стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
84

ПД-14: пять фактов о новом российском двигателе

 © rostec.ru

На прошлой неделе на иркутский авиазавод были доставлены первые турбореактивные двигатели ПД-14 производства ОДК. Они будут впервые установлены на новейший российский лайнер МС-21. Ожидается, что самолет с двигателями ПД-14 поднимется в небо уже в этом году.

Испытания МС-21 с двигателями ПД-14 — знаковое событие для отечественного авиастроения. В чем же их уникальность и почему ПД-14 считают одним из самых прорывных проектов в гражданской авиации за последние десятилетия?

1/ Первый постсоветский авиадвигатель

ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.

Идея создания двигателя нового поколения появилась в начале 2000-х годов. Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.

1.png1.png © rostec.ru

Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».

Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные — в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации.

2/ Новый двигатель для нового самолета

Первым самолетом, который ПД-14 поднимет в воздух, станет перспективный российский лайнер МС-21. Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. Как и новый двигатель, МС-21 является первым самолетом подобного типа, полностью разработанным и выпущенным в современной России.

МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — самолет нового поколения, который объединяет в себе передовую аэродинамику, современную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. МС-21 создавался для замены устаревшего Ту-154.

UTK_4891.jpgUTK_4891.jpg © rostec.ru

Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Недавно первые ПД-14 были переданы компании «Иркут» для установки на МС-21-300. На данный момент собрано четыре опытные машины. Пятый самолет, предназначенный для полетов с ПД-14, находится в сборке. Летные испытания двигателя в составе МС-21-300 должны пройти в 2020 году.

Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 обеспечит полноценное присутствие нашего авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.

3/ Один из немногих в мире

В мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое из них строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячие части двигателей SaM‑146 только на своей территории.

UTK_3774.jpgUTK_3774.jpg © rostec.ru

Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В нашей стране такое производство есть. А в декабре 2019 года на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» открылся крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин с годовой мощностью в 2 тыс. комплектов.

Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент — обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работы по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить зарубежные перспективы нового российского двигателя.

4/ Новые технологии и материалы

Разработка современного турбореактивного двигателя — более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать только отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, например, лопатки турбины из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 °К.

_R1O7020.jpg_R1O7020.jpg © rostec.ru

При создании двигателя применяются новые российские сплавы титана и никеля. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из отечественных полимерных композитов, благодаря чему достигается необходимый уровень шумоизоляции и снижается масса двигателя. Всего в двигателе задействовано около 20 новых российских материалов, при этом все они прошли сертификацию по международным нормам.

Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.

5/ Не один двигатель, а целое семейство

Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.

19f0bd3063bcaeb4ce02f1b1f32d56d7.jpg19f0bd3063bcaeb4ce02f1b1f32d56d7.jpg © rostec.ru

ПД-14 — это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300. Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400. Двигатель ПД-8 сможет устанавливаться на самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Superjet 75, Ту-334, Бе-200. Для Ил-96 и Ту-204 можно будет использовать ПД-18 тягой 18-20 тонн.

Сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 14
    Slava Arister
    30.01.2022:12:58

    Все кто делали этот двигатель — они герои!!!

    Отредактировано: Slava Arister~11:44 31.01.20
  • 2
    visitor331111 . visitor331111 .
    30.01.2023:35:50

    Сттранно что упоминули что ПД14 можно ставить на ТУ 334:на самолет который никто выпускать не собирается.

  • 0
    Нет аватара Parhit
    31.01.2001:26:09

    А какой будет следующий двигатель и для каких самолетов?

    • 5
      Нет аватара Rockets
      31.01.2005:03:20

      ПД 35 Уже проектируют Демонстратор планируют показать через 3 года

      Двигатель делают под CR 929-600 ШФДМС (широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт)

      Совместный проект с Китаем. А так же для Ил 96-400 М и перспективный ПАК ВТА

    • 0
      Владислав Хромов Владислав Хромов
      31.01.2010:18:16

      >ОДК вложит в разработку двигателя для самолетов SuperJet и Бе-200ЧС в 2019-2024 гг. почти 33 млрд руб. … В 2024 году должны быть изготовлены опытные образцы МСУ с ПД-8, в этом же году ожидается получение сертификата типа на новый двигатель.

