Лого Сделано у нас
52

Обзор развития программы палубного истребителя МиГ-29К/КУБ

 

Как и обещал, сделал небольшой обзор программы МиГ-29К/КУБ. Давайте посмотрим на все этапы-от проектирования до серийного выпуска. 

Итак, началось все в далеком 1984 году, когда на ММЗ им. А.И.Микояна под руководством Генерального конструктора Р.А.Белякова стартовало проектирование МиГ-29К (изд. 9-31). В течение четырех лет шла напряженная работа по проектированию нового самолета. Постройка двух прототипов велась совместно опытным производством ОКБ и серийным заводом "Знамя труда" (МАПО им. П.В.Дементьева). 19 апреля 1988 г. первая машина, получившая бортовой "311" (т.е. самолет "9-31/1"), была переведена на аэродром, и после наземной проверки всех систем и оборудования 23 июня 1988 г. летчик-испытатель ММЗ им. А.И.Микояна Т.О.Аубакиров поднял ее в воздух. 

 

Испытательные полеты МиГ-29К на "Нитке" в сентябре-октябре 1989 г. подтвердили соответствие взлетно-посадочных и летных характеристик машины расчетным и позволили приступить к изучению вопросов пригодности МиГ-29К для базирования на борту ТАВКР. 1 ноября 1989 г., сначала В.Г.Пугачев на Су-27К (Т10К-2), будущем Су-33, а затем и Т.О.Аубакиров на МиГ-29К "311" впервые в истории отечественной авиации и ВМФ посадили свои машины на борт авианесущего крейсера. В тот же день вечером Аубакиров на МиГ-29К произвел первый взлет с трамплина "Тбилиси" (будущий «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), Пугачев на Су-27К покинул корабль на следующий день. Таким образом между двумя конкурирующими КБ был достигнут паритет - Сухой первым сел, а МиГ первым взлетел. 

 

 

Как всем известно, в связи с развалом СССР планы пришлось умерить. Приоритет в итоге отдали Су-27К, который позже получил название Су-33 и стал поступать на вооружение. Всего было построено 26 машин.  

Самолеты МиГ-29К неоднократно участвовали в различных выставках авиационной техники. В феврале 1992 г. второй экземпляр истребителя ("312") демонстрировался главам и представителям оборонных ведомств стран СНГ на аэродроме Мачулищи в Беларуси, в 1992, 1993 и 1995 гг. - в статической экспозиции авиасалона в подмосковном Жуковском. В течение четырех лет машина не летала: последний перед консервацией, 106-й полет на МиГ-29К "312" состоялся 28 августа 1992 г. Однако летом 1996 г. 312-я вновь была подготовлена к испытательным полетам и в сентябре того же года прибыла в Геленджик, где проходила первая в России международная выставка гидроавиации. МиГ-29К "311" был показан в августе 1997 г. на стоянке авиасалона МАКС-97. 

 

В дальнейшем борт "311" еще послужил. Некоторое время он стоял в ангаре в Жуковском (фотографии ниже сделаны зимой 2006/2007). 

 

 

Количество якорей указывает на количество посадок на палубу.

 

Кабина. По тем временам была современной :) 

 

Там же находился и его братец "312". 

 

 

 

 

Позже борт "311" использовали в качестве макета на авианосце "Викрамадитья". 

 

Хотя проект МиГ-29К с начала 1990-х годов и не мог рассчитывать на госзаказ, его в инициативном порядке за свои деньги продвигало КБ. 

Вторую жизнь программа получила после подписания 20 января 2004 года Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) "МиГ" контракта на поставку ВМС Индии многофункциональных истребителей корабельного базирования. Он предусматривал поставку 12 одноместных самолетов МиГ-29К и 4 двухместных МиГ-29КУБ, а также обучение летчиков и технического персонала заказчика, поставку тренажеров, запчастей и организацию сервисного обслуживания самолетов. Также предусмотрен опцион еще на 30 самолетов со сроком поставки до 2015 г. В 2005 г. в соответствии с указанным опционом был подписан контракт на поставку вооружения для МиГ-29К/КУБ. 

В определении облика МиГ-29КУБ самое активное участие приняли представители Министерства обороны и ВМС Индии. По ряду позиций ими были заданы требования, превышающие мировой уровень. 

