Лого Сделано у нас
83

Самая большая в мире подводная лодка — 40 лет на службе России

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Самая большая в мире подводная лодка принадлежит России: ТК-208 «Дмитрий Донской» стоит на боевом дежурстве уже 40 лет. Корреспонденты «Сделано у нас» посетили боевой корабль и узнали о том, как создавался и как устроен корабль-рекордсмен.

ГРОЗА МОРЕЙ — И ПОДВОДНЫЙ «ХИЛТОН»

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер «Акула» был заложен на «Севмашпредприятии» в 1976 году. Для его строительства на заводе был создан отдельный цех, ставший крупнейшим в мире крытым эллингом. Корабль был спущен на воду в 1980-м, вступил в строй в декабре 1981 года, а еще через год перешёл в пункт постоянного базирования на Северном флоте. Десять лет спустя он прошел модернизацию, и суммарно уже 40 лет несет службу и выполняет лишь ему посильные задачи. Имя великого полководца Дмитрия Донского подводная лодка получила в 2002 году.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

ТК-208 — корабль-рекордсмен сразу по нескольким параметрам: это самое длинное на тот момент подводное судно (172 метра) с самым большим водоизмещением (48 тысяч тонн). Гигантский крейсер приводят в движение две огромные турбины мощностью по 50 тысяч лошадиных сил, а общая мощность реакторов, работающих на тепловых нейтронах, доходит до 2,45 млн. лошадиных сил.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Примечательна и конструкция атомохода, разработанная под руководством академика Сергея Ковалева в Ленинградском конструкторском бюро морской техники «Рубин». Масштабное вооружение в виде самых больших морских баллистических ракет РСМ-52 потребовало нестандартных инженерных решений. Авторы проекта создали его по образцу катамарана: под внешней гидроакустической обшивкой расположены пять прочных корпусов, между двумя из которых в носовой части и находятся 20 пусковых шахт. Еще шесть торпедных аппаратов, подходящих для подводных скоростных ракет, торпед и мин, располагаются в специальном отсеке в носовой части.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Катамаранный принцип гарантирует кораблю повышенную живучесть: в случае повреждения одного из корпусов экипаж может быть эвакуирован и продолжать нести службу на втором. Благодаря такой конструкции «Акула» стала единственной в мире субмариной, которую можно пройти по кругу по переходам между корпусами. Их суммарная длина — около двух километров! Каждый из 19 водонепроницаемых отсеков подлодки представляет собой отдельный модуль: они герметичны, благодаря чему в них поддерживается требуемое давление и не может проникнуть загрязненный воздух из соседних отсеков. На случай аварии в отсеках, куда есть шансы оперативно добраться у большей части моряков, размещены две спасательные камеры суммарной вместимостью 180 человек.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Так как технические помещения крейсера занимают значительную площадь, у него нет жилого отсека: компактные каюты расположены во всех свободных частях корабля. Но инженеры всерьез побеспокоились и о комфорте экипажа субмарины-гиганта, за что ее даже прозвали плавучим «Хилтоном». Здесь есть спортивный зал, комната отдыха со сменяющимися изображениями на стенах и первые в истории подводного флота сауна и бассейн. Кроме того, ТК-208 — единственная в мире подводная лодка с комнатой для курения!

О СЛУЖБЕ

О службе на подводной лодке рассказал 10-й командир ТРПК СН ТК-208 «Дмитрий Донской», капитан 1-го ранга Олег Геннадьевич Цыбин.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

«Я командую кораблем с 2007 года — и для меня большая честь быть командиром самой большой подлодки в мире, которая уже 40 лет ходит в море. Субмарина легко управляется, хорошо погружается и всплывает и прекрасно справляется с боевыми задачами. В частности, именно мы проводили испытания новых ракетных комплексов „Булава“, после которых они были приняты на вооружение. Сейчас мы приступили к обеспечению испытаний новых подводных лодок 4-го поколения и отремонтированных подводных лодок. Но, увы, корабль не молодеет, поэтому сейчас наша главная задача — поддерживать его работоспособность и технически исправное состояние.

У нашей подводной лодки самый многочисленный экипаж, потому что многие из отсеков и механизмов нужно обслуживать вручную. Самый большой на моей памяти выход в море длился 96 дней, а самый длительный поход с момента от выхода на базу до возвращения — около шести месяцев.

Когда каждый занят своим делом, поддерживать положительный настрой экипажа легко. Мы занимаемся и организацией досуга: стараемся, чтобы у каждого моряка хотя бы раз в неделю был выходной, проводим военно-технические эстафеты, спортивные мероприятия и конкурсы.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Мы подготовлены и к коронавирусной опасности: на корабле есть фельдшер и доктор, которые могут оказать первую помощь, все члены команды провакцинированы, дважды в сутки проводится дезинфекция отсеков. В одном из них организован штатный изолятор, куда направляли моряков в случае подозрения на COVID-19 — к счастью, оно всегда оказывалось ложным.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Самым ярким событием за годы моей службы стало участие в главном военно-морском параде в честь Дня ВМФ, проходившем в 2017 году в Кронштадте. Специально для этого атомная лодка впервые в истории вошла в Балтийское море и в Финский залив».

Фото и текст — Бионышева Елена

Фото- Радченко Андрей


  • Хэштэг: ВМФ
  • 2
    Letun Letun
    08.12.2118:50:50

    Имя «Дмитрий Донской» уже отдано новому заложенному РПКСН пр. 955А. ТК-208 дослуживает последние месяцы.

    • 9
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      08.12.2119:58:57

      Значит есть доверие к СУН если разрешили посетить атомную подлодку!

      И лично к авторam!!!

      Отредактировано: Roman Wyrzykowski~12:30 09.12.21
  • 11
    Е.Юрий Е.Юрий
    08.12.2121:02:38

    Однако, куда Вас занесло    Это есть очень хорошо, надо больше обращать на себя внимание и как следствие популяризировать СуН, а следовательно и просвещение и правильная ориентация умов народа. Может и господдержка будет, хотябы информационная,ведь значимость таких проектов огромна.

  • 5
    Arsenic Arsenic
    09.12.2108:59:43

    Буквально пару дней назад стал перечитывать «акулы из стали», как раз про подлодку этого типа. Категорически рекомендую!

  • 1
    Arsenic Arsenic
    09.12.2109:28:38

    а общая мощность реакторов, работающих на тепловых нейтронах, доходит до 2,45 млн. лошадиных сил.

    Тут похоже закрался лишний ноль. Там два реактора по 190 МВт тепловых, это 260 тыс л.с, хотя тепловую мощность мерить в лошадиных силах странно.

    • Комментарий удален
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,