      Здесь явное натягивание совы на глобус и даже если ПД-8 сделают в металле вовремя, то сертификация обычно проходит 3-4 года. То есть раньше 2027/8 ожидать его не стоит.

      >ПД-35 планируется сертифицировать в 2025 году.

      Будем посмотреть, конечно, но ПД-8 явно гораздо легче в разработке, а под ПД-35 еще даже испытательную базу не всю построили.

      Отредактировано: Владислав Хромов~10:28 31.01.20
      • 0
        Нет аватара alvi
        31.01.2020:11:16

        Здесь явное натягивание совы на глобус и даже если ПД-8 сделают в металле вовремя, то сертификация обычно проходит 3-4 года. То есть раньше 2027/8 ожидать его не стоит.

        Согласно графику исполнения договора «Шифр „ПД-8-Сатурн“» п. 6.5 «Подготовка и аттестация стендовой базы. Подготовка и проведение сертификационных, инженерных и летных испытаний МСУ с ПД-8. Специальная квалификация материалов и заготовок Получение сертификата типа на двигатель ПД-8. Сертификация мотогондолы в составе самолета», сроки: 01 января 2021 г. — 01 декабря 2024 г.

        Ну, а как будет на самом деле, посмотрим.    

    • 0
      John Connor John Connor
      31.01.2012:54:59

      Вроде должен был быть ПД12 В для Ми-26… Но как-то уже и не слышно новостей

      • 0
        Сергей Турчин Сергей Турчин
        31.01.2018:33:03

        Под ПД-12 В нужен, как основа, двигатель в полтора раза меньшей мощности/тяги — т. е. ПД-8. ПД-14 для него слишком велик.

  • 0
    Clausson Clausson
    31.01.2010:58:00

    Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей.

    Подскажите пожалуйста, Мотор Сич сам делает лопатки или нет?

    • -1
      Нет аватара olegg
      31.01.2011:48:57

      11/01/2018 РадиоСвобода.UA

      «Снежнянский машиностроительный выпускал ключевую деталь для двигателей «Мотор Сичи» — лопатки (лопасти). После 2014-го завод отошел за линию разграничения: Снежное было оккупировано. О судьбе предприятия за это время были разнообразные сведения: писали и о его остановке, и о том, что оно успешно продолжает работать в украинском правовом поле и поставлять продукцию на завод в Запорожье, и о том, что сепаратисты включили его в работу на российскую оборонку."

      В общем, все зависит от того, с какой линии разграничения посмотреть…

    • 2
      Нет аватара olegg
      31.01.2011:56:42

      Для сведения акционеров АО «МОТОР СИЧ"

      29.12.2017

      «Публичное акционерное общество «МОТОР СИЧ» заявляет об утрате с 20.12.2017 г. контроля над управлением активами обособленного подразделения «Снежнянский машиностроительный завод», находящегося на временно неконтролируемой Украиной территории Донецкой области.

      В связи с этим совет директоров Общества обратился в соответствующие государственные органы с сообщением о временной утрате контроля. Органами акционерного общества принимаются меры по обеспечению сохранности активов данного предприятия.»

    • 0
      Вас исдас Вас исдас
      31.01.2011:57:44

      Все под контролем: «Мотор Сич» закупит продукцию Снежнянского завода в другой стране.

      Об этом сообщает «Донбас. Реалии Радио Свобода» со ссылкой на президента ПАО «Мотор Сич» Вячеслава Богуслаева.

      Украина.ру

      12 января 2018

      • 3
        Нет аватара olegg
        31.01.2012:14:05

        2 Вас исдас

        Ну да… «под контролем»…

        У этих «декоммунизаторов» очень избирательная декоммунизация: СССР для них плохой, а вот как только предприятия, доставшиеся от СССР уходят из «под контроля» начинается вой.

