Лого Сделано у нас
144

ОДК разработала композитную лопатку для авиадвигателя ПД-35

В ходе испытаний лопаток вентилятора из ПКМ на двигателе-прототипе. АО ОДК-АвиадвигательВ ходе испытаний лопаток вентилятора из ПКМ на двигателе-прототипе. АО ОДК-Авиадвигатель © rostec.ru

В рамках реализации проекта по созданию авиадвигателя ПД-35 Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех разработала необходимый элемент ПД-35 — композитную лопатку, сообщил заместитель генерального директора ОДК Валерий Гейкин, который возглавляет направление «Технологии двигателестроения».

ОДК разрабатывает технологию производства композитных лопаток вентилятора в рамках программы создания семейства двигателей большой тяги. Как заявил Валерий Гейкин, достижение заданных параметров двигателя ПД-35 требует разработки порядка 18 критических технологий, среди которых одна из ключевых — лопатка вентилятора из композитов. В то же время генеральный конструктор предприятия «ОДК-Авиадвигатель» Александр Иноземцев уточнил, что переход от цельной титановой к полой титановой лопатке позволил сократить массу узла на 30%, а использование композитной лопатки даст экономию массы еще на 30%.

«Мы совместно с институтами создали конструкцию, технологию такой лопатки и изготовили первые опытные комплекты, провели необходимый объем испытаний, что позволило нам собрать двигатель с этими лопатками и начать стендовые испытания», — приводит слова Александра Иноземцева агентство ТАСС.

Серийное производство лопаток будет налажено на заводе «ОДК-Сатурн».

Напомним, двухконтурный турбореактивный двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 предназначен для установки на перспективные широкофюзеляжные самолеты. В частности, им планируется оснащать китайско-российский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 и Ил-96-400М.

  • 16
    Нет аватара larintar
    30.07.2004:01:07

    Широкохордные лопатки вентилятора из композиционных материалов, это технология применяемая на самых топовых двигателях, таких как General Electric GE90, семействах Pratt & Whitney PW1000G, CFM International LEAP и Rolls&Royce Trent. А это значит, что российские моторостроители встают в один ряд с мировыми грандами.

    • Комментарий скрыт по причине низкого рейтинга. показать
      • 13
        Сергей Ивженко Сергей Ивженко
        30.07.2018:20:10

        Вообще-то речь идет не о летающих двигателях, а о ключевой технологии, которая позволит создать конкурентный двигатель.

        • 3
          Нет аватара mikr
          30.07.2020:30:18

          В авиадвигателях все технологии ключевые. Производство лопатки вентилятора составляют не более 10% от общего объема задач, требующих высокотехнологичного решения. А самое главное, что о создании лопаток можно рапортовать не после изготовления пилотного образца, а когда пройден полный цикл испытаний и подтверждены расчетные характеристики. А еще лучше, если наработана статистика достаточно длительной эксплуатации на большом количестве эксплуатируемых двигателей в разных климатических условиях. Особенно интересно, как поведут себя лопатки при обледенении, попадании песка, птиц и многих других неприятных неожиданностей.

  • 16
    CastedAway CastedAway
    30.07.2008:26:18

    " что позволило нам собрать двигатель с этими лопатками и начать стендовые испытания" - на самом деле эта фраза делает всю эту статью новостью огромного масштаба. Это выход российских разработчиков, технологов, материаловедов на уровень который позволит создавать продукт на самом рубеже научной мысли. Это круто, очень очень круто. Понятно что ещё много работы впереди, но это непросто шаг, это скачек в будущее.

    • 0
      Нет аватара SupersonicAir
      30.07.2009:15:33

      «.позволило нам собрать двигатель с этими лопатками и начать испытания». Господа, подскажите, это означает, что собран уже двигатель ПД-35, для тестовых первых испытаний? Или же собрали ПД-14 с лопатками, по этой технологии изготовленными, для теста исключительно лопаток, на всём остальном уже обкатанном 14? Если смогли уже собрать 35-ый, значит, газогенератор и прочие трудные узлы уже готовы (пусть даже сырые ещё). И если это так — то можно уже открывать шампанское по-гусарски, ибо темпы работ с 35-м просто супер. Хотелось бы узнать точнее, этот момент.

