Лого Сделано у нас
69

Российская беспилотная сельхозтехника признана одной из лучших в мире

 © techfusion.ru

Специалисты в сфере агротехнологий утверждают: мировое сельское хозяйство стоит на пороге революционных изменений. В ближайшие десять лет вся сельхозтехника станет беспилотной.

За пальму первенства в новой индустрии бьются ведущие мировые производители, ведь на кону глобальный рынок сельхозтехники, около 150 миллиардов долларов в год. Причем на данный момент российские разработки на голову опережают зарубежных конкурентов. Это значит, что наша страна может занять ведущую роль на мировом рынке производства «мозгов» для тракторов и комбайнов, обогнав даже Германию и США.

Свои испытания ведут практически все ведущие мировые производители, но у россиян действительно есть шансы занять на этом рынке достойное место, говорят эксперты. Так, в сентябре известная международная аналитическая компания Tech Breakthrough опубликовала список лучших компаний мира в сфере умного сельского хозяйства. Среди 1750 компаний из 15 стран мира в топе-10 победителей оказалась и российская Cognitive Pilot как инновация года в области уборки урожая.

Этим летом в Ростовской области прошли сразу два официальных демопоказа беспилотной сельхозтехники. Сначала свои разработки представила компания Cognitive Pilot, а через несколько дней «умные комбайны» показал Ростсельмаш.

Первая фирма была создана на базе одного из ведущих отечественных академических институтов. Разработка оказалась такой перспективной, что систему на свои комбайны поставили ведущие отечественные агрохолдинги: «Русагро», «ЭкоНива», ГАП «Ресурс», ГК «Степь» и другие, а год назад долю в компании выкупил Сбербанк (в июле Герман Греф, несмотря на пандемию коронавируса, лично прилетал в Ростовскую область, чтобы увидеть в действии внедренное там решение). В основе технологии лежит «машинное зрение», это когда с помощью видеокамеры и блока искусственного интеллекта, установленного на машине, система может видеть происходящее вокруг нее, анализировать ситуацию и обеспечивать автономное движение по оптимальной траектории, выполняя поставленную задачу — уборку культур.

Если на пути возникает какой-нибудь объект (например, большой камень или человек), автопилот дает предупреждение оператору или останавливает машину. Вся система — от «железной начинки» и до программного обеспечения — делается в России. Для этого Cognitive Pilot открыл в Томске первую в мире фабрику, производящую начинку для беспилотников.

Основой умной системы является нейронная сеть глубокого обучения. Она позволяет различать все самые распространенные в России сельхозкультуры и умеет подстраивать работу комбайна под них. Она легко самообучается новым культурам, даже такой латиноамериканской экзотике, как, например, сорго. Созданные в компании «мозги» уже работают на полях США, Бразилии, а также азиатских стран — это первые после России рынки, которые компания взялась покорять. Технология поражает воображение. Точность ее обработки, или, на языке аграриев, величина захвата жатки, не превышает 10 сантиметров. Это значит, что за машиной не останется никаких нескошенных участков. Не потребуется повторного проезда. А все это экономия топлива и времени, крайне необходимого в уборочную кампанию.

Во время работы с системой комбайнер остается в кабине, однако, доверив управление роботу, он может сосредоточиться на других параметрах уборки: контроле угла наклона жатки, скорости обмолота и отсыпки зерна в бункер и так далее. А это все повышает эффективность и качество уборки. Кстати, освободив комбайнера от наиболее тяжелой работы, сельхозпредприятия стали все больше приглашать на эту позицию женщин, которые охотно осваиваются с профессией.

А компания Ростсельмаш решила объединить две системы — технологию машинного зрения и систему спутниковой навигации. Как говорят инженеры, это первая в мире гибридная система, которая не только выбирает оптимальную траекторию движения сельхозмашины, но и управляет рабочими инструментами на ней — например, может регулировать высоту жатки в зависимости от вида и сорта растения; у нее есть функция автоматического разворота, регуляция скорости движения и даже функция остановки перед препятствием.

— Гибридная система автоматизации нужна для более точной работы и для безопасности, — пояснил «РГ» руководитель проекта электронных систем Ростсельмаша Олег Александров. — Случается, что спутники могут на короткое время пропасть или камера засорится. Гибридная система позволяет подстраховаться от таких неприятностей.

