные транспортные средства и вручено приглашение на Робокросс. Соревнования состоялись (впервые в России) 18 июля 2010 года на молодежном инновационном форуме «Селигер 2010. Команды-участники представляли такие ВУЗы как:
• Московский автодорожный институт, 
• Ковровскую государственную технологическую академию, 
• Саратовский государственный технический университет, 
• Рязанский государственный радиотехнический университет, 
• Нижегородский автомеханический техникум, 
• Нижегородский государственный университет им. Лобачевского.
Один их спонсоров («Техновижн») так же представил для участия свою Газель.

Согласно правилам, автомобили должны были автономно (без участия оператора) выполнить 3 задания:
• проехать по прямой от точки до точки — задание являлось квалификационным заездом 
• проехать по п-образной траектории – примерно 100 на 30 метров 
• проехать по сложной кривой общей протяженностью около 400м.

Трасса задавалась дорожными конусами, расставленными на трассе. Команды-участники могли заранее пройти трассу и снять координаты узловых точек для своих автомобилей – основной системой навигации являлась ГЛОНАСС/GPS (обязательное условие соревнований) — Геос-1М. Еще одним обязательным условием было наличие системы экстренной остановки (подобно системе E-STOP).



Места распределились следующим образом: 
1. Red Eyes (Ковровская государственная технологическая академия), капитаном которой я и являюсь.
2. НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум)
3. Аврора (Рязанский государственный радиотехнический университет)

Не обошлось, конечно, и без небольших происшествий – во время настройки и пробных заездов мы сбили небольшую елочку и деревянный транспарант.


человек, бегущий рядом, обеспечивает экстренную остановку с пульта р/у


Робокросс-2011.
Соревнования снова проходили на берегу озера Селигер. На этот раз правила усложнились. 
Задания включали в себя не только автономный вариант движения транспортного средства, но и ручной:
• Движение в автономном режиме по прямой и остановка – квалификация.
• Движение в ручном режиме управления – «разведка». Необходимо было приехать в точку с заданными географическими координатами (координаты выдавались за полчаса перед заездом). В этой точке находился предмет, который необходимо было опознать, и передать его изображение. 
• Движение в автономном режиме по кривой (так же задаваемой координатами узловых точек), общей протяженностью 500м – «транспортировка». 

На трассе находились препятствия, ширина коридора в самых узких местах составляла около 3м (при средней погрешности ГЛОНАСС/GPS приемника в 10м). Движение от точки до точки проходило по произвольной траектории с учетом обьезда препятствий. Оценивались точность и время прохождения трассы. Обнаружение и обьезд препятствий был выполнен у всех по разному — кто-то использовал лазерный сканер (sick) и строил карту местности, кто-то использовал УЗ дальномер (работающий по приницпу: вижу препятствие, начинаю поворачивать до тех пор, пока препятствие не выйдет из зоны движения).
Требования к системам навигации и экстренной остановки не изменились. 

На этот раз кроме Газелей участие принимали самодельные транспортные средства и легковые автомобили. Квалификацию смогли пройти 7 странспортных средств.

 

Транспортное средство, построеное с применением электрических велоколес и системы технического зрения.


Команда Уфимского государственного колледжа радиоэлектроники. К сожалению их автомобиль потерял управление и врезавшись в препятствие выбыл из гонки.


Призовые места совпали с прошлогодними:
1. Red Eyes (Ковровская государственная технологическая академия)
2. НАМТ (Нижегородский автомеханический техникум)
3. Аврора (Рязанский государственный радиотехнический университет)


Команда-победитель Red Eyes


По результатам этих соревнований команда победитель получило права участвовать в европейских соревнованиях беспилотных автомобилей M-ELROB 2012, которые пройдут осенью в Швейцарии. Впервые Россия принимает участие в таких крупных соревнованиях беспилотных автомобилей-роботов.


Список участников M-ELROB 2012.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    26.05.1202:12:28
    перспективно.
    • 0
      nano nano
      26.05.1212:03:25
      Да, хорошо когда учебные заведения чем-то таким занимаются. А то у многих сложилось мнение, что в них только взятки берут.    
      • 0
        SergioSAR SergioSAR
        26.05.1212:07:36
        Я вот до этого не слышал о таких соревнованиях    А ребятам на фото видимо ГАЗ машины выделил для опытов?
        • 0
          nano nano
          26.05.1212:12:12
          Насколько я помню, да.
  • 0
    Бахтушкин Эркин Бахтушкин Эркин
    27.05.1218:56:40
        Круто!!!!
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,