      • 10
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        30.07.2010:43:08

        Создание конструкции газотурбинного двигателя — это сложнейший процесс, который предполагает, в том числе, с создание и испытание как модельных, так и полномасштабных ступеней компрессоров и вентилятора. Испытания определяют реальные газодинамические характеристики ступени, ее напряженно-деформированное состояние (грубо говоря, прочность), определяются собственные частоты и формы колебаний (для исключения случаев разрушения лопатки от резонанса) и т. д. И т.п. Поэтому и создается газотурбинный двигатель 10 лет. И в течение этого процесса изготавливаются многие десятки, сотни и тысячи деталей в нескольких вариантах и подвергаются испытаниям на поузловых моделях. И только отработав все необходимые узлы берутся за сборку, испытания и доводку изделия целиком.

        Наивно полагать, что сначала рисуют тысячи деталек двигателя, потом слесарь дядя Вася его скручивает пассатижами, а потом получается готовый движок на уровне мировых лидеров отрасли.

        Кстати, сдается мне, что на фото изображены вообще лопатки турбины, а не компрессора или вентилятора. Очевидно и то, что они никак не широкохордные, а обычного удлинения, притом скорее всего выполнены из металла, а н композита. Форма слишком толстая для компрессора. Больше похоже на секцию соплового аппарата ступени турбины. Похоже где-то пресловутая девочка-дизайнер подсуетилась.

        Это никак не н отменяет того, что отработка технологии изготовления композитных широкохордных лопаток огромное достижение и важнейший этап в разработке современного двигателя типа ПД-35.

        Отредактировано: Сергей Турчин~11:03 30.07.20
  • 4
    Нет аватара SVD
    30.07.2008:53:20

    Лопатка, а точнее целый узел с лопатками выглядит очень круто, похоже это единая цельная деталь. Тогда интересно как это сделали: 3D печать (в статье нет на это намека) или предыдущая технология с литьем и дальнейшим вымыванием пресс формы, ну и финальная пост обработка на фрезерных станках.

    Поздравляю наших двигателе строителей и всех нас с таким важным достижением! Ждем первых полетов нового двигателя.

    • 11
      Нет аватара alex1664
      30.07.2010:33:41

      На фото не лопатки вентилятора    Это скорее всего сборка лопастей компрессора. Лопатка вентилятора там примерно с человека должна быть. И композит не печатают, его клеят! Да, есть автоматические станки для укладки волокна, но это другое.

      Собрать вентилятор можно отдельно от двигателя и начать его испытание можно на стендах. По крайней мере, готовую однозначно мучают всеми способами, определяют характеристики.

      Достижение очень серьезное!

      • 0
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        30.07.2011:01:12

        Скорее всего это вообще секция соплового аппарата турбины.

        • 4
          Nik Porplenko Nik Porplenko
          30.07.2013:23:55

          Какой ещё сопловой аппарат,с турбиной?, эксперты блин, на фото именно вентилятор с входным устройством, и лопатки на нём широкохордные, и скорей всего композитные ,а то что виден металлический блеск, ну так передняя (входная) кромка у композитной лопатки укреплена титаном.

          Отредактировано: Nik Porplenko~13:40 30.07.20
          • 1
            Сергей Турчин Сергей Турчин
            30.07.2013:49:46

            Дружище, на картинке схема прототипа ПД-35. Вентилятор на этой схеме — это первая, самая большая лопатка, которая гонит воздух во внешнем контуре, как видно из картинки, ее диаметр более трех метров. Как нетрудно убедиться перед рабочим колесом вентилятора нет никакого направляющего аппарата. А входное устройство образовано обечайеой передней части мотогондолы. Больше в ПД-35 никаких вентиляторов нет.