Работа над проектом идет давно, признаются в компании. Только практические испытания на закрытых экспериментальных полях ведутся уже пять лет. За это время специалисты обкатали компоненты системы во всех климатических зонах страны в разное время суток и в разные сезоны. Так что они обещают выпустить систему, полностью готовую для любого хозяйства. Правда, она выйдет в продажу в апреле будущего года. Но на сайте компании уже можно сделать предзаказ. Примечательно, что таким оборудованием можно оснащать не только собственные трактора и комбайны, но и вообще любые модели сельхозтехники, даже зарубежные.

Несмотря на то что официальных производителей таких систем в России пока единицы, в эту сферу втягиваются десятки российских малых и средних компаний, которые ведут исследования и разработки, производят дополнительное оборудование, «железо» и программное обеспечение для решения тех или иных задач. Эта индустрия только набирает обороты, и места хватит всем.

Внедрение машин-беспилотников в АПК придаст колоссальный толчок эффективности за счет снижения себестоимости продукции и исключения человеческого фактора (различных ошибок при уборке сельхозкультур), говорят опрошенные «РГ» эксперты. При этом, по их мнению, опасаться за рабочие места аграриям не стоит. Просто люди, которые были заняты монотонной работой, смогут более качественно выполнять свои задачи в роли операторов и меньше уставать, а впоследствии с приходом полностью автономных машин переключиться на другие, в том числе и творческие задачи, которые требуют исключительно присутствия человека. Например, стать оператором парка роботов-комбайнов.

Всю свою историю человечество сталкивается с появлением новых профессий и отмиранием старых. И как правило, новые позиции становятся более интересными и высокооплачиваемыми. Технический прогресс не остановить, мы обязаны участвовать в этой технической революции, чтобы не отстать от мирового развития АПК.

  • 6
    Сергей Котенко Сергей Котенко
    28.10.2009:24:54

    В ближайшие десять лет вся сельхозтехника станет беспилотной

    Причем на данный момент российские разработки на голову опережают зарубежных конкурентов

    Какие смелые утверждения. Лихо.

  • -1
    Нет аватара hvt
    28.10.2011:17:06

    Любит Cognitive похвастаться.          Сейчас, на сколько я понял, это вождение по кромке. Водитель делает разворот.

    Отредактировано: hvt~11:59 28.10.20
  • 3
    Нет аватара ASAP
    28.10.2012:38:13

    перевод реляции на разговорный русский: Пилоты сделали помощника с перспективой довести его до полноценной системы управления сбором, РСМ -- сразу сделал как надо, с планированием траекторий покоса и управлением инструментом. СбероГреф, как обычно у него бывает, «вклался» в более хайповую, но конструктивно менее дееспособную тему, т. е. туда, откуда его не смогли отогнать тряпками.

    Надеюсь, в итоге РСМ сумеет доделать действительно всё как надо, механизаторы вздохнут спокойно (сбор и посевная -- это как раз тот случай, когда работать должны именно роботы), Когнитивы оформят вкусные патенты и будут жить на них, перейдя на разработку внятного автопилотирования (чтоб не как у илошки вышло), а Сбер станет внезапно работать на открытом рынке без бюджетной крыши, вследствие чего из него с визгом убежит греф, а сам банчок тихо пойдёт туда, где ему место.

    • 2
      Нет аватара hvt
      28.10.2014:04:32

      посмотрите про РСМ. ©Видео с youtube.com

      Отредактировано: hvt~14:04 28.10.20
    • 6
      Нет аватара siberia2012
      28.10.2020:50:04

      , а Сбер станет внезапно работать на открытом рынке без бюджетной крыши,

      Глупости какие вы пишите про частные банки. Наоборот, частные банки — анахронизм и они должны умереть в ближайшие пару десятков лет. В век цифровизации нет никакого смысла в прослойках в виде частных банков. По-сути, должен остаться один большой госбанк. И клиенты будут общаться с ним практически исключительно онлайн. Не нужны сотни отделений, не нужно выдавать деньги по ставке рефинансирования частникам, чтобы те накрутив процент, передавали деньги дальше. Это всё не эффективно. Лишние затраты, которые нужно сокращать. Это повышает стоимость кредита, уменьшает инвестиции, да ещё куча денег идёт на чёрти что.