        Да и Богуслаев — известный обещальщик «контроля».

        Вот когда полностью продадуться китайцам, тогда может и наступит контроль.

        • 0
          Нет аватара абрамыч
          31.01.2013:41:15

          Богуславский наш человек,вин також громодянин России.

    • 0
      Кот Стальной Кот Стальной
      31.01.2012:05:40

      На их офф. сайте ничего не нашел.

      Если смотреть по информации из открытых источников — в структуре «Мотор Сич» на лопатках еще с советских времен специализировался Снежнянский машиностроительный завод в г. Снежное Донецкой области. С началом войны на Донбассе г. Снежное относится к ДНР.

      Компания «Мотор Сич» объявила об «утрате контроля за своими активами на неподконтрольной территории» имея в виду этот завод. Но заявила, что решила вопрос с выпуском его продукции где-то у себя в другом месте. Правда насколько это достоверно — вопрос )))

      О состоянии завода в Снежном информация разрозненная. Завод существует и вроде что-то делает. Но насколько он пострадал в боевых действиях, что и как выпускает — неизвестно.

      • 3
        Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
        31.01.2016:09:42

        Есть лопатки и есть … лопатки    

        Дело не только в самих лопатках, но и в их конструктивных и технологических характеристиках.

        Создание ПД-14 требовало проведения целого комплекса НИОКР, в том числе и для лопаток. Тут совершенно недостаточно использовать только старый, ещё советский задел.

        Технологии «Мотор Сич» это был результат усилий многих коллективов пр всему СССР. Современная Украина уже не в состоянии развивать такие наукоёмкие области.

        • 2
          Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
          31.01.2016:32:34

          А параллельно и разработали срвременные газотурбинные установки вместо украинских:

          Спуск на воду третьего фрегата проекта 22350 «Адмирал Головко» запланирован на 2020 год. Об этом в интервью Sudostroenie.info рассказал генеральный директор судостроительного завода «Северная верфь» Игорь Пономарев.

          Напомним, в качестве форсажных двигателей на двух первых фрегатах проекта 22350 — «Адмирал Горшков» (сдан в 2018 году) и «Адмирал Касатонов» (завершает испытания) — использовались газотурбинные установки украинского предприятия «Зоря — Машпроект».

          Начиная с третьего корпуса, на фрегатах проекта 22350 предусмотрено применение газотурбинных двигателей М90ФР производства «ОДК — Сатурн». В качестве маршевых на корабли устанавливаются дизельные двигатели 10Д49 Коломенского завода. Редукторы выпускает завод «Звезда».

          Закладка фрегата «Адмирал Головко» состоялась 1 февраля 2012 года. Разработчик проекта — Северное ПКБ.

        • 1
          Кот Стальной Кот Стальной
          31.01.2017:03:38

          Так никто и не спорит )) Формально — оно вроде как было. Но завод этот в Снежном построен во времена СССР.

          Если технологии там не совершенствовались, технологическое оборудование не модернизировалось (а так оно и было) — максимум что они могли это ремонтировать ТРД советского же производства. Чем и занимались.

          • 1
            Сергей Турчин Сергей Турчин
            31.01.2018:11:15

            В СССР было создано три мотора с наиболее высокой температурой перед турбиной — первый это двигатель Су-27, второй — ПС-90А для Ту-204/Ил-96, а третий — это Д-18Т для Ан-124. Остальные моторы имели температуру ниже на сто и более градусов. Соответственно лопатки турбин этих двигателей и были самыми совершенными. Несомненно, что ко всем этим мотором и материалам их турбин руку приложил московский ВИАМ, но факт этот остается фактомт- один из трех двигателей украинского выпуска. Вертолетные двигатели, выпускающиеся на Моторсичи относятся к времени разработки начала 70 г 20 века, поэтому гораздо менее горячие.

            Ну, а турбинные лопатки двигателей предыдущих поколений с относительно низкотемпературными лопатками турбин где только не делали — в Рыбинске, Казани, Самаре, Москве и т. п.