Летные испытания отдельных систем и узлов МиГ-29К/КУБ ведутся с 2002 г. Для этого задействовано 8 самолетов МиГ-29 различных модификаций, на которых в 2002-2006 гг. выполнено около 700 полетов. 

Одноместный МиГ-29К - многофункциональный истребитель корабельного базирования, предназначенный для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным и обычным оружием днем и ночью в любых погодных условиях. 

Его учебно-боевой вариант МиГ-29КУБ предназначен для:

- тренировки и приобретения (совершенствования) навыков пилотирования и самолётовождения;

- отработки элементов боевого применения;

- решения всех боевых задач, тождественных МиГ-29К. 

При создании планера, силовой установки и бортового оборудования МиГ-29КУБ использованы самые современные технологии. Доля композиционных материалов в составе планера достигла 15%. Самолет оснащается новыми двигателями РД-33МК с увеличенными тягой и ресурсом. 

 

Бортовое радиолокационное оборудование (БРЭО) МиГ-29К/КУБ построено по принципу открытой архитектуры, что облегчает модернизацию самолета и наращивание его арсенала. В соответствии с пожеланием Заказчика, БРЭО МиГ-29КУБ выполнено интернациональным. В его создании помимо российских участвуют индийские, французские и израильские компании. 

 

На МиГ-29КУБ устанавливаются современные многофункциональные импульсно-доплеровские радиолокационные станции "Жук-МЭ" и новейшие оптико-электронные системы. 

Отличительной особенностью самолетов является высокий уровень унификации. Несмотря на модификацию (одно- или двухместную), самолеты имеют одинаковый планер. В одноместном самолете на месте второго пилота размещен топливный бак. Это позволило снизить затраты как на производство, так и на эксплуатацию. 

Первый прототип палубного истребителя МиГ-29КУБ совершил свой первый полет 20 января 2007 года с аэродрома ЛИИ им. М.М.Громова (г. Жуковский). Самолет поднял в воздух экипаж в составе Михаила Беляева и Павла Власова. 

 

 

18 марта 2008 года увидел небо уже серийный МиГ-29КУБ. Самолет выполнил традиционные рулежки и пробежки на аэродроме летно-испытательного комплекса РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах, а затем совершил полет продолжительностью 42 минуты в режимах, отработанных на опытном самолете. В ходе полета были подтверждены все летно-технические характеристики серийного МиГ-29КУБ. 

 

Но палубный истребитель, несомненно, должен летать с палубы. :) 

В самом конце сентября 2009 года Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» успешно провела летные испытания выпускаемых по заказу ВМС Индии новых многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ на тяжелом авианесущем крейсере Северного Флота ВМФ России «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Первую посадку на палубу находящегося в Баренцевом море ТАВКР «Адмирал Кузнецов» выполнил 28 сентября на опытном самолете МиГ-29К с бортовым №941 начальник летной службы РСК «МиГ» Заслуженный летчик-испытатель РФ Герой России Павел Власов. 

 

 

 

За ним на серийной «спарке» МиГ-29КУБ, уже окрашенной в цвета заказчика, последовали летчики-испытатели РСК «МиГ» Николай Диордица и Михаил Беляев. 

 

 

Всего в течение двух дней было совершено несколько палубных посадок и взлетов обоих самолетов, которые практически подтвердили возможность безопасной эксплуатации новых истребителей на авианесущих кораблях. Примечательно, что полеты МиГ-29К/КУБ на «Кузнецове» были проведены буквально накануне 20-летнего юбилея первых корабельных посадок отечественных сверхзвуковых истребителей четвертого поколения и стали своего рода возвращением «МиГов» на палубу. 

 

 

 

После того, как новый самолет показал свою полную состоятельность, началось обучение индийского летного и технического персонала. Самым сложным элементом в котором, несомненно, являлась отработка дозаправок в воздухе. 

 

 

 

Специально для обучения пилотированию на новом палубном истребителе в инженерном центре МиГа создали  подвижный тренажер с лазерной системой визуализации. Стоит отметить, что это первый в стране тренажерный комплекс такого уровня. 