      Ну, а Греф… Всего лишь наёмный менеджер, отчего-то возомнивший себя светилом. Бог судья, так сказать. И да, кстати, никаких открытых рынков нет и не будет. Забудьте эту ересь 90х.

      Отредактировано: siberia2012~20:53 28.10.20
      • -1
        Нет аватара ASAP
        28.10.2022:50:15

        а вот как раз с этим я согласен: частным банкам пришла пора зайти в какие-то ниши в лучшем случае. Про бюджетную крышу я писал не в том смысле, что Сбер должен стать частным (что было очевидно, но, видимо, мне одному). А «открытый рынок» -- это не про адамсмитовский капитализьм, а про равные условия на текущем рынке конкретной страны. Сбер ведь не использует своё нерыночное преимущество для подъёма своей эффективности или для повышения конкурентности своих продуктов. Наоборот. Об этом и речь.

        • 0
          Нет аватара siberia2012
          29.10.2009:49:12

          ок, не совсем понял ваш комментарий. Но всё же не будет «никаких равных условий» внутри одной страны, ибо не будет конкуренции между банками, ибо они не нужны, совсем не нужны. Достаточно одного. Ну это в идеальном случае, конечно.

          • -1
            Нет аватара ASAP
            29.10.2010:28:01

            да, я умею сформулировать криво, этого не отнять    

            Однако, несмотря на, казалось бы, отсутствие функциональной необходимости в банках вместо единой распределительной сети, они ещё долго будут, и их всегда будет несколько. Просто потому, что рейтинговую автоматическую систему финансового обеспечения и бизнеса, и населения, и государства тупо не на чем делать, и так будет ещё очень долго. Ведь вся болтовня об уже почти-почти готовом ИИ -- это просто трендёж или распильщиков, или профанов, а именно ИИ нужен для таких вещей. Альтернатива присутствию нескольких акторов -- немедленное оскотинивание единственной структуры на оперативном поле. Собственно, именно такой трюк изначально попробовали выполнить бенефициары Сбера (не владельцы, а имеющие доступ в кошелёк), но их обломали как раз пацанчики с соседнего двора посредством своих банков. То есть, для всех остальных делильщиков пирога условия как раз более-менее равные, кусай, сколько сумеешь. Только один Сбер равнее прочих, поэтому он не может предложить конкурентоспособных продуктов, и из него уже сбежали все более-менее активные пользователи. В том числе в СБП.

            Я только это и хотел отметить: видовой признак идущих по бороде структур -- это мечущиеся и не знающие, чем себя занять рукамиводятлы на фоне снижения конкурентоспособности.

            Отредактировано: ASAP~10:28 29.10.20
    • 1
      Mark Adamenko Mark Adamenko
      29.10.2006:21:09

      Наша огромная гордость: мирные советские роботы-комбайны убрали первый урожай в южных регионах

      Блог компании Cognitive Pilot

      Обработка изображений

      Управление проектами

      Робототехника

      image

      А ведь в прошлом году это делали senior-разработчики.

      Возможно, вы помните, что мы говорили про то, как можно сильно улучшить работу обычного сельскохозяйственного комбайна, если использовать нейросетки для распознавания культур и препятствий и робота для автопилотирования. Всё это (кроме процессоров Nvidia и ещё части железа) — наша разработка. А радость в том, что в некоторых южных регионах страны закончилась уборочная страда, и наши комбайны показали себя лучше, чем ожидалось. Слава роботам!

      image

      В этом году мы поставили несколько сотен блоков из мощного графического ядра (для нейросетей), камер, гидравлических насосов или CAN-модулей для подруливания. Если в прошлом году агропилоты были в опытной эксплуатации, то сейчас речь идёт уже про серийные модели. И они справились.

      Более того, они справились лучше, чем мы ждали. Кроме того, в релиз вошли далеко не все фичи. В релизе осталось, по сути, ядро, но одно только это позволило получить очень заметный экономический эффект.

