стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
98

РКЦ «Прогресс» завершил испытания первой ступени ракеты «Союз-5»

Ракета-носитель «Союз-5»Ракета-носитель «Союз-5» © roscosmos.ru

Ракетно-космический центр «Прогресс» (г. Самара, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») завершил ряд статических испытаний топливных баков первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5».

В ходе испытаний опытных образцов бака окислителя была подтверждена заявленная прочность и жесткость элементов конструкции.

С этой целью конструкция одного из двух опытных образцов бака окислителя была доведена до разрушения внутренним испытательным давлением. Результат испытаний подтвердил правильность всех конструкторских решений по разработке верхнего и нижнего днищей бака и их стыковки к корпусу. Следующим этапом работ станут динамические вибропрочностные испытания, которые пройдут в Центральном научно-исследовательском институте машиновстроения (ЦНИИмаш, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») в городе Королёве Московской области.

испытания бака окислителя для новой ракеты-носителя «Союз-5»испытания бака окислителя для новой ракеты-носителя «Союз-5» © samspace.ru

Баки для ракеты-носитеоя «Союз-5» впервые будут изготовлены из нового алюминиевого сплава 1580. Использование этого материала с повышенными прочностными свойствами позволяет увеличить выводимую массу полезного груза на несколько сотен килограмм.

При производстве ракеты «Союз-5» будет использоваться новая для отечественного ракетостроения технология — сварка трением с перемешиванием. Оборудование, выполняющее роботизированную сварку трением с перемешиванием, разрабатывает и производит ЗАО «Чебоксарское предприятие «Сеспель».

В 2019 году Фонд развития промышленности предоставил РКЦ «Прогресс» льготный заем по специальной программе «Конверсия». Средства направлены на создание уникального оборудования для производства ракеты «Союз-5».

Ракета-носитель «Союз-5» и КК «Орёл»Ракета-носитель «Союз-5» и КК «Орёл» © samspace.ru

Ракета-носитель «Союз-5» — российская двухступенчатая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъемности (масса полезного груза, выводимого на низкую околоземную орбиту, — 17 тонн) разрабатывается и изготавливается в РКЦ «Прогресс» в городе Самаре. Главным конструктором космического ракетного комплекса «Союз-5» назначен генеральный директор предприятия Дмитрий Баранов, главным конструктором ракеты-носителя «Союз-5» — Александр Черевань.

В составе ракеты «Союз-5» будут использоваться уникальные жидкостные ракетные двигатели: на первой ступени — двигатель РД-171МВ разработки Научно-производственного объединения «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (входит в Роскосмос), на второй ступени — РД-0124МС разработки Конструкторского бюро химавтоматики (входит в Роскосмос). РД-171МВ — самый мощный жидкостный ракетный двигатель в мире (тяга — 740 тонн), РД-0124МС имеет рекордный удельный импульс (361 с).

В составе новой ракеты-носителя будет использоваться система управления, созданная на отечественной элементной базе. За ее разработку отвечает дочернее предприятие РКЦ «Прогресс» — Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова (г. Екатеринбург, входит в Роскосмос). Применение новой системы управления упростит процесс подготовки ракеты «Союз-5» к пуску на космодроме и минимизирует состав наземного оборудования на стартовом комплексе.

Изображения: Госкорпорация «Роскосмос» и Ракетно-Космический Центр «Прогресс»

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

  • 0
    Slava Arister
    26.10.2100:59:40

    Один из самых перспективных ракет будущего. Если смогут сделать ступень возвратным, вообще отлично будет.

    • 3
      d-rs.livejournal.com d-rs
      26.10.2109:46:25

      Если я верно помню, но Союз-5 возвратным делать не собираются. Возвратной будет отдельная версия Ангары, но позже, чем Союз-5.

    • 1
      Иван Чубов Иван Чубов
      26.10.2110:34:33

      Что за глупость. Союз-5 это локализованный на 100% Украинский Зенит-2 (который в свою очередь на 80% состоял из российских комплектующих), напомню Зенит являлся не просто самостоятельным носителем, но и первой (возвращаемой ступенью) РН Энергия и гарантийным ресурсом двигателей на 10 пусков… В связи с тем, что тема Бурана была закрыта не получил должного развития и Зенит-2/Союз-5… Но тут мы наступаем еще раз на грабли пересортицы носителей (ведь Союз-5 это закрытие Ангары А-3 у которой на территории России будет ДВЕ стартовых площадки… напомню… площадок для Зенита/Союза 5 в РФ НЕТ!!!) Думаю локализация Союза-5 — это завуалированная подготовка к возрождению Супертяжей на базе Энергии… ведь Ангары А-7 тоже не будет…

