Лого Сделано у нас
124

«Балтийский завод». Атомные ледоколы строят только здесь — фоторепортаж с уникального производства

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

АО «Балтийский завод» — единственная в мире верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов. Сейчас здесь строят универсальные атомные ледоколы «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка», которые станут самыми мощными в мире. Помимо этого, на предприятии производят суда и корабли с атомными энергетическими установками, плавучие атомные электростанции, оборудование для судостроения, атомной и химической промышленности и изделия машиностроения.

Корреспонденты «Сделано у нас» посетили завод и пообщались с его сотрудниками, чтобы узнать о текущих проектах и модернизации предприятия.

600 СУДОВ ЗА 160 ЛЕТ

Балтийский завод был основан в середине 19 века в Санкт-Петербурге. Он расположен на Васильевском острове, в устье реки Нева, и занимает территорию площадью более 650 тысяч квадратных метров. С момента основания здесь построено около 600 судов и кораблей, а основная его специализация — атомные ледоколы и суда ледового класса. Именно здесь были спущены на воду все действующие отечественные ледоколы с судовым реактором КЛТ-40 и его модификациями, а в 2020 году сдали первый за два десятилетия новейший атомоход «Арктика» проекта 22220 мощностью 60 МВт

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

У предприятия есть все необходимые лицензии, технологии и оборудование для изготовления надводных судов с ядерными энергетическими установками. Завод оснащен тремя построечными местами — эллингом и двумя стапелями, один из которых, длиной 350 метров, — самый большой в России. Кроме того, предприятие располагает полноценным производством цветного, чугунного и стального литья.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Помимо кораблестроения, Балтийский завод занимается изготовлением изделий судовой энергетики и машиностроения: от теплообменного оборудования для атомных станций до гребных винтов. Эта продукция как используется на собственных судах, так и поставляется на другие предприятия.

Сегодня на Балтийском заводе работает около 6 тысяч человек. Персонал предприятия обладает уникальными навыками и компетенциями в сфере строительства надводных атомных судов, поэтому компания серьезно подходит к обучению работников. Здесь действуют две программы развития: подготовка новых сотрудников в рамках малой академии судостроения и корпоративный университет для повышения квалификации действующих. Помимо технических моментов тренеры обучают персонал современным методикам ведения работы — в частности, инструментам бережливого производства.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

КРУПНЕЙШИЕ В МИРЕ ЛЕДОКОЛЫ

Ключевой заказ, над которым сейчас работают на Балтийском заводе, — строительство четырех атомных ледоколов проекта 22220. Они будут оснащены двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт и станут самыми большими и мощными в мире. «На этих судах установлено инновационное оборудование, использованы новые схемы и технические решения, — рассказывает главный строитель кораблей Балтийского завода Кирилл Анатольевич Мядзюта — Они придут на смену действующему составу ледоколов, которые тоже в свое время строил Балтийский завод».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Головной универсальный атомный ледокол «Арктика», заложенный в ноябре 2013 года, был торжественно спущен на воду 16 июня 2016 года. «Мы испытывали его на „чистой воде“, а сейчас он прошел проверку реальными условиями Арктики, — комментирует Мядзюта. — По итогам могу сказать, что нужны определенные доработки — но мы понимаем, что делать, и в ближайшее время это реализуем. Уже скоро „Арктика“ вновь уйдет в море».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Второй серийный атомоход «Урал», заложенный в июле 2016 года, спущен на воду 25 мая 2019 года, его испытания начнутся в 2022 году. Сейчас основное внимание уделяется подготовке к сдаче первого серийного ледокола «Сибирь». «С учетом опыта строительства „Арктики“ процесс идет проще и понятнее, и я уверен, что мы управимся в срок — до конца этого года», — делится Мядзюта. Параллельно ведется строительство ледоколов «Урал», испытания которого начнутся в 2022 году, и «Якутия», спуск которого на воду запланирован на ноябрь 2022 года. «Сейчас производится формирование корпуса „Якутии“, идет изготовление и монтаж секций, начата погрузка оборудования, изготовление и монтаж систем энергетической установки и общесудовых систем, — рассказывает главный руководитель проекта отдела строительства судов Балтийского завода Максим Анатольевич Алексеенко. — Сдача заказа запланирована на декабрь 2024 года, и работы идут согласно генеральному графику».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Еще два ледокола с заводскими номерами 05709 («Якутия») и 05712 («Чукотка») находятся на стапеле. «Мы регулярно стараемся оптимизировать наше производство и технологии, поэтому пересмотрели подход к ведению работ и перенесли большую часть процессов по установке труб и насыщения в цех, чтобы в дальнейшем сократить количество работ в условиях открытого стапеля — на воде», — комментирует главный строитель Кирилл Анатольевич Мядзюта.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Основной принцип Балтийского завода — приоритет долгосрочных целей, для достижения которых руководство вкладывается в техническое переоснащение и внедряет современные производственные методики. Стратегические планы отражены в разработанной специалистами предприятия программе технического развития, утвержденной Объединенной судостроительной корпорации (АО «ОСК»), в состав которой входит завод.