      Конечно, обошлось не без сюрпризов. Но давайте расскажу более конкретно, с числами и примерами.

      image

      Можно разглядеть камеру 2 Мп сверху. NVIDIA TX2 в специальном кожухе и с огромным радиатором монтируется внизу в подкабинном пространстве. Экран — в кабине.

      image

      О чём идёт речь

      Сельскохозяйственный комбайн по сложности управления похож на церковный орган. Когда в кабине — комбайнёр и помощник, то один рулит (держит кромку), а второй управляет мотовилом, ветрами, барабанами и вообще следит за сбором. Третий в это время может делать отгрузку на ходу в грузовик, едущий рядом. Четвёртый следит за препятствиями. В эпоху СССР в кабине было двое, потом остался один. В итоге он или рулит, или собирает зерно нормально. Стоя на месте, собирать зерно нормально не выходит, поэтому он рулит. Про то, как там всё хитро закручено и почему комбайны регулярно перемалывают людей, врезаются в тракторы и бегущие через поле столбы ЛЭП, — наш первый пост.

      Вторая особенность — каждая из ролей, даже если выполнять её не отрываясь, очень монотонная и требует постоянной бдительности. Это как смотреть на трассу 10 часов в день при условии, что нужно поймать буквально два момента за сутки, когда нужна быстрая реакция.

      Третья особенность — комбайнёры часто предпочитают убирать быстрее с меньшим КПД (поскольку оплата идёт за отгруженные тонны), а не получать максимум зерна с гектара.

      В серию вошли фичи удержания кромки (комбайн сам следит за тем, как едет, и сам рулит) и предотвращения столкновений (комбайн внимательно смотрит по сторонам и прогнозирует движение всего, что видит, — от людей до тракторов). Тут наработки беспилотного трамвая после езды вокруг ВДНХ очень пригодились. В поле куда спокойнее с препятствиями. Про видеоаналитику есть вот здесь.

      Отдельное подразделение занимается обучением нейросетей (фотографированием ситуаций и разметкой данных), чтобы определять, где какая культура, как выглядит полёгшая пшеница и так далее. Поскольку обучающих выборок нет, мы ездим в поля и снимаем сами. Это важно, потому что одна и та же культура от сорта к сорту и от климата к климату отличается визуально.

      image

      Ещё одно подразделение занимается разработкой железа. У нас есть радар собственной разработки для тепловозов и трамваев, но на комбайне — только камеры, потому что оснащать их нужно как можно дешевле. Сложная история — это разбор протоколов управления (иногда утерянных вместе с производителем, и тогда нужно реверсить) или же установка гидравлики для подмешивания нашего сигнала в руление. Вычислительные модули на каждом комбайне автономные.

      Что случилось в этом году

      В поля вышли не инженеры и специально обученные испытатели, а обычные работяги, для которых всё это и разрабатывалось. Они убирали реальный урожай. И да, они проверяли нашу систему на прочность, как в том анекдоте про бензопилу.

      Больше всего мы боялись, что именно конечные пользователи (комбайнёры) станут мешать внедрению, потому что почувствуют угрозу своей работе. Но всё обошлось успешно. Они понимают ограничения автопилота, понимают, что нужны в кабине, понимают, как он их разгружает и что именно они могут делать лучше. У них увеличивается выработка, а значит, увеличивается заработок за уборочную. Причём значительно: примерно на 10-15%. Они хотят работать с нашим роботом в паре. В одном хозяйстве они бились за машины с ним.

      Человек полностью разгружен. Он включает систему, отпускает руль, в лучшем случае контролирует работу машины, в худшем — сидит в телефоне. Недели уборочной для комбайнёров — это работа-сон-работа-сон-работа. Сил ни на что не бывает в принципе, потому что за месяц нужно заработать на полгода. Наши пилоты стали рассказывать, что у них остаются силы для домашней работы. Машины стали лучше смотреть, потому что после работы хотелось не упасть и уснуть, а можно было заняться техобслуживанием. Те, кто осознанно выбирал больший рабочий день, говорили, что можно легко работать на два часа больше. Они и работали бы больше, но совсем ночью нельзя: роса.

      Вот пара картинок, которые соседние механизаторы увидели из своих машин и потом полезли смотреть, как всё устроено:

      image

      image

      «Сидит там, чай пьёт, гад! *** [зачем] теперь механизатор нужен?». Потом смотрели, что робот всё же может далеко не всё, и понимали, что это просто как новый комбайн с парой особенностей. И успокаивались.