             © aex.ru

            Отредактировано: Сергей Турчин~14:48 30.07.20
            • 2
              Сергей Турчин Сергей Турчин
              30.07.2014:01:43

              А вот примерно так выглядит лопатка ПД-35 с входа в двигатель. Прямолинейны (или близкие к ним) кромки у лопаток вентиляторов перестали делать и проектировать лет 30 назад, а размер лопатки турбины, которая была на удаленном фото годится для вентилятора двигателя ТРДД тягой в несколько сотен Кг, разве что для некрупной крылатой ракеты или БПЛА. А у движка на 35 тонн вентиляторная лопатка выглядит иначе.

               © aviation21.ru

              Отредактировано: Сергей Турчин~14:07 30.07.20
              • 1
                Nik Porplenko Nik Porplenko
                30.07.2015:10:15

                Ну если было другое фото, которое удалили, тогда все вопросы снимаются. Я написал про то фото которое сейчас и на нем вентилятор с входным устройством. Я кстати не говорил ничего про ПД-35; т.к. читал эту новость с телефона с «таксебе» экраном, поэтому написал «скорей всего» композитные, трудно было оценить, но довольно похоже(такая игра цвета и тени на кромках), сейчас дома с нормального монитора всё хорошо рассмотрел, и все стало на свои места, в секторе 9-12 часов кое что можно разглядеть, и да лопатки тут титановые, ну и становится понятно, что это ПЛ-14.

                • 2
                  Сергей Турчин Сергей Турчин
                  30.07.2015:16:38

                  Там было другое фото, секция из трех или четырех лопаток с прямолинейными кромками и небольшой круткой. Видны были и элементы крепления, что-то вроде сектора фланца. Размер лопатки был сантиметров 20-25.

                  Вот это

                   © Фото из открытых источников

                  Отредактировано: Сергей Турчин~15:21 30.07.20
        • 0
          Нет аватара gritsevsky
          30.07.2015:44:14

          Скорее всего это вообще секция соплового аппарата турбины.

          Скорее направляющая лопатка компрессора.

  • 6
    Артем Запустас Артем Запустас
    30.07.2009:49:04

    если хоть чучуть поинтересоваться газотурбинным двигателем то понимаешь насколько невероятно сложна технология производства, таких простых на первый взгляд, деталей как его лопатки. Технология имеющаяся далеко не в каждой стране, и её разработка, требует многих лет научной работы во многих отраслях. А производство самых современных, на острие технологии, это просто шагать «впереди планеты всей», наравне с ведущими производителями западных стран.

  • 8
    Нет аватара BRO
    30.07.2012:55:26

    Нет оснований сомневаться что ПД-35 сделают, так как ПД-14 уже готов. Хотелось бы увидеть отечественные самолеты, летающие на этом двигателе. Интересно Руслан можно переделать под него, а ИЛ-96, работа в этом направлении идет?

    • 0
      Нет аватара nik.f
      03.08.2005:11:27

      BRO, на Руслан другой был в планах (да и вообще замена машине планируется), на Ил-96 — да.

  • -5
    alexey rusin alexey rusin
    30.07.2012:57:24

    а чем пд14 отличается от пс90? так то пс90 даже помощнее на пару тонн тяги в базовой версии

  • 4
    Andzej O'KamRupi
    30.07.2015:52:44

    В заголовке статьи надо указать что одк создало космпозитную лопатку для ВЕНТИЛЯТОРА двигателя пд35 и тогда не будем сломлено столько копей в каментах.

    Исключительной важности новость. Если это получится сделать то это будет по настоящему прорыв на передний край технологии создания авиадвигателей.

    К слову сказать аемриканцы ее сделали в 1970ых годах. Хотя композиты тогда они использовали другие, не на основе углеродной нити.

    • 0
      Сергей Турчин Сергей Турчин
      30.07.2019:02:26

      В статье так и указано — лопатка вентилятора. Но фото в первом варианте зачем-то взяли из фотобанка.

  • 2
    Duo Power Duo Power
    30.07.2022:56:10

    https://vesti-p...badc28d3f7530a1 -видео лопатка вентиялтора

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,