Лого Сделано у нас
4

Россия нуждается в истребителе с вертикальным взлётом и посадкой

 © regnum.ru

В последнее время стали часто публиковаться материалы, в которых сравниваются характеристики российских и американских истребителей пятого поколения. Причин этому несколько. Во-первых, с учётом возрастания политического, военного и экономического потенциала России на Западе опять заговорили о новой холодной войне. Во-вторых, исключение Турции из программы создания и производства истребителя пятого поколения F-35 обозначило перспективу возможной покупки Анкарой российской боевой машины пятого поколения Су-57.

Совершенно очевидно, что истребитель Су-57 превосходит F-35 по трем важным показателям: по скорости, дальности полёта и по манёвренности. Скорость российского самолёта достигает 2600 километров в час, а американского — до 1930 километров в час. Су-57 превосходит F-35 по продолжительности полёта: 5,8 часа против 2,36 часа.

 © regnum.ru

Продолжительность полёта и скорость кардинально влияют на радиус боевого действия самолёта. Получается, что у F-35 радиус боевого действия гораздо меньше. Масса боевой нагрузки Су-57 составляет 10 тонн, а у американской машины — 9,1 тонны. Здесь сравнивалась лишь небольшая часть лётно-технических характеристик Су-57 с F-35A, версией истребителя со стандартным взлётом и посадкой для ВВС США.

Однако США располагают ещё двумя версиями данного самолёта: F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой, способен выполнять и вертикальный взлёт) и F-35C (взлёт с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу — с использованием аэрофинишера).

Что касается версии F-35C для ВМС США, то России есть чем ответить, по крайней мере, отчасти. В техническом задании на истребитель Су-57 было заложено и условие возможности его взлёта и посадки на укороченную полосу. По словам главного конструктора-директора ОКБ Сухого Михаила Стрельца, длина пробега у Су-57 в два раза меньше, чем у Су-35, что позволяет использовать его с укороченных полос без специальных устройств.

Точные данные Стрелец не назвал, сославшись на секретность. Но из открытых источников известно, что длина пробега Су-35 с нормальной взлетной массой, тормозным парашютом, использованием тормозов равна 600 метров. Длина единственного авианесущего крейсера в составе ВМФ РФ «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» составляет 305 метров.

«Адмирал Кузнецова» несёт на своём борту палубные истребители Су-33 и МиГ-29К/КУБ. При посадке этих самолётов используются аэрофинишёры. Сопоставимый по массе с Су-57 тяжёлый истребитель Су-33 имеет пробег при посадке до 90 метров.

Таким образом, с определённой доработкой в перспективе можно было бы попробовать Су-57 и в качестве палубного истребителя. В воздухе данный вопрос подвешивает тот факт, что до сих пор российское Минобороны не определилось с главным вопросом — вопросом необходимости постройки авианосцев с учётом фактора бурного развития ракетного оружия. Но возможность взлёта и посадки на укороченные полосы необходима и на суше, чтобы самолёты можно было использовать с поврежденных во время боевых действий аэродромов.

России пока нечего противопоставить США в части истребителя с коротким взлётом и вертикальной посадкой, способным к вертикальному взлёту. А у американцев есть подобная модификация F-35 — F-35B. Она используется как в ВМС, так и в ВВС США.

В связи с этим заслуживает самого пристального внимания опыт Корпуса морской пехоты США в эксплуатации истребителей F-35B на борту десантных кораблей класса Wasp («Оса»). Данный корабль представляет собой мини-авианосец. Он может нести 20 истребителей F-35B или 6 истребителей F-35B и 12 конвертопланов MV-22B Osprey, а также 6 вертолётов. Кроме того, на его борту размещаются до двух тысяч морских пехотинцев.

 © regnum.ru

Стоимость десантного корабля класса Wasp составляет 750 миллионов долларов. Срок строительства — 2,5 года, срок испытаний — 2 года. Новейший американский атомный авианосец класса «Джеральд Форд» имеет, по самым скромным оценкам, стоимость 11−12 миллиардов долларов. Такой корабль вводится в эксплуатацию через 8 лет после закладки и несёт 90 самолетов и вертолетов. Также надо учитывать необходимость регулярного длительного и дорогостоящего ремонта атомного авианосца. Как говорится, почувствуйте разницу.

В варианте использования десантного корабля класса Wasp получается эффективный и дешёвый вариант проецирования силы вдали от метрополии.

Надо отметить, что военно-политическое руководство России озаботилось проблемой создания истребителя с вертикальным взлётом и посадкой. По словам вице-премьера Юрия Борисова, по поручению президента России Владимира Путина данный проект включён в государственную программу вооружений на 2018−2027 годы. Концептуально такие работы ведутся в Министерстве обороны РФ с 2017 года. Юрий Борисов считает, что до начала серийного производства нового самолёта понадобится 7−10 лет.