      Есть числа:

      Увеличилась производительность смены по времени — комбайнёр не устаёт. Это может показаться численным преимуществом в 10-15%, но там всё гораздо интереснее. Дело в том, что это даёт три дополнительных дня на уборку. Это значит, что если будет плохая погода (проливные дожди, в которые зерно прорастает или осыпается), то урожай не пропадёт, а будет убран целиком с куда большей вероятностью.

      Комбайнёр разгружен. Он может смотреть за функционалом комбайна, высотой подъёма жатки и забивкой жатки всё время. Это работа на чувствительность и навык, и раньше она не могла быть качественной из-за постоянного поворота головы в другую сторону, где кромка. Теперь мастера могут вытаскивать из машины 100% возможной производительности. Это уменьшает себестоимость зерна.

      Внимания начало вполне хватать для выгрузки на ходу. Это важно, потому что не нужно ездить куда-то на край поля опустошать бункер в грузовик. Грузовик может ехать за комбайном, а комбайнёр будет сгружать в него урожай — меньше простоев, меньше пробег, больше производительность смены.

      Поскольку комбайн контролирует режим, наш робот защищает от ошибок. Владельцы сельхозхозяйств говорят, что теперь можно смело сажать менее опытных комбайнёров. Обычно нужно три сезона, чтобы человек набил руку (это примерно 1,6 единицы «убитой» техники).

      Меньше зазоры: раньше промежутки контролировал человек, и они брались с допуском на усталость (к концу смены получались очень большие непрокошенные участки). А роботу плевать, он держит норматив в любое время смены.

      Получается — механизаторы и руководители в один голос говорят, что работа стала проще. У кого не было перегрузчиков зерна, задумались, чтобы их докупить. В разных хозяйствах — разные дневные нормы, обычно это 20-25 гектаров. Мы видели, что спокойно ставят 30, и люди на этом не выматываются. Для кого-то это оказалось возможностью сократить парк комбайнов на следующий год: не нужно будет закупать две-три машины. Знаю, звучит очень странно, но два хозяйства (примерно из сотни) сказали, что сделают именно так.

      image

      Уборочная началась с того, что Герман Греф попробовал в Песчанокопской аграрной группе (на крупной серийной партии) и сказал, что освоил за три минуты. Мы гордимся этим видео. Если президент банка справился, то работяги в полях справятся точно.

      Ну и если вдруг у кого-то освободится в регионе несколько сотен чиновников, то можно быстро переквалифицировать их в операторов техники. Вы задумайтесь. «Русагро» подписала контракт на 240 машин. Многие хозяйства дозаказали на следующий год комплекты на весь парк.

      Не без сюрпризов

      К слову о том, как мужики быстро освоили технику. Хозяйство взяло четыре комплекта протестировать, мы приехали, установили их на машины, сделали пусконаладку. Не до конца откалибровали одометрию, потому что для этого нужен дневной свет. Решили сделать с утра. Утром приходят установщики, а мужики на этих машинах на дефолтных настройках уже вышли в поле, всё инициализировали и снимают из кабины, что творит робот. Возможно даже, это был стрим в Инстаграме для остальных на поле. С одной стороны, конечно, хотелось сделать калибровку, а с другой — приятно, что мужики всё сами запустили и всё поднялось на настройках по умолчанию.

      После первых дней во многих хозяйствах в нашего робота то ли начинали верить, как во всемогущий интеллект вроде Терминатора, то ли просто тестировали на прочность. Так или иначе, в одном хозяйстве решили попробовать убирать ночью. Иногда люди думают, что робот должен думать, как человек. Были несколько разочарованы тем, что ночью он справляется хуже. Дело в том, что в боевом релизе нет ночной уборки: это требует дообучения и немного других алгоритмов обработки данных. Пока мы гарантируем нормальную ночную работу только при достаточно широком освещении (оно такое на иностранных комбайнах трёх-четырёхлетней давности почти везде), а здесь наши испытатели вышли в поле на отечественном комбайне 16-летней давности с узким мерцающим конусом света впереди. Поскольку ночную уборку большая часть хозяйств не практикует, мы отложили эту фичу на следующий год.

