Лого Сделано у нас
50

Как энтузиасты возродили производство легендарного советского синтезатора РИТМ-2

 © i.yapx.ru

ОРИГИНАЛЬНЫЙ РИТМ-2. ИСТОРИЯ

Советский синтезатор «РИТМ-2» был создан в 1982 г. инженером Кировского завода музыкальных инструментов Виктором Анатольевичем Никулиным по просьбе его друга-музыканта. Руководству предприятия прибор понравился и в 1984 году был начат его серийный выпуск, который продолжался 10 лет. За это время схема инструмента еще трижды подвергалась усовершенствованиям. Это был единственный советский синтезатор, все компоненты и органы управления которого размещались на одной печатной плате. Функционально он состоял из одного тонального генератора, генератора шума, микшера звуковых сигналов (треугольник, пила, прямоугольник, шум), фильтра низких частот, двух полноформатных генераторов огибающей (атака, спад, поддержка, послезвучие) и модуляционного генератора низкой частоты. Конструктивно представлял собой переносной клавишный инструмент весом около 15 кг, в фанерном корпусе с крышкой. Передняя панель имела два исполнения: черное и белое. Главной особенностью инструмента, определившей его характер, долгую жизнь и известность в профессиональной среде, стало его неповторимо жёсткое звучание.

 © ritm2.e-tera.ru

Производственные возможности предприятия были весьма скромны и за весь 10-летний период было выпущено всего около трех тысяч инструментов. РИТМ-2 производились исключительно по заказам от администраций домов и дворцов культуры, предприятий-передовиков коммунистического труда, которые имели свои музыкальные коллективы. В советский период приобрести редкий инструмент в свободной продаже было невозможно и среди музыкантов, не имеющих отношения к самодеятельным коллективам, РИТМ-2 был известен мало. О необычном синтезаторе узнали только после 1993 года, когда поддерживаемая советской властью музыкальная самодеятельность вместе с дворцами культуры и самой советской властью перестали существовать и синтезаторы РИТМ-2 начали попадать в руки профессиональных музыкантов и в России и за ее рубежами.

НОВЫЙ РИТМ-2. ВОССОЗДАНИЕ

Идея вывести на рынок обновленную версию редкого и незаслуженно забытого советского синтезатора РИТМ-2 впервые возникла осенью 2015 года, в беседе Вячеслава Григорьева и Григория Рязанова — двух радиоинженеров, обладавших на тот момент разным опытом, но одинаково увлеченных электронной музыкой. В тот момент Вячеслав нащупывал новое направление развития для своего, уже много лет существующего бизнеса по ремонту и кастомайзингу электронных музыкальных инструментов. Григорий же, работавший инженером-конструктором железных дорог, хотел договориться о консультационной поддержке своей мечты иметь кастомный улучшенный РИТМ-2. Как говорится, «инженеров понесло», в результате они решили открыть малоизвестный прежде РИТМ-2 всему миру, разработав и выведя на рынок реплику советского РИТМ-2, которая имела бы все его достоинства, но была лишена недостатков. Реплика всегда трудна — все это хорошо знают по опыту кинофильмов: всегда можно сказать, что последователи не уловили дух, исказили смысл, вульгаризировали изначальную идею и пр. Именно по этой причине, вскоре состоялся телефонный разговор с автором оригинального РИТМ-2 Виктором Никулиным, который дал «добро» этому проекту, словами «почему бы нет?».
 Основная задача разработчиков состояла в том, чтобы сохранить уникальный звук. Она решалась только с помощью советских микросхем, купить которые к этому моменту было почти не реально. Не менее важными задачами стали дизайн (хотелось придать ему свежесть, но были опасения, что инструмент утратит аутентичность) и функционал (многое хотелось улучшить, но сомнения были теми же).Сразу же, еще на этапе идеи разработчики приняли решение отказаться от клавиатуры в пользу внешней или эмулированной компьютером. Затем начался период бурного технического творчества, направленного на расширение функционала и кардинальный пересмотр схемотехнических решений.

 © ritm2.e-tera.ru

 © ritm2.e-tera.ru

  • — Появился MIDI-интерфейс для управления синтезатором с помощью внешней клавиатуры, секвенсера, компьютера и прочих midi-контроллеров;
  • — По-новому были выполнены модуляционные генераторы: их стало два; введены новые органы управления и если у базовой модели было возможно управлять только формой и скоростью волны, то теперь у первого генератора появилось пять органов управления, у второго — семь.
  • — Были расширены функции основного генератора. Если базовая модель позволяла использовать отдельно или прямоугольную или треугольную или прямую пилообразную форму волн, то новый версия синтезатора генерировала дополнительно обратные пилообразные и смешанные волны, а также позволяла использовать их как по отдельности, так и одновременно;
  • — Был добавлен вход для звукового сигнала от внешнего источника (гитары, электропиано, электрооргана и т. д.): в результате все узлы и возможности синтезатора стало возможно использовать для аналогового аппаратного суммирования и обработки генерируемого звука совместно с инструментальной музыкой и звукозаписями;
  • — Был модернизирован блок осциллятора, в том числе добавлен суб-осциллятор для понижения частоты основного тона на одну и две октавы — в результате одновременно могли звучать три тона;
  • — Был существенно переработан генератор шума: в результате дополнительно к «белому шуму», стало возможно получить «розовый» и «красный» шум и произвольно их смешивать;
  • — В модернизированном узле фильтра была добавлена функция плавного изменения масштаба слежения за клавиатурой;
  • Модернизированы генераторы огибающих: при помощи дополнительных органов управления стало возможно изменять время и полярность огибающих и задавать смещение;
  • — Была расширена модуляционная матрица: стало возможным модулировать любой сигнал, сгенерированный любым из модуляционных генераторов, генератором огибающих, клавиатурой, генератором S&H.
  • — Добавлена возможность интеграции с компьютером: добавлен MIDI-модуль, с помощью которого можно играть выбранными нотами в диапазоне 5 октав (вместо 2,5 в базовой модели) с возможностью изменения громкости для каждой ноты. Управлять колесом питч, управлять частотой.

