Лого Сделано у нас
56

На Урале строят новые вездеходы для научной станции «Восток-2» в Антарктиде

 © img.znak.com

Антарктическая научная станция «Восток» — сейчас единственная используемая Россией станция на континенте. Климатические условия здесь — одни из самых суровых на Земле. К примеру, именно там была зарегистрирована самая низкая температура на планете — минус 89,2 градуса по Цельсию. Кроме того, здесь почти нулевая влажность воздуха. Здесь даже тяжело дышать, не говоря уже о том, чтобы что-то делать.

Для работы в этих тяжелейших условиях разработали уникальный вездеход «Бурлак», который собирают в Екатеринбурге, на предприятии «Вездеходы Макарова».

Станция «Восток» была основана 16 декабря 1957 года, во время второй советской Антарктической экспедиции. Станция названа в честь парусного шлюпа «Восток», одного из кораблей антарктической экспедиции 1819-1821 годов. В 1990-х годах в результате бурения ледниковых отложений российскими учеными под станцией было зафиксировано уникальное реликтовое озеро Восток. Сейчас станцию «Восток» решено перестроить, и к 2022 году создать фактически станцию «Восток-2».

Проблема в том, что место находится на расстоянии 1260 километров от побережья, откуда идет снабжение станции. Доставка людей и грузов сюда возможна только летом, и только двумя способами: по воздуху на самолетах и по земле санно-гусеничными поездами. Последний способ позволяет привезти больше груза, но маршрут длится 54 дня, и из-за суровых погодных условий техника — гусеничные вездеходы — часто не выдерживает.

В этом сезоне сообщение между станцией «Восток» и прибрежной станцией «Прогресс», с которой идет снабжение, будет осуществляться при помощи вездехода «Бурлак», собираемого в Екатеринбурге на совместном свердловско-курганском опытном предприятии «Вездеходы Макарова». Первая машина уже прибыла в Антарктиду и готовится к выходу на маршрут. Кроме того, сейчас с Институтом Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург) ведутся переговоры о постройке еще двух «Бурлаков».

Основное производство вездеходов располагается в большом ангаре, построенном в частном секторе на Уралмаше. Начинается создание вездехода в самом дальнем конце цеха — на агрегатном участке, где собираются бортовые редукторы и раздаточные коробки. Именно они делают шестиколесную машину на гигантских колесах низкого давления полноприводным вездеходом.

«Мы имеем раздаточную коробку от ЗИЛа. Нас в этом корпусе интересует сам размер и не более того. Внутренние „потроха“ уникальные. Сделаны по спецзаказу в тюнинговом ателье, которое работает с командой „КАМАЗ-Мастер“», — рассказывает главный конструктор экспериментального завода Алексей Макаров.

В соседних комнатах располагаются участок приемки узлов и агрегатов, заказываемых у контрагентов, токарно-фрезерный и сварочный участки. Здесь же рубят и гнут из алюминия всю обшивку будущей машины. Алюминий позволяет сделать вездеход максимально легким (вес машины колеблется в пределах 4-4,2 тонны), что положительно сказывается на проходимости. При этом он способен перевозить до 2,5 тонны груза в кузове и еще 1,5 тонны в специальном прицепе.

Как оказалось, помимо состоятельных любителей экстрима, российских горнодобывающих и нефтегазовых компаний, работающих в условиях Крайнего Севера, заказчиками машин выступают предприниматели, обеспечивающие товарами и продуктами питания отдаленные поселки.

«У них стоит четкая цель — побольше заработать. Поэтому взвешивается каждый килограмм заносимого в машину груза. Почему в районе Чукотки огурцы по 500-600 рублей за килограмм? Потому что стоимость перевозки килограмма груза по региону составляет от 50 до 160 рублей, а перемещение туда — это еще 350 рублей», — объяснили экономику на предприятии.

В основном помещении цеха работа организована по принципу конвейера. На специальном стапеле сначала сваривается пространственный каркас будущей машины. Для этого используются тонкостенные стальные трубы. Затем на него наклепывают алюминиевую обшивку. К слову, внешние габариты автомобиля составляют 2,9 метра на 7,4 метра. Особое внимание уделяется «лодке» — днищу автомобиля, которое погружается в воду при пересечении водных преград. Для лучшей изоляции швы обрабатываются силиконовыми герметиками. На этом же этапе кузов утепляется, к его каркасу крепится двигатель.

В серийных «Бурлаках» стоят двигатели Cummins, которые широко используются в грузовой технике, и усиленные механические коробки передач.

На первые «Бурлаки» ставились двигатели и часть агрегатов от Toyota Land Cruiser Prado 90, но сейчас от этого решения ушли. «Отказались от двигателей Toyota, так как мы не можем их легально завозить со всей обвязкой в Россию и сертифицировать здесь. Поэтому перешли на продукцию, используемую концерном ГАЗ. Мы руководствуемся тем, что машина должна быть простой и надежной, как автомат Калашникова. С другой стороны, все запчасти у нее должны быть ориентированы на российский рынок», — подчеркнул Макаров.

 © img.znak.com

 © img.znak.com

 © img.znak.com

 © img.znak.com

 © img.znak.com

  • 1
    alex4spb alex4spb
    17.12.1915:51:18

    а контракт на поставку этих вездеходов уже заключен?

  • 0
    Antar-yes Galactus
    18.12.1911:32:46

    Кислорода на станции «Восток» почти столько же мало, сколько на вершине Эльбруса, из-за высоты (3400м) и низкого давления, что эквивалентно подъему в горах Кавказа на высоту 5000 метров. Т. е. веселая прогулка на станцию «Восток» не получится: неподготовленный человек без акклиматизации там просто потеряет сознание. А 1 смена длится там целый год. Поскольку среди профессиональных альпинистов и спортсменов найти ученого трудно, то специалистам на Востоке приходится переживать все прелести самой жесткой акклиматизации: полное отсутствие сна, кровотечение, постоянная рвота и дикая головная боль, и пр. романтика, длящаяся от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Отредактировано: Antar-yes Galactus~11:48 18.12.19
    • 0
      Мурат Вишняков
      18.12.1912:56:09

      Наддув нужен движку, интересно камминсы с турбинами?

    • 0
      Нет аватара Дмитрий Ивановский
      07.01.2022:06:48

      Акклиматизация в случае транспортировки санно-гусеничным поездом происходит постепенно.В отличии от заброски людей самолетами,что возможно лишь в условиях антарктического лета.Очень подробно все это описано в арктическом цикле замечательного писателя-летописца полярников-Владимира Санина.В частности в повести «72 градуса ниже нуля» как раз рассказывается про санно-гусеничный поезд.Очень рекомендую интересующимся)

  • 0
    Нет аватара Neptus
    18.12.1914:42:31

    Для Антарктики колёсная техника — это нонсенс. Тем боле такая узкоколейная. Нужен внедорожник и нечего ограничиваться шириной выделенной полосы дороги по правилам.

    Там (Антарктика, станция Восток) нужны ширококолейные гусеничные снегоходы. И чем крупнее — тем лучше.

    Отредактировано: Neptus~14:51 18.12.19
    • 0
      Вадим Ригин Вадим Ригин
      22.12.1902:49:03

      Этот вездеход разработан был для поездок по северному ледовитому океану до северного полюса.

      Он на колесах сверхнизкого давления. В общем то это снего-болотоход.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,