      Второе место, где были завышенные ожидания, — это сложные условия по пыли. Например, комбайны, когда идут друг за другом, поднимают облака пыли. Ветер иногда такой, что порывом тучу пыли сносит на комбайн, который сзади. Поскольку ориентируется он не по дорогущему радару, а по обычной камере, ему не видно, что впереди. Видимость в облаках пыли бывает шесть метров. В такие моменты наша система перестаёт видеть: она сигнализирует механизатору и отпускает управление. Нам даже говорили, что лидар отказал. Но лидара на комбайне нет. Механизаторы ругались: «Ну как он не видит?». В итоге именно это почему-то их успокоило насчёт работы. Человек-то помнит и понимает: до комбайна — метров 10, мы едем с такой-то скоростью, порыв пронесёт через минуту, ничего не случится, если дольше — надо вставать. И Пётр Михалыч впереди точно не встанет. Наверное. Система жизненным опытом не обладает и с Михалычем годами не бухала, поэтому она в таком случае останавливает машину и отпускает управление. Так в очередной раз человеческий интеллект побеждает бота.

      В релиз не вошли автоповороты. Это та фича, которая невероятно поражала всех комбайнёров, но она же оказалась самой сложной по тестированию: при огромной ширине жатки нужно строить очень много гипотез про то, что выпадает из поля зрения. На каждой машине — свои особенности. Плюс это же требует сложной системы управления с тем, чтобы задавать маршрут заранее или как-то его программировать. Мы — за естественное управление: щёлкнул рубильником робота, ведёшь машину, выходишь на поле, начинаешь убирать. Робот говорит: «Мужик, дай я порулю», щёлкаете вторым рубильником — и он рулит. Нужно повернуть — просто делаете это, ко-пилот отпускает управление, потом ищет новую кромку. Когда находит — снова просит вернуть управление. Всё интуитивно понятно и просто. В итоге поворачивать между проходами мы доверили людям. С автоматизацией ждём конца тестов на сложном рельефе. Обычно проходка — длиной до пяти километров, то есть сами повороты занимают меньше 1% времени работы комбайнёра.

      image

      Камера на комбайне одна, потому что приоритет — цена. Вторая не очень увеличивает цену, но очень увеличивает нагрузку на вычисления, а вычислительный блок на 4 Tflops — большая часть стоимости железа. Камера смотрит влево на жатку. Есть несколько экзотических схем (редко используемых в РФ), когда всё интересное происходит не только слева, но и справа. Вообще у нас две основные системы уборки: загонкой и челноком. Работа загонкой: отрезается кусок поля, и вокруг него всё обкашивают по сужающемуся прямоугольнику или кругу, стремясь к центру. Соответственно мы это делаем против часовой стрелки. Челноком: с одной стороны заезжают и ездят туда-сюда — как на принтере. Образуются пустые прогоны между проходками, но зато можно взять участок любой формы. Так вот, для полей сложной формы есть более оптимизированные схемы, которые требуют смотреть в обе стороны. Возможно, в одном из следующих релизов предложим переключение между камерами.

      image

      «Канадская» схема.

      Потом — монтаж. В середине лета в самый разгар карантина наши комбайны впервые с прошлого года вдруг все увидели и заметили. Точнее, наверное, заметили ещё в том году, но заказывать комплекты стали прямо перед уборочной (это связано, возможно, с кредитованием хозяйств с короткими сроками). В итоге мы ездили по стране в условиях карантина, что наложило неповторимый отпечаток на работу специалистов по нейросетям. Установщики где-то сидели 14 дней, где-то ходили чуть ли не в скафандрах, но получилось справиться с 50 хозяйствами (и предстоит ещё столько же).

      Сталкивались с техсложностями: на некоторых зарубежных моделях (и одной российской) компоновка отсеков крайне плотная. Разница — как между заглянуть под капот «Жигулей» и заглянуть в Макбук. Из полей присылали размеры, мы срочно заказывали новые кронштейны или новые системы крепления под конкретную модель.

      Из-за пандемии сменили поставщика оборудования. Гидроблоки были от немецкого производителя. Они нам в марте сказали: «Приходите через четыре месяца». Это была паника, потому что от этого зависела вся история. Нашли российского производителя, они всё поняли, оказались лёгкими на подъём и сделали нам гидравлику. Оперативно, но тоже не без сюрпризов да и не без нервов при постановке задачи, конечно. Но до этого года мы не верили, что это вообще возможно в России.