В последующем этот синтезатор демонстрировался на фестивале Арт-Аура-2017 (г. Москва), Синтпозиуме-2017 под именем РИТМ-2 ver 2.1. Звук получился интересный, но совершенно уникальный, не РИТМ. Кроме того, прибор получился очень сложным и нетехнологичным. Оценили себестоимость и стало ясно, что она оказывается слишком высокой. Таким образом, эта версия нового РИТМ-2 не могла выпускаться в серии, а значит рисковала превзойти оригинал по своей редкости и безвестности среди музыкантов. Это означало, что миссия проекта РИТМ-2 выполнена не будет.

Полет инженерной мысли следовало подчинить четко определенной цели — в итоге была, наконец, сформулирована концепция нового прибора и уточнена задача: деликатно воспроизвести советский инструмент, сохранив его звук и особенности применения. Вписать его в новую музыкальную культуру XXI века не как музейный экспонат, а как своеобразный, но вполне рыночный продукт с интересным бэкграундом. В итоге, несмотря на то, что «ближайшее окружение» из музыкантов и коллекционеров восприняли РИТМ-2 ver 2.1 очень хорошо, было принято непростое решение отказаться от его запуска в серию. Пять опытных образцов РИТМ-2 ver 2.1 попали в российские студии и к коллекционерам, а работа по проекту РИТМ-2 была подчинена правилам обычной инновационной деятельности. В результате, в начале 2018 года на рынок был выведен тот РИТМ-2, который всем уже знаком.

 © ritm2.e-tera.ru

НОВЫЙ РИТМ-2. ОСОБЕННОСТИ

Отсутствие клавиатуры.

Наличие МИДИ-интерфейса. При современной ситуации на рынке электронных музыкальных инструментов клавиатура у аналоговых синтезаторов становится атавизмом по причине специфики музыкальных жанров, в которых эти синтезаторы используются. Как правило партии воспроизводятся по МИДИ протоколу из программных и аппаратных секвенсеров и представляют собой повторяющиеся ритмические структуры, которые исполнитель физически не может играть на протяжении всей композиции, т.к. зачастую в процессе выступления управляет ещё несколькими подобными девайсами. Новая версия «РИТМ-2» обладает МИДИ-интерфейсом, что позволяет управлять синтезатором при помощи любого современного МИДИ-контроллера, МИДИ-секвенсера либо попросту персонального компьютера. А отсутствие клавиатуры и компактные размеры облегчают транспортировку и экономят место в вашем сетапе!

Синхронизация модуляционного генератора по МИДИ-протоколу. Данная функция значительно расширяет возможности реализации творческих задач. Теперь не надо кропотливо подгонять частоту модуляционного генератора под bpm вашего трека на слух, за вас это сделает ваш секвенсер.Наличие линейного входа. Дополнительный вход позволяет пропустить через блок фильтра и артикулятор любой электро-музыкальный инструмент и смешать его звучание с звуковым сигналом генератора, тем самым расширяя палитру звучания и возможности использования синтезатора РИТМ-2.

Дополнительная индикация. Добавлен индикатор «СЕТЬ», что позволяет на 100% быть уверенным в том, что синтезатор либо включен либо выключен (на прежней моделе эту роль выполнял индикатор модуляционного генератора, который при минимальном положении ручки «ЧАСТОТА» мерцал с частотой ~0,5 Гц, что было весьма непрактичным). Добавлены светодиодные индикаторы запуска генераторов огибающей, что позволяет визуально контролировать их работу в случаях, когда на слух это сделать невозможно. Также появился трёхцветный индикатор МИДИ сигналов.

 © ritm2.e-tera.ru

 © ritm2.e-tera.ru

Источник: http://www.ritm2.e-tera.ru/
  • 5
    Нет аватара lensoviet
    13.07.2017:36:22

    Крутяк!!!

  • 0
    Нет аватара siberia2012
    14.07.2009:23:27

    да, для любителей и коллекционеров — подарок.

    • 1
      Е.Юрий Е.Юрий
      15.07.2012:20:26

      Как раз ни тем, ни тем он не особо интересен — инструмент аналоговый с невероятно качественным звуком и используют его в основном профессионалы.   

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,