 

 

 

Серийное производство МиГ-29К/КУБ развернули на авиационном заводе ОАО "РСК"МиГ" в Луховицах. Непосредственно в Луховицах делают крыло, композитные элементы и производят сборку самолетов. Фюзеляж делают в Москве.  

 

 

 

 

В конце 2009 года первые истребители перелетели в Индию. Индийские летчики высоко оценили летные качества машин.  

Благодаря этому, в связи со строительством новых авианосцев, Индия заказала еще 29 самолетов на сумму в 1,2 млрд долларов, в дополнение к контракту 2004 года на 16 машин. По состоянию на август 2011, Индия получила 11 МиГ-29К из первого контракта на 16 самолётов 

Но были и печальные моменты. 23 июня 2011 года при выполнении испытательного полета в Астраханской области разбился истребитель МиГ-29КУБ. Лётчики Олег Спичка и Александр Кружалин погибли. Полетное задание было настолько сложным, практически на грани возможностей самолета, что выполнить его могли только самые лучшие.. – такие асы как Олег Спичка и Александр Кружалин… 

 

 

Комиссия установила, что самолет не разрушался и был исправен до момента столкновения. Летчики действовали согласно полетному заданию и делали все, что бы выйти из сложнейшей ситуации. 

Но, несмотря на тяжелые потери, программа развивается. Совсем недавно (https://sdelanounas.ru/blogs/12906/) стало известно, что в начале февраля 2012 года Министерство Обороны России заключит с "РСК"МиГ" контракт на 28 палубных истребителей МиГ-29К/КУБ со сроком поставки до 2020 года. 

(UPD: 29 февраля подписан долгожданный контракт с МО РФ на поставку 24 машин, 4 из которых спарки, в период 2012-2015 - https://sdelanounas.ru/blogs/14617/).

В итоге, можно уверенно сказать, что программа МиГ-29К/КУБ состоялась! Новый палубный истребитель станет достойной заменой для Су-33 и, возможно, найдет новых зарубежных заказчиков. 

При написании обзора использовались материалы с сайтов: 

http://www.airwar.ru 

http://ru.wikipedia.org 

http://pilot.strizhi.info 

PS: разрешаю перепост, при условии указания источника. Пользуйтесь на здоровье!

