стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
56

...в небе над Парижем (обзор рынка фанеры)

Мы привыкли считать, что в лесной отрасли удел России — экспорт кругляка и целлюлозы. Тема развития деревопереработки в качестве альтернативы постоянно мусолилась на всех уровнях, но особых достижений не было. Однако мало-помалу ситуация стала меняться. И свидетельство тому — рынок фанеры.

По итогам 2011 года производство фанеры в России почти вдвое превысило пиковые показатели (см. график 1), достигнутые в лучшие советские годы, перевалив за 3 млн кубометров. Построено два новых крупных предприятия — Енисейский и Вятский фанерные комбинаты. Наконец, в отрасли появился крупный игрок — группа «Свеза», основным бенефициаром которой является бизнесмен Алексей Мордашов. На днях было объявлено о приобретении ею фанерного комбината «Фанком». С этой покупкой «Свеза» становится не только ключевым российским производителем, контролирующим треть всего рынка, но и крупнейшим европейским игроком.

 

За исключением короткого периода 2008–2009 годов производство фанеры устойчиво растет с 1997 года. В 2011-м был достигнут очередной исторический максимум. В 2010-м Россия заняла пятое место в мире после КНР, США, Малайзии и Индонезии, переместившись на три позиции вверх по сравнению с 2002 годом. По экспорту фанеры Россия занимает четвертое место после КНР, Малайзии и Индонезии.

В начале 1990-х фанерные предприятия России работали в основном на экспорт. Доля экспорта фанеры возросла с 17,8% в 1992 году до 71,3% в 1995-м. Выходу российских производителей на мировые рынки благоприятствовало высокое качество и относительная дешевизна основного сырья для производства фанеры — березы, имеющей более высокие термомеханические свойства по сравнению с другими породами деревьев. Росту экспорта способствовали и невысокие таможенные барьеры.

Даже сейчас, по словам представителей компании «Илим Тимбер», экспорт фанеры в страны Евросоюза в течение первого полугода не облагается пошлинами, вторые полгода пошлина составляет 3,5%.

Еще одной причиной, подстегнувшей рост производства фанеры, стало значительное повышение с 2007 года экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы, в том числе фанерное сырье. Наконец, с 2008 года опережающими темпами растет внутренний спрос на фанеру, который уже превысил и докризисный уровень, и объемы экспорта.

Основными потребителями фанеры в России традиционно остаются две отрасли — строительство и производство мебели.

«Такого роста, как в 2000-х, мы уже, вероятно, не увидим. Одним из основных факторов, который может серьезно ограничить рост внутреннего спроса, является планируемый запуск заводов OSB — прямого конкурента фанеры. К 2014 году ожидается запуск как минимум двух крупных заводов общей мощностью, превосходящей объемы сегодняшнего потребления, что может привести к избыточным мощностям и ценовым войнам, которые ударят и по фанерному рынку», — считает консультант финского отраслевого агентства Pöyry Management Cоnsulting Алексей Бесчастнов.

Впрочем, не все игроки рынка согласны с этим утверждением. По мнению представителей компании «Илим Тимбер», возможная конкуренция с плитами OSB вызвана лишь суждениями о хвойной фанере как о материале с невысокими потребительскими качествами. Однако это связано лишь с тем, что вся качественная хвойная фанера из России отправлялась на экспорт, на внутреннем же рынке реализовывалась только низкосортная продукция, которую действительно имеет смысл заменять OSB-плитами.

Тем не менее у крупных российских фанерных заводов остаются возможности для расширения производства. Почти 20% производимой в России фанеры приходится на несколько десятков мелких фанерных заводов, работающих в основном на местных потребителей. Рост конкуренции может выдавить их с рынка и освободить место для крупных игроков с большими возможностями контроля себестоимости.

Да и на внешнем рынке у российских компаний по-прежнему есть неоспоримое конкурентное преимущество в виде качественной березовой фанеры, по производству которой Россия была и останется лидером.

«Ожидается, что, несмотря на рост цен на ключевые составляющие себестоимости (древесина, рабочая сила, электроэнергия, связующее), Россия будет улучшать свои позиции на мировом рынке фанеры», — говорит Алексей Бесчастнов. Комбинат «Фанком», расположенный в поселке Верхняя Синячиха Свердловской области, стабильно входит в число пяти крупнейших фанерных заводов России.

С его покупкой «Свеза» сможет производить в год 900 тыс. кубометров фанеры и 300 тыс. кубометров ДСП. В результате «Свеза» будет контролировать более 30% производства в российской фанерой промышленности (см. график 2).

Помимо «Фанкома» на производстве хвойной фанеры специализируются входящий в группу «Илим Тимбер» Братский ДОК и новый, запущенный в прошлом году, Енисейский фанерный комбинат. Во-вторых, и это главное, после покупки «Свеза» окончательно утвердится в качестве крупнейшего европейского производителя. В настоящее время по размерам производственных мощностей первое место в Европе удерживает финская UPM, но, с учетом приобретения «Фанкома» и расширения других заводов группы, «Свеза» уже с этого года может обойти прежнего лидера (см. график 3).

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,