      Что дальше

      Роботы убирали злаковые: пшеницу, ячмень, овёс, рожь в южных регионах. Ещё не было серийной эксплуатации на кукурузе и подсолнечнике (это позже по агрономическим срокам). Нам интересны ещё рапс и соя. Рапс — это Центральная Россия, пока там ждём уборки. Соя — Сибирь, Алтай, юг Сибири, Хабаровский край, это уже совсем скоро.

      Сарафанное радио не стоит на месте. За последние месяца полтора пришло около десятка очень крупных холдингов из первых 50 со своими кастомными запросами. Какие-то уже приобретают комплекты для тестирования на эту уборочную. Кто-то делает для нас собственное ТЗ и особые хотелки — мы будем думать в межсезонье. Задачи стоят подвязать мониторинг урожайности (комбайн же считает зерно в телеметрии и видит координаты, то есть можно снимать данные по урожайности участков почв до метра), мониторинг работы комбайна (отправка телеметрии в центр). Какие-то хозяйства приходят только к цифре, многим для севооборота важно, чтобы были отмечены критические точки на полях. Важно понимать годовую среднюю урожайность и оценивать каждый год «живые» деньги. Аналитика нужна для того, чтобы примерно понимать загрузку тракторов и технику: докупить или убавить. Там много нюансов вплоть до заказа ГСМ перед сезоном: это всё неприятные предоплаты. Как сказал крупный руководитель крупного хозяйства: «Мы работаем с рынком. Рынок мы не контролируем. Чтобы больше зарабатывать, можем только уменьшать себестоимость. Если не уменьшать — нас съедят тупо».

      Срок жизни комбайна пишут 10-12 лет (но мы часто видим 2005 год, ставили в этом году даже на 2001-й). Мы их все дооснащаем. Потому что, пока лошадка живая, на ней ездят. Когда починка становится дороже стоимости нового, берут новый. Кончается, кстати, тем, что старый комбайн становится донором запчастей для других таких же. Да, это просаженная печень и сломанные ноги, но год-два они работают. Потом всё это сгнивает.

      И ещё замечательное — отзывы о том, что с этой экономикой комбайн окупается быстрее. Стоит машина, например, 25 миллионов рублей (зависит от производителя и модели). В хозяйстве считают: пять лет — на отечественные машины, иномарка окупается за восемь лет. Теперь — минус год примерно.

      Сейчас мы закончим уборку в этом году на серийных моделях и ещё нескольких экспериментальных, сведём экономику и будем публиковаться в международных экономических обзорах. Наши модули будут ставиться как в таком виде — отдельной коробки на комбайны, так и войдут в виде интегрированных устройств в новые комбайны, если всё кончится хорошо. У нас получилось. Два с половиной года жизни команды, кажется, немного меняют мир.

      P. S. Если вашего агронома нет на Хабре, а ему это интересно, можно вот тут вот найти контакты: [ссылки отключены] и предметно обсудить, для какого комбайна, какой конкретно набор техники нужен, сколько примерно стоит, и как это можно быстро посмотреть-испытать.

      Отредактировано: Mark Adamenko~06:23 29.10.20
      • 0
        Нет аватара ASAP
        29.10.2008:50:45

        что лишь подтверждает мои предположения, высказанные выше. Помощник пилота и полноценный автомат -- разные жанры.

  • 0
    T C T C
    28.10.2014:45:23

    Ссылка на РГ нерабочая

    Отредактировано: T C~14:45 28.10.20
  • 0
    Stanislav Melnikov Stanislav Melnikov
    28.10.2018:53:00

    «Компьютерное зрение», спутниковая навигация — вроде все понятно… А как компьютер управляет комбайном — непонятно из статьи. Что там — в конструкцию комбайна внесены изменения и компьютер может управлять силовым агрегатом, включать и выключать двигатель? Как компьютер «крутит руль»?

    Отредактировано: Stanislav Melnikov~18:53 28.10.20
    • 1
      Нет аватара commandor
      28.10.2021:16:46

      про это на хабре было как-то, по-моему в этом году. исполнительные механизмы — да, добавляют в серийную технику. в современных комбайнах это не так сложно. И вот на днях от когнитив пилотов на хабре проскакивала статья. Видимо какой то стимул есть, может где-то чей-то бюджет рассматривается. Но не важно, ребята все равно молодцы, дело делают, и какое. это все-таки не кругляк за бугор гнать.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,