      В итоге ВСЯ российская космонавтика будет базироваться на трех семействах:

      * «Союз"

      — 3 тонны Союз 2в

      — 9 тонн Союз 2б

      (более 10 стартовых комплексов, в т. ч. 5 в России)

      * «Ангара"

      — 3 тонны Ангара 1

      — 24 тонны Ангара 5

      (2 стартовых комплекса: оба в России)

      * Союз 5 (Энергия NEW)

      — 17 тонн Союз/Энергия V

      — 100-200 тонн??? Энергия Х

      (2 стартовых комплекса, оба требуют модернизации Байконур и Морской старт)

      П.С. Уже говорилось, о том, что в Восточном хотят быстро возвести стартовый комплекс для Зенита-2/Союза 5), т.к. аренда Байконура все-таки заканчивается и близость Владивостока, где базируется Морской старт сейчас.

      П.П.С. Почему я указываю не Союз 5, а Энергия V, по простой причине… Зенит — это крайне ненадежная ракета (9 неудач на 84 пуска), поэтому логично называть иначе, чтоб возможные проблемы никак не влияли на репутацию Союза в пилотируемой космонавтике…

      Отредактировано: Иван Чубов~10:58 26.10.21
      • 0
        Нет аватара vlTepes
        26.10.2110:59:43

        Но тут мы наступаем еще раз на грабли пересортицы носителей (ведь Союз-5 это закрытие Ангары А-3 у которой на территории России будет ДВЕ стартовых площадки… напомню… площадок для Зенита/Союза 5 в РФ НЕТ!!!)

        Именно поэтому, я думаю, что А3 неизбежно будет. Кому-то обязательно придет в голову простая мысль, что какой смысл запускать неполностью заправленную А5, когда можно отстегнуть пару боковушек, если энергетики хватает. Как появился Союз-2.1 В, несмотря на Рокоты, так появится А3, несмотря на Союз-5. Тем более для вояк Союз-5 не будет с А3 конкурировать — в Плесецке нет пусковых Зенита, а пусковая Ангары есть.

        Подковерная борьба Прогресса и Хруничева врядли идет на пользу России.

        Среднесрочные перспективы Союза-5 туманны — ни одной стартовой площадки в России даже в проекте пока нет. А с Байконура казахи могут в любой момент попросить.

        Действительно, перспектива есть только дальнесрочная в связи с супертяжем и будущей третьей очереди Восточного.

        Но пока по слухам третья очередь будет ориентироваться на супертяж на основе Ангары, хотя как раз для супертяжа бы лучше подошли модули Союз-5, а не УРМы Ангары.

        • 0
          Иван Чубов Иван Чубов
          26.10.2114:10:27

          Если вспомнить, что «Рокот» это семейство Протона… с соответствующим токсичным топливом и прекращением производства, то вопросов по смене носителя не вижу…

          а вот с «Союзом 5» ситуация сложнее… Ясно, что во избежание внутренней конкуренции отказ от Ангары а-3 УЖЕ произошел… С вояками тоже ситуация сложная… У НИХ НЕТ грузов в 14-17 тонн… и ВСЕ потребности закрываются Союзами и Ангарой с Плесецка…

          Кроме того Союз-5 — это задействование имеющихся Мощностей и по производству двигателей и по производству других компонентов… поэтому думаю чисто экономическая выгода есть… Как говорил выше — это запуски с морского старта (до 12 в год) + строительство ПУ на Восточном, но не простой, а многофункциональной под Энергию

          • -3
            Нет аватара vlTepes
            26.10.2114:13:04

            Как говорил выше — это запуски с морского старта (до 12 в год) + строительство ПУ на Восточном, но не простой, а многофункциональной под Энергию

            имхо, морской старт уже труп

            • 3
              Иван Чубов Иван Чубов
              26.10.2115:27:39

              С чего такое заключение??? Насколько знаю я… он как раз проходит дооснащение под союз 5

              • 1
                Нет аватара vlTepes
                26.10.2115:32:58

                С чего такое заключение??? Насколько знаю я… он как раз проходит дооснащение под союз 5

                Суда в частной собственности.

                Перед отправкой из США с корабля и с платформы были сняты все американские и украинские системы.

                Оценка восстановления — 35 млрд руб. И это самая скромная оценка. Росатом оценил в 90.

                Решение не принято.