        • 0
          Сергей Турчин Сергей Турчин
          31.01.2018:29:03

          ПД-14 это следующее поколнение. по сравнению с уровнем, достигнутым при СССР. По сути дела, Моторсич выпускала два современных двигателя с высокотемпературными турбинами — Д-18Т — 1630 град К и Д-436 — 1530 К. По открытой информации, на ПД-14 подходят к уровням 1900-2000. Так что действительно, есть лопатки и лопатки… Все-таки даже достаточно современный Д-18Т был разработан почти 30 лет назад.

          • 0
            Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
            31.01.2022:13:25

            Тут кроме достижения какого-то уровня важна способность к дальнейшему развитию — это требует больших вложении не только в производство, но и в исследовательскую деятельность в различных областях.

            • 0
              Сергей Турчин Сергей Турчин
              01.02.2000:28:13

              Все ровно наоборот. Сначала исследования и научный задел — новые материалы, монокристалл, оптимизация схемы охлаждения и т. д. Из чего получается высокая температура перед турбиной. А температура перед турбиной почти напрямую определяет КПД двигателя и дает снижение удельного расхода топлива. Такая вот цепочка.

              Отредактировано: Сергей Турчин~00:28 01.02.20
  • 0
    Don Tbotherme
    31.01.2020:09:55

    Пора, пора уже лететь.

    Жду видосов хотя бы с пробегом МС-21 на ПД-14. Хочется уже хотя бы послушать издели в сборе.

    • 0
      Roman Wyrzykowski Roman Wyrzykowski
      01.02.2016:50:46

      Вот наглядный пример. А это делается даже не НИС, только на производстве!!!

      В ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации «Ростех») подвели итоги ежегодного конкурса научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за 2019 год.

      В номинации «Лучшая конструкторская работа» места распределились следующим образом: 1-е место — работа «Компоновка постановки морского ГТД в качестве механического привода на компрессорном испытательном стенде», автор А.В. Горшков. 2-е место — работа «Разработка камеры сгорания малоразмерного двигателя», авторы: В.А. Ташкинов, Е.В. Ломохова, А.В. Бубенцов. 3-е место — работа «Создание стенда для испытаний установки компрессора высокого давления малоразмерного двигателя», авторы: И.Я. Воронова, А.Ю. Сметанин, В.Е. Крюков, Д.Е. Кулик, С.Л. Царев.

      В номинации «Лучшая расчетно-исследовательская работа» 1-е место заняла работа «Комплекс расчетно-экспериментальных работ по разработке камеры сгорания малоразмерного двигателя», авторы: Д.К. Василюк, В.Б. Челышев, И.А. Истомина. 2-е место — работа «Проектирование, оптимизация и экспериментальные исследования высокоэффективных профилей лопаток турбины низкого давления ПД-35 в том числе в условиях низких чисел Рейнольдса», авторы: Ф.В. Карпов, В.А. Фадеев, К.А. Виноградов, Д.И. Ларшин, Н.С. Андреева. 3-е место — работа «Автоматизация процесса задания граничных условий и контроль результатов расчетов в ПК 3D-Эйлер», авторы: Д.И. Ларшин, Ю.В. Иванова, Е.А. Цветкова, И.В. Михеев, А.Ю. Маралев.

      В номинации «Лучшая технологическая работа» 1-е место — работа «Освоение цикла производства перспективного жаропрочного сплава СЛЖС32 и изготовления из него рабочих лопаток турбин», авторы: Д.В. Данилов, И.И. Хрящев. 2-е место — работа «Разработка головки для наплавки по технологии DMD на установке LENS 850R в труднодоступных местах», авторы: А.В. Светцов, Н.В. Федоров, А.А. Вершинин, В.С. Ершов. 3-е место — работа «Технологический процесс сборки опоры турбины малоразмерного двигателя», автор О.М. Булганова.

      Отредактировано: Roman Wyrzykowski~16:53 01.02.20
Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,