Лого Сделано у нас
36

Предварительные итоги по зерну 2020-21 года

 © agroinvestor.ru

Практически со старта сезона-2020/21 российские экспортеры отправляли за рубеж рекордные месячные объемы зерна вплоть до февраля 2021-го. В большинстве месяцев поставки даже превышали вывоз 2017/18 сельхозгода, когда в России был собран самый высокий урожай зерна, а экспорт достиг исторически рекордной планки в 56 млн т. Осенью 2020 года из нашей страны на внешние рынки вывозилось более 5 млн т в месяц, а в сентябре объем отгрузок достиг уровня в 5,84 млн т (ранее самый значительный объем был зафиксирован в ноябре 2017-го — 5,22 млн т).

В отличие от сезона-2017/18, основной составляющей этого вывоза являлись только две агрокультуры: пшеница и ячмень (98% от общего объема), тогда как ранее в этот ряд попадала и кукуруза. Квотирование и лицензирование экспорта зерна, ведение пошлин на отгрузки не помешали России в завершившемся сезоне полностью реализовать экспортный потенциал. С учетом поставок в страны ЕАЭС вывоз зерна и зернобобовых достиг по итогам 12 месяцев сельхозгода 50,6 млн т, что значительно больше, чем в предыдущих двух сезонах, и является вторым результатом после рекорда-2017/18. То же самое и с отгрузками пшеницы: около 38,8 млн т за сезон-2020/21 (в 2017/18-м — 42 млн т). Доля российского экспорта в общем объеме мировой торговли пшеницей составит 20%.

С 1 марта 2021 года пошлина на вывоз пшеницы была повышена с €25 до €50/т, а с 15-го числа того же месяца введены пошлины на ячмень (€10/т) и кукурузу (€25/т). Это привело к существенному падению темпов поставок в оставшуюся часть сезона — до 1,5-2,6 млн т в месяц, за исключением июня.

Традиционно вывоз зерновых в первом месяце лета достигает минимальных значений, однако в этот раз введение с начала июня плавающей пошлины, уровень которой для пшеницы снизился более чем в два раза на фоне растущих цен, привело к тому, что экспорт, по предварительным оценкам, превысил 2 млн т, причем 95% из этого объема пришлось на пшеницу. С ячменем и кукурузой произошла обратная ситуация: экспортные пошлины на эти агрокультуры значительно возросли — по ячменю в три раза, а по кукурузе в 1,6 раза.

 © agroinvestor.ru

Вывоз ячменя с учетом ЕАЭС по итогам сезона оценочно составил более 6,4 млн т. Это исторический рекорд. Способствовали достижению такого показателя высокий валовой сбор ячменя на фоне резко возросших цен на мировом рынке и переключение экспортеров на поставки этой зерновой культуры в период резкого увеличения пошлины на пшеницу. По кукурузе результаты куда более скромные — около 3,8 млн т (что даже ниже прошлого сезона, когда за рубеж было отправлено 4,06 млн т) — на фоне сократившегося урожая в южных регионах и в целом, а также низких темпов вывоза в первой половине сельхозгода.

Лишь в период падения темпов отгрузок пшеницы весной и на фоне крайне высоких цен на мировом рынке месячный экспорт кукурузы резко возрос и достиг 0,9 млн т в марте (почти четверть от всего вывоза за сезон) против 0,1-0,3 млн т в предыдущие месяцы. Увеличение темпов поставок произошло перед введением пошлины на вывоз данной культуры с 15 марта. Сразу после этой даты темпы опять упали до прежнего уровня. Впрочем, новый виток цен на мировом рынке на фоне хорошего спроса со стороны Китая и ухудшения перспектив урожая в Бразилии привели к тому, что в мае экспорт кукурузы из России вновь вырос до 0,6 млн т.

Экспорт зерна в страны ЕЭАС (Казахстан, Белоруссию, Армению и Киргизию) снизился на 0,5 млн т до 2,1 млн т в первую очередь из-за уменьшения импортного спроса со стороны Казахстана после рекордного ввоза из России в прошлом сезоне. В 2019 году валовой сбор пшеницы в этой республике сократился до трехлетнего минимума, составив, по оценкам экспертов, около 11,5 млн т.

Как следует из данных за 11 месяцев сезона-2020/21, Египет вновь занял первое место в рейтинге крупнейших стран-импортеров отечественной пшеницы с показателем 8,06 млн т (рост в 1,3 раза к объему за аналогичный период годом ранее). Россия заняла 63% египетского рынка после крайне низкой доли в 50% в 2019/20-м. Российские экспортеры успешно конкурировали с поставщиками из Франции, Украины и Румынии на тендерах GASC ввиду сокращения валовых сборов в этих странах и менее конкурентоспособных цен, нежели в прошлом сезоне.