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

«Сейчас мы реализуем два проекта: строим новый трубообрабатывающий комплекс и модернизируем сборочно-сварочное производство за счет нового пролета, в котором будем формировать блоки судна весом до 500 тонн, — рассказывает Владимир Аранович, заместитель начальника отдела инновационного развития. —  АО „ОСК“ совместно с Правительством России прорабатывает вопрос строительства сухого дока. Это позволит нам в полной мере реализовать технологию крупноблочного строительства и сократит сроки стапельного периода в два раза. Сейчас на выполнение одного заказа на строительство ледокола уходит 5-6 лет, а при наличии сухого дока мы будем справляться за 4,5 года».

 © Бионышева Елена/Сделано у нас

Фото и текст Бионышева Елена

Фото Радченко Андрей

  • 1
    Андрей Фадин Андрей Фадин
    15.03.2117:12:51

    А как же Лидер? Он же на Звёздочке строится. Значит всё-таки не «единственная в мире верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов»?)))

    • Комментарий удален
      • 8
        Duo Power Duo Power
        15.03.2118:13:17

        Строительство первого ледокола «Лидер» началось 6 июля 2020 года. Срок ввода в эксплуатацию назначен на 2027 год.

        • Комментарий удален
          • 4
            Duo Power Duo Power
            15.03.2122:27:17

            Один ЛК-60 построили, еще 4 ЛК-60 строятся. В чем проблемы построить ЛК-110 «Россию»? Компетенции есть.

            Отредактировано: Duo Power~22:27 15.03.21
            • Комментарий удален
      • 0
        Нет аватара cheri
        17.03.2112:40:14

        Ой много лет пройдет до того как на Звезде построят атомный ледокол. Если сейчас на Балтийском заводе строят 5-6 лет и мечтают о 4,5, то время строительства «Лидера» смело можно умножать вдвое, если не больше.

        Строительный цикл у корабля намного дольше чем у автомобиля.

        И тем не менее даже автомобиль проходит от первой изготовленной детали до выходя с конвейера минимум 6-7 месяцев   

        А тут штучное изделие, очень больших размеров и уникальности.

      • 0
        Нет аватара cheri
        31.05.2106:26:23

        Ну вообще-то их строят одновременно несколько, так что в итоге нужно делить срок изготовления всей серии на число кораблей. Так НАМНОГО правильней.

        Нет такого, что семь лет строили «Арктику», а потом 7 лет «Сибирь», есть что за 7 лет фактически построили всю серию из 4-х бортов.

    • 6
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      15.03.2118:57:26

      Не на Звёздочке, а на Звезде камрад    

  • 1
    igor dukhovich igor dukhovich
    15.03.2119:58:48

    Вот это заводик, жаль вида сверху нет.

  • 0
    Игорь Боровик Игорь Боровик
    15.03.2120:01:56

    Сухой док будет на месте стапеля «Б»? Но и это не главное.Как спустят «Якутию» ( не за горами) что заложат??? Или стапель будет пустовать?

    Отредактировано: Игорь Боровик~20:06 15.03.21
    • 2
      Нет аватара mmx
      16.03.2107:13:00

      «Чукотка» еще строится. Всего 5 ледоколов этого проекта заказано. А там может опять ПАТЭС начнут строить, с новым реактором.

      Отредактировано: mmx~07:13 16.03.21
      • 0
        Игорь Боровик Игорь Боровик
        16.03.2116:39:54

        На стапеле «А» строится одновременно два заказа. Хотелось бы вместо ПАТЕС видеть атомные эсминцы типа «Лидер».

  • 2
    Нет аватара старпом
    16.03.2100:01:51

    Отличный информативный репортаж и фотографии качественные!

  • 1
    Нет аватара AbrValg
    16.03.2103:46:12

    Что-то слышно по поводу замены электродвигателя на Арктике? Вроде планировали на этот год.

  • -2
    Нет аватара sp0ok
    18.03.2111:21:21

    Ну хоть здесь у нас что-то получается.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,