  • 0
    Aleksey1992 Aleksey1992
    26.01.1219:54:09
    Ой млять пасибо за статью.
  • 0
    A_SEVER A_SEVER
    26.01.1220:28:32
    Спасибо за статью! Небольшая поправка: "Позже борт «311» использовали в качестве макета на авианосце «Викрамадитья»" - габаритно-весового макета.    
  • 0
    ivankun ivankun
    26.01.1220:39:31
    Шикарный обзор!
    • 0
      Hasky Hasky
      27.01.1209:37:43
      ...автор, хороший фоторяд)) +100
  • 0
    Нет аватара vvs
    26.01.1220:46:29
    Спасибо за интересный обзор! Узнал много нового!
  • 0
    Нет аватара Керил Боризенко
    26.01.1221:22:01
    Классная история. С хорошим концом.
  • 0
    SergioSAR SergioSAR
    26.01.1223:16:33
    Спасибо огромное! Горжусь нашими ребятами! Слава России!
  • 0
    Нет аватара Yaroslav
    26.01.1223:40:20
    МиГ-29К/КУБ действительно по всем параметрам лучше Су-33 или они примерно равны?
    • 0
      Hasky Hasky
      27.01.1201:39:47
      ...какой самолет лучше - Миг-29 или Су-27? Разные классы. То же и здесь. А главное - каким мерилом будем мерять? Как оружейная платформа - 33-й имеет больше возможностей, возможности ПВО эскадры у машин одинаковые, БРЛС у 33-го мощнее...
      • 0
        Нет аватара WJ
        27.01.1210:51:05
        Возможности за те же деньги. Сушка лучше, потому и делают палубную версию Т-50.
      • 0
        nano nano
        27.01.1211:59:01
        33 безнадежно устарел. Он берет больше нагрузки, летает дальше. Но все что касается БРЭО-полный мрак. Их необходимо глубоко модернизировать, иначе это просто очень большая летающая мишень. У Сухого по этому вопросу большой опыт, сделали бы в итоге конфетку. Но МО не хочет вкладывать большие деньги в сильно изношенную технику (перегрузки и соленая вода сильно снижают ресурс), поэтому сейчас на КнААПО проводят капремонт и модернизацию, но по самому бюджетному уровню. Так что Су-33 продержатся до 2020 года, когда их постепенно вытеснят МиГи, а там уже и Т-50 палубный на подходе будет.
        • 0
          Hasky Hasky
          27.01.1212:09:01
          ...гладко было на бумаге. Особенно про Т-50)) не будем бежать впереди паровоза)) Вопрос был что лучше, а не что физически изношено))
          • 0
            nano nano
            27.01.1212:29:17
            Что лучше-это вечный вопрос.     По БРЭО лучше МиГ, по летным характеристикам-Су. По составу вооружения тоже МиГ выигрывает. Выходит, что МиГ лучше?    
            • 0
              Нет аватара
              27.01.1215:18:42
              ЛТХ у МиГ-а не хуже(тут вопрос в наличии/отсутствии ОВТ), плюс МиГ-29 меньше и легче Сушки и в ангар их больше поместится, что для авианосца очень важно.
  • 0
    Нет аватара imperskij@pes
    27.01.1200:04:06
    молодца, это больше, чем докуметальная инфа - это История проекта. с сюжетом ))) вот только Миг-29к - не замена Су-33. скорее, дополнение.
  • 0
    Нет аватара wwwkperu
    27.01.1206:22:07
    а что известно о МИГ 35??Кто знает....индейцы отказались от поставок......вообще как дела у миг предприятия??
    • 0
      Hasky Hasky
      27.01.1209:33:59
      ...а разве статья - не показатель, как дела?))
      • 0
        Нет аватара wwwkperu
        27.01.1210:14:19
        новость хорошая.....)))безусловно))) я на форум ,просто, заходил..завод сокол Н Новгород....там миг 31бм модернизируют... у них там из за отказа поставок в индию, миг 35, дела не очень...(( и вообще везде слышно.. су 33 ,су 35, су 34, суперджеты, су 27 см итд а из мигов только миг 29к и миг 31 бм.... так что там с миг 35?? что лучше миг 35 или су 35?? оба 4++ так понимаю...
        • 0
          nano nano
          27.01.1212:00:33
          МиГ-35 проиграл индийский тендер, так что судьба его туманна... Вся надежда на ГОЗ.
        • 0
          Hasky Hasky
          27.01.1212:11:01
          ...крепкий середняк - основа всего. Это о 4++ ))
          • 0
            nano nano
            27.01.1212:26:00
            Именно так. 5 поколение пока слишком дорогая игрушка.
            • 0
              Нет аватара wwwkperu
              27.01.1217:49:24
              Слышал ..наши 4++ американские рапторы 5 коления выносят(моделирование боев проводили)   
        • 0
          Нет аватара
          27.01.1215:29:28
          Скорее всего МиГ-35 проиграл тендер не Тайфуну или Рафалю, а новой партии Су-30МКИ. Главный конкурент МиГ-а это именно модификации Су-27 и всё из-за того, что что стоит он почти как Су-35(где то на паралае вычитал). Тяжёлые Сушки, благодаря стабильному спросу(и благодаря тому, что Индия оплатила НИОКР по Су-30МКИ), имеют привлекательную цену, сравнимую с перспективным лёгким МиГ-35.
          • 0
            Нет аватара
            27.01.1215:30:30
            Но для авианосцев, по моему мнению, размер имеет большее значение чем цена!
  • 0
    Нет аватара Anton
    27.01.1211:42:28
    Вечная слава героям ! Которые жертвуют своими жизнями ради нашего благополучия, даже в мирное время.
  • 0
    Нет аватара totoro21
    27.01.1212:46:42
    Отличный обзор. Спасибо!
  • 0
    Нет аватара labeled
    27.01.1216:12:14
    на 11-м снимке виден МИГ-АТ.я так понимаю,в связи с принятием на вооружение як-130 программу его свернули?поскажите плз...
    • 0
      nano nano
      27.01.1222:08:24
      Да. Давно уже, как только выбрали Як-130 в качестве перспективного УТС. Где-то в первой половине 2000-х
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,