Большинство экспертов склоняются к мысли, что в основу разработки данной боевой машины лягут технологии ОКБ им. Яковлева. Об этой возможности говорил и Юрий Борисов на авиасалоне МАКС-2017.

Конструкторское бюро им. Яковлева ещё с советского времени активно занимается тематикой укороченного и вертикального взлета, и некоторые её разработки дошли до серии. Последним образцом в её линейке был истребитель вертикального взлёта Як-141. Самолёт продемонстрировал достаточно высокие характеристики, но по ряду причин не попал в войска.

По мнению большинства российских военных экспертов, совершенно нет необходимости ждать появления в ВМФ РФ новых авианосных кораблей. Истребителями с вертикальным взлётом и посадкой могут быть оснащены и корабли флота, способные нести вертолёты.

Кроме того, такой истребитель нужен и российским ВВС. Реактивный истребитель требует аэродром с хорошей взлётно-посадочной полосой. Однако подобных аэродромов небольшое количество, и они могут быть быстро уничтожены. Самолёты с вертикальным взлётом и посадкой в этом плане неприхотливы, они могут размещаться даже на лесной поляне, что резко повышает их выживаемость и даёт исключительную боевую устойчивость.

Кстати, общеизвестно, что появлению F-35B во многом способствовало сотрудничество американской компании «Локхид Мартин» с ОКБ им. Яковлева, имевшее место в 1990-е годы. По уровню технологии короткого взлёта и вертикальной посадки F-35B примерно соответствует нашему Як-141.

Таким образом, есть все основания полагать, что правильное сочетание основных решений проекта Як-141 с новыми компонентами и технологиями, полученными в ходе разработки истребителя пятого поколения Су-57, позволит российским конструкторам получить желаемый самолёт с высокими характеристиками. И это будет лучший в мире истребитель с вертикальным взлётом и посадкой.

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2719485.htmlЛюбое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.

  • 6
    Нет аватара Иван Кутузов
    17.09.1916:02:24

    Во, и сюда добрались фантазии с topwar — там сколько народу, столько и стратегов    

    • 2
      Нет аватара Штехель
      17.09.1921:00:57

      таки да, нет даже корабля авианесущего (есть только эскизный проект ) либо УДК, но самолет им подавай ). самое смешное это при наличии палубной авиации в лице су33 на стареньком Кузнецове, с полной системой обслуживания и снабжения на борту фантазеры хотят прикрутить на борт еще и су57 ) прям вот так легко взяли и вкрутили туда новый самолет )))

      даже пендосы таким не страдают, а если и страдают то и сами авианосцы модернизируют под использование новых ЛА .А у нас все просто главное самолет с вертикальным взлетом изобрести — как-нибудь взлетит и присядет ))) остально пыль ))

      • 1
        Нет аватара Иван Кутузов
        18.09.1912:32:50

        Слово «пиндос» пишется через «и». Еще во времена Чехова так называли раздражающих греческих переселенцев на российское черноморское побережье из тогда очень нищего района вокруг Пинда (см., например, повесть Чехова «Огни»).

        Потом уже, это слово как-то перешло на американцев.

  • 1
    Нет аватара kuffa
    17.09.1916:10:21

    Разрабатывайте, только за свой личный счёт. Объявите сбор средств между энтузиастами, и коли наскребете на пару авианосцев укомлектованных — почему нет. А так как известно у вояк хавалка безразмерная — им что не дай — все мало. Как детишки в магазине игрушек примерно себе ведут.

  • 2
    Нет аватара абрамыч
    17.09.1916:24:27

    Из статьи китайцев в СИНЕ Як (СУ) получил от америкосов 400 млн.баксов за разработку Ф-35.

  • 0
    Нет аватара Alkov
    17.09.1918:19:03

    У ЯК нагрузка никакая, наши вроде наоборот смеялись над амерами когда слили им чертежи.    

  • 1
    Нет аватара Захарка
    17.09.1922:08:27

    Справедливости ради — F-35B вертикально взлететь сможет разве что с полупустыми баками и неполным вооружением, ибо тяга маршевого двигателя даже на форсаже на вытягивает вертикальный взлёт.

    По сути, Як-141 — самолет, безусловно, интересный, но реального применения ему сложно придумать. Он не такой бесполезный, как тот же Як-38, но за счёт чудовищного расхода топлива на вертикальный взлет / посадку большой радиус полета и серьезная боевая нагрузка ему не грозит.

    • 0
      Нет аватара абрамыч
      18.09.1913:39:34

      У всех вертикалок-дронов,вертушек,многоразовых ракет Маска ,самолетов половина топлива уходит на взлет-посадку.

  • 0
    Нет аватара POLO
    17.09.1923:21:17

    Здорово над кармой надругались        конечно ожидал) но не так))) да и две статьи что рядом не могут вытянуть всех стучащих по минусам      

  • 1
    Нет аватара ratol
    18.09.1900:24:48

    Нет, не нуждается.

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,