                Сейчас оба судна стоят в отстойнике, никакие работы на них не проводятся

                • 4
                  Clausson Clausson
                  26.10.2116:19:08

                  Вы же сами отмечаете, что сотрудничество S7 и РосАтома по проекту не останавливается. Решение, судя по всему действительно не принято (иначе мы бы уже об этом знали). Хотя Рогозин пару раз в этом году упоминал «морские старты» в речи. В общем тему, не похоронили. Да и отсутствие американского и украинского оборудования на старте это сейчас скорее плюс чем минус.

                  • 0
                    Иван Чубов Иван Чубов
                    26.10.2118:40:10

                    Не знаю, насчет Рогозина, но по новостям передавали, что решение УЖЕ СОГЛАСОВАНО с Путиным

                    [ссылки отключены]©Видео с [ссылки отключены]

                    Думаю форсирование работ по Союзу 5 и означает, что все идет в графике

                  • 3
                    Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
                    26.10.2118:45:39

                    Отсутствие американского и украинского оборудования на Старте это уж точно плюс — это оборудование было бы только бесполезным, а даже вредным грузом — по понятным причинам.

      • 2
        Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
        26.10.2115:24:32

        Не знаю сколько Союз 5 будет имеет общего с Зенитом. Но Союз 5 будет производится в России по российским стандардам и с применением новых российсих технологий. И этот факт определяет уровень его надежности. Впрочем есть планы запускать Союз 5 и из Восточного.

        А на Байконуре Россия будет запускать ракеты по крайней мере лет с 10. Сами казахи не смогут обеспечить его функционирование. А нужен он Китаю — сомневаюсь — у них есть свои площадки.

        • -1
          Иван Чубов Иван Чубов
          26.10.2115:32:27

          Союз-5 это на 80% Зенит 2/3… которые и раньше производились по российским (советским) стандартам внутри России… а что касается «новой» технологии сварки трением… так и Ангару в Омске делают по той же технологии (посмотрите видео на Ютубе, почему производство перенесли из Москвы)…

          Если учесть, что в амурской области строятся ГПЗ по производству гелия и водорода, то и размещение стартовой площадки именно там и целесообразно

          • 6
            Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
            26.10.2115:47:50

            Что и требовалось доказать     — это уже не украинские (старые) технологии и ни грамма украинского производства. При этом понятно что в Омске и в Самаре могут применять те же самые технологии.

            Отредактировано: Roman Wyrzykowski~18:42 26.10.21
          • 3
            Андрей Степанов Андрей Степанов
            26.10.2119:01:28

            Я бы сказал %40 от Зенита, не больше, и то это связано больше с желанием переиспользовать инфраструктуру, которая была создана под Зениты. Новая конструкция, новые двигатели, новое БРЭО. Зенит это 13 тонн на НЗО, а Союз-5 — 17, разница существенная.

            • 1
              Нет аватара Petr-2000
              26.10.2122:12:07

              Я бы сказал %40 от Зенита,

              1 ступень:

              — Зенит РД-171, Союз-5 — РД-171МВ (на 5% больше тяга, легче, проще, надежнее)

              — Зенит АмГ6, Союз-5 — сплав 1580 (на 20-30% прочнее, соответственно на столько же тоньше и легче все элементы баков)

              — Зенит горячая сварка под аргоном, Союз-5 — сварка трением с перемешиванием.

              Полностью перепроектированная ракета, ничего общего не может быть вообще.

      • 12
        Нет аватара Владимир Олегович
        26.10.2121:18:04

        Уважаемые; нет и небыло никакого украинского Зенита, или Русского Протона, был только советский Зенит, как и Р7, Энергия, и иже с ними. Всё делалось совместно и никакая конструкторская документация таких проектов не писалась на украинском, татарском, эстонском или ещё каком. Так-что писать про украинский Зенит — это как писать про узбекский Ил-76.

        А Союз-5 это _новая_ракета-носитель_среднего_класса и точка.

        Это не импортозамещение, не локализация или ещё чего, а полностью новая РН. И да, в качестве силовой установки применяется улучшенный и обновлённый двигатель РД-170МВ от НПО Энергомаш. Вот и всё.

      • 0
        d-rs.livejournal.com d-rs
        31.10.2116:28:46

        Читал, что Союз-5 будет заметно отличаться от Зенита, это не просто локализация.

        И не вижу в вашей схеме метановой Ангары.

  • 1
    Нет аватара siberia2012
    26.10.2121:51:23

    Конечно же советский зенит

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,