Турция сместилась на второе место (6,3 млн т), сократив объемы закупок на 12,5%. Факторами снижения импорта в эту страну стали рост собственного урожая, а также существенная девальвация и нестабильный курс турецкой лиры, что не позволяло компаниям-импортерам формировать планы по закупкам в нормальном режиме. Доля России в импорте Турции по-прежнему составляет 69%. Бангладеш осталась на третьем месте со стабильным объемом 1,92 млн т, снизив закупки лишь немного — на 4,1%. Доля нашей страны в общем импорте пшеницы данной страны составила 28%.

Впервые с сезона-2014/15 возобновил ввоз российской пшеницы Пакистан и сразу в рейтинге крупнейших покупателей занял четвертую позицию. В России он закупил 1,51 млн т (38%) из общего объема почти в 4 млн т, которые страна ввезла на фоне снижения своего валового сбора и постоянно растущего внутреннего спроса. Ранее Пакистан сам выступал экспортером, в стране действовали субсидии на вывоз зерна. Ожидается, что и в 2021/22-м Пакистан закупит сопоставимые объемы, несмотря на восстановление урожая.

Азербайджан нарастил импорт российской пшеницы на 7% до 1,37 млн т, и это пятая строка рейтинга. Как правило, объем поставок в эту страну колеблется на уровне 1,2-1,3 млн т (кроме провального 2018/19-го — 0,62 млн т, когда значительные закупки осуществлялись в Казахстане). Традиционно Россия занимает более 90% в импорте главной зерновой культуры этой страны. Иран находится на шестом месте с объемом в 1,27 млн т. Его импорт к сезону-2019/20 (июль — май) снизился на 18,1%. Однако в июне из-за ожидаемого сокращения валового сбора на фоне засухи эта страна импортирует из России около 320 тыс. т пшеницы, что выведет объем экспорта по данному направлению на уровень выше прошлого сезона — 1,59 млн т (в 2019/20-м — 1,55 млн т). Российская доля в иранском импорте превысит 90%. Завоз пшеницы в исламскую республику в месяц, когда начинается сбор урожая, является весьма необычным явлением и свидетельствует о том, что угроза падения валового сбора в Иране в этом году является очень существенной. Основные поставки идут по Черному морю (90% объема), тогда как кукуруза и ячмень отправляются через порты Каспия.

Существенный рост отгрузок российской пшеницы фиксируется также по отдельным странам Юго-Восточной Азии. Так, вывоз в Филиппины увеличился со 175 тыс. до 542 тыс. т, в Таиланд — с нуля в прошлом сезоне до 309 тыс. т. Не отстают и направления Восточной Азии — Монголия (с 98 тыс. до 262 тыс. т), Южная Корея (с 0,4 тыс. до 86,2 тыс. т), а также Африка (Нигерия, Кения, Того, Ангола, Конго). После четырехлетнего перерыва возобновился экспорт главной зерновой культуры в Саудовскую Аравию. За 11 месяцев завершившегося сельхозгода туда отправлено 123,5 тыс. т благодаря допуску российской пшеницы на тендеры SAGO в части снижения требований по повреждению клопом-черепашкой с 0,1% до 0,5%. Впервые после сезона-2018/19 начались поставки в Иорданию — 228,1 тыс. т за июль — май 2020/21. Растут отгрузки пшеницы и в Бразилию, несмотря на высокую конкуренцию со стороны Аргентины: всего за пару сезонов вывоз увеличился в девять раз — с 26,2 тыс. т в 2018/19-м до 237,6 тыс. т в 2020/21 сельхозгоду.

 © agroinvestor.ru

Что касается ячменя, то безусловным лидером его закупок в России на протяжении многих лет является Саудовская Аравия. За 11 месяцев 2020/21-го она ввезла 2,63 млн т данной зерновой культуры, что в 1,5 раза больше, чем за тот же период в 2019/20-м. Рост происходил наряду с резким снижением поставок из стран ЕС и Украины. На втором месте по объему экспорта ячменя — Иран с показателем 971 тыс. т (за год объемы снизились на 19%), что меньше обычных для него 1-1,3 млн т. Сокращение торговли произошло из-за проблем с расчетами и увеличением закупок в Ираке. Замыкает топ-3 Иордания — 550 тыс. т (в 2019/20-м — 183 тыс. т). Вывоз в эту страну колеблется в зависимости от конкуренции со странами Европы. На четвертой строке Тунис, начавший импорт российского ячменя в марте 2020-го. С июля по май сезона-2020/21 туда отправлено 514 тыс. т. В предыдущем сельхозгоду объем был в 10 раз меньшим. В пятерке крупнейших по закупкам этой зерновой культуры в России — Ливия. Она наращивает ввоз в последние два года. За 11 месяцев сезона-2020/21 страна импортировала 429 тыс. т (плюс 49% к показателю годом ранее).

Еще один традиционный покупатель отечественного ячменя — Турция. В последние три года уровень ее закупок относительно стабилен — 318 тыс. т за июль — май завершившегося сельхозгода. А вот Израиль увеличил ввоз из России в 3,4 раза — до 213 тыс. т. Впервые с мая 2020-го приобрел пять карго ячменя ОАЭ. В сезоне-2020/21 туда будет отправлен рекордный объем — свыше 148 тыс. т. Таким образом, российский ячмень занимает от 37% до 75% в импорте восьми крупнейших стран-покупателей, что свидетельствует о повышенном спросе на него на мировом рынке. Но, например, лидер закупок данной агрокультуры на мировом рынке — Китай — завозит из России пока не более 1% общего объема из-за региональных ограничений по происхождению (только восточные регионы России). За 11 месяцев 2020/21 КНР импортировала 90 тыс. т.

Главными импортерами российской кукурузы на протяжении нескольких лет остаются Иран и Турция — 1,02 млн и 916 тыс. т соответственно по итогам июля — мая завершившегося сезона. Предыдущие два сезона первый закупал в России более 1,7 млн т. Постепенно восстанавливает уровень ввоза кукурузы из нашей страны Южная Корея. За неполный ушедший сельхозгод республика закупила 472 тыс. т, что в 2,4 раза больше, чем за тот же период в 2019/20-м. Однако в сезонах 2015/16 — 2017/18 объем импорта был существенно выше — 948-971 тыс. т. На этом рынке России приходится конкурировать с прочно обосновавшейся здесь Украиной. Активно наращивает ввоз российской кукурузы Китай — 267 тыс. т за 11 месяцев, что в 4,4 раза больше, чем годом ранее. С сезона-2017/18 отгрузки в эту страну выросли более чем в 10 раз. Основные же поставки кукурузы в КНР осуществляют США, Бразилия и Украина.

В сезоне-2020/21 рекорды по экспорту регулярно ставились и в плане маршрутов отгрузок, а также способов доставки зерна на внешние рынки. Например, рейдовая перевалка через порт Кавказ может достигнуть 12,4 млн т (оценка на середину июня), что на треть больше, чем в предыдущем сельхозгоду. Таким образом, будет повторен рекорд сезона-2017/18. Порт Тамань увеличит объемы с 2,84 млн до 3,37 млн т (плюс 18%), малые порты, несмотря на снижение поставок в Турцию, увеличат экспорт до 6,73 млн т за счет роста отгрузок в Грецию, Египет, Израиль и другие страны.

Самая значительная прибавка фиксируется по портам Балтики (в том числе в Финляндии) — почти в два раза до примерно 2 млн т. Причины такого увеличения объемов — рекордный урожай зерна в центре России, загруженность портов юга страны и проблемы с производством в Европе. Новороссийск тоже осуществлял перевалку рекордными темпами — предварительно объем оценивается в 16,2 млн т, что на 13% выше уровня предыдущего сезона. Среди крупных направлений вывоза существенное снижение фиксируется лишь по одному — это порты Каспия в Иран — минус 36%. Стоит упомянуть и самые большие объемы в истории, которые прошли в направлении Монголии, Китая, портов Дальнего Востока. В рамках общероссийского экспорта они не очень значимы, но динамика прироста в разы к прошлым периодам — впечатляющая. Так в КНР через погранпереходы отправлено более 0,5 млн т зерна, или в 3,6 раза больше, чем год назад, в Монголию — в 2,2 раза, на порты ДФО — в 1,5 раза. Экспорт по этим дальневосточным направлениям стимулировали также субсидии на перевозку железной дорогой, позволяющие компенсировать 100% груженого пробега из сибирских и уральских регионов и введенные на круглогодичной основе.

Экспорт зерна по ж/д уже в июле — мае 2020/21-го составил 18,6 млн т, что выше показателя за весь предыдущий сезон (13,5 млн т) и на уровне рекорда-2017/18 (18,6 млн т). Осенью перевозки достигали 2,3-2,5 млн т в месяц против максимальных 1,6-1,8 млн т, которые имели место в 2017/18 сельхозгоду. По итогам сезона ожидался исторический рекорд железнодорожных перевозок зерна на экспорт, оцениваемый аналитическим центром «Русагротранса» в июне в 19,3 млн т. Доля железной дороги в российском экспорте зерна выросла до уровня 11-летней давности в 42% против 32-36% в последние годы. Связано это в первую очередь с увеличением возможностей инфраструктуры, а именно ростом мощностей по выгрузке вагонов на терминалах Новороссийска почти на четверть.

Свою роль сыграло и расширение парка вагонов-зерновозов: в последние четыре года их количество увеличилось на 10 тыс. до 51 тыс. единиц за счет большекубовых и «тяжелых» вагонов (с загрузкой более 76 т). Кроме того, вырос объем поставок зерна из удаленных от портов регионов Центра и Поволжья, собравших рекордный урожай в прошлом году. В частности, отгрузки на экспорт из Центра возросли до 8,4 млн т против 4,7 млн т годом ранее (+78,3%), из Приволжья — до 5,1 млн т против 1,8 млн т (в 2,8 раз). На 1,7% увеличился вывоз из Сибири — до 1,46 млн т. На отгрузках же из регионов юга (ЮФО плюс СКФО) негативно сказалось сокращение валового сбора зерна в 2020 году. В итоге — минус 35,9% к объему предыдущего сезона до 3,4 млн т, что является самым низким показателем за последние четыре сельхозгода. Новороссийск — крупнейшее экспортное направление для поставок из всех округов: Юг и Центр отправляют сюда по 59% и 60% соответственно от общего объема своего вывоза, ПФО — 50%, СФО — 24%. Приволжье и Юг тяготеют к отгрузкам в направлении Азербайджана — 19% и 13% от всего объема соответственно, ЦФО — основной поставщик на Балтику — 16%. Сибирь грузит по железной дороге на экспорт большой объем зерна в Китай и Монголию — 27%, в Казахстан — 21%, на порты Дальнего Востока — 11%.В направлении портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ), где, помимо железной дороги, присутствует автотранспорт, также достигнуты впечатляющие результаты. Так, доля ж/д в направлении терминалов Новороссийска в июле — мае 2020/21 выросла за год с 48% до 64%. На малых портах и на порт Кавказ она составляет 9,4% против 3,7% ранее. На Тамань доля железной дороги также увеличилась до 11,8% против 2,3% в 2019/20-м, и это несмотря на то, что прямой выгрузки вагонов в порту нет и зерно из вагонов перегружается в автомобили, которые уже доставляют его к терминалу.

 © agroinvestor.ru

Судьба урожая 2021 года по-прежнему не очень понятна. Еще осенью казалось, что из-за рекордной засухи в период сева озимой пшеницы во всех регионах юга (кроме Краснодарского края) и южных областей Центрального Черноземья Россия соберет достаточно средний урожай, даже несмотря на рекордные площади. По данным Росгидромета, на ноябрь площадь невзошедших посевов составляла более 20%. Однако в зимние месяцы ситуация существенным образом выправилась благодаря хорошим осадкам в южных регионах. В то же время в ЦЧР, в Волгоградской области, на юге Саратовской области февральское потепление и перепады температур привели к образованию ледяной корки, что увеличило ущерб посевам в этих регионах.

Впрочем, рекордный пересев, достигший 1,5 млн га яровой пшеницы против обычных 800-900 тыс. га для ЦФО, нивелировал большую часть потерь, а благоприятная ситуация с дождями улучшила ситуацию.

 © agroinvestor.ru

Читайте также...

Вступайте в наши группы и добавляйте нас в друзья :)

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен и сделайте вашу ленту объективнее!
  • 2
    Slava Arister
    07.07.2121:13:47

    Спасибо за отличный и подробный отчет

  • 1
    Army Cryptographer Army Cryptographer
    08.07.2100:00:14

    Такой страны как ЕС в природе не существует, поэтому в сезоне 19/20 мировым лидером по поставкам зерновых является Россия!

    • 1
      Нет аватара nabludatel71
      09.07.2122:58:17

      Страны ЕС, безусловно, нет — это проблема того, что все «аналитики» работают с отчётами МСХ США при разборе мировой торговли. Но Россия — лидер только по пшенице, по зерну на 1-м месте США без шансов для остальных (70-100 млн т), слишком много у них кукурузы.

  • 0
    Нет аватара nabludatel71
    09.07.2123:03:35

    Из обзора исключён разбор динамики мировых и российских цен, как не имеющей отношения к теме сайта. Желающие могут прочесть полный обзор по ссылке.

    • 0
      111222111 111222111
      10.07.2115:50:34

      зря, тут каждый второй жалуется что вывоз задирает цены для русских

      • 0
        Нет аватара nabludatel71
        10.07.2116:44:30

        Тут публика на что только не жалуется.     Иные только ради этого и присутствуют. Но это не повод